Жак-Ив Кусто — это имя Франция знает и помнит. Именно он был одним из авторов первого акваланга. Именно он создал удивительные подводные дома в Красном море. Именно он исследовал Мировой океан — от Антарктики до вод внутренних морей. И от Атлантического, Тихого океанов до побережья Таиланда. Когда он ушёл от нас, сразу раздались слова критики. Критиковали его — за то, что он ради съёмок был готов идти на настоящие пытки животных (дельфинов, в частности, и китов). Но это было совершенно не так.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Жак-Ив Кусто. Загадочный мир. Маленькие рассказы о большом успехе» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
11. Кругосветка
Это грандиозное плавание состоялось в 1930 году. Двадцатилетний Кусто и 25 его сверстников взошли на борт старого трёхмачтового парусника и в течение года обогнули Земной шар, побывав во всех океанах планеты. Длительная стоянка была всего одна — на Борнео. Сюда корабль зашёл на ремонт после жестокого шторма. Но были стоянки на Маршалловых островах, на коралловых атоллах Полинезии, в Бразилии. Перед Кусто простирался весь свет. Предчувствовал ли он тогда, что спустя двадцать-тридцать лет сможет побывать здесь множество раз уже со своими собственными экспедициями?
«Жанна Д`Арк» вернулась в Брест и через некоторое время отправилась в новую кругосветку — уже с другой группой курсантов. А Жак-Ив продолжил обучение, чтобы в 1933 году закончить академию и, как один из лучших курсантов, получить право выбора места будущей службы. Он выбрал Китай — должность старшего помощника командира французской военно-морской базы в Шанхае. В его ведение входила только что организованная и ещё мало что умевшая группа подводного плавания…
И вдруг Кусто заскучал. Здесь, на задворках цивилизованного мира, он почувствовал, что такая карьера ему не по нраву. И подал рапорт о… поступлении в Академию морской авиации в Уртене. Своё желание он мотивировал тем, что хочет получить второе высшее образование и вторую морскую специальность. Военное начальство сочло его доводы весомыми, а желание вполне объяснимым. И дало добро.
И тут возникла проблема. Добираться до Франции морем означало потратить на дорогу полгода. Воздушных путей из Азии в Европу ещё не существовало. И Кусто отправился домой сухопутным путём — через Афганистан и Советский Союз.