1. книги
  2. Саморазвитие / личностный рост
  3. Марина Арапиди

Жизнь по собственному сценарию. Как с помощью терапии перерешения найти путь к счастью и настоящему себе

Марина Арапиди (2025)
Обложка книги

«Не будь ребенком», «не чувствуй», «не будь собой». С этими запрещающими посланиями многие из нас сталкиваются в детстве. А потом вырастают и чувствуют себя одинокими и ненужными, сильными, но безрадостными, страдают от прокрастинации, не умеют говорить «нет» и боятся соглашаться, потому что не верят, что у них получится. Эта книга клинического психолога и регрессолога Марины Арапиди поможет вам изменить сценарий жизни принятием нового решения о себе, окружающих и мире вокруг. Основанная на транзактном анализе Эрика Берна и более чем 10-летнем опыте автора, книга помогает перестать повторять ошибки родителей и избавиться от разрушительных установок. В «Жизни по собственному сценарию» вы найдете 10 шагов терапии перерешения и 7 медитативных практик, которые помогут научиться договариваться с самим собой, слышать свои желания и избавиться от навязанных моделей поведения. В формате PDF A4 сохранён издательский дизайн.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Жизнь по собственному сценарию. Как с помощью терапии перерешения найти путь к счастью и настоящему себе» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1. История одного сценария, изменившего мир

Быть красивой — это вопрос не анатомии, а родительского разрешения.

Эрик Берн

Вы наверняка замечали, что история жизни человека запоминается лучше и вызывает больше эмоций, чем безликое повествование об эпохе, в которой он жил. Например, вы можете не вспомнить какие-то исторические события времен Ивана Грозного, но знаете, что это был импульсивный человек, который убил своего сына.

Различные истории о людях помогают соприкоснуться с собственным прошлым, давно забытым, заботливо сокрытым психикой в глубинных слоях памяти. Через них можно понять свои чувства и пофантазировать, как бы вы повели себя в похожей ситуации. И через это соприкосновение с вытесненным на разные глубины бессознательного — перепрожить опыт, который незримо определяет ход вашей жизни.

Эрик Леннард Бернштейн подарил нам теорию о сценарии[4] жизни, но, будучи первопроходцем, так и не смог изменить свой. Эрик родился 10 мая 1910 года в Монреале в семье врача Давида Гиллеля Бернштейна и писательницы Сары Гордон. Родители Эрика — выходцы из южных областей России и Украины — переехали в Канаду, спасаясь от еврейских погромов.

Глава семейства был человеком с большим сердцем. Он основал «Герцль» — бесплатную клинику для еврейских иммигрантов и беженцев — и лечил там тех, у кого не было денег. Жизнь и здоровье человека для него были высшей ценностью. Давид Гиллель умер, заразившись туберкулезом от пациента, когда Эрику было 10 лет. Мальчик решил, что, когда вырастет, станет врачом, как отец. И мать поддержала это решение. Наверняка и среди ваших знакомых есть те, кто, как и Эрик Бернштейн, скопировали в свой жизненный сценарий профессии родителей.

В 1935 году Бернштейн стал магистром хирургии, окончив Медицинскую школу Университета Макгилла. Он мечтал стать психиатром, однако в то время в Канаде для евреев существовал негласный запрет на такую престижную профессию. Чтобы осуществить мечту, Эрик переехал в США. Там он окончил интернатуру, получил американское гражданство и сократил свое имя до Эрика Берна.

В 1941 году молодой врач начал изучать психоанализ в Нью-йоркском психоаналитическом институте. Его первым учителем стал сам Пауль Федерн — яркий представитель эго-психологии и психоанализа. Он впервые описал эго как собственную идентичность — «Это я», отмечая, что одна и та же личность по-разному ощущает свое эго. Федерн стал первым психотерапевтом Берна — тогда в психоанализе еще не было запрета обучать и лечить одновременно. Интересно, что Федерн, как и отец Берна, бесплатно работал с теми, кто не мог оплатить курс психотерапии.

Еще до начала Второй мировой войны Берн увлекся изучением интуиции — функции бессознательного, которая неведомыми путями организует передачу знаний и ощущений друг другу. В военные годы он находился на службе в Медицинском корпусе. Одной из обязанностей Эрика Берна было проведение комиссии отслуживших солдат, которые готовились к демобилизации. Он был последним в комиссии докторов и задавал солдатам два вопроса: «Часто ли вы нервничаете?» и «Были ли у вас родственники с психическими проблемами?». Пока солдат проходил первых врачей, а его карта переходила от доктора к доктору, Берн наблюдал за ним, размышляя о его возможной гражданской профессии. При том, что ни интеллект, ни состояние рук увидеть на расстоянии он не мог, он с точностью до 30 % угадывал профессию плотника. О своем исследовании Берн написал в статье «Эго-состояние и интуиция». Ознакомившись с ней, руководители психоаналитического общества резюмировали: «Почитать бы вам классиков и проходить свой анализ, а не бесплотные фантазии развивать».

Берн также проводил психологическую разгрузку[5] в группе военных. В ходе этой работы он заметил, что у каждого человека есть три эго-состояния, определяющие, как он ведет себя с окружающими. Он назвал эти состояния Ребенок, Родитель и Взрослый.

Когда солдат говорил хлестко, безапелляционно: «Нам отдали приказ, и мы должны были стрелять», — в этот момент, по фантазии Берна, он мог быть похож на собственных родителей, ведь именно так, в приказном тоне, многие родители разговаривают со своими детьми.

Дальше военный переключался в другое состояние и спокойно продолжал: «Наступление началось в пять часов…» И это, по мнению Берна, было состояние Взрослого.

Затем тот же человек начинал плакать, вздрагивать, вспоминая, как рядом разорвался снаряд и осколком убило его товарища. Берн назвал это эго-состояние Детским: ведь ребенок обычно плачет, теряя что-то важное для него.

Так психотерапевт описал теорию о разных состояниях эго и их переключениях, которые можно заметить вербально (тембр, интонации голоса) и невербально (вздохи, покраснения кожи и др.).

Упражнение 1.

Прежде чем мы пойдем дальше, предлагаю научиться определять свои эго-состояния. Это классика из учебников по транзактному анализу, лучше которой пока ничего нет.

Вспомните, что произошло с вами за последние 24 часа:

1) Может быть, вы думали, чувствовали или вели себя так же, как когда-то в детстве? Запишите мысли и чувства о себе, людях и мире в целом. Возможно, даже получится вспомнить какие-то конкретные события. Например: вчера в магазине, когда кассирша уже пробила продукты, я поняла, что забыла кошелек. И мне стало стыдно, ведь человек потратил на меня свое время. Сейчас она узнает, что я не смогу расплатиться, начнет ругаться. Остальные люди в очереди решат, что я выдумала историю с кошельком, потому что у меня нет денег. Мое тело сжалось. Я вдруг вспомнила, как во втором классе искала в рюкзаке тетрадь с выполненным домашним заданием. Учительница наблюдала за мной и неодобрительно качала головой. Когда я поняла, что тетрадь осталась дома, и сказала об этом учительнице, та не поверила. Меня окатило кипятком стыда, я почувствовала себя такой беспомощной. Весь класс видел, как мне стыдно!

____________________________________________

____________________________________________

____________________________________________

Эта история поможет понять, когда вы находитесь в эго-состоянии Ребенка, и сознательно выбирать, из какого состояния хотите общаться с людьми.

2) Вспомните, когда находились в эго-состоянии Родителя: копировали поведение и эмоции ваших родителей или других родительских фигур — родственников, учителей. Запишите мысли и чувства, которые испытывали в тот момент.

____________________________________________

____________________________________________

____________________________________________

3) Запишите мысли и чувства, которые испытывали в эго-состоянии Взрослого. В нем вы находитесь, когда на происходящее вокруг реагируете взвешенно, обдуманно, как взрослый человек.

____________________________________________

____________________________________________

____________________________________________

Если вы впервые читаете об эго-состояниях, то вам будет непросто правильно соотнести с ними свои чувства и мысли. Это придет с опытом. Наблюдайте за собой, замечайте и анализируйте — и вы научитесь понимать, в каком состоянии психики сейчас находитесь. Это поможет вам лучше чувствовать не только себя, но и своего собеседника, выстраивать качественную коммуникацию с окружающими. В зависимости от ситуации вы сможете сознательно менять свое эго-состояние, а вместе с ним и свои поведение, лексику, эмоции.

Вернемся к Эрику Берну. После военной службы он продолжил изучать психоанализ в Психоаналитическом институте Сан-Франциско. Его вторым учителем и психоаналитиком стал Эрик Эриксон, автор работ о влиянии окружения на личность. Эриксон считал, что эго непосредственно отвечает за наши социальные связи, личностное развитие, уверенность в себе и ощущение идентичности. Он изучал, как внутрипсихическая жизнь — то есть наш контакт с самими собой — связана с нашим окружением.

Вы наверняка замечали, что иногда меняете мнение о себе в зависимости от того, что о вас думают другие. Представим ситуацию в магазине. Пятилетний ребенок закатывает истерику, потому что мама не хочет купить ему новую игрушку. Он лежит на полу, стучит кулаками и рыдает на весь магазин. «Какой же ты эгоист[6], только о себе думаешь!» — отчитывает его мама. Так родитель неосознанно передает ребенку запрещающее послание: «Не чувствуй». Если эта фраза звучит в жизни малыша слишком часто, он соглашается с тем, что он эгоист — человек, который стремится удовлетворить свои потребности. Во взрослой жизни он просто перестанет испытывать чувства, указывающие на эти потребности.

Ну а что может ответить мама, которая действительно не хочет или не может купить ребенку игрушку, спросите вы. В этой ситуации важно заранее проговорить ребенку цель похода в магазин — например купить продукты. «Ты можешь выбрать для себя одну шоколадку или сок. А еще помочь сложить мне вещи в корзину». Так можно избежать молниеносного вхождения малыша в эмоциональный штопор.

Если вы не успели обсудить с ребенком поход в магазин и он, услышав отказ, начал плакать, называйте его чувства и отражайте его состояние: «Тебе бы очень хотелось, чтобы я купила этого зайку. И ты злишься, потому что я не делаю этого прямо сейчас. Понимаю тебя. Мне жаль, что ты расстроен».

Ребенок может возмущаться еще какое-то время, но вы станете для него чем-то вроде «надежного контейнера», который отражает и выдерживает его чувства. Когда малыш успокоится, можно обсудить значимость этой игрушки и условия, при которых он ее получит. Или отказать. Ребенку важно научиться справляться с фрустрацией.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Жизнь по собственному сценарию. Как с помощью терапии перерешения найти путь к счастью и настоящему себе» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

4

Сценарий жизни — это неосознанный жизненный план, основанный на решениях, принятых в детстве, подтверждаемых родителями, оправдываемый последующими событиями и завершающийся выбранным жизненным путем.

5

Сейчас это называется дебрифингом и используется для того, чтобы ограничить развитие симптомов ПТСР.

6

Различаем эгоизм как здоровую позицию «Я есть» и как эгоцентризм «Я — центр Вселенной». Эгоист способен к сознательному выбору своей позиции: он понимает последствия своего выбора и готов к этой ответственности. Эгоцентричная личность не понимает, что может быть не так, как хочет она.

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я