Тантра Стремления Великого Деяния

Максим Обухов, 2023

Данная книга представляет собой гибридное произведение, сочетающее в себе философскую и психологическую теорию и практику, а также черты художественной литературы, где часть понятий выражены с помощью психологических терминов, а часть – с помощью образных эквивалентов.В книге рассказывается, как трудные жизненные ситуации и препятствия могут активизировать процессы самопознания и саморазвития, а также способствовать самоактуализации личности. Приводится альтернативная философско-психологическая теория самосознания как фундаментального когнитивного искажения, а также проводится параллель между принятием личных решений и современным понятием о Мультивселенной. Ещё, книга поможет Вам по-новому взглянуть на модель потребностей человека и интерпретацию сновидений, подскажет как распознавать в себе неадаптивные когнитивные и поведенческие установки, а также предложит приёмы психологической саморегуляции.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Тантра Стремления Великого Деяния предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 2. О Потребностях Начал.

Равновесие, компромисс между Телесным и Разумным подразумевает баланс между Потребностями этих двух Начал. «Базовые» Потребности исходят из Телесного, а Потребность в самопознании, саморазвитии и самоактуализации от Разумного, притом ради реализации Стремления можно временно «пренебречь» частью Потребностей Телесного. Эмоциональное же имеет потребностью выражение себя, самопроявление как самоцель, и им «пренебречь» сложнее.

Нужно уметь «договариваться» с Телесным, ведь оно наш носитель, единственный-и-незаменимый. Во времена Преодоления Препятствий при реализации Стремления может потребоваться задействовать все имеющееся ресурсы и не отвлекаться от важного. Тогда требуется составить устный «договор» с Телесным, «уговорить» его временно «потерпеть»: нужно определить реальные сроки и суть временно «приостанавливаемых» Потребностей Тела, а далее повторять как мантру. При невыполнении условий и сроков «договора» Разумного с Телесным, Телесное «отплатит» через психосоматическое. Страдание Телесного, затрудняет или максимально приостанавливает работу Разумного, потому что они едины-и-неделимы. Физические упражнения укрепляют Телесное и благоприятно влияют на Разумное. Физические упражнения — силовые и кардио — также не должны становиться самоцелью, а должны выступать как полезное подспорье для реализации Стремления. Если умеешь, сам составляй программу своих тренировок, учись разбираться в этом и всячески развивай свою Самодостаточность. Также, страданиям Телесного сопутствуют негативные переживания Эмоционального.

Избыточные Потребности Телесного или Наслаждения, в свою очередь, ослабляют Разумное. Взаимосвязь Телесного с Разумным не односторонняя, а как магистраль — работает в обе стороны. Излишне потакая Телесному, «слабеет» Разумное: человек чувствует «душевную пустоту», «опустошённость», а в крайних случаях апатию и депрессию. Человек непосвящённый начинает «питать» эту «пустоту» не тем «топливом» — продуктовым перееданием, религиозным, оккультным, ненужными развлечениями и потаканием собственным аддикциям — а «пустота», в свою очередь, только «растёт». Я предлагаю и основополагаю, что подобная «пустота» «заполняется» на Пути Стремления в Триединстве Направлений. Возможно, существуют и Иные Пути «заполнения пустоты», как, например, существует Путь Пустотности, концентрации на «отсутствии», но в рамках данной книги рассматривать будем только Путь, заявленный в названии.

Эмоциональное же присуще обоим Началам — Телесному и Разумному — но в большей степени Телесному. Думаю, что в большей степени Телесному от того, что Телесное более чувствительно к нему, легко «подкрепляется» Эмоциональным, при том, что не важен «полюс» эмоции — отрицательный он или положительный. Некоторые Эмоциональные привязанности могут быть настолько сильны, что ощущаются как Телесные! Предположительно, Эмоциональное появилось почти одновременно с Телесным, отдавая в предположении «старшинству» всё же Телесному.

Эмоциональное тяжелее чем Телесное поддаётся «контролю» или «договорённостям» с Разумным, что может дать ощущение, что Эмоциональное — третье Начало в человеческом (притом, что так и есть). Эмоциональное зачастую как «непослушная, своенравная лошадь», что «несёт» невесть куда и поддаётся «контролю» и осознанию только постфактум, посредством осмысления и глубокой рефлексии. Телесное легко возбуждается Эмоциональным, а способно положительно повлиять на Эмоциональное только вкупе с Разумным при медитативных практиках (более подробно о медитациях в соответствующей главе). А Разумное только после одного или нескольких Эмоциональных аффектов начинает быть способным к «выработке» иного паттерна поведения, или паттерна реагирования на триггерный стимул. Эмоциональное — «бурный поток», а Разумное «поворачивает» этот «поток» чуть в сторону. Если рассматривать какие-то негативные Эмоциональные аффекты как «вирус», то Разумное будет как «иммунная система», вырабатывающая к нему «антитела», иные формы поведения, реагирования на него. Ведь далеко не каждый «первобытный инстинкт» дозволителен и приемлем в разумном обществе (если дозволителен вообще). Посему нельзя сказать: «Мой ум — преступный!» — более точным будет сказать, что в таком случае Разумное слишком «слабое», «неразвитое», раз не может «договорится» с Телесным и не может «перенаправить» аффекты Эмоционального. И думаю, корни морально-этического берут не в милосердии и сострадании, и не в обострённом чувстве справедливости, а опять же в Разумном. Только рефлексируя можно истинно понять морально-этическое, либо же просто «интуитивно» это чувствовать в довербализированной форме. Как поступать «правильно», а как «неправильно» и почему, Субъект Познания должен понять сам, не все здесь идеи будут что называется: «Разжёваны и положены в рот — останется проглотить.» Копируя слово-в-слово Тантру, своего не открыть, должна быть работа Разумного-и-Сомневающегося.

Возвращаясь к Эмоциональному, при всех «сложностях», ему сопутствующих, оно остаётся важным регулятором жизнедеятельности Целого, как одно из Начал. Эмоциональное способно «зарядить» Телесное, что Телесное «забудет» даже на время о своих Потребностях. Также, Эмоциональное сопровождает любой Проблеск, инсайт, творческий порыв Разумного! Любую эмоцию, настроение или эмоциональное состояние можно использовать в Творчестве. С уверенностью можно сказать одно, Эмоциональное подкрепление также (или даже в большей степени) сильно, как и Телесное. Поэтому, Эмоциональное также имеет «статус» третьего Начала в человеческом, а его основная потребность — быть выраженным, проявленным. Потребности Эмоционального, как и неосознаваемые Потребности Разумного, изначально не вербализированы.

Тогда… тогда сама вербализация «принадлежащая» трём «мирам» — Телесного, Разумного и Эмоционального — как «обобщающая функция» может является тоже «зародышем» «нового» Начала. Или вербализация может быть понята как «слуга трёх господ» — Телесного, Разумного и Эмоционального — как сама суть сознания. От того, не владеющих «логосом» (а посему не имеющим сознания в нашем понимании), мы считаем «первобытными». Технически, сознание и является самой актуальной Самостью, которая здесь-и-сейчас.

А так называемых «волевых» усилий и состояний тогда нет вовсе, то, что мы считаем «волевым», по сути является сознательным. Пока мы какой-то когнитивный процесс «контролируем», «держим в уме», «проговариваем», до тех пор он и является «волевым».

Игнорирование, «подавление» Потребности Эмоционального — быть выраженным, проявить себя — также негативно сказывается на здоровье Целого. Непроявленное, «подавленное» Эмоциональное может изменить форму самовыражения и через время всё равно «вырвется на свободу», да так, что Телесному и Разумному «не поздоровится». При помощи Телесного, Разумного и обобщающей «функции» вербализации следует учиться «выпускать свою непокорную лошадь порезвиться на лугу» в разумных границах и приемлемых формах. Потребности любой части Целого важны для здоровой «жизнедеятельности»: с кем не можешь «договориться» или пришло время исполнить «клятву», выполняй неукоснительно. Но Разумное способно выбрать время, место и формы. На Пути важно, чтобы всё было «устроено».

И здесь нам на помощь приходит опыт культуры немотивированной агрессии из Империи-с-Острова — самовыражения посредством немотивированной агрессии. Это некая культурная «отдушина», исходящая из противопоставления и обособления Себя как субкультуры по отношению к обществу в целом. Культурная неотрадиция, позволяющая социально приемлемыми способами выражать скопившуюся внутри агрессию: через соответствующую музыку, песни, танцы, внешний вид и так далее. Следующий-по-Пути может как принадлежать к какой-либо субкультуре, так и не принадлежать, но разделать взгляды и пользоваться формами самовыражения одной из них. Ведь существуют и иные субкультуры, помогающие проявлять социально приемлемыми способами скопившиеся негативные эмоции, такие как страх, тревога, печаль и так далее.

Получается, и так называемое «выгорание» также нельзя называть единым, «выгорание» может быть как Телесным, так и Эмоциональным или Разумным. «Выгорание» Телесное наступает при истощении физическом, Эмоциональное при истощении эмоциональном, а Разумное — при истощении разума. «Лечение» — отдых «пострадавшего» Начала и восстановление временно утраченных Возможностей.

Также, возможно, что непроявленное Эмоциональное сильнее влияет на сновидения, их «яркость», то есть эмоциональную «окрашенность». Неудовлетворённые Потребности Телесного и Разумного также влияют на сновидения (подробнее в главе «Об анализе сновидений»).

На основании трёх предыдущих потребностей (Потребностей Начал) и самосознания возникает потребность в коммуникации, в коммуникативном взаимодействии. Разумное, отчасти осознающее себя при помощи сознания и частично выражающееся через самосознание, временами тяготеет к себе подобным, чтобы, например, задействовать процесс самоидентификации через сравнение себя с другими. Также, Разумное может здесь удовлетворить свою субпотребность в приобщении к опыту других людей, чтобы на основании его метаанализа и рефлексии получить новые варианты знаний. Да и вообще удовлетворить свою генерализованную субпотребность в переработке любой воспринимаемой информации. Эмоциональное же здесь стремится к самовыражению более сложных, социальных эмоций в процессе межличностного взаимодействия, например таких, как симпатия и антипатия по отношению к другому человеку или какой-либо социальной группе, сопереживание другому, социальная сопричастность, смущение, стыд, кринж (смущение или стыд, но уже за действия или высказывания других людей), социальное отвращение (неприятие или брезгливость по отношению к восприятию каких-то неприятных или непристойных действий или высказываний других людей) и так далее. Другими словами, социальные эмоции являются более сложным и комбинированным вариантом эмоций «базовых» и связаны с восприятием и личными ожиданиями от действий и высказываний другого человека или группы людей. А Телесное здесь стремится к удовлетворению субпотребности в интимной близости и получению иных телесных удовольствий.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Тантра Стремления Великого Деяния предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я