Убеждения приверженцев сунны и единой общины

Мухаммад ибн Салих ибн 'Усеймин

Вниманию читателя представлена книга «Убеждения приверженцев сунны и единой общины» с разъяснениями шейха Мухаммада ибн Салиха ибн ′Усеймина.Данный труд не является дословным переводом какого-то издания книги, однако в процессе подготовки было использовано множество источников для подготовки примечаний и сносок:· 16 уроков (в формате аудио) на официальном сайте шейха.· Книга, составленная по этим урокам «Итхаф уль-джама′а».· Книга, составленная по этим урокам «Шарх ′акыда ахли ссунна».

Оглавление

***
* * *

ДАЛЕЕ СКАЗАЛ АВТОР КНИГИ:

«Мы веруем в то, что «нет ничего подобного Ему! И Он — Слышащий, Видящий! Только Ему принадлежат ключи небес и земли; Он увеличивает удел, кому пожелает, и ограничивает (удел, кому пожелает). Поистине, Он о всякой вещи знает!»199

Разъяснение текста книги:

Мусульмане единогласны в том, что у Аллаха нет никакого подобия200. На это явно указывают коранические аяты. Например, Аллах сказал:

«Разве ты знаешь Ему соименного?»201

А также:

«Не придавайте же Аллаху равных, в то время как вы знаете»202.

Также и в разбираемом аяте Аллах сказал: «Нет ничего подобного Ему!»

У Аллаха нет подобия из-за Его совершенства и из-за того, что никто не может сравниться с Ним.

В этом аяте опровержение тем людям, которые уподобляют Аллаха творениям. Они говорят, что у Аллаха есть подобие. Да убережет нас Аллах от такого!

Во-первых, данное убеждение является заблуждением, так как люди, уподобляющие Аллаха творениям, на самом деле поклоняются не Аллаху, а своему идолу.

Ибн уль-Каййим203, да помилует его Аллах, сказал в поэме «ан-Нуния»: «Отрицающий атрибуты Аллаха (му′аттыль) поклоняется небытию. А уподобляющий Аллаха творениям (мумассиль) поклоняется идолу»204.

И это действительно так. Уподобляющий Аллаха творениям говорит: «Аллах подобен тому-то». Он поклоняется идолу, которого представил, но не Аллаху. А отрицающий атрибуты Аллаха (му′аттыль) поклоняется небытию, так как результатом его отрицания является то, что Аллаха не существует.

Во-вторых, данное убеждение противоречит аяту Корана. Если Аллах называет какое-то убеждением ложным, то оно является ложным.

Таким образом, данный аят полностью разрушает убеждения и тех, кто отрицает атрибуты Аллаха. В большинстве своем они, отрицая атрибуты Аллаха, оправдываются тем, что утверждение атрибутов — это уподобление Аллаха творениям. Но мы говорим, например, что у Аллаха есть глаза205, но они не подобны нашим глазам. Ведь Аллах говорит: «Нет ничего подобного Ему!»

Также мы веруем в то, что у Аллаха есть лик, но Его лик не подобен нашим лицам, ибо Аллах сказал: «Нет ничего подобного Ему!»

Таким образом, мы утверждаем основу смысла атрибутов Аллаха, но не уподобляем атрибуты Аллаха атрибутам творений.

Мы можем спросить у тех, кто обвиняет нас в уподоблении: «Есть ли у вас глаза?» Они ответят: «Да». Мы спросим: «А у ослов есть глаза?» Они ответят: «Да». Мы спросим: «Разве ваши глаза подобны глазам ослов?» Они ответят: «Нет». Тогда мы скажем: «Если такое различие присутствует даже между творениями, то как может не быть его между творениями и Творцом?!»

Более того, разница между творениями и Творцом еще более ясная, очевидная и великая! Разница между атрибутами творений — это разница в образе, однако разница между атрибутами Творца и атрибутами творений — это великая разница в самой сущности, в атрибутах и вообще во всем.

Таким образом, разбираемый нами аят разрушает аргументацию тех, кто отрицает атрибуты Аллаха. Ведь чаще всего эти люди в качестве довода в свою пользу говорят, что утверждение атрибутов Аллаха влечет за собой уподобление Аллаха творениям. Также аят разрушает убеждения тех, кто уподобляет Аллаха творениям, например, говорит: «Да, у Аллаха есть глаза, которые подобны нашим глазам». Благородный аят объявляет такое убеждение ложным. Если Аллах называет какое-то убеждением ложным, то оно является ложным.

Также в этом аяте упомянуто имя Аллаха «ас-Сами′» (Слышащий). Ученые указали на то, что это имя заключает в себе два смысла:

1. Отвечающий на мольбы;

2. Слышащий все звуки.

В Коране сказано:

«Поистине, Господь мой однозначно слышит мольбу»206.

В данном аяте слово «слышит» означает «отвечает». В данном случае человек ищет близости к Аллаху, упоминая тот факт, что Аллах отвечает на мольбы.

Также сюда относятся слова совершающего молитву, который (после поясного поклона) говорит: «Аллах слышит того, кто Его восхваляет». То есть Аллах отвечает на мольбы того, кто Его восхваляет.

Что же касается того, что Аллах слышит все звуки, то Аллах упоминает об этом в трех ситуациях:

а) иногда для поддержки;

б) иногда для угрозы;

в) иногда для того, чтобы просто указать на то, что Его слух охватил все сущее.

Что касается упоминания атрибута «слух» для поддержки, то Всевышний Аллах сказал, обращаясь к Мусе и Харуне:

«Не бойтесь, ибо Я с вами обоими, Я слышу (вашу речь) и вижу (ваши деяния)»207.

Здесь Аллах говорит: «Я слышу», — не просто для того, чтобы сообщить Мусе и Харуну о наличии у Него этого атрибута. Аллах говорит: «Я слышу», — то есть Я поддержу вас и помогу вам.

Что касается упоминания атрибута «слух» для угрозы, то Всемогущий и Великий Аллах сказал:

«Уже услышал Аллах речь тех, которые сказали: «Аллах беден, а мы богаты»208.

Этот аят является угрозой в их адрес, ибо далее Аллах говорит:

«Мы запишем то, что они сказали, и (также Мы запишем) убийство ими пророков без (никакого на это) права и скажем (им), (когда они окажутся в Аду): «Вкусите наказание Огня!»209

Такая же угроза встречается в словах Аллаха:

«Неужели они думают, что Мы не слышим их тайны и скрытые беседы?»210

В этом аяте слух также упомянут именно ради угрозы в их адрес.

Но иногда Аллах упоминает слух для того, чтобы просто указать на то, что Его слух охватил все сущее. Например, Всевышний Аллах сказал:

«Уже услышал Аллах речь той (женщины), которая выясняла с тобой (о Посланник), (вопрос) о своем муже и обратилась с жалобой к Аллаху. И Аллах слышал вашу беседу»211.

Именно поэтому ′Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Хвала Аллаху, слух Которого охватил все звуки. Я находилась в другой части комнаты, но все равно не смогла расслышать некоторые отрывки их разговора»212.

Это указывает на то, что слух Аллаха охватил все сущее. Когда ты говоришь в своем доме, Аллах слышит твои слова. Когда ты говоришь в обществе людей, то Аллах также слышит твои слова. Более того, Аллах знает даже о том, о чем ты говоришь про себя. И даже если ты что-то тихо шепчешь своим языком, то Всевышний Аллах слышит это.

Также в разбираемом аяте упомянуто имя Аллаха «аль-Басыр» (Видящий). Аллах упоминает этот атрибут для указания на два смысла:

1. Для указания на то, что Он обо всем знает.

2. Для указания на то, что Он все видит.

Всевышний Аллах видит всякую вещь, даже если она скрыта и находится далеко. Всевышний Аллах видит ее, и ничто не может скрыться от Его взора.

Однако иногда Аллах упоминает этот атрибут для того, чтобы указать и на Свое знание. Например, Всевышний Аллах говорит:

«И Аллах видит то, что вы делаете»213.

Также Аллах сказал:

«Поистине, Аллах видит рабов»214.

То есть Аллах знает о рабах.

Таким образом, мы должны уверовать в то, что у Аллаха есть имя «ас-Сами′» (Слышащий), и в то, что Он слышит все звуки. Также мы должны уверовать в то, что у Аллаха есть имя «аль-Басыр» (Видящий), и в то, что Он видит все, что происходит.

Далее Всевышний Аллах сказал: «Только Ему принадлежат ключи [макалид] небес и земли; Он увеличивает удел, кому пожелает, и ограничивает (удел, кому пожелает). Поистине, Он о всякой вещи знает!»

«Макалид» — это множественное число от слова «микляд», что означает «бразды правления».

Иначе говоря, бразды правления над небесами и землей находятся в руках Всемогущего и Великого Аллаха. Он распоряжается в них так, как пожелает, ибо Его не спрашивают о том, что Он делает, и никто не может отменить Его постановление. Мы просим Всевышнего Аллаха, чтобы Он даровал нам твердую веру в это!

Если человек уверует в это должным образом, то он будет доволен Аллахом и будет доволен тем, что предопределил ему Аллах из блага или вреда. Именно поэтому Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Сколь удивительно положение верующего! Поистине, всё в положении его является для него благом, и никому (не дано) этого, кроме верующего: если что-нибудь радует его, он благодарит (Аллаха), и это становится для него благом; если же его постигает горе, он проявляет терпение, и это (тоже) становится для него благом»215.

Если ты уверуешь в это должным образом, то ощутишь спокойствие. Спроси самого себя: являешься ли ты рабом Аллаха? Разве Аллаху не принадлежат бразды правления над небесами и землей?! Разве Всевышний Аллах не делает все, что пожелает?! Хвала Всевышнему Аллаху! Если Аллах испытает нас чем-то дурным, то Он дарует нам награду за проявленное терпение. Если же Аллах испытывает нас благоденствием, то Он проверяет нас:

«Это — из милости Господа моего, чтобы испытать меня: буду ли я благодарить (Его) или буду неблагодарным»216.

Именно поэтому говорят, что иногда испытание благоденствием страшнее, чем испытание чем-то плохим, ибо благоденствие толкает человека к заносчивости и неблагодарности. И мало тех людей, которые благодарят Аллаха за дарованные Им милости. Поэтому Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) даже сказал: «Клянусь Аллахом, не бедности я боюсь для вас, а боюсь я для вас мирских благ и того, что станете вы соперничать друг с другом из-за них, как соперничали те, которые жили прежде вас, и это погубит вас, как погубило их!»217

Правду сказал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)! Иногда человек чувствует, что для него лучше быть терпеливым бедняком, ожидающим награды Аллаха, чем богатым, изнеженным роскошью и беспечным. Всевышний Аллах говорит:

«Какое бы несчастье ни случилось, (оно происходит) не иначе, как только с дозволения Аллаха»218.

Если ты поймешь, что ты являешься рабом Аллаха и всё постигает тебя лишь с Его дозволения, то что ты скажешь? Ты скажешь: «Я уверовал во Всевышнего Аллаха! Я — раб Его, и Аллах делает то, что пожелает». Именно поэтому Всевышний Аллах сказал:

«А кто уверовал в Аллаха, сердце того Он (Сам) направит»219.

Один из крупнейших соратников Ибн Мас′уда (да будет доволен им Аллах) — человек по имени ′Алькама220 — говорил: «Речь идет о человеке, которого постигло несчастье, а он знает, что оно пришло от Всевышнего Аллаха, и поэтому остается довольным и предает себя Аллаху!»221

Далее Аллах сказал: «Он увеличивает удел, кому пожелает, и ограничивает (удел, кому пожелает)».

Удел — это дары Аллаха. Дары Аллаха бывают двух видов:

1) дары, которые поддерживают человека физически;

2) дары, которые поддерживают человека духовно.

К первым видам даров относятся еда, питье, одежда, жилье и тому подобные вещи. Ко вторым видам даров относятся знание и вера. Духовные дары Аллаха намного важнее Его физических даров. Если человек лишился некоторых физических даров, то он может жить дальше, а если он все-таки умрет, то Аллах лучше знает о его состоянии (в Последней жизни). Однако если Аллах даровал человеку духовные дары (веру и знание), то он умирает во благе.

Аллах увеличивает удел, кому пожелает, и ограничивает удел, кому пожелает, однако желание Аллаха связано с мудростью. Всевышний Аллах сказал:

«Но вы не пожелаете, если не пожелает Аллах. Поистине, Аллах — Знающий, Мудрый»222.

Если Всевышний Аллах пожелает чего-то, то никто не сможет отвернуть Его желание. Однако желание Аллаха связано с мудростью. Если мудрость Аллаха соответствует тому, чтобы расширить кому-либо удел, то Аллах расширяет ему удел. Если же мудрость Аллаха соответствует тому, чтобы ограничить кому-либо удел, то Аллах ограничивает ему удел.

Таким образом, Всевышний Аллах описал Себя как знанием, так и мудростью. Это указывает на то, что если Аллах желает чего-то, то Его желание строится на знании и мудрости.

Кто-то может спросить: «А в чем мудрость того, что удел некоторых людей расширен, а других — ограничен?»

Мудрость в том, что если бы Аллах расширил удел некоторых людей, то это стало бы причиной надменности и неблагодарности, поэтому Аллах, по Своей мудрости, сделал их удел тесным. Что же касается богатых людей, то, возможно, если бы Аллах ограничил их удел, то это стало бы причиной того, что они отдалились бы от своего Господа и отступили бы от веры. Всевышний Аллах сказал:

«И среди людей есть такой, кто служит (и поклоняется) Аллаху на грани (между верой и неверием) [имея слабую веру и сомнения]. Если его постигает добро [если он здоров и в достатке], (то) он успокаивается этим [продолжает быть покорным Аллаху]; а если его постигает искушение [испытание трудностями], (то) он отворачивается своим лицом [отступает от веры]. (Этим самым) он потерял (этот) мир и Вечную жизнь. Это и есть очевидная потеря!»223

Многие такие люди отступают от веры, когда умирает их возлюбленный или близкий родственник. Да убережет нас Аллах от такого! Они начинают гневаться на предопределение Аллаха и упрекать Его за Его действия. И среди людей есть такой, кто служит (и поклоняется) Аллаху на грани (между верой и неверием)! Например, к такому человеку приходит кто-либо и начинает внушать ему сомнения относительно поклонения и относительно Господа, и этот человек отступает от веры. Именно поэтому постоянно проси у своего Господа стойкости!

ПОЛЬЗЫ, ИЗВЛЕКАЕМЫЕ ИЗ ДВУХ АЯТОВ СУРЫ «АШ-ШУРА»224:

Во-первых, аяты указывают на то, что у Аллаха нет подобия. В аяте сказано: «Нет ничего подобного Ему!» У Аллаха нет подобия, ибо Он описан совершенными атрибутами и никто не может сравниться с Ним в них.

Во-вторых, в аятах содержится утверждение двух имен Аллаха: «ас-Сами′» (Слышащий) и «аль-Басыр» (Видящий). Также в этих аятах сообщается об имени Аллаха «аль-′Алим» (Знающий).

В-третьих, в аятах содержится утверждение Аллаху слуха и зрения, ибо Аллах сказал: «И Он — Слышащий, Видящий!» Ведь каждое имя Аллаха указывает на наличие у Него соответствующего атрибута225.

В-четвертых, в аятах содержится указание на всеобъемлющую власть Аллаха и на то, что Он распоряжается всем сущим. Ведь Аллах сказал: «Только Ему принадлежат ключи [бразды правления] небес и земли».

В-пятых, аяты указывают на то, что у Аллаха нет соучастника в этой власти. Мы извлекли такой вывод из слов Аллаха: «Только Ему принадлежат…».

В-шестых, Аллах сообщил о том, что «Он увеличивает удел, кому пожелает, и ограничивает (удел, кому пожелает)». Власть находится в Его руках. Например, когда мы видим богатого человека, то понимаем, что он разбогател лишь по воле Аллаха.

В-седьмых, Аллах может сделать чей-либо удел тесным.

Кто-то может спросить: «Есть ли какие-либо причины для расширения удела, помимо того, что человек выполняет какую-либо работу?»

Да, есть! Например, укрепление родственных уз. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Пусть каждый, кого порадует то, что удел его будет увеличен, а срок жизни — продлен, поддерживает связи с родственниками»226.

Этот хадис вызвал сложность в понимании у некоторых ученых. Они посчитали, что он противоречит словам Аллаха:

«И у каждой общины есть свой срок. И когда же придет их срок, (то) они не задержатся (от срока) ни на час [им не будет дана отсрочка] и не приблизятся (к сроку ни на час)»227.

Однако Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) здесь сообщил о том, что если ты будешь укреплять родственные узы, то Аллах увеличит твой жизненный срок.

Здесь не должно быть никаких проблем в понимании. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) побуждает нас укреплять родственные узы, хотя то, как мы будем вести себя в этом плане, было уже давно записано. Аллах уже записал, что такой-то будет поддерживать родственные узы, и по этой причине его жизненный срок уже был увеличен. Все это было утверждено еще до того, как Аллах сотворил человека. Также Аллах записал, что такой-то будет разрывать родственные узы, и по этой причине его жизненный срок уже был уменьшен.

Таким образом, мы говорим, что если бы человек, разрывающий родственные узы, не разрывал их, то он прожил бы, например, пятьдесят лет вместо сорока. Однако Аллаха изначально предопределил, кто из людей будет разрывать родственные узы, а кто будет поддерживать их. Аллах предопределил, что такой-то человек будет укреплять родственные узы, и предопределил, что посредством этого еще жизненный срок будет увеличен, однако сам человек не знает об этом.

Значит, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) побуждает людей укреплять родственные узы и сообщает о том, что это действие является причиной увеличения жизненного срока.

Конец ознакомительного фрагмента.

***

Примечания

199

Сура «аш-Шура», аяты 11—12.

200

Здесь и далее читатель увидит явное опровержение заблудшим группам, которые постоянно пытаются внушить людям, что приверженцы сунны (ахлю ссунна) уподобляют Аллаха творениям. Они обвиняют приверженцев сунны в этом, чтобы внушить людям страх пред их убеждениями, но здесь читатель увидит настоящие взгляды приверженцев сунны в этом вопросе.

201

Сура «Марьям», аят 65.

202

Сура «аль-Бакара», аят 22.

203

Шейх, имам Абу ′Абдуллах, Мухаммад ибн Аби Бакр ад-Димашки, более известный как «Ибн Каййим аль-Джаузия» (691 г. х. — 751 г. х.) — великий ученый, знаток исламского вероучения, фикха и его методологии, толкования Корана, арабского языка и других исламских наук. Отличался набожностью и богобоязненностью, высоким интеллектом и мудростью, неутомимостью и решительностью в опровержении ереси и заблуждений.

204

См. «аль-Кафия аш-Шафия», 1/22; «ас-Сауа′ик аль-мурсаля», 1/148.

205

Аллах сказал: «И сделай (о Нух) ковчег пред Нашими глазами и по Нашему внушению» (Сура «Худ», аят 37). А также: «И терпи (о Мухаммад) до решения Господа твоего! Ведь, поистине, ты на Наших глазах» (Сура «ат-Тур», аят 48). Сообщается со слов Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Каждый пророк обязательно предостерегал свою общину от одноглазого лжеца (ад-Даджжаля). Поистине, он — одноглазый, а, поистине, Господь ваш не является одноглазым». Аль-Бухари, 7408; Муслим, 2933. То есть у Аллаха два глаза, и они такие, как подобает Его величию, и они не подобны глазам творений.

206

Сура «Ибрахим», аят 39.

207

Сура «Та Ха», аят 46.

208

Сура «Али ′Имран», аят 181.

209

Сура «Али ′Имран», аят 181.

210

Сура «аз-Зухруф», аят 80.

211

Сура «аль-Муджадиля», аят 1.

212

Аль-Бухари передал эти слова без цепочки передатчиков в своем достоверном сборнике. См. книга единобожия, глава о словах Аллаха: «И (ведь) Аллах — Слышащий, Видящий». С полноценной цепочкой передатчиков этот хадис передали Ахмад, 6/46; ан-Насаи, 3460; Ибн Маджа, 188.

213

Сура «аль-Худжурат», аят 18.

214

Сура «Али ′Имран», аят 15.

215

Муслим, 2999, со слов Сухейба ар-Руми.

216

Сура «ан-Намль», аят 40.

217

Аль-Бухари, 6425; Муслим, 2961, со слов ′Амра ибн ′Ауфа.

218

Сура «ат-Тагабун», аят 11.

219

Сура «ат-Тагабун», аят 11.

220

Абу Шибль, ′Алькама ибн Кайс ибн ′Абдуллах ибн Малик ан-Наха′и — великий имам, один из крупнейших учеников сподвижников.

221

Передал ат-Табари в своем толковании Корана, 23/12. Также см. «Тафсир Ибн Касир», 8/161.

222

Сура «аль-Инсан», аят 30.

223

Сура «аль-Хаджж», аят 11.

224

Речь идет об 11-ом и 12-ом аятах, которые были разобраны выше.

225

То есть имя Аллаха «ас-Сами′» (Слышащий) указывает на наличие у Аллаха слуха, а имя Аллаха «аль-Басыр» (Видящий) указывает на наличие у Него зрения.

226

Аль-Бухари, 2067; Муслим, 2557, со слов Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах).

227

Сура «аль-А′раф», аят 34.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я