Впервые Маркус Штокхаузен публикует книгу с собственными, часто очень личными текстами. Как трубач и композитор он является одним из самых разносторонних музыкантов нашего времени. С 1975 по 2001 год он интенсивно сотрудничал со своим отцом, композитором Карлхайнцем Штокхаузеном. С собственными проектами Маркус Штокхаузен концертирует на международном уровне. Он проводит множество семинаров на тему «Интуитивная музыка и многое другое», «Пение и тишина». Его интерес – «трансформация через звук».
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Во внутреннем саду. Афоризмы, стихи и тексты предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Из различных интервью об интуитивной музыке, медитации, тишине
Какова связь между музыкой и медитацией?
Они прекрасно дополняют друг друга. Я понял, что каждый из нас носит в себе тысячи шаблонов, которые, если он хочет достичь свободы, должны быть преодолены — и это очень хорошо можно сделать в тишине, в созерцании. Только когда завеса поднята, становится видимым то, что лежит за ней. Развиваться означает, что устраняется нечто, препятствующее видению. Если мы сравним все духовные традиции, то неизбежно придем к медитации. Она попросту является главным инструментом. (…)
Снова и снова я убеждаюсь в том, что музыка точно так же обладает возможностью оставлять время и пространство позади. Вы можете достигнуть новой интенсивности переживания, восприятия. Внезапно приходит это счастливое ощущение свободы. Там нет ни страха, ни беспокойства, вообще ничего. Только то, что есть сейчас — звук или тишина.
Недавно на семинаре был один пожилой господин, который уже имел большой опыт медитации. Он просидел на своем стуле целый день, пока мы пели, молчали и снова пели, и был совершенно погружен в себя. Потом я спросил его, что он испытал. Он сказал: «Я обнаружил новый способ познания внутреннего священного пространства». Я обрадовался, потому что в этом и есть мой подход — в том, что через звуки становится возможным непосредственный путь к тишине. Что-то произошло в звуке — и это резонирует внутри нас. Через некоторое время звуки стихают и мы входим в пространство, безмолвное пространство, которое, однако, сначала не безмолвное — ибо приходят воспоминания, мысли или ощущения.
Я пытаюсь добиться того, чтобы каждый ощутил себя как сознание. К примеру, я говорю: «Будьте сознательно осознанными, присутствуйте, будьте в центре себя». И тогда я позволяю каждому свободно почувствовать то, что является его центром. Из многих семинаров мне известно, что люди при этом ощущают себя весьма по-разному. Вы входите в это священное пространство тишины, и оно в некотором смысле не впечатляет, но оно свободно.
Что происходит на Ваших семинарах, когда люди поют или импровизируют друг с другом, уходят в тишину и снова поют — что-то гармонизируется между людьми?
Да. Уже после нескольких часов совместного музицирования устанавливается глубокое доверие между участниками. Ключ к тому — способность слышать. Когда я слушаю других, я также реагирую на них, и начинается общение. На пятьдесят процентов можно быть собой, со своими собственными идеями и чувствами, но в то же время — и это нелегко — нужно направить другие пятьдесят процентов внимания вокруг себя, на то, что в это время поют или играют остальные, какие тембры, какую звуковысотность они используют, и я решаю: играть мне выше или ниже, либо в той же позиции, хочу ли я что-то поддержать либо противопоставить и т. д. Есть много формообразующих элементов, которые мы можем использовать при создании музыки и которые можно выбирать осознанно.
Итак, речь идет об осознанности! В этом отношении интуитивное музицирование или совместное пение — это всегда тренировка сознания: сколько я принимаю от других и как я к этому отношусь? Это социальный процесс, который разворачивается в течение нескольких часов, одного или нескольких дней. Следует также отметить, что все это действительно доставляет удовольствие. Люди все больше приходят к осознанию и раскрытию собственной силы.
Что Вы ищите посредством Ваших новых форм музыкального взаимодействия?
Я хочу создать новые ритуалы! Больше, чем несколько праздников, которые празднуются раз в год. В каждом концерте, в каждой звуко-медитации есть что-то ритуальное. Основа заключается в единстве, в том, что группа людей хочет испытать что-либо совместно. Речь всегда идет о формообразовании, это композиция. Есть фаза разогрева, кульминация, в какую-то секунду затухание, моменты тишины между ними… всегда есть определенная конструкция, которая действует.
Практиковать подобное в социальном пространстве вместе с людьми, испытывающими ту же потребность — это поистине открывает путь. Это показывает, что существуют новые формы того, как можно праздновать жизнь посредством музыки, как мы можем праздновать себя в нашем творчестве, в нашей духовности, в нашей первобытной потребности единства. Самые важные и прекрасные моменты для меня — это когда музыка течет к другим людям, когда происходит общение.
Почему больше людей ходят на концерты, чем в церковь? Потому что музыка — это нементальное пространство. Она не обусловлена ментальными структурами, словами, фразами, понятиями. Музыка имеет другие структуры, но они не столь строго прописаны, они свободнее. Из-за этого она способна очень легко приводить к тишине. И наоборот, из тишины мы можем так же свободно создавать следующие звуки.
Для меня музыка — самое свободное пространство. И суть для меня такова: мы можем обновиться в нем. В тот момент, когда мы свободны от привычного содержания нашего сознания, от привычных идентификаций, мы создаем возможность обновляться и не возвращаться вновь к заранее продуманным, готовым формам, а снова и снова выходить из этого пустого пространства.
Чем для Вас является интуиция?
Интуиция — это непосредственное познание. Это значит, что я погружаю себя в состояние, в котором я прислушиваюсь, в котором я слышу внутренне и следую за своим восприятием. Это можно перенести на любые другие сферы жизни, но в музыке для меня это означает внутренне безмолвствовать, внутренне слышать следующий звук, следующий тон и затем реализовывать его.
А если Вы ничего не слышите и не чувствуете, я считаю очень важным не принуждать себя к действию, но действовать или играть лишь в том случае, когда Вы действительно чувствуете в этом потребность.
Вчера мы говорили о том, что достаточно увидеть следующий шаг. Вы не увидите всех шагов, которые должны затем последовать. Но распознать следующий шаг, сделать его с уверенностью и после этого знать: когда я сделаю следующий шаг, тогда я увижу и последующий новый; но я не должен знать его заранее.
А что делать, если не видно следующего шага?
Ждать. Не принимать поспешных неправильных решений, исходящих из разума, из внутреннего давления, что «нужно действовать сейчас и непременно, ибо внешние обстоятельства и окружающие вынуждают», нет, ждать. И сделать самое простое, самое надлежащее — например, расчистить место, навести порядок…
Когда ничего не знаешь — жди. И если по-прежнему ничего не знаешь — жди дальше и стань еще тише внутренне. И будь готов открыть себя наитию. Это может прийти даже из фразы, которую ты прочтешь в книге или журнале, или кто-то вдруг позвонит и даст подсказку. Это не обязательно придет изнутри. Вселенная говорит с тобой. Внезапно что-то трогает тебя или ты получаешь знак. Это тоже сюда относится.
Возможно, Вы могли бы также пояснить здесь для не-музыкантов, что именно подразумевается под «интуитивной музыкой». Многие, наверняка, думают: вот сейчас музыканты просто играют «как на душу ляжет»…
Это не было бы абсолютной неправдой. (смеется) Чувство руководит Вами во время игры. В интуитивной музыке я как музыкант сначала нахожусь в нейтральном положении, когда выхожу на сцену. У меня нет конкретного намерения, но я открываюсь вдохновению момента. Таким образом, звуковая структура развивается из первого тона, который непосредственно связан с этой ситуацией.
Когда я играю с несколькими музыкантами, каждый, естественно, привносит свою собственную энергию, свое воображение, свои игровые навыки. Это создает очень сложную, многоуровневую сеть импульсов, которые я все могу воспринимать — если могу, потому что это сложно. Голова также играет здесь роль, так как речь идет о расшифровке: что за аккорд сейчас играет другой, какую гамму, в каком ритме, в какой позиции? К этому следует отнестись как можно более осознанно. Если я не приму это во внимание, то буду как слон в посудной лавке.
Интуитивная музыка — это процесс, в котором Вы принимаете участие и даете себе место. Для этого эго должно быть в состоянии сделать шаг назад, чтобы дать другим столько же места, сколько Вы даете себе. Это социальное событие, которое требует большого внимания и чуткости, а также способности поддержать других с их идеями.
Таким образом, речь идет об определенной тренировке сознания, которая также является предпосылкой для интуитивного музицирования?
Именно! В дополнение к музыкальным навыкам требуются социальные навыки и определенный уровень чувствительности, иначе это не будет работать.
Вы однажды сказали, что хотите выразить прекрасное и истинное посредством Вашей музыки. Есть ли в ней место и для теневых сторон жизни?
Конечно, они тоже имеют свое место. Музыка живет напряжением и расслаблением, печалью и радостью, я могу расставить акценты и направить музыкальное развитие в деструктивном или позитивном направлении. Просто это соответствует моей натуре, что я хочу уравновесить и так называемые негативные вибрации жизни. Подобным же образом природа снова и снова стремится к восстановлению гармоничного состояния.
Кроме того, звуки могут затрагивать что-то очень глубокое внутри нас. В конечном счете, у всех нас есть внутри сущность, которая живет за пределами суетного, рассудочного уровня. Мы несем в себе этот зародыш — хотите ли Вы назвать его Абсолютом, Богом или Буддой. Музыка может дать нам доступ к этому Источнику. Как музыкант я вижу свою задачу в том, чтобы создавать музыку, которая способна что-то предложить людям в этом направлении.
Где Вы видите возможность интуитивной музыки?
Я вижу ее как чувствительную творческую область, которая все больше себя оправдывает наравне с классической или современной музыкой, джазом, фольклором и всеми другими типами музыки. Музыкант учится творчески обращаться со своим инструментом или голосом, прислушиваться к этому Внутреннему, к тому, что непосредственно пробуждается в нем и что он хочет выразить в настоящий момент.
Так вместе музицировать — подобно тому самому интимному, что Вы знаете из личной жизни. Именно во время совместной импровизации человек всецело раскрывает себя. Его воображение, его способность чувствовать, его способность общаться — все становится очевидным и вы очень близки друг другу. Многие избегают этой близости, боятся «выйти». Но для тех, кто отважится — это просто блаженство. Это еще одна форма любви.
Для меня это, если понимать серьезно, самый сложный способ создания музыки, но также самый естественный и полноценный. Я так выступаю за это, потому что я чувствую то свободное пространство, которое открывается, которое хочет быть заполненным. И на многих концертах я вижу, что аудитория полна энтузиазма и слушает, потому что каким-то образом чувствует, что происходит творческий процесс, и слушатель ощущает себя как его часть, даже если он сам не играет в это время. Но он переживает этот творческий акт в данный момент как нечто захватывающее, как нечто подлинное, в том числе и потому, что никто не знает точно, куда это все идет, что будет дальше. Аудитория внутренне вовлечена и забирает что-то домой от этого момента свободы, от этого чувства: творение происходит сейчас!
Вы говорили о том, что это важно и для других сфер жизни. Где Вы видите важность интуиции в наше время?
Я вижу ее везде, для каждого человека в его повседневной жизни. Я считаю важным, чтобы люди ездили в отпуск не один или два раза в год, но каждый день на двадцать минут или на полчаса — тогда бы они избавили себя (и других) от многих неприятностей. Если бы мы каждый день давали себе пространство, чтобы прислушаться к нашему Внутреннему, то у нас была бы своего рода система автокоррекции. Самые неотложные нужды, заботы, вещи, которые могут упускаться из виду, но которые должны быть удовлетворены, впоследствии снова дают о себе знать. И когда мы внутренне выходим в свободное пространство — свободное от того, что было, свободное от того, что будет дальше — и хотя бы двадцать минут молчим и прислушиваемся внутренне, становимся все безмолвнее, готовы сделать себя восприимчивыми, опустошить себя — то мы открываемся тому, что хочет сказать нам наша душа, наш дух, наше вдохновение, что целая Вселенная хочет нам сообщить.
Интуитивно улавливаются связи или приходит вдохновение, наитие о том, в каком направлении идти или что делать. Если следовать ему даже иногда, еще не вполне понимая, и познать это чувство, каково это, действовать интуитивно — или играть интуитивно как музыкант — то это будет нечто совсем иное, чем полагаться на подготовленное, на схематическое, на условное, на привычное.
Интуитивное всегда свежо, ново и соответствует ситуации. Существует разум, который больше нашего разума, который может обозревать вещи, видит и создает связи, непостижимые обычным умом. Интуитивное восприятие приводит к результатам, о которых мы иногда только впоследствии можем заключить: это должно было быть именно так, как произошло, а не иначе.
Итак, мы можем научиться обращаться с интуицией, с этим тихим внутренним наитием, тихим голосом. Он вовсе не громкий — скорее намек, часто едва уловимое чувство. Нужно распознать: как это ощущается, к чему следует внутренне прислушаться? Внутри есть много голосов, которые хотят от нас всяческих вещей, но надо узнать, различить их: нет, не это, а другое. И для этого мы должны стать безмолвными. Таким образом, можно развить интуицию, это тонкое слышание чувства, внутреннего голоса. Так Вы сможете создавать благоприятные ситуации, попадать в хорошие условия, а путь будет более гладким, без крупных аварий или несчастных случаев, и Вы будете чувствовать себя ведомым.
Вселенная, в сущности, хорошо относится к нам. Если ты узнаешь знаки, то всегда вовремя получишь предупреждение: «Будь осторожен, это неверное направление». Интуиция предупреждает тебя. Ты всегда получаешь знаки, и если ты пропустил их два или три раза, потому что не хотел слышать — да, если ты не хочешь слышать, то должен почувствовать. Тогда придется заплатить за это. Хорошо, это тоже работает, но во многих случаях этого не должно было быть. И именно здесь интуиция действительно полезна в практической жизни.
Все дело в том, что я должен верить: импульс, который я сейчас воспринимаю, является правильным, даже если я не могу распознать его полностью. Доверять наитию — это основа.
Интуитивное должно входить во все сферы общественной жизни, это дает смелость находить новые решения и идти новыми путями. В настоящее время мы испытываем несостоятельность старых способов на многих крупных уровнях, цепляясь за старые структуры власти или старые финансовые концепции, или преступность. Мы не продвигаемся здесь как человечество. И на это печально смотреть. По моему ощущению, мы находимся в ожесточенной борьбе, в которой силы сталкиваются друг с другом. На этой планете все еще происходят вещи, которые основаны на очень старых моделях, структурах страха, структурах власти. И сегодня мы боремся за то, чтобы повернуть руль в гармоничном направлении, в поддерживающем направлении, в направлении сообщества, в реальном социальном направлении.
Именно сегодня мы должны мобилизовать все силы и созидательным образом напомнить людям, что Источник находится внутри нас и что он хочет быть освобожден из-под всех этих завалов, что он бьет ключом и что каждый имеет доступ к интуиции и может действовать в согласии с ней.
Представьте себе просветленное общество, в котором каждый может следовать за собой и в то же время быть настолько внимательным и осознанным, чтобы воспринимать все происходящее вокруг, — конечно, мы никогда не сможем осуществить это на сто процентов, но все же в какой-то степени. Тогда наша интуиция будет постоянно согласовываться с настоящим моментом. Я воспринимаю, какова ситуация, и делаю свой следующий шаг, который соответствует этому моменту и этой ситуации. Я не действую только потому, что хочу этого или потому, что считаю это правильным, но я вижу, что бессмысленно здесь что-либо навязывать. Я делаю то, что в этой ситуации гармонично.
Мы можем свести интуитивное к очень простым критериям, которые каждый может сразу применить на практике: хорошо ли, по моим внутренним ощущениям, то, чем я занимаюсь или где я нахожусь? Или то, что я думаю, это хорошо? Хорошо ли это для меня или для моего окружения? Веду ли я себя так, чтобы окружающие меня люди чувствовали себя комфортно? Полезна ли для меня работа, которую я делаю? Позволяет ли она мне раскрыть мой потенциал? А если нет, то опять же я могу спросить: что было бы хорошо для меня или что я, собственно, хотел бы делать?
Это слово «собственно» (eigentlich), которое я люблю, потому что оно всегда указывает на самую суть во мне — собственно, я бы предпочел сделать это, собственно…
…Подлинное (das Eigene)…
Да, подлинное. И это называется творческим началом во мне. Это импульс, который хочет мне сказать: эй, не жди еще десять лет или еще двадцать лет, или не думай, что это исправит за тебя кто-то другой. Нет, ты должен победить себя, набраться мужества встать и сказать: «Довольно! Теперь я намерен встать за штурвал и осуществить то, что всегда хотел». И, как правило, это работает. Возможно, Вы испытаете трудный период или неопределенность, прежде чем силы перестроятся. Но кто хочет — тот добьется.
Источник: подборка интервью Reinhold Dyroff для творческого центра OASE, декабрь 2012; Michael Ishu Lohmann для Osho Times, январь 2014; Renata Keller и Anna-Katharina Dehmelt для журнала evolve Magazin für Bewusstsein und Kultur, http://www.evolve-magazin.de, январь 2015.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Во внутреннем саду. Афоризмы, стихи и тексты предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других