Сибирь и Урал — огромные российские регионы, древние, величественные и разнообразные. Здесь есть горы, реки, степи и густые таёжные леса. Почти тысячу лет в Западной Сибири и на Северном Урале живут отважные охотники и рыболовы — ханты и манси, два очень близких друг другу народа. Несмотря на суровый и холодный климат, их сказки полны тепла и любви к своему краю. Мы можем научиться у хантов и манси бережному отношению к природе, животным и птицам. «На дружбе весь наш мир держится!» — так говорят местные охотники. В формате PDF A4 сохранён издательский дизайн.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Торум и кедровый посох. Ханты-мансийские сказки» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Торум и кедровый посох
Давным-давно это было. Жил в берестяном чуме мудрый и могучий старик Торум. Только не на земле он жил, а на небе — в пушистых облаках стоял его чум. У Торума была густая белая борода, в крепкой руке он носил кедровый посох. Сколько лет тогда Торуму было — уже никто не узнает, и где он теперь — никому неведомо.
Могучий старик ходил в тёплой шубе, сшитой из гладкого, как стрела, меха оленя. На ногах его были надеты кисы, пёстрые, как шкурка бурундука. А посохом своим умел Торум всякие-разные чудеса делать.
Смотрит однажды он с облака на землю и видит — нет на ней никого. Ни зверя, ни птицы, ни человека. Пустая стоит тайга, только могучие кедры в ней шумят-перешёптываются, гремят бурные реки и снегом потихоньку тайгу заметает.
Чум. Жилище коренных народов севера
— Нехорошо, когда пусто в тайге, — решил Торум. — Засиделся я в своём чуме, пора бы и землю навестить.
То́рум. Верховный бог у хантов
Спустился он по верёвочке с облака вниз и побрёл по тайге. Воздух в таёжном лесу был морозным. Вышел Торум на большую поляну, набрал веточек сухих, сложил в кучку. Поднял могучей рукой с земли два камня, один большой, а второй — маленький. Ударил старик камень о камень — высек искру, веточки как вспыхнут! Вот и первый огонь на земле получился.
Глины набрал, мягкого мха. Вылепил из глины мужчину и женщину, изо мха шубы им сделал, одел, чтоб не мёрзли в тайге, кисы им смастерил. Взмахнул Торум кедровым посохом — вот и первые люди на земле появились. Стоят, по сторонам озираются, слушают, как тайга шумит.
Ки́сы. Меховые сапоги, обувь охотников
— Вот вам морошка и дикая малина, ешьте их. Вот вам кедр, на кедре — шишки с орешка-ми-семенами, сытные, собирайте, сколько захотите. Пейте воду из бурных рек, грейтесь у костра, ловите рыбу калыданами, — так молвил им Торум.
— Одной морошкой и рыбой сыт не будешь, — забеспокоились первые люди. — Охотиться хотим!
Тайга. Густые дикие леса на севере Евразии и Америки
Улыбнулся Торум:
— Будет вам охота!
Снова взмахнул он своим кедровым посохом — вот и луки крепкие, и стрелы с костяными наконечниками в руках у первых людей.
Морошка. Сладкая северная ягода
Пошёл Торум по тайге дальше. А на кого людям охотиться-то? Сел на поваленную берёзу, задумался. Взмахнул в третий раз посохом, смотрит — побежали мимо олени, волки, лисы, выдры, зайцы, соболи, барсуки, еноты… Птицы полетели — кедровки, снегири, дятлы, глухари. Живности стало видимо-невидимо! И про медведя Торум не забыл. Слышит, вдалеке рёв медвежий раздаётся.
Снова улыбнулся Торум:
— Здравствуй, дедушка-медведь!
Калыда́н. Рыболовная сеть у хантов и манси
Позвал Торум таёжных зверей к поваленной берёзе. Подбежали к нему олень, волк, лиса, выдра, заяц, барсук, бурундук и медведь. Навострили уши, принюхиваются, с лапы на лапу переминаются.
— Олень! — говорит Торум. — Будут у тебя длинные и быстрые ноги, и будешь ты сбрасывать свои красивые рога. Сумеешь ты в тайге каждую корягу, каждую кочку перескочить, каждый бугор перелететь. Приручат твоих собратьев, привыкнут они в большом стаде жить, человеку верными друзьями станут.
— Хорошо, — сказал олень.
— Волк! У тебя будут острые зубы, и охотиться ты станешь с целой стаей твоих сородичей. Обходи стороной человечьи поселения, остерегайся капканов, не пугай охотников, и будет род твой здоров и невредим.
— Хорошо, — сказал волк.
— Лисица! Ты будешь самым хитрым зверем в тайге. Носи рыжую шубу, охоться на зайцев и куропаток, остерегайся ловушек и охотников. Как родятся у тебя лисята, обучи их охотиться и делать себе норы.
— Хорошо, — сказала лисица.
— Выдра! Ты будешь и на земле, и в воде жить. Станешь деток своих малых рыбой кормить, на спине научишься плавать. Человек тебе не враг будет.
— Хорошо, — сказала выдра.
— Заяц! Твоя шкурка будет менять цвет. Летом она будет серой, а зимой — белой. На снегу тебя не видно будет, от лисы сможешь прятаться.
— Хорошо, — сказал заяц.
— Барсук! Ты будешь ночным зверем. Днём будешь в своей норе прятаться, ночью — на охоту выходить.
— Хорошо, — сказал барсук.
— Бурундук! Ты будешь маленьким, красивым зверем. Шишки на зиму запасай, с птицами дружи.
— Хорошо, — сказал бурундук.
— А я как же? — проревел бурый медведь.
— А ты — хозяин тайги. Тебе даже люди будут поклоняться.
Вытащил Торум из карманов шубы два пера, одно перо глухаря, другое перо — совы. Дунул на каждое своим могучим дыханием — волшебными стали перья, пошёл от них неземной свет. Пустил Торум перья лететь по ветру. Долго-долго кружили перья по тайге, то на землю падали, то вновь в воздух поднимались. Где перо упадёт — там чумы появлялись. Стали жить в них оленеводы, рыболовы и охотники. Вот так и заселилась тайга.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Торум и кедровый посох. Ханты-мансийские сказки» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других