Руководство по физической и психической подготовке людей с ограниченными возможностями здоровья – первая книга Ермакова Никиты. Психолог, коуч ICF сертифицированный специалист в области развития ресурсов организма. Книга-брошюра включает в себя авторскую методику для укрепления и развития психических и физических ресурсов человека. Администрация сайта ЛитРес не несет ответственности за представленную информацию. Могут иметься медицинские противопоказания, необходима консультация специалиста.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Руководство по физической и психической подготовке для людей с ограниченными возможностями здоровья предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
2. Проблема занятости людей с ограниченными возможностями здоровья и их психическая саморегуляция
В данном разделе затронем не менее важную проблему, которая является актуальной и по сей день в принципе никем не исследованной с научной точки зрения. Это проблема занятости людей с ограниченными возможностями здоровья и их психическая саморегуляция. Почему же именно такое столь сложное смысловое сочетания носит в себе данный заголовок? Частично ответ на данный вопрос был описан в предыдущей первой статье. Теперь стоит обратиться к его полному описанию.
Во-первых, у человека даже с ограниченными возможностями здоровья есть собственный резерв активности. В том случае, если он в силу своего физического или психического состояния её не проявляет (например, не ставит перед собой собственных жизненных целей, не ищет путей их реализации и т. п.), то фактически в его жизни остаётся пустое пространство — то время, которое может быть он и рад проводить с пользой как для себя, так и для общества в целом, но к сожалению, такого применения личность не находит. Во-вторых, этот резерв активности имеет свойство накопления. Но сам по себе этот процесс не может длиться бесконечно. Есть определенный порог, доходя до которого эта активность рано или поздно выплеснется наружу. И после этого начинается самое интересное, поскольку именно то, что выплескивается наружу может происходить в самой разнообразной форме: от появления простых форм неврозов до панических атак и суицидальных намерений. Вполне возможен и положительный вариант: человек ударяется в определенный вид деятельности или хобби, находит себе доминирующий интерес, продолжая им заниматься на протяжении всей жизни. Более того, в общении с окружающими людьми он начинает настойчиво его пропагандировать! Вопрос: почему так происходит? Ответ: это происходит именно потому, что по большому счёту в жизни такого человека ничего более интересного не случается. Он буквально зажат рамками своих определённых интересов, выходя за которые ему непривычно. Для него ровным счётом это означает выход из собственной зоны комфорта. И снова вопрос: какие это может иметь последствия? — в их список входят:
• Снижение коммуникативных навыков;
• Низкий уровень интеллектуальных способностей;
• Низкий уровень физической или психической активности по причине определённого заболевания;
• Психологическая зажатость: жалость, уныние, грусть, пессимизм, реактивность, пассивность и т. п. состояния;
• Боязнь быть отвергнутым социумом (действие по принципу: свой среди чужих — чужой среди своих);
• Утрата смысла жизни.
Это далеко не полный перечень последствий, который является преградой на пути к полноценному моральному и духовному развитию личности с ограниченными возможностями здоровья.
А теперь, давайте подумаем, какой может быть найден выход из данной ситуации? Как сделать так, для того чтобы устранить или хотя бы минимизировать эти негативные вышеописанные последствия для данной группы людей?
Ответ на поставленный вопрос можно обнаружить в высказывании немецкого философа Ф. Энгельса. Он утверждал, что «Труд создал человека из обезьяны». Следовательно, именно выполнение трудовой деятельности приводит человека к раскрытию его внутреннего потенциала, позволяя чувствовать себя полноценной, гармоничной личностью в социуме. Также если вы ознакомитесь с работой выдающихся отечественных психологов С. Л. Рубинштейна и А. Н. Леонтьева — представителями деятельностного подхода, становится ясно, что только в деятельности человек способен к всестороннему развитию, глубинному познанию как самого себя, так и внешнего реального мира.
Теперь нам есть необходимость вновь обратиться к цифрам. По данным министерства труда Российской Федерации на период с 2014 по 2016 год в стране зарегистрировано порядка 40 миллионов человек с ограниченными возможностями здоровья, включая все виды и формы заболеваний. Вы только вдумайтесь в эти показатели! При численности населения около 147 миллионов человек, доля данной группы лиц составляет 58,8 %. Только представьте — более половины населения граждан только нашей страны имеют статус лица с ограниченными возможностями здоровья. В других наиболее известных источниках СМИ вы обнаружите совсем другой показатель — заниженный в разы, который не соответствует действительности. Вопрос: почему? — по всей видимости государство не желает озвучивать реальные показатели, которые были описаны выше. Та цифра, которая была опубликована в СМИ — это всего около 13 миллионов человек (19 %). Я не буду описывать почему так происходит, но факт остаётся фактом. Понятно, что эти лица обладают определенными физическими нарушениями вследствие чего выполнение физической работы для них просто нереально по причине состояния здоровья (в принципе от нее много и не заработать), но если говорить о выполнение должностных обязанностей в плане умственной, духовной деятельности, то это вполне актуальное решение, которое может рассматриваться как один из вариантов «применения себя» в плане личностного развития и карьерного роста.
К сожалению, в нашей стране до сих пор имеются определённые сложности в этом направлении по причине отсутствия специальных технических оснащений для комфортабельного передвижения лиц с ограниченными возможностями здоровья, в частности, включая те места, где от человека требуется выполнение конкретного вида деятельности.
Однако, бывают и такие ситуации, когда человек сознательно не располагает мотивацией к осуществлению какой-либо деятельности. По сути, он просто не проявляет никакой активности для того чтобы эту деятельность начать. Такой индивид может заниматься чем угодно, но только не деятельностью. Он может увлекаться любимым делом, например, просмотром фильмов, разнообразных роликов, а также многими часами находится в соцсетях, но не более того. Вопрос: почему так происходит? На самом деле причин для этого огромное количество. Отмечу главные из них:
• Страх быть отвергнутым социумом (человек может рассуждать примерно таким образом: «как же обо мне могут плохо подумать, учитывая наличие собственных возможностей», то есть реактивность — изменение собственного поведения, мнения под воздействием окружающей среды;
• Трудность в адаптации к новым жизненным переменам (консерватизм), учитывая при этом психологическую готовность личности;
• Отсутствие специальных знаний, умений и навыков в конкретной области деятельности.
Все три описанных причины вольным образом заставляют задуматься над способом их разрешения. Теперь, вопрос который нас интересует звучит так: Как же все-таки преодолеть всех собственных внутренних врагов, разъедающих личностную оболочку и начать заниматься трудовой деятельностью, которая приносила бы максимальную пользу как вам, так и обществу в целом?
Поскольку теперь известно, что именно трудовая деятельность является необходимым атрибутом для полноценного личностного развития, то стоит задуматься над вопросом о том, как эту деятельность начать. Если даже человеку, у которого физический и психический функционал наблюдаются в норме, но ему трудно по определённым причинам найти себе применение в реализации себя, как личности, то лицу с ограниченными возможностями здоровья такое может показаться вообще нереальным! Однако, ключевым является слово «показаться», потому что все о чем мы имеем представление — это не более чем индивидуальный взгляд на собственную картину мира. Попросту говоря, мы есть то, что мы думаем как о себе, так и о других. Наши установки способны меняться как в положительную, так и в отрицательную сторону. Здесь главное понять: чего мы хотим? Нам хочется быть счастливыми или мы просто хотим зарабатывать как можно больше денег для собственного выживания? Часто бывает так, что мы одновременно хотим и того, и другого сразу — это нормально. Поскольку если личность не имеет возможности хотя бы минимально удовлетворить собственные, особенно жизненно необходимые потребности в силу финансовых ограничений, то она не сможет оказать какую-либо помощь или поддержку другим. Однако, это вовсе не означает, что человеческое счастье упирается в деньги! Пожалуйста, почувствуйте разницу. Вполне счастливым человеком можно быть и без денег, но в таком случае личность фактически везде и всюду будет проявлять свою реактивность. Например, человек может во всех грехах обвинять правительство, людей, которые всегда по его мнению, что-то должно сделать для того чтобы он стал более счастливым. Хотя психологически благополучный человек никогда не станет исходить из такой позиции. Более того он способен к самостоятельной выработки тех личностных качеств, которые послужат мощным прорывом в его развитии. Мы сами несём ответственность за собственную жизнь. В силу того, что в целом у людей восприятие мира представляется совершенно разным, то понимание собственного счастья также несёт в себе индивидуальный характер.
Обращаю ваше внимание на то, что способом"применение себя"в подавляющей степени как для лиц с ограниченными возможностями здоровья, так и остальной группы людей достигается путём саморазвития.
Если человек в действительности желает чего-либо добиться в жизни, то прежде всего, необходимо начать с колоссальной работы над собой. Понимание данного словосочетания действует по принципу известной поговорки:"как по работаешь, так и полопаешь". Способность к саморазвитию даёт нам возможность не только продвигаться вперёд по своему жизненному пути, но и умение выстраивать связь с внешним миром, тем самым минуя попадание в социальную изоляцию. Данный вариант над остальными является лучшим ещё и потому, что в нем могут активно развиваться как физические, так и психические навыки человека. К примеру, личность спокойно может заниматься спортом, развивать свою физическую активность параллельно с психической — познавательной, обучаясь в институте либо вести научную деятельность и т. п. Такие сведения в очередной раз убедительно подтверждают наличие четкой взаимосвязи между психическими и физическими явлениями у людей. Благодаря саморазвитию человек даже с ограниченными возможностями здоровья способен обрести гармонию и уверенность в себе. Таким образом, само развиваясь, он пополняет «багаж» своих знаний и успешно реализует их на практики, тем самым заполняет собственное пустое пространство, в котором уже не остаётся места для скуки и печали.
Очень важно, чтобы человек это осознавал и в случае полной утраты смысла жизни начал приступать к действиям. Понятно, что само по себе это не произойдёт. В таком случае организму требуется своего рода перестройка. Такая перестройка подразумевает регуляцию. А поскольку человеческим поведением управляет его психика, то речь идёт уже о психической саморегуляции.
Современная психология предлагает нам использовать определённые методики по психической саморегуляции. В них включены полноценный ночной сон, здоровый образ жизни, правильное питание, йога, дыхательная гимнастика — цикун и прочие занятия. Это все прекрасно! Польза в этом несомненно есть. Но мне с трудом представляется, как человек с ограниченными возможностями здоровья будет, например применять йогу на практике при тяжёлых формах паралича? Об этом, конечно, никто не задумывался. Я не привык оставлять открытые вопросы без ответа и скажу прямо: выход есть. В первую очередь, используйте те методы, которые доступны именно вам в плане физического применения. Не думаю, что хотя бы от полноценного сна кто-то откажется. В принципе это самое простое, а именно с простого и стоит начать. Затем отметьте для себя — какие ещё из предложенного списка вы бы хотели попробовать использовать. Если такие нашли — немедленно приступайте к их выполнению!
Стоит обратить внимание на то, что самих методов психической саморегуляции для людей с ограниченными возможностями здоровья практически нет. Существуют только примерный общий набор физических упражнений, который может использовать человек. Однако, это не означает, что такие упражнения он сможет успешно применять, учитывая его физическую подготовку и прочие индивидуальные особенности. (Методика физических упражнений собственной разработке будет описана в главе 5).
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Руководство по физической и психической подготовке для людей с ограниченными возможностями здоровья предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других