Трое друзей семи лет — Вера, Вовка и Ванечка — попадают в Музыкальное королевство. Это волшебный мир, который живёт по своим особенным законам. Здесь можно встретить героев сказок, мультфильмов и песен, познакомиться с говорящими животными, растениями или предметами. Музыка влияет на все события, происходящие с героями. Незаметно для себя они постепенно познают мир музыки. В пути их ждут новые знакомства. Каждый из них встречает замечательных друзей и совершает много добрых дел. Преодолев все преграды и трудности, они возвращаются домой с твёрдым намерением стать музыкантами. *** Через волшебные приключения дети постигают азы музыкального развития. В этом может помочь «Музыкальный словарик для путешественников по Музыкальному королевству». В конце каждой главы даётся рекомендация к прослушиванию и QR-код, через который можно услышать данный музыкальный пример. Книга подходит для индивидуального и семейного чтения.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Приключения трёх друзей в Музыкальном королевстве» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Часть 5. Приключения Ванечки и его удивительные встречи
Глава 19. Чудесный сад
Если вы помните, добросердечная Баба-яга подарила Ванечке балалайку для веселья и ступу, чтобы он мог путешествовать с удобствами, и вот теперь он летел в этой самой ступе и любовался видом с высоты птичьего полёта. Музыкальное королевство было удивительным! Сверху прекрасные дворцы и замки были похожи на красочные фотографии в журналах. Гость музыкальной страны часами любовался незабываемыми картинами.
Как-то юный путешественник увидел внизу прекрасный сад. Он просто манил к себе. Казалось, что кто-то шепчет на ушко: «Иди к нам, иди к нам!» Пока мальчик раздумывал, спуститься или нет, ступа ринулась вниз. Не успел наш лётчик опомниться, как она с треском шмякнулась у самого входа в сад. Двери приветливо распахнулись, и вся троица — Ванечка, ступа и балалайка — вошли внутрь.
Какая чудная картина возникла у них перед глазами! Они шли по прямой, как стрела, дорожке, которая освещалась разноцветными фонариками, отчего казалось, что она светится. Вдоль дорожки росли прекрасные розы самого разного цвета: красные, розовые, жёлтые, белые, синие и, даже, фиолетовые. Время от времени гости проходили через воротца из цветов, на которых вверху были прикреплены фонари в форме лилии. Со всех сторон раздавались певучие голоса. Казалось, будто это цветы поют.
Ванечка стал вспоминать, как же называется одним словом, когда много народу поют все вместе?
— Хор, — вдруг услышал он и оглянулся.
Прямо на цветке сидела маленькая девочка с крылышками. Она улыбнулась и продолжила:
— Группа людей, которые поют все вместе — это ХОР.
— Как замечательно поёт ваш хор! — восхитился Ванечка. — Так и хочется сочинить для вас какую-нибудь песню. Жаль только, нот не знаю.
— Кхе, кхе, — скромно кашлянула ступа. — Позвольте спросить, что это за местность такая?
— Это Сад вдохновения, — ответила девочка. — Я — муза. Этот цветок — мой дом. Смотрите, сколько здесь цветов, и в каждом живёт муза.
— Так это был хор ваших подруг, а не цветов, как нам сначала показалось, — догадался Ванечка.
Он пригляделся и, действительно, на всех соседних цветах сидели, стояли, танцевали, подпрыгивали маленькие музы. Девочки-музы запели и закружились в воздухе.
Руки сами потянулись к балалайке, но мальчик досадливо поморщился и положил инструмент на траву. Столько вопросов вертелось в голове. С какого же начать?
— А кто такие — музы? — спросил, наконец, Ванечка свою новую знакомую.
— Муза — это музыкальная фея. Она дарит вдохновение.
— А что это такое «вдохновение»? — немедленно сказал Ванечка.
— Композитор сочиняет музыку. Когда муза дарит ему вдохновение, у него в голове легко возникают прекрасные мелодии, только успевай записывать в нотную тетрадь. А бывает, что он садится, к примеру, за фортепиано, и музыка сама льётся из-под пальцев.
— Здорово! — сказал мальчик. — А как же музы попадают к композиторам?
— Они получают в подарок цветок из нашего Сада вдохновения. Муза вылетает из цветка и начинает танцевать. Её подопечный начинает сочинять или исполнять что-то замечательное, и тогда все говорят: «Его посетило вдохновение!»
Вдруг пение смолкло, и раздались взволнованные голоса:
— Тревога! Тревога! В саду — враги! Скорее прячьтесь, музы!
В один миг все музыкальные феи разлетелись по своим цветам и притаились. Ванечка, на всякий случай, спрятался за розовый куст. На дорожке показались две странные личности. Это были Лень и Скука. Лень шёл, не разбирая дороги, и зевал на ходу. Ему было так лень поднимать ноги, что он еле-еле их передвигал и пинал цветы, которые попадались ему на пути, а то и вовсе наступал на них. То и дело слышались слабые крики маленьких фей. Скука шёл с кислой миной на лице, время от времени зевая, и от нечего делать размахивал длинным прутом, сшибая им головки цветов. Потом он остановился, ухватил ближайшую ромашку и стал срывать розовые лепестки, бросая их на землю. На всякий случай поясню, что у «садовой ромашки» головка цветка крупнее, чем у полевой, а лепестки могут быть не только белыми, но и розовыми и, даже, малиновыми.
К Ванечке подлетела знакомая муза и зашептала на ушко:
— Надо остановить Скуку и Лень, иначе они погубят любое вдохновение. Все будут лежать целыми днями на диване, лениться и плевать в потолок от скуки. Некому будет писать стихи или сказки, сочинять песни и музыкальные пьесы.
Она тихо вздохнула и добавила:
— Вся надежда на тебя, милый мальчик, выручай!
Он кивнул, подумал немного и что-то прошептал ступе. Та вдруг со стуком и скрипом выскочила на дорожку, поднялась в воздух, покрутилась на месте и пронеслась несколько раз мимо незваных гостей. Из кустов выскочил Ванечка с балалайкой в руках и как заиграет! Мелодия сама из-под пальцев так и брызжет в разные стороны. Ступа пошла в пляс.
Скука заинтересованно посмотрел на музыканта и танцовщицу и сказал:
— Ух, ты! Вот это да! Гляди, как деревянное ведро выплясывает!
Лень открыл глаза и удивлённо переводил взгляд с Ванечки на ступу и обратно, затем медленно произнёс:
— Ты, что ли, хозяин? А оно на дальние расстояния летает?
— Ещё как! — с подъёмом ответил хозяин. — Хотите покататься?
— А можно? — оживился Скука. — Сколько стоит?
— Бесплатно! Для друзей ничего не жалко! — объявил Ванечка. — Сидишь себе в ступе, ничего не делаешь, скучать никто не мешает. Красота!
Лень посмотрел на ступу и пробурчал:
— Так в неё ещё залезть надо, а мне — лень.
— Не вопрос, — ответил Ванечка. — Я могу тебя подсадить.
С этими словами он подмигнул ступе, и та смирно встала рядом с клиентами.
Разместив Лень и Скуку в ступе, мальчик шепнул ей:
— Отнеси ты их на болото, к Кикиморе на перевоспитание. Передай цветок и привет от Ромашки.
Ступа взвилась в небо и под вопли пассажиров понеслась по заданному маршруту. «Это вам за «деревянное ведро, неучи», — сердито подумала она и сделала пару крутых виражей в воздухе. Вопли стали громче.
А в чудесном саду, между тем, праздновали освобождение от врагов. Музы радостно пели и водили хоровод вокруг Ванечки, а тот стоял в центре и играл на балалайке совершенно новую зажигательную мелодию. Новоявленный музыкант никак не мог понять, откуда у него умение придумывать такие классные мелодии и играть их так виртуозно?
— Это мой тебе подарок, — сказала его знакомая маленькая фея. — Теперь я — твоя муза. Учись нотной грамоте, трудись прилежно, и тогда ты сможешь записать свои мелодии, чтобы другие люди тоже смогли их исполнять. Ты станешь замечательным композитором и будешь работать всегда с вдохновением.
Мальчик от всей души поблагодарил свою музу за щедрый дар, и они вместе пошли гулять по саду, любуясь цветами и слушая хор прекрасных голосов.
РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОСЛУШИВАНИЮ
«Музыка», музыку написал Георгий Струве на слова Иры Исаковой — детский хор.
Глава 20. Печальная история
Ванечка и его собеседница мирно прогуливались по саду, как вдруг увидели печальное зрелище — у бедной розы опадали лепестки.
— Что с ней случилось? — спросил мальчик.
— Этот цветок вместе с музой был подарен музыканту. Он так красиво играл на скрипочке! СКРИПКА — особенный инструмент. У него высокий красивый голос. Скрипач водит смычком по струнам, и льётся мелодия нежная и певучая.
Муза грустно вздохнула и продолжила свой рассказ:
— Но что-то случилось, и скрипачу стала больше не нужна скрипка, и без надобности — вдохновение. Может, он заболел и не может больше играть, а, может, просто не хочет больше трудиться, подружился со скукой и ленью, и музыка стала ему не нужна. Цветок вернулся в сад вместе с бедняжкой-хозяйкой. От тоски брошенная муза погибла, потому и облетают лепестки её цветка. Его дни сочтены.
— Как это печально, — вздохнул Ванечка.
— Смотри, не забывай про меня, ведь теперь моя жизнь зависит от твоего старания, — промолвила маленькая фея и вручила мальчику цветок — розу удивительного нежно-сиреневого цвета.
— Не забуду, — серьёзно сказал мальчик, прижимая его к груди.
Рядом что-то шмякнулось в траву. Это вернулась ступа с рапортом, что задание выполнено, пленные по месту назначения на перевоспитание доставлены. Пришло время покидать чудесный сад. Ванечка стоял в ступе, крепко прижимая к себе одной рукой балалайку, другой — цветок, и смотрел, как чудесный сад внизу становится всё меньше и меньше, и, наконец, он исчез совсем. Вокруг плавали облака, белые, как молоко.
— Интересно, что ждёт нас дальше? — подумал он.
РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОСЛУШИВАНИЮ
«Тема Шехерезады» из 1 части симфонической сюиты «Шехерезада», композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков — соло скрипки в сопровождении симфонического оркестра.
Глава 21. С добрым утром!
Ванечку разбудили прекрасные звуки музыки. Он открыл глаза и потянулся.
— С добрым утром! — улыбнулся он.
Балалайка тренькнула в ответ, роза закивала своей сиреневой головкой, а ступа скрипнула. «Никогда не думал, что в ней так удобно спать», — подумал мальчик и тихонько погладил деревянную стенку. Дело в том, что ступа, как и все волшебные предметы, имела особые свойства. Она могла увеличиваться и уменьшаться по мере надобности. В этот раз она не только выросла в размерах, но и предоставила удобную кроватку, так что наш путешественник выспался от души.
Лучи солнца ласково коснулись лица, и Ванечка сладко зажмурился.
— Какое прекрасное утро! — с чувством сказал он. — А что это за музыка звучит?
— Как, вы не знаете? — прочирикал пролетающий мимо жаворонок. — Это «УТРО» композитора Эдварда ГРИГА. Он сам из Норвегии.
Сообщив информацию, птица полетела дальше. Мальчик слушал музыку и любовался прекрасной картиной восхода. «Замечательно, просто замечательно!» — думал Ванечка, слушая последние аккорды оркестра. — Композитор Эдвард Григ — надо запомнить!
В следующую минуту Ванечка снова открыл глаза, огляделся и обнаружил себя в кроватке, как будто и не вставал. «Что это такое? — изумился он. — Я же уже просыпался буквально пять минут назад!» Всё также звучала музыка Грига. Солнечные лучи снова осветили небо.
— Постой, погоди! — окликнул Ванечка пролетающего мимо знакомого жаворонка.
Далее, в процессе разговора, выяснилось, что они попали в зону острова Вечного восхода. Музыка «Утра» каждый раз всё повторяется и повторяется, и все, кто её слышат, каждый раз заново встречают восход солнца. Жаворонок выложил всё, что знал и улетел.
— Кажется, мы попали в западню, — сказал мальчик, расстроенно глядя на прекрасные картины внизу.
В следующую минуту юный путешественник снова обнаружил себя проснувшимся в кроватке. Он даже вставать не стал, всё равно через пять минут он заснёт и заново проснётся.
— Ступа, а почему ты не летишь, ведь ты же никогда не спишь? — спросил Ванечка.
— Музыка и на меня действует, я впадаю в транс. Только и хватает сил, что дрейфовать в воздухе и не падать, — вздохнув, ответила та.
— А если я, к примеру, буду громко играть на балалайке и петь, это поможет?
— Можно попробовать, если ты сумеешь её перекричать.
«Ага, — подумал путешественник, — в основном, музыка звучит тихо и только в середине оркестр не жалеет сил».
— Лети сюда! — крикнул Ванечка жаворонку.
Тот подлетел и прочирикал:
— Что-нибудь ещё?
— Уважаемый жаворонок, ты можешь одолжить мне немного пуха?
— Ты что, ощипать меня вздумал?! — возмутился пернатый и улетел.
Мальчик в очередной раз проснулся и тут же стал думать, как же быть? Он взял розу, понюхал её, и тут услышал знакомый тихий голосок:
— А зачем тебе понадобился птичий пух?
На цветке сидела его знакомая Муза вдохновения. Ванечка обрадовался и начал горячо объяснять:
— Понимаешь, мне нужно вставить в уши бируши, чтобы не слышать музыку, пока оркестр играет тихо. Тогда я смогу громко петь и играть на балалайке, и мы сможем потихоньку двигаться вперёд.
— Оторви два листочка и сделай из них бируши, — предложила муза.
— Как же я могу? Цветок погибнет, и ты тоже! — Ванечка покачал головой.
— Мы погибнем, если тебя оставит вдохновение. Не волнуйся, листочки отрастут заново.
Проснувшись, Ванечка быстро сделал из листков розы бируши и, как следует, заткнул себе уши. «Ага, ничего не слышно», — подумал он, взял балалайку и заиграл. Он играл так вдохновенно, так радостно, что ступа, встрепенувшись, быстро помчалась вперёд. Знакомый жаворонок припустил за ним. Ванечка сбился со счёта, сколько раз он просыпался, брал балалайку и самозабвенно играл и, даже, пытался петь. Когда оркестр набирал силу и был слышен даже сквозь бируши, он переставал играть, ступа дремала, а жаворонок садился мальчику на плечо и отдыхал. Потом всё начиналось сначала.
С каждым новым рассветом путешественники всё ближе и ближе подлетали к границе острова Вечного восхода. Наконец, настал момент, когда музыка «Утра» Грига вдруг исчезла. Прошло пять, десять, пятнадцать минут, но ничего не изменилось. Ступа замерла в воздухе и отдыхала после великой гонки. Ванечка упал на кровать и провалился в сон.
Путешественник проспал несколько часов. Наконец, наш герой открыл глаза и по привычке прислушался. Рядом звучали ликующие трели жаворонка. Увидев, что мальчик проснулся, он подлетел к нему, сел на плечо и прочирикал:
— Благодарю тебя, мой юный друг, ты спас меня! Я уже и не надеялся, что смогу вырваться из этих невидимых силков. Если тебе когда-нибудь понадобится моя помощь, свистни три раза, и я прилечу, даже если буду на другом конце Музыкального королевства.
С этими словами жаворонок взмыл в небо и снова запел, а компания полетела дальше.
РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОСЛУШИВАНИЮ
«Утро» из симфонической сюиты «Пер Гюнт», композитор Эдвард Григ — «Утро», Э. Григ.
Глава 22. Коварный рояль
Ванечка смотрел на пейзаж с высоты птичьего полёта. «Какой же всё-таки великий создатель — природа! Такая красота сама просится на холст художника, а ведь музыка — лучший художник!» — думал маленький музыкант, а пальцы сами наигрывали на балалайке какой-то новый мотив.
Одна прекрасная картина сменяла другую. Вдруг его ослепила тысяча солнечных зайчиков. Он на мгновенье зажмурился, потом осторожно приоткрыл один глаз. Внизу что-то сверкало, сияло, искрилось. Словом, мальчик просто не смог устоять перед собственным любопытством и начал спускаться вниз.
Ступа умело приземлилась, и глазам открылась удивительная картина. Прямо на улице, можно сказать, в чистом поле, стоял великолепный, огромный РОЯЛЬ. Он был чёрный, лакированный, с золотой и серебряной отделкой, которая сверкала так, что солнечные зайчики разбегались во все стороны, переливаясь в лепестках цветов, в листьях дальних деревьев, в каждой травинке. Ванечка подошёл к роялю и открыл крышку. Его поразила КЛАВИАТУРА, которой, казалось, не было ни конца, ни начала. Мальчик помнил, что музыкальный руководитель у них в садике говорила, что на клавиатуре всего шесть октав с хвостиком. Октава — это семь нот. Вот эти семь нот должны повториться шесть раз. Но тут Ванечка насчитал двенадцать с половиной октав. «Клавиатура-великан», — подумал он озадаченно. Ни с того, ни с сего мальчиком овладело жгучее желание что-нибудь сыграть, его просто с бешеной силой потянуло к клавиатуре.
— Я здесь! — крикнула Муза вдохновения, вылетевшая из цветка.
Это помогло Ванечке прийти в себя и отойти от инструмента на безопасное расстояние. «Что-то здесь не так», — подумал юный путешественник.
Внезапно он почувствовал чей-то настойчивый взгляд, повернулся и увидел медведя, сиротливо сидящего среди ярких жёлтых цветов. Тот внимательно смотрел на мальчика, потом, поняв, что его обнаружили, махнул лапой и решительно направился к новому гостю. Медведь был большой такой, но почему-то абсолютно не страшный. Может, потому, что взгляд у него был совсем не злой. Ванечка, поскольку он был младше, первым поклонился и поздоровался. Мишка вздохнул, и вдруг слеза скатилась с его щеки и упала на траву. На этом месте мгновенно вырос жёлтый цветок.
— Ах, как же ты похож на моего друга! — грустно сказал он и, спохватившись, ответил. — Здравствуй.
— А что случилось с вашим другом? — спросил Ванечка.
— Он подошёл к этому роялю и что-то сыграл на нём одним пальцем. И тут бедный мальчик превратился в одну из этих КЛАВИШ!
И медведь уронил на траву ещё одну слезинку. И снова на этом месте вырос жёлтый цветок. Ванечка оглядел огромную лужайку и поражённо воскликнул:
— Неужели все эти цветы выросли на слезах? Сколько же народу здесь горевало!
— Много, — согласно кивнул медведь. — Я тут уже давно сижу и наблюдаю, как этот коварный рояль превращает всех в свои клавиши. Всю голову сломал, как помочь моему другу?
Ванечка подумал-подумал и решил: «Придётся к бабушке Яге за помощью обращаться». Он взял балалайку и провёл пальцем по струнам, затем набрал в лёгкие побольше воздуха и крикнул:
«Избушка, куриные ноги,
Скорее беги по дороге!
Помощи жду от Яги,
Милому, Яга, помоги!»
После этого мальчик уселся на траву и пригласил мишку располагаться рядом.
***
Медведь и Ванечка мирно сидели на лужайке и беседовали. Время летело незаметно. Вдруг послышался стремительно приближающийся громкий топот. Ступа встрепенулась и взлетела посмотреть, кто же это такой громкий?
— На подходе избушка на курьих ножках, — отрапортовала она.
Через несколько минут на лужайку выскочила избушка, пронеслась мимо Ванечки и медведя, чуть не сбив ступу, сделала круг по лужайке и вдруг встала перед роялем, так резко затормозив, что дверь внезапно распахнулась, и оттуда вылетел орущий кот, а Баба-яга повисла, зацепившись за порог. Метлу вынесло в трубу. И лишь сова была невозмутима.
— Тпру-у, окаянная! — завопила хозяйка. — Объявляю посадку вприсядку!
Избушка опомнилась, резво отбежала от рояля и присела. Бабуся, кряхтя, сошла на землю и повернулась к сове:
— Лети-ка, поищи кота!
Затем она свистнула, на зов примчалась контуженая метла и смирно легла около ступы, ведь у старых друзей всегда найдётся, о чём поговорить. Тем временем, получив от милого поцелуй в щёку за встречу, Баба-яга уселась прямо на траву и велела рассказать, в чём проблема?
Пока медведь излагал, как было дело, сова нашла кота и вернулась обратно. Прицелившись с минутку, она безо всяких церемоний бросила его в ступу, чем вызвала бурный протест. Увидев, что на его действия никто не обращает внимания, серый проныра оглянулся. Ага, метла вольготно разлеглась на травке. Непорядок! Кот давно мечтал покататься один, а тут такой шанс! Воровато оглянувшись, он прыгнул на метлу. Та, спросонья не разобравшись, кто на ней сидит, взмыла ввысь, а когда поняла, решила так накатать усатого, чтобы ему на всю оставшуюся жизнь хватило.
К этому времени рассказ был окончен. Баба-яга подняла глаза и сильно удивилась, с чего бы это метла такие пируэты выписывает? Она поискала глазами избу и вдруг закричала не своим голосом:
— А ну, кыш, окаянная! Ты чего это удумала?!
Изба шарахнулась в сторону и виновато присела. Оказывается, наша избушка долго стояла у рояля, сражённая его красотой. Клавиатура так и манила её к себе. Баба-яга поймала её в тот момент, когда она, согнув курью ножку, уже готова была нажать на клавишу. Вот так героиня русских народных сказок чуть не осталась без жилья.
Было выдвинуто предложение ехать к племяннице Бабы-яги — Василисе Премудрой — за советом. На том и порешили. Кот запросился в ступу к Ванечке, сама бабуля решила лететь на метле, медведя же, как почётного гостя, пригласили прокатиться в избушке. Сове поручили показывать дорогу. Друзья очень быстро и с комфортом добрались до Василисы Премудрой. Особенно повезло медведю. Избушка любила бегать по прямой, не разбирая дороги, так что дорогой гость ощутил на себе все прелести похода в домашних условиях. Его бросало из угла — в угол, от стенки — к стенке. К концу поездки мишка решил, что может смело записываться в космонавты.
Наконец, компания прибыла к воротам города, где правила Василиса Премудрая. Город был обнесён высоченной стеной из серого камня. Ворота, хоть и были деревянными, смотрелись очень внушительно. Они жили своей жизнью, и сами по себе открывались и закрывались.
— Ну, что, пойдём? — сказал Ванечка, выпрыгивая из ступы.
Друзья уже хотели было войти, но тут из ворот вышла нотка с хвостиком в сопровождении какой-то загогулины, похожей на рогатку, и вежливо сказала:
— Здравствуйте, уважаемые гости! Я — НОТА, зовут меня ВОСЬМАЯ. Я буду вашим секретарём на время пребывания в нашем городе.
Мальчик с интересом рассматривал новую знакомую и представил, как её можно нарисовать в нотной тетради. Сначала пишешь кружочек и закрашиваешь его. Потом от него с правой стороны рисуешь вверх палочку, и, наконец, наверху опять же, вправо делаешь хвостик. «Занятно», — подумал будущий композитор.
Секретарь критически осмотрела прибывших гостей и сказала:
— Все виды транспорта оставляйте у ворот!
— Ко-ко-ко! Как это у ворот?! — закудахтала избушка на курьих ножках.
— Указ вышел от Василисы Премудрой — после того, как Емелина печка задавила две восьмые ноты — транспорт в город не пускать! — пояснила секретарь.
Пришлось избушке, ступе и метле остаться у ворот.
РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОСЛУШИВАНИЮ
«Старый рояль», музыка А. Ермолова на слова М. Загот — рояль, клавиши.
Глава 23. Удивительный город
Что путешественников поразило больше всего, так это обилие сцен на улицах. Через каждые три-четыре дома обязательно стояла красивая, яркая сцена с настоящим занавесом, а некоторые, даже, со спецэффектами. Чаще всего сцена не пустовала. На ней выступали артисты.
— В нашем городе, — голосом телевизионного диктора заговорила Восьмая, — сделано всё для блага её жителей — восьмых нот. Раньше с нами не считались, потому что мы — короткие ноты и короткие звуки. Мы очень быстро звучим, и поэтому более длинные ноты относились к нам высокомерно. Но ведь мелодия без восьмых нот скучна и неинтересна! Именно мы, короткие ноты, придаём музыке волнение или восторг! Секретарь-нота так разволновалась, что уронила указку. Галантный Ванечка тут же поднял её и подал Восьмой, чем вызвал благодарную улыбку. Загогулина-рогатка молча смотрела на всех и лишь переводила взгляд с одного на другого.
В это время со сцены, мимо которой гости проходили, раздались ритмичные звуки БАРАБАНОВ И МЕДНЫХ ТАРЕЛОК. Все остановились и повернули головы. На сцене стояли две УДАРНЫЕ УСТАНОВКИ, на которых мастерски играли две восьмые.
— Ничего себе! — воскликнул Ванечка и пожалел, что оставил балалайку в ступе.
Он будто прирос к сцене, так ему понравилось увиденное. К сожалению, сова его восторгов не разделяла и нетерпеливо замахала крыльями.
Группа двинулась дальше, но через четыре дома снова остановилась. На этот раз сцена была выдержана в золотых тонах. Из-за кулис выскочили две восьмые с электрогитарами и активно заиграли, время от времени делая различные гимнастические кульбиты. Это было так захватывающе, так здорово, что наши зрители зааплодировали. Кот не выдержал, выскочил на сцену и заорал не своим голосом, запел, значит. Баба-яга радостно захлопала в ладоши: «От шалун, а?» Она замахала рукой и закричала:
— Давай-давай! Знай наших!
— И-ех, отвёл душу, — сказал довольный артист, вернувшись в дружеские ряды.
— Предлагаю пройти дальше, — приветливо сказала нота-секретарь, и все тронулись за ней, но, как вы уже догадались, далеко не ушли.
Тёмно-красный занавес был закрыт, но музыка уже звучала. Ванечка даже подумать не мог, что голос трубы может быть таким нежным. Тяжёлая материя поехала в стороны, и все увидели двух трубачей на авансцене. Когда занавес открылся второй раз, на лесенке стояли два певца. И кто бы мог подумать, что голоса могут так прекрасно сочетаться со звуками трубы?
— Милой, — громким шёпотом спросила Баба-яга, — почему эти восьмые всё время парами выступают?
Восьмая услышала вопрос и поспешила ответить:
— Восьмая не может звучать одна, их обязательно должны быть две. Вот вы, бывает, слушаете музыку и хлопаете в ладоши все вместе, чётко — раз-два, раз-два. Это вы отхлопываете каждую ДОЛЮ. Мы — нотки короткие, и на один «раз» приходится две восьмых. Поэтому они всегда вдвоём.
— Но вы же одна! — возразил Ванечка.
— Для таких случаев существуют паузы, то есть, молчание в музыке. Я всегда хожу в паре с ВОСЬМОЙ ПАУЗОЙ, — секретарь показала на загогулину-рогатку, которая её сопровождала. — Видите, у неё рта нет? Это потому, что она всегда должна молчать.
После этих слов восьмая пауза активно замигала своими круглыми глазами. Словно в подтверждение сказанного, на сцене новая пара восьмых играла на синтезаторах.
— Смотрите, клавиатура, как у рояля, — подал голос медведь, — только какая-то маленькая.
— Точно, всего три октавы, — подтвердил Ванечка.
Они двинулись дальше за Восьмой-секретарём и её напарницей — Восьмой паузой.
— А сейчас мы с вами идём на шародром, — сообщила экскурсовод. — Это — любимое увлечение жителей нашего города.
— А что это такое — «шародром»? — удивился медведь, услышав незнакомое слово.
ВОСЬМАЯ НОТА засмеялась и побежала вперёд. За ней, естественно побежала ВОСЬМАЯ ПАУЗА, следом — Ванечка, за ним — кот. Последней, верхом на медведе, ехала Баба-яга, не привыкшая к бегам. Сова преспокойно летела, как обычно. Оказалось, что шародром — это как аэродром, только на нём не самолёты взлетают, а шары с корзинами, в которых сидят отважные восьмые. Ванечка, задрав голову, смотрел на удивительное зрелище. Поражённая сова приземлилась Бабе-яге на голову, да там и замерла.
Вдруг раздались крики. Все забегали, показывая вверх. Гости задрали головы и увидели, как один шар, видимо, лопнул в воздухе, и корзина, набирая скорость, стремительно неслась к земле. В ней, судорожно вцепившись в края корзины, стояли две восьмые и часто-часто кричали: «Ой-ой, ой-ой!» Ванечка, быстро сообразив, крикнул:
— Сова, спаси восьмых!
Та вопросительно повернулась к Бабе-яге и, получив утвердительный кивок, полетела на выручку. Внизу собравшаяся на крики толпа увидела, как большая птица летит наперерез падающей корзине. Никто даже не понял, в какой именно момент она успела подхватить горемык.
Корзина с грохотом упала на землю где-то за городом. Все в ужасе замерли. И тут появилась сова, которая держала в лапках двух насмерть перепуганных восьмых. Она сделала плавный круг и опустила подруг на землю. Первая половина народа бросилась их обнимать, вторая — двинулась к сове с тем же намерением. Та взлетела, от греха подальше. Поскольку до совы было не дотянуться, все лавры достались её друзьям. Ванечку и кота подбрасывали вверх, Бабу-ягу и медведя прямо заобнимали. Кататься на шарах герои отказались, деликатно сославшись на то, что они по воздуху уже налетались на своём личном транспорте, оставленном за воротами. Трое из них сказали чистую правду, ну, а медведь отказался в целях безопасности. Тогда, в знак признательности, для них устроили салют.
РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОСЛУШИВАНИЮ
«Вариации ударных» (фрагмент), композитор Б. Бритен — группа ударных.
Глава 24. Сольный номер
В честь дорогих гостей быстренько организовали концерт на площади. Сцена была очень большая, широкая. Декорации создавали ощущение космоса, чего-то необычного, ошеломляли своими красками, которые были похожи на металлические полосы и пятна, и переливались на солнце. Над огромной площадью была натянута разноцветная сетка. Создавалось ощущение замкнутого пространства, то есть, зрительного зала-гиганта. Единственным недостатком, как считала Баба-яга, было то, что все зрители стояли. Зато это не мешало им пускаться в пляс тогда, когда им этого хотелось.
Первыми выступала рок-группа из шести музыкантов. К ним присоединилось трио восьмых, которые пели очень красивыми, сильными голосами, чисто выводя мелодию. Всем очень понравилось. Однако медведю сразу же стало интересно, почему восьмых три, а не две?
— Бывают музыкальные произведения или песни, где на счёт «раз» звучат сразу три восьмые, — учтиво объяснила Восьмая-секретарь. — Но это бывает редко.
Тем временем на сцене группа балерин-восьмых исполняли «ТАНЕЦ МАЛЕНЬКИХ ЛЕБЕДЕЙ» из балета «Лебединое озеро», музыку которого написал композитор Пётр Ильич ЧАЙКОВСКИЙ. Бабе-яге сразу же захотелось узнать, что такое «БАЛЕТ»? Секретарь доброжелательно улыбнулась и сказала:
— Это такой спектакль, где артисты всё время танцуют под музыку и обо всём рассказывают через движения танца.
— Так они что, и рта не открывают? Совсем ничего не говорят и, даже, не поют? — удивилась Баба-яга.
— Конечно, только танцуют. Девочек, которые выступают в балете, называют БАЛЕРИНАМИ. А их пышная юбочка называется «пачка».
Рассказчица показала на экран огромного кинопроектора, установленного на площади для всеобщего обозрения:
— Вот он какой, балет!
На экране балерины белыми птицами порхали по сцене, вытягивая носочек и делая плавные движения руками. Пышные юбочки мягко колыхались в такт движениям. Баба-яга притихла, сделалась какой-то задумчивой. В это время балетную группу, завершившую свой танец, никак не хотели отпускать со сцены. Зрители снова и снова кричали: «Бис! Браво!» На сцену выставили целую дюжину корзин с цветами. Наконец, публика добилась своего. Зазвучала волшебная музыка Чайковского, и все, затаив дыхание, стали ждать «маленьких лебедей».
И тут зал поразила новая балерина, выскочившая на сцену. Сказать, что кот окаменел, значит, ничего не сказать. Он буквально впал в кому и повис на медведе. Сова гукнула и замерла в воздухе, забыв шевелить крыльями, в результате чего свалилась вниз. А Ванечка просто открыл рот и забыл его закрыть. На сцене Баба-яга, в пуантах на ногах и пачке поверх своей собственной юбки, пыталась исполнить «Танец маленьких лебедей». Зал очумело наблюдал за новой артисткой. Серый, наконец, обрёл способность двигаться и кинулся за кулисы, откуда пытался дотянуться до балерины, но безрезультатно. В конце концов, он появился на сцене в белом платьице и потихоньку начал теснить лебедя к кулисам. Наконец, артисты скрылись со сцены. Две минуты зал поражённо молчал, а потом вдруг взревел. Все встали и бешено аплодировали, вызывая на поклон, но артистка больше не появилась.
РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОСЛУШИВАНИЮ
«Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро», композитор Пётр Ильич Чайковский — балет, балерина.
Глава 25. Концерт продолжается
Объявили антракт, перерыв по-нашему. Баба-яга с котом ушли в буфет, приходить в себя с помощью чая. Медведь с совой просто отдыхали от шума, облюбовав дерево, то есть медведь — под деревом, а сова — на суку.
Ванечка вёл умные разговоры с секретарём Восьмой нотой и её напарницей Восьмой паузой.
— Мне рассказывали, что композитор — это человек, который сочиняет музыку, — сказал Ванечка. — Например, Чайковский.
— Совершенно верно, — согласилась Восьмая нота. — ПЁТР ИЛЬИЧ ЧАЙКОВСКИЙ — это известный всему миру русский композитор, который жил очень давно. Он так любил детей, что написал для них целый сборник музыкальных пьес, а назвал он его «ДЕТСКИЙ АЛЬБОМ». Слышишь? Это звучит «МАРШ ДЕРЕВЯННЫХ СОЛДАТИКОВ» из «Детского альбома».
Ванечка прислушался. Действительно, звучал знакомый марш. Мальчик часто слышал эту музыку, но не знал, что написал её Чайковский.
— Какой интересный композитор! — воскликнул Ванечка. — Надо будет обязательно познакомиться с его сочинениями.
Восьмая пауза согласно заморгала.
За разговорами не заметили, что антракт уже закончился. В этот момент подскочил взъерошенный кот и закричал:
— Смотри! Смотри!
Мальчик повернулся и удивился — одна блестящая фигура держала четыре восьмых. Она крутилась, переворачивалась, но ни разу не уронила ни одной нотки. Ей с воодушевлением захлопали. Всех покорила группа цирковых артистов. Акробаты на батуте в синем блестящем трико синхронно прыгали, выполняя всякие сложные перевороты. Затем вышла восьмая-иллюзионист, которая из одной превращалась во множество восьмых. Последним выскочил дрессировщик с весёлым слоном-танцором, очень понравившимся всем зрителям. Одна девочка-восьмая с косичкой даже выскочила на сцену, чтоб потрогать артиста, но подруга-пауза её увела.
Баба-яга очень устала стоять, всё-таки дама в возрасте уже, и решила посидеть на медведе, но он пропал. Она забила тревогу. Сразу всполошились все — и Ванечка, и сова, и, даже, кот. Забыв про концерт, друзья побежали разыскивать мишку. Обыскали все соседние дворы, но большого друга нигде не было. Уже не знали, что и думать, но тут прилетел профессиональный разведчик — сова. Она привела всех к фонтану. Там они его и нашли — одинокого и очень грустного. Друзья окружили мишку, встревоженно спрашивая, что же с ним случилось, и почему он ушёл с такого интересного концерта?
— Просто я очень скучаю по своему другу, — ответил он.
И тут всем стало ужасно стыдно. С этими развлечениями они совершенно забыли, зачем сюда прибыли. Ванечка сходил к месту концерта и нашёл секретаршу с паузой.
— Вам не понравился наш концерт? Вам не понравился наш город? — встревожилась она, а пауза нервно завращала глазами.
— Да, нет, и концерт у вас очень интересный, и город замечательный! — успокоил их мальчик. — Вы нас простите, но нам нужно срочно попасть к Василисе Премудрой. У нас очень, ну, просто, очень важное дело!
Восьмая пауза подошла к ноте-секретарю и быстро-быстро заморгала глазами.
— Да успокойся, я уже и сама всё поняла, — сказала та подруге и повернулась к гостям. — Следуйте за нами!
РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОСЛУШИВАНИЮ
«Марш деревянных солдатиков» из цикла «Детский альбом», музыку написал Пётр Ильич Чайковский — композитор П. И. Чайковский, «Детский альбом».
МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛОВАРИК ДЛЯ ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ КОРОЛЕВСТВУ
ВОСЬМАЯ НОТА — короткая по звучанию нота, считается «раз» или «и». Выглядит: закрашенный кружочек, с правой стороны прямая палочка вверх от кружка, на конце палочки — хвостик вправо.
ПАУЗА — молчание в музыке.
ВОСЬМАЯ ПАУЗА — молчание в музыке, равное восьмой ноте, считается «раз» или «и». По виду напоминает рогатку.
ДОЛЯ — это равномерные акценты в музыке, сильные и слабые.
ХОР — группа участников, которые поют все одновременно, то есть, все вместе.
СКРИПКА — струнный музыкальный инструмент маленького размера, на котором играют смычком. Входит в струнную группу симфонического оркестра. Имеет высокий, нежный голос.
БАРАБАН — ударный музыкальный инструмент. По нему ударяют двумя палочками.
МЕДНЫЕ ТАРЕЛКИ — ударный музыкальный инструмент, представляет собой два металлических диска, которые ударяют друг о друга.
РОЯЛЬ — клавишный музыкальный инструмент. Благодаря большому размеру, может звучать громче, чем пианино. Входит в состав симфонического оркестра.
КЛАВИАТУРА — все клавиши вместе. Содержит шесть октав плюс несколько клавиш.
КЛАВИША — продолговатая пластина белая или чёрная. Нажимая на неё, мы получаем звук.
БАЛЕТ — спектакль, в котором артисты только танцуют, сюжет и чувства передают через движения танца.
БАЛЕРИНА — девочка, танцующая в балете.
КОМПОЗИТОР — человек, который сочиняет музыку.
ЧАЙКОВСКИЙ ПЁТР ИЛЬИЧ — великий русский композитор, живший очень давно.
РИМСКИЙ-КОРСАКОВ НИКОЛАЙ АНДРЕЕВИЧ — великий русский композитор, живший очень давно.
ГРИГ ЭДВАРД — известный норвежский композитор, живший очень давно.
«ДЕТСКИЙ АЛЬБОМ» — цикл пьес для детей Петра Ильича Чайковского.
«УТРО» — музыкальное произведение из симфонической сюиты «Пер Гюнт» Эдварда Грига.
«ШЕХЕРЕЗАДА» — это симфоническая сюита Николая Андреевича Римского-Корсакова.
«МАРШ ДЕРЕВЯННЫХ СОЛДАТИКОВ» — пьеса из цикла «Детский альбом» Петра Ильича Чайковского.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Приключения трёх друзей в Музыкальном королевстве» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других