Основы теории литературы: конспекты лекций для студентов и любознательных читателей

Наталья Орлова, 2023

Курс «Основы теории литературы» еще часто именуют «Введение в литературоведение» – базовый предмет на первом курсе филологического факультета. Часто он сложен в восприятии, потому что вчерашнему школьнику, нынешнему студенту не так просто освоить специфическую терминологию. Эта книга – краткий конспект лекций, написанный на основании вузовского курса. Она будет полезна не только и не столько студентам, но и читателям, которые хотят освоить теоретические основы литературы.

Оглавление

Лекция 7. Тема и идея, пафос художественного произведения

Идея (греч. idea — первообраз, идеал, идея) — основная мысль произведения, выражающаяся посредством всей его образной системы. Идея художественного произведения неотделима от его сюжета и действующих лиц, поэтому не так легко бывает найти ей адекватное абстрактное выражение, сформулировать в отрыве от художественного содержания произведения.

Идея неразрывно связана с пафосом, но все же больше относится к тому, что называют содержанием произведения. Пафос — это, прежде всего, страсть, и она связана с формой художественного выражения.

Тема (от греч. thema) — то, что кладется в основу, основная проблема и основной круг жизненных событий, изображенных писателем. Тема произведения неразрывно связана с его идеей. Отбор жизненного материала, постановка проблем, т. е. выбор темы, диктуется теми идеями, которые хотел бы выразить в произведении автор.

В. Даль в «Толковом словаре» определил тему как положение, «задача о коей рассуждается или которую разъясняют». Этим определением подчеркивается то, что тема произведения — это постановка проблемы, «задачи», а не просто те или другие события. Эти события могут быть предметом изображения и определяться также в качестве сюжета произведения.

Понятие о пафосе

Пафос (греч. pathos — страсть, воодушевление, страдание) обозначает то, что принято называть душой произведения. Другими словами, это — чувство, страсть, которые вложил в свое создание автор и которыми он хотел бы воодушевить читателя. Если целью научного текста является передача определенной информации, то для художественного произведения важнее зажечь, «заразить» читателя авторскими эмоциями. Пафос — неразрывное единство мысли и чувства. Подобное единство возникает лишь в подлинном искусстве.

Пафос может быть истинным и ложным. Под последним обычно разумеется выспренность, пустая риторичность произведения, идея которого ложна или выражается автором не от чистого сердца, а «по заказу».

Контрольные вопросы:

1. Что представляет собой идея художественного произведения? В чем заключается ее отличие от темы произведения?

2. В чем суть учения о пафосе? Возможны ли произведения без пафоса?

3. Что представляет собой ложный пафос?

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Основы теории литературы: конспекты лекций для студентов и любознательных читателей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я