Курс «Основы теории литературы» еще часто именуют «Введение в литературоведение» – базовый предмет на первом курсе филологического факультета. Часто он сложен в восприятии, потому что вчерашнему школьнику, нынешнему студенту не так просто освоить специфическую терминологию. Эта книга – краткий конспект лекций, написанный на основании вузовского курса. Она будет полезна не только и не столько студентам, но и читателям, которые хотят освоить теоретические основы литературы.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Основы теории литературы: конспекты лекций для студентов и любознательных читателей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Лекция 10. Время и пространство художественного произведения. Хронотоп
Художественная литература отражает и воспроизводит те временно-пространственные отношения, в которые погружен автор, иного не дано, практически невозможно описать то, что лежит за рамками привычной картины мира и быть понятным и понятым. Человеку свойственно видеть реальность в привычных для него категориях. Кроме того, все, о чем повествуется в тексте, имеет временную протяженность и связано с образами пространства. Здесь есть и время, в котором происходят, описываемые события, на него наслаивается время, затраченное на чтение текста, и на восприятие, т. е. осмысление прочитанного. Что же включает в себя определение «время»?
Время
Представляет собой сложную философскую категорию и трактоваться может по-разному:
1) длительность бытия (филос.);
2) форма бытия, измеряемая секундами, минутами, днями, годами, как мера длительности всего совершающегося;
3) пространство в бытии;
4) последовательность существования.
Традиционно время разделяется на прошлое — настоящее — будущее.
Человек, как правило, осознает время, пропуская через призму личного восприятия, сталкиваясь с его объективностью (по часам как прибору) и субъективностью (час пролетел, минуты тянутся).
Интересно проследить, как воплощены временные представления на уровне языковых метафор: поток времени, время летит, время идет, время года…
«Литературные произведения пронизаны временными и пространственными представлениями, бесконечно многообразными и глубоко значимыми. Здесь наличествуют образы времени: биографического (детство, юность, зрелость, старость), исторического (характеристики смены эпох и поколений, крупных событий в жизни общества), космического (представление о вечности и вселенской истории), календарного (смена времен года, будней и праздников), суточного (день и ночь, утро и вечер)»[11].
Пространство
Для художественных произведений пространственные образы. Они бывают разными, пространство может быть замкнутым и открытым (помещение или город, лес и т. д.); земным и космическим; воображаемым (сны, мечтания) и видимым (описание интерьеров, улиц, домов).
«Литературные произведения обладают возможностью сближать, как бы сливать воедино пространства самого разного рода: «В Париже из-под крыши / Венера или Марс / Глядят, какой в афише / Объявлен новый фарс» (Б. Л. Пастернак. «Ночь»)»[12]
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Основы теории литературы: конспекты лекций для студентов и любознательных читателей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других