Содержание учебника включает анализ ведущих мировых теорий развития семьи от древнейших времен до современности, культурных и социальных факторов, механизмов и закономерностей возникновения, формирования и функционирования семейной системы. Учебник снабжен выводами, контрольными вопросами и заданиями после каждой главы, общим списком литературы. Книга адресована студентам психологических факультетов, студентам педагогических вузов, а также всем, интересующимся проблемами семьи. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Антропология семьи» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Учебное пособие для студентов высших учебных заведений
Под редакцией д. псх.н. Н.В.Мазуровой
© Мазурова Н. В., Плотников А. Ю., 2025
Предисловие
Авторы учебника выражают огромную благодарность своим учителям и используют их текст, как максимально соответствующий идее и логике данного издания.
Приводится по источнику: Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. — М.: Школа-Пресс, 1995.
«Человек — общественное существо. Он включен в систему связей и отношений с другими людьми, занимает в ней собственную позицию, играет различные социальные роли. Совместная жизнь с другими людьми приводит к появлению личности как интегральной характеристики человека.
Личность — это способ жизни и действования, проявляющийся в свободном и творческом определении своего места в сообществе, в самостоятельных поступках, в принятии ответственности за последствия своих социальных деяний.
Исключительно человеческой формой общности является семья. Животные, конечно, могут создавать устойчивые пары, заботиться о потомстве, однако делается это только с целью продолжения рода. Детёныши рано расстаются со своими родителями, забывают о них, межпоколенные связи и традиции никто не поддерживает, историей семьи животные не гордятся. По меткому определению К. К. Платонова, человек — это существо, имеющее бабушек и дедушек.
Человек живет в мире культуры, которая составляет его вторую природу. Человек и его познание с самого раннего возраста регулируется принятыми в данной культуре ценностями, нормами, традициями, правилами. Культурный человек — это образованный человек, воспитанный на основе образа Человека, идеала данной культуры. До революции в России издавалась художественная серия «Образы человеческие», которая была посвящена жизнеописанию лучших сынов и дочерей Отечества. Она была ориентирована в первую очередь на подрастающее поколение. Образование как обучение, воспитание, является основной культурной формой человеческого существования, оно лежит в его основе. Без передачи культурных образцов и способов взаимодействия человека с миром, осуществляемых в образовательном пространстве, невозможно представить себе человеческую жизнь.
Человек — существо не гарантированное: ни в генах, ни в социальных форматах его конкретная человечность не записана.
И в тоже время — он есть, он всегда есть в своей конкретности и уникальности.
В Священном Писании есть удивительная в своей простоте мысль: сущность грехопадения первых людей — Адама и Евы и их детей — состояла в том, что они, не успев стать людьми, захотели быть богами. Именно в этом и состоит главный вопрос антропологии: что значит быть людьми? А применительно к антропологии семьи: что такое человеческая семья?
Первое достаточно очевидное, но фундаментальное основание онтологии человека: ребенок рождается и живет в системе связей с родными людьми. Случаи социальной изолированности ребенка подтверждают это правило — в своем крайнем выражении они гибельны для человека.
Главные вопросы антропологии семьи: «Что развивается?» (понятие человеческой семьи), «Из чего развивается?» (предпосылки и условия развития), «Что меняется в процессе развития?» (структура и функции системы), «Как происходит развитие?» (исходные противоречия, механизмы и движущие силы, направление, формы и результат развития).
Еще в начале 80-х гг. прошлого столетия замечательный отечественный философ М. К. Мамардашвили писал, что среди множества катастроф в мире одной из главных и часто скрытой от глаз является антропологическая катастрофа. И если в конце XX в. антропологический кризис европейской цивилизации еще только предчувствовался, то сегодня не видеть его можно только при добровольном и осознанном самоослеплении.
За последние годы, уже на наших глазах, стремительно изменился духовно-психологический климат общества. Рационализм и прагматизм совершил полную оккупацию духовных пластов сознания современного человека, кардинально изменив само содержание его внутренней жизни и жизни семьи. Общество оказалось сегодня в критической точке бифуркации: либо начало духовно-нравственного возрождения, либо движение к гуманитарной катастрофе.
Именно в контексте такой фиксации и необходимо рассматривать проблему и перспективы становления «собственно человеческого в человеке» в свете психологической антропологии человека и его семьи».
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Антропология семьи» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других