Ненецкий автономный округ: территория парадоксов

Н. Ю. Замятина

Коллективная монография посвящена ключевым проблемам текущего социально-экономического развития уникального региона российской Арктики – Ненецкого автономного округа (НАО). Опираясь на методологию современной региональной науки, авторы помещают территорию НАО, впервые вошедшую в процесс активного хозяйственного освоения с 1990-х годов, в глобальный, российский контекст и контекст развития соседних регионов европейского Севера России – проводя ее сравнение с другими территориями-аналогами.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ненецкий автономный округ: территория парадоксов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

2. Типично арктический? Сопоставление НАО с другими регионами Арктики в России и за рубежом

Ненецкий округ — очень необычный для России регион Арктики, аналогом которого может выступать, пожалуй, только Чукотка — схожая и по численности населения, и по его разнообразию (высокая доля коренного населения, притом, помимо малочисленных народов Севера, есть и русские старожилы; переселенцы советского времени из самых разных районов бывшего СССР; вахтовые рабочие). В то же время округ похож на канадский, гренландский Север — и этим особенно интересен как пример относительно необычного для России варианта развития.

2.1. НАО и соседи

Экономика Ненецкого автономного округа играет заметную роль в хозяйственном комплексе Архангельской области. Её бюджет частично пополняется за счёт налоговых поступлений из округа. Округ играет главную роль в промышленности Архангельской области: в 2019 году при доле в населении менее 4%, его доля в общем объеме промышленного производства области составила 58%. Это обусловлено высокой долей сектора «добыча полезных ископаемых» ― 91,4% (табл. 4). Благодаря развитому сектору нефтедобычи, округ также обладает высокой инвестиционной привлекательностью, аккумулируя более 50% всех инвестиций в основной капитал Архангельской области. Предприятия же обрабатывающей промышленности располагаются преимущественно на территории Архангельской области. Близость к нефтедобывающему, но промышленно неразвитому округу отчасти определила их специализацию. В частности, именно предприятия Архангельской области произвели значительную часть оборудования для функционирования морской ледостойкой стационарной платформы «Приразломная».

Источник: Данные Росстат20

Географическая и корпоративная близость, схожая структура экономики, привели к формированию комплекса межрегиональных связей между Ненецким автономным округом и Республикой Коми. Регионы заключили Соглашение о сотрудничестве на 2017—2020 гг., которое предусматривало реализацию совместных проектов в разных сферах экономического развития21.

В добывающей отрасли Ненецкого автономного округа широко представлены нефтяные компании, которые базируются на территории соседней республики (рис. 20): совокупная доля добычи ООО «Лукойл Коми» и ООО «РН-Северная нефть» в 2016 году составила 44% (около 7 млн тонн). Соответственно, часть налога на прибыль уходит по месту регистрации компаний ― в бюджет Республики Коми. Компания «Лукойл Коми» также использует нефтяной отгрузочный терминал Варандей на побережье Баренцева моря для экспорта нефти, добытой в Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции22.

Рис. 20. Доля основных нефтедобывающих компаний в добыче нефти на территории Ненецкого автономного округа, 2016. Источник: оценка на основании материалов СМИ23

Другой областью взаимодействия Республики Коми и Ненецкого автономного округа являются особенности традиционных видов деятельности. Значительная часть оленеводческих хозяйств округа перегоняет стада на зимовку в лесотундру и тайгу Республики Коми, в то время как сельскохозяйственные производственные кооперативы Республики Коми «Путь Ильича», «Рассвет Севера» и ГУП НАО «Ненецкая агропромышленная компания» в зимнее время выпасают оленей в Усинском, Интинском и Усть-Цилемском районах Коми на общей площади около миллиона гектаров24. В свою очередь, оленеводы Коми пользуются пастбищами на территории округа для летнего выпаса на побережье Баренцева моря.

Регионы осуществляют совместное развитие транспортной сети. В настоящее время обсуждаются проекты строительства железных дорог «Сосногорск—Индига» и «Воркута-Усть-Кара» с продлением ее до морского порта Амдерма. Это позволит республике совместно с Ненецким автономным округом выйти к портам и обеспечить транзит грузов по Северному морскому пути. Ненецкий автономный округ является единственным материковым субъектом РФ, полностью отрезанным от сети федеральных автодорог. Для решения этой проблемы ведётся строительство трассы Сыктывкар — Нарьян-Мар, одним из участков которой является дорога Усинск — Нарьян-Мар. Таким образом, в перспективе жители округа будут осуществлять транзит через территорию Коми, что обеспечит дополнительную прибыль республике за счёт эксплуатации придорожной инфраструктуры.

2.2. «Близнецы-братья»: сравнение с аналогичными по характеру экономики регионами Российской Федерации

Для поиска регионов-аналогов НАО были использованы следующие критерии:

1) Расположение регионов в Арктической Зоне РФ или районах Крайнего Севера;

2) Выход к Северному Ледовитому океану и Северному морскому пути;

3) Высокая доля добывающей промышленности в ВРП;

4) Низкий уровень транспортной освоенности территории.

В итоге, для сопоставления с Ненецким автономным округом были выбраны: Чукотский (ЧАО), Ямало-Ненецкий (ЯНАО), Ханты-Мансийский автономный округ — Югра (ХМАО), Республика Коми и Мурманская область. Рассматриваемые регионы сильно дифференцированы по площади: у НАО площадь равна 176810 км², в то время как в Чукотской автономном округе — 769250 км², а в Мурманской области — 144902 км². Численность населения регионов также различна: в НАО она составляет 44 тыс. чел., а, например, в Коми — 840,8 тыс. чел. Среди рассматриваемых регионов в НАО показатель наименьший. По показателю плотности населения Ненецкий автономный округ также уступает другим рассматриваемым субъектам. В НАО плотность населения составляет 0,25 чел/км², в то время как в Республике Коми — 2,02 чел/км², в Мурманской области — 5,20 чел/км², в ХМАО — 3,09 чел/км², в ЯНАО — 0,7 чел/км², в ЧАО — 0,07 чел/км².

Результаты анализа динамики численности населения за период с 1989 г. по 2018 г. представлены на рис. 21. График иллюстрирует снижение численности населения Ненецкого автономного округа с 1990 г. до 1998 г., а с 1998 г. темпы роста численности населения практически неизменны, что делает регион уникальным на фоне других арктических территорий. Так, в ЯНАО и ХМАО наблюдаются высокие темпы роста населения: с 1990 г. показатель численности населения не снижался. Противоположная ситуация наблюдается в Республике Коми и Мурманской области: с базисного периода наблюдается стабильное снижение данного показателя, в Чукотском автономном округе — экстремальное снижение (численность населения Чукотки снизилась практически в три раза).

Однако не стоит забывать, что в НАО проживает и временное население (жители вахтовых поселков), которых не учитывает статистика.

Рис. 21. Динамика численности населения (базисный индекс, 1989=1) в период с 1990 по 2018 годы

Источник: ЕМИСС25

Доля городского населения НАО (63,7%) также ниже, чем в других сравниваемых регионах (в Коми — 78,9%, Мурманская область — 92,9%, ХМАО — 91,8%, ЯНАО — 83,4% ЧАО — 71,4%). Население столицы и крупнейшего города НАО — Нарьян-Мара — составляет 24,6 тыс. жителей. Население крупнейших городов в других субъектах значительно больше (Мурманск — 298,1, Салехард — 48,5, Сыктывкар — 244,6, Сургут — 360). Исключение составляет Анадырь — его население не превышает 15,5 тыс. жителей.

Распределение населения Ненецкого автономного округа выглядит следующим образом: примерно половина населения проживает в столице — Нарьян-Маре. Остальное население рассредоточено по населенным пунктам Заполярного района. Ввиду данного фактора здесь наблюдается наименьшая доля городского населения. Распределение населения других сравниваемых регионов отличается от НАО: ни в одном из регионов не наблюдается столь сконцентрированной в центре модели расселения.

С точки зрения этнического разнообразия НАО демонстрирует большую однородность, нежели другие регионы. Национальный состав представлен восемью группами, среди которых преобладают русские (66%) ненцы (19%) и коми (9%). Для сравнения: в другом субъекте, где ненцы выступают в роли титульной нации — ЯНАО — их доля составляет лишь 6%. Однако еще более этнически однородным субъектом является Мурманская область, где доля русских 89%.

НАО демонстрирует один из самых высоких показателей общего коэффициента рождаемости по всей России (табл. 5) — 13,3‰ — третий показатель среди всех субъектов Российской Федерации. Помимо этого, коэффициент младенческой смертности в НАО наименьший как среди выбранных арктических регионов (1,7 на 1000 жителей), что объясняется высоким уровнем оказания медицинской помощи (к примеру, в регионе существует уникальный медико-социальный проект «Красный Чум»26, на сегодняшний день активно развивается телемедицина). Ожидаемая продолжительность жизни составляет 73,19 год. По соотношению мужчин и женщин Ненецкий автономный округ не отличается от остальных регионов-аналогов: преобладают женщины, обратное соотношение (обычно свидетельствующее о крайне суровых условиях жизни) наблюдается только на Чукотке.

Источник: Росстат27

При сравнении индикатора доли трудоспособного возраста может показаться, что НАО имеет схожий возрастной состав с Республикой Коми и Мурманской областью (57—59%), в то время в возрастной структуре ЯНАО, ХМАО и ЧАО доля трудоспособных составляет более 60%. Однако обратимся к табл. 6, где представлена возрастная структура населения за 2016 г. Сходство с Мурманской областью обманчиво: в последней (и в Республике Коми) доля трудоспособных снижена за счет стариков, а в НАО — за счет молодежи! Доля лиц моложе трудоспособного возраста здесь наибольшая (24,5%).

Источник: Росстат28

При сравнении структуры заболеваемости по типу заболеваемости (табл. 7), тундровый Ненецкий автономный округ закономерно имеет схожую структуру с Чукотским автономным округом.

По среднедушевому доходу населения НАО занимает первое место в стране: этот показатель составляет 70 тыс. рублей. Сопоставимо высокий доход на душу наблюдается в ЯНАО и ЧАО (63 и 67 тыс. рублей соответственно), в то время как другие регионы обладают среднедушевым доходом в размере 40 тыс. рублей. При этом в НАО наблюдается и максимальный уровень прожиточного минимума — 19 120 рублей и 10% населения имеют доход ниже прожиточного минимума (в других регионах прожиточный минимум около 15 тыс.). Однако в «богатых» ЧАО и НАО наименьшее количество собственных легковых автомобилей на 1000 человек среди других арктических регионов — ввиду малой протяженности автомобильных дорог.

Источник: Росстат29

На рис. 22 представлены объемы валового регионального продукта (ВРП) и валового регионального продукта на душу населения за 2019 г. Лидером по объему ВРП на душу населения является Ненецкий автономный округ. Наибольший объем ВРП наблюдается в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре.

Рис. 22. ВРП и ВРП на душу населения в избранных северных регионах, 2019 г. Источник: Росстат30

Экономики всех арктических регионов в значительной степени зависят от добычи полезных ископаемых, однако структура ВРП НАО наименее диверсифицирована: 74,8% ВРП составляют доходы от добычи полезных ископаемых в регионе (рис. 23).

Рис. 23. Отраслевая структура валовой добавленной стоимости (в текущих основных ценах; в процентах к итогу), 2019 г. Источник: Росстат31.

Сопоставимая зависимость экономики от ресурсов наблюдается в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре (рис. 24). Доля добычи полезных ископаемых в структуре ВДС превышает 70%.

Рис. 24. Доля добычи полезных ископаемых в отраслевой структуре валовой добавленной стоимости (в текущих основных ценах; в % к итогу), 2019 г. Источник: Росстат32.

Для оценки транспортной доступности регионов можно использовать коэффициент Энгеля, рассчитываемый по формуле:

где L — общая длина транспортных путей; S — площадь территории, H — население региона33.

Результаты вычислений представлены в табл. 8.

Источник: расчеты АНО «ИРК» по данным Росстата

Из результатов вычислений следует, что Ненецкий автономный округ имеет самую низкую степень транспортной доступности среди регионов-аналогов, в том числе по сравнению с ЧАО и ближайшим соседом — ЯНАО. Как и в ЧАО, в НАО нет железнодорожных путей сообщения, однако протяженность автомобильных дорог при этом совсем невелика (и там, и там, наземное транспортное сообщение в значительной степени осуществляется по зимникам). Неудивительно, что по грузообороту Ненецкий автономный округ сильно отстает от других регионов-аналогов (табл. 9).

Источник: Росстат34

НАО находится в числе отстающих и по использованию Интернета (табл. 10).

Источник: Росстат35

По итогам сравнения арктических регионов наиболее похожим на Ненецкий автономный округ ожидаемо оказывается Чукотский автономный округ. Основной причиной этого сходства служит их изолированность, транспортная неосвоенность и крайне низкая плотность населения, что уподобляет их «арктическим островам». Идентичность регионов наблюдается в основных демографических показателях, по уровню жизни населения, по заболеваемости, транспортной освоенности и по многим другим рассмотренным показателям. Различия между данными регионами заключаются в структуре производства: в НАО преобладает добыча топливных полезных ископаемых (нефть, газ), в то время как ЧАО стремится диверсифицировать экономику, при этом продолжая добычу рудных полезных ископаемых (золота).

2.3. Российская Гренландия: сравнение с иностранными регионами, имеющими аналогичную с Ненецким автономным округом специфику развития

Наиболее близкие регионы-аналоги Ненецкого округа за рубежом — провинции Нунавут, Северо-Западные Территории, Юкон (Канада), фюльке36 Финнмарк (Норвегия), провинция Лапландия (Финляндия), Гренландия (Дания) и штат Аляска (США).

Ключевые основания для сопоставления НАО и указанных регионов:

а) северность как характеристика географического положения, близость к арктическому региону;

б) малонаселенность территории;

в) наличие коренного населения, сохранившего традиционную культуру и хозяйственный уклад;

г) наличие полезных ископаемых, прежде всего, углеводородов;

д) зависимость экономики региона от эксплуатации природных ресурсов;

е) развитие оленеводства и/или рыболовства как исторически значимых и ведущих отраслей хозяйства;

ж) относительная транспортная изолированность, недоступность отдельных территорий, населенных пунктов для наземных средств сообщения.

Коренным народом Ненецкого автономного округа являются ненцы, доля которого, по данным переписи населения за 2010 г., составляет 17,8%37. По этому показателю наиболее близкие к российскому региону значения наблюдаются в канадском Юконе (24,2%), норвежском Финнмарке (24%) и американской Аляске (14,8%) (табл. 11).

Численность населения НАО насчитывает чуть более 44 тыс. человек. Практически равной людностью обладают Северо-Западные Территории. Однако, в силу огромной площади свыше 1,3 млн км2, плотность населения провинции почти в десять раз уступает заселенности НАО. Аналогичная ситуация наблюдается в Нунавуте, Гренландии, чуть плотнее территория заселена в Юконе, но все они уступают НАО. По плотности населения Ненецкий автономный округ наиболее близок штату Аляска.

Источник: Росстат38, Statistics Canada39, Statistics Norway40, Suomen virallinen tilasto41, U.S. Census Bureau42, Statistics Greenland43

Доля городского населения НАО составляет 72% — столько же, сколько в норвежском Финнмарке (табл. 12). При этом в крупнейшем городе округа проживает свыше половины всех жителей региона, в то время как в норвежской Альте только чуть более четверти. По доле крупнейшего центра в общей людности округа НАО уступает только Юкону. Более урбанизированной, чем НАО, является территория Гренландии — правда, здесь нужно учесть особенности статистического учета: городским поселением в Гренландии вполне может считаться поселок с населением в 200 человек.

НАО отличает высокая сосредоточенность городского населения в одном конкретном центре. Наиболее близким аналогом по этому показателю выступают Северо-Западные территории, лидер — Юкон.

Источник: Росстат44, официальные статистические службы соответствующих стран.

Таким образом, Ненецкий автономный округ — столь же урбанизированная территория, как и норвежский Финнмарк, а по концентрации населения в одном центре наиболее близкий аналог округа — Северо-Западные территории Канады.

Низкая плотность населения при его повышенном сосредоточении в одном центре выступают дополнительными факторами в формировании комплексной проблемы транспортной доступности и связности территории.

По показателю рождаемости округ уступает только Нунавуту, где основной прирост обеспечивают традиционные семьи инуитов, доля которых в населении провинции составляет свыше 80%. Наиболее близки к НАО по значению общего коэффициента рождаемости Северо-Западные территории и Аляска, также недалеко отстает Гренландия.

А вот показатель смертности в НАО — почти самый высокий среди регионов-аналогов. Округ опережает только Лапландия, где отмечается в то же время и наибольшая доля лиц пожилого возраста (табл. 13). Ближайший аналог НАО по значению общего коэффициента смертности — Гренландия. Невысокими значениями от НАО особенно отличаются Северо-Западные Территории и Нунавут. В этих провинциях существенно ниже доля лиц пожилого возраста: в Северо-Западных Территориях — в 2,5 раза, в Нунавуте — в 4,5.

Источник: Росстат45, Alaska Department of Health and Social Services46, NWT Statistics47, ArcticStat48.

Ожидаемая продолжительность жизни в НАО — самая низкая в сравнении с иностранными аналогами. Таким же значением (71 год) обладает только Нунавут, на идентичном уровне Гренландия (72 года). Высокие значения показателя, в отличие от НАО, отмечаются в скандинавских регионах — Финнмарке и Лапландии. При этом в самих странах эти показатели ниже средних по стране.

В возрастной структуре НАО наблюдается невысокая доля лиц трудоспособного возраста — самая низкая среди регионов-аналогов. Близкие значения отмечаются в Лапландии и Юконе (табл. 14).

Наименьшую демографическую нагрузку несет население Северо-Западных Территорий, где доля лиц в трудоспособном возрасте превышает значение НАО более чем на десять процентных пунктов. Значительная доля этой нагрузки в НАО приходится на лиц пожилого возраста, их доля находится на одном уровне с европейскими Лапландией и Финнмарком.

При этом доля молодого населения НАО сопоставима с Лапландией. Наиболее близкие к НАО значения отмечаются в Северо-Западных Территориях и Гренландии. Высокую долю молодежи в сравнении с НАО имеют Нунавут, Юкон и Аляска — на 5—6 процентных пунктов выше показателя в округе.

Источник: Росстат, ArcticStat49, City Population50

Таким образом, демографическая нагрузка на экономически активное население в НАО — наибольшая. Сопоставимая величина наблюдается в Лапландии и Юконе, наименьшая — в Северо-Западных Территориях и Нунавуте.

В социальной сфере Ненецкого автономного округа занято около четверти работающего населения региона. Среди регионов-аналогов этот показатель — наименьший. В частности, более половины занятых Нунавута работают в административной и образовательной сфере (табл. 15). Иностранные регионы в целом отличает высокий уровень занятости в сфере управления и здравоохранения.

Источник: Department of Labour and Workforce Development51, NWT Statistics52, Government of Nunavut53, Yukon Government54.

В административной сфере наибольшая доля занятых отмечается в Финнмарке и Гренландии — в шесть раз больше, чем в НАО. В сфере медицины и смежных областях аналог НАО — Юкон. В Северо-Западных Территориях и штате Аляска доля занятых в этой сфере в два раза больше, а в Лапландии и Финнмарке — в 3—3,5 раза (в соответствии со средними значениями по стране).

Однако по уровню занятости в сфере образования НАО — лидер. Ближайшими аналогами округа являются Северо-Западные Территории и Юкон. Наибольшей долей при раздельном подсчете может обладать только Нунавут.

В сфере торговли Ненецкого автономного округа занято 7% трудоустроенных лиц региона. Это меньше, чем во всех зарубежных аналогах. Наибольшие значения по данному показателю отмечаются в Юконе (в 2,5 раза больше, чем в НАО) и в Аляске. Доля занятых в торговле в остальных регионах в среднем превышает долю в НАО в 1,5 раза.

По душевому ВРП среди регионов-аналогов Ненецкий автономный округ занимает второе место, уступая только Северо-Западным Территориям (табл. 16).

Добыча нефти и газа играет колоссальную роль в экономике Ненецкого автономного округа. Таково же значение углеводородов — в Северо-Западных Территориях, штате Аляска. Аналогичным образом значительный вклад в хозяйственную жизнь региона вносит добыча минерального сырья в Нунавуте и Юконе, в этом случае ведущая отрасль — горнодобывающая (в основном драгоценные и др. металлы).

Однако, в НАО доля добывающей промышленности в ВРП — наибольшая (табл. 17). Отрасль преобладает и в структуре валового продукта региона. Подобно НАО, высокую долю в ВРП добыча полезных ископаемых имеет в Нунавуте.

Тем не менее, более половины работающего населения Нунавута занято в сфере управления и образования, то есть для рынка труда горнодобывающая промышленность не является основной. В НАО в сфере нефтедобычи работает свыше четверти занятых — такой концентрации нет ни в одном регионе-аналоге.

Источник: Росстат55, Statistics Canada56, Statistics Norway57, Statistics Finland58

Значительная часть прибыли от добычи полезных ископаемых в НАО поступает в федеральный бюджет. Дотационность регионального бюджета округа составляет 4,3%. Аналогом являются Северо-Западные Территории, которые в последние годы вообще не получают дотаций (табл. 18).

В противоположность НАО, бюджет Нунавута и Юкона является дотационным более чем на 80%, в Нунавуте — почти на 90%. Сильно зависима в этом отношении и Гренландия — свыше половины ее доходов составляет финансовая помощь Дании.

Прибыль от добычи углеводородов в НАО — статья доходов федерального бюджета, откуда средства уже перераспределяются на нужды регионов. Почти во всех зарубежных аналогах часть доходов от добычи полезных ископаемых напрямую используется для социальной поддержки населения, предоставления регулярных выплат и льгот (табл. 19).

Источник: Naalakkersuisut59 и другие региональные источники

Автодороги с твердым покрытием в Ненецком автономном округе имеются только на городской территории, а их плотность на 1000 км2 составляет 1,3 км (табл. 20). Ближайший аналог по плотности автодорожной сети — штат Аляска.

При этом в Северо-Западных Территориях и Юконе, где кратно ниже плотность населения, плотность автодорожного полотна с твердым покрытием выше. В отличие от НАО, на Аляске, в Северо-Западных Территориях и Юконе, автомобильное сообщение между населенными пунктами все же присутствует, хотя и в очень ограниченных масштабах.

Наземная связь внутри НАО и с остальной частью страны фактически отсутствует. В этом отношении регионы-аналоги — Нунавут и Гренландия.

Как и в НАО, среди видов транспорта в Гренландии, Аляске и провинциях Канады доминирует воздушный: это единственный способ сообщения, который а) обеспечивает связь между всеми населенными пунктами территории и б) действует в течение всего года.

Основные внутренние перевозки в Ненецком автономном округе осуществляет компания-монополист ОАО «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд». Подобная ситуация в структуре авиаперевозчиков наблюдается почти во всех регионах-аналогах, кроме Северо-Западных Территорий, где к числу основных перевозчиков относится три-четыре компании (табл. 21).

В регионах крупных стран — Аляске, Северо-Западных Территориях, Нунавуте, Юконе — доминируют частные перевозчики. При этом в штате Аляска действует система государственного субсидирования почтовых перевозок, в соответствии с которой 70% этих средств перенаправляются частным авиакомпаниям. Государственное финансирование в провинциях Канады направлено, как правило, на содержание аэропортовой инфраструктуры или на ее точечную модернизацию и ремонт.

В регионах сравнительно небольших по площади стран — Финнмарке и Лапландии, а также в изолированной Гренландии ведущие авиалинии принадлежат государству.

В Северо-Западных Территориях и Аляске, а также в секторе чартерных перевозок в Нунавуте дефицит рейсов по непопулярным направлениям компенсируется за счет работы средних и мелких частных компаний (табл. 22). Эти предприятия владеют небольшим парком, некоторые из них могут обеспечивать перевозки по единственному маршруту.

Источник: Scyscanner60

В отличие от Ненецкого автономного округа, почти во всех регионах доминируют авиаперевозки. В НАО наибольшее значение имеет сообщение вертолетным транспортом, число вертодромов в округе многократно превышает число авиаплощадок (табл. 23).

Источник: РАОПА61, Our Airports62

Значительную роль вертолеты играют также в воздушных перевозках Гренландии, где многие населенные пункты удалены от основных аэропортов.

В Канаде и США в качестве альтернативного воздушного транспорта используются гидросамолеты, или «буш-гидросамолеты» (англ. bush hydroplane)63 (табл. 24). Буш-авиация осуществляет рейсы в отдаленные деревни, где отсутствуют специально оборудованные авиаплощадки, нет взлетно-посадочных полос. Гидросамолеты также переправляют большое количество грузов хозяйственного и промышленного значения, продукты питания. В Аляске и Нунавуте гидросамолетные перевозки осуществляются официально зарегистрированными компаниями (табл. 22).

Источник: РАОПА, Our Airports

По абсолютному числу площадок воздушного транспорта НАО уступает только Аляске. Даже без учета вертолетных площадок и гидропортов в штате насчитывается почти 600 действующих аэродромов, а более 1% жителей являются профессиональными летчиками64.

Из рассматриваемых территорий Ненецкий автономный округ — наиболее обеспеченный площадками воздушного транспорта регион. По числу площадок воздушного транспорта на единицу площади и на душу населения НАО занимает 1-е место.

Однако, высокие показатели округа связаны опять же с колоссальной ролью вертолетного сообщения и числом площадок для его обеспечения. Без учета вертодромов НАО занимает лишь четвертое место, уступая Аляске (первое место), Финнмарку и Лапландии (рис. 25). Обширные Гренландия и канадские провинции обеспечены площадками слабо.

По числу аэродромов на душу населения НАО занимает пятое место. Лидер — Северо-Западные Территории, Нунавут и Аляска занимают второе и третье места соответственно (рис. 26). Лапландия и Финнмарк, где авиационный транспорт не играет определяющей роли, демонстрируют наименьшую обеспеченность своих жителей аэропортами.

Рис. 25. Обеспеченность площадками воздушного транспорта регионов — мировых аналогов НАО (на единицу площади)

Посредством воздушного транспорта в настоящее время связаны все населенные пункты НАО. Аналогичная сеть создана в Северо-Западных Территориях, Нунавуте, Гренландии и Аляске. В Юконе, Лапландии и Финнмарке связь с некоторыми населенными пунктами, в силу развитости наземного сообщения, обеспечивается другими видами транспорта.

Роль водного транспорта наиболее заметна в регионах с протяженной и освоенной береговой линией. По обеспеченности портами на единицу людности НАО уступает Гренландии, Финнмарку и Аляске, а по общему числу всех морских и речных портопунктов — занимает 1-е место (табл. 25).

Рис. 26. Душевая обеспеченность площадками воздушного транспорта регионов — мировых аналогов НАО

Источник: World Port Source65, SeaRates66

В Ненецком автономном округе широкое распространение для организации перевозок в летнее время получили снегоболотоходы «Трэкол». Летом между населенными пунктами округа поездки осуществляются по заказу с использованием судна на воздушной подушке.

Аналогичным образом в летнее время в северных провинциях Канады и на Аляске в качестве личного транспортного средства используется техника высокой проходимости, а именно мотовездеходы, или квадроциклы. Зимой — снегоходы, которые также распространены в норвежском Финнмарке и финской Лапландии для перемещения на небольшие расстояния.

В настоящее время в Канаде перспективной альтернативой для обеспечения грузоперевозок в удаленных северных общинах являются дроны. Беспилотными летательными аппаратами планируется доставлять почту, лекарства, продукты питания и некоторые другие товары хозяйственного назначения67.

Ненецкий автономный округ входит в перечень районов Крайнего Севера Российской Федерации. В связи с этим, для населения НАО российским законодательством предусматриваются определенные льготы. Аналогичным образом особые экономические условия предоставляются в провинциях Канады и Финнмарке (табл. 26).

В отличие от НАО, подобная система отсутствует в Гренландии, Аляске и Лапландии. Гренландия и Аляска географически удалены от основной территории своих государств и существуют до определенной степени изолированно. Природные и социально-экономические условия Лапландии фактически не обладают особой спецификой и сопоставимы со средними по стране.

Источник: Government of NWT68, Government of Nunavut69, Finnmark70

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ненецкий автономный округ: территория парадоксов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

20

Федеральная служба государственной статистики. Регионы России. Социально-экономические показатели — 2020 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа https://gks.ru/bgd/regl/b20_14p/Main.htm (дата обращения: 09.12.2021 г.)

21

http://adm-nao.ru/press/government/14561/

22

http://www.arctic-info.ru/regions/nao/investment-projects/varandeyskiy-terminal/

23

http://niac.adm-nao.ru/pages/news/5679, http://narianmar.bezformata.ru/listnews/lukojl-komi-sohranit-uroven/55845610/, https://www.rvpetro.ru/presscenter/news/ooo-sk-rusvetpetro-dosrochno-vyipolnilo-godovoy-plan-po-dobyiche-nefti-na-2016-god/, http://archive.nao24.ru/news/read/186/, https://neftegaz.ru/news/view/162900-Bashneft-Polyus-dobyla-na-mestorozhdeniyah-im-Trebsa-i-Titova-v-NAO-6-mln-tonnu-nefti, http://www.nestro.ru/media/filer_public/b9/7b/b97b55af-ffd4-4668-8187-5fd59e259c91/zarubezhneft_2016_rus_.pdf

24

http://adm-nao.ru/press/governor/457/

25

Источник: ЕМИСС Официальные статистические показатели [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://fedstat.ru/ (дата обращения: 13.03.2018)

26

ЛУКОЙЛ — Проект: Красный чум [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.lukoil.ru/Responsibility/SocialInvestment/SocialInitiatives/Theredtent (дата обращения 13.03.2018)

27

Федеральная служба государственной статистики. Регионы России. Социально-экономические показатели — 2020 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/13204 (дата обращения: 25.12.2021 г.)

28

Федеральная служба государственной статистики. Регионы России. Социально-экономические показатели — 2020 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/13204 (дата обращения: 25.12.2021 г.)

29

Федеральная служба государственной статистики. Регионы России. Социально-экономические показатели — 2020 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/13204 (дата обращения: 25.12.2021 г.)

30

Федеральная служба государственной статистики. Регионы России. Социально-экономические показатели — 2020 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/13204 (дата обращения 25.12.2021) Регионы России. Социально-экономические показатели 2020 https://gks.ru/bgd/regl/b19_14p/Main.htm — (дата обращения: 25.12.2021)

31

Федеральная служба государственной статистики. Регионы России. Социально-экономические показатели — 2020 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/13204 (дата обращения: 25.12.2021)

32

Федеральная служба государственной статистики. Регионы России. Социально-экономические показатели — 2020 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/13204 (дата обращения: 25.12.2021)

33

Дабиев Д. Ф., Дабиева У. М. Оценка транспортной инфраструктуры макрорегионов России // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2015. — №11 (2). — С.283—284.

34

Федеральная служба государственной статистики. Регионы России. Социально-экономические показатели — 2021 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения 11.01.2022)

35

Федеральная служба государственной статистики Регионы России. Социально-экономические показатели — 2020 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа https://gks.ru/bgd/regl/b20_14p/Main.htm (дата обращения: 11.01.2022)

36

Фюльке — основная единица административно-территориального деления Норвегии.

37

Федеральная служба статистики Российской Федерации. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/results2.html

38

База данных «Показатели муниципальных образований» // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/dbscripts/munst/munst11/DBInet.cgi#1

39

Statistics Canada. // Статистический портал Прави-тельства Канады. URL: http://www5.statcan.gc.ca/cansim/ a26?lang=eng&retrLang=eng&id=0510005&paSer=&pattern =&stByVal=1&p1=1&p2=31&tabMode=dataTable&csid=

40

Statistics Norway // Центральное статистическое бюро Норвегии. URL:https://www.ssb.no/befolkning/statistikker/folkemengde/aar-per-1-januar/2016-02-19?fane=tabell&sort=nummer&tabell=256001

41

Suomen virallinen tilasto // Официальный статистический портал Финляндии. URL: https://www.stat.fi/til/vamuu/2017/12/vamuu_2017_12_2018-02-15_tau_001_fi.html

42

U.S. Census Bureau // Статистическое Бюро США. URL: https://www.census.gov/programs-surveys/popest.html

43

Statistics Greenland // Статистический портал Гренландии. URL: http://www.stat.gl/dialog/main.asp?lang=en&sc=BE&version=201501

44

База данных «Показатели муниципальных образований» // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/dbscripts/munst/munst11/DBInet.cgi#1

45

Росстат // Федеральная служба государственной статистики

46

Alaska Department of Health and Social Services // State of Alaska // Официальная статистика штата Аляска. URL: http://dhss.alaska.gov/dph/VitalStats/Documents/PDFs/VitalStatistics_AnnualReport_2016.pdf

47

NWT Bureau of Statistics // Бюро Статистики Северо-Западных Территорий. URL: https://www.statsnwt.ca/population/vital-statistics/

48

ArcticStat // Socioeconomic Circumpolar Database // Электронная база данных арктических регионов. URL http://www.arcticstat.org/Table.aspx/Region/[Finland]Lapland/Indicator/[Population]Death/2015-08-10-13/17739

49

ArcticStat // Socioeconomic Circumpolar Database // Электронная база данных арктических регионов. URL: http://www.arcticstat.org/Table.aspx/Region/[Finland]Kainuu/Indicator/[Population]Age/2015-08-10-08/17734

50

City Population // Population Statistics for Administrative areas // Статистические данные о населении стран, регионов, городов и агломерациях. URL: https://www.citypopulation.de/php/norway-admin.php?adm1id=20

51

Department of Labour and Workforce Development // Research and Analysis // State of Alaska // Официальная статистика штата Аляска. URL: http://live.laborstats.alaska.gov/ces/ces.cfm?at=01&a=000000&adj=0

52

NWT Bureau of Statistics // Бюро Статистики Северо-Западных Территорий. URL: https://www.statsnwt.ca/labour-income/labour-force-activity/

53

Government of Nunavut // Правительство Нунавута. URL: https://www.gov.nu.ca/eia/information/labour-force-and-employment-data

54

Yukon Government // Executive Council Office // Официальный сайт Правительства Юкона. URL: http://www.eco.gov.yk.ca/stats/stats_employment.html

55

База данных «Показатели муниципальных образований» // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/dbscripts/munst/munst11/DBInet.cgi#1

56

Statistics Canada // Официальная статистика Канады. URL: http://www.statcan.gc.ca/tables-tableaux/sum-som/l01/cst01/econ15-eng.htm

57

Statistics Norway // Центральное Статистическое Бюро Норвегии. URL: http://www.ssb.no/en/fnr

58

Statistics Finland // Официальная статистика Финляндии. URL: https://www.stat.fi/tup/suoluk/suoluk_vaesto_en.html

59

Naalakkersuisut Government of Greenland // Официальный сайт Правительства Канады. URL: https://govmin.gl/en/archive/oil-and-mineral-strategy?catid=0

60

Skyscanner // Система поиска информации о воздушных перевозках. URL: https://www.skyscanner.ru/

61

Межрегиональная общественная организация пилотов и граждан-владельцев воздушных судов. URL: https://maps.aopa.ru/#lon/59.423069/lat/69.193980/z/7/ll/av/bl/gm

62

Our Airports // Аэропорты Северной Америки. URL: http://ourairports.com/countries/CA/NT/airports.html

63

Словом bush в западной терминологии принято называть труднодоступные места перевозок, когда населенные пункты удалены от развитых транспортных узлов, а местные центры, в силу природных и социально-экономических факторов, не располагают необходимой инфраструктурой для принятия и отправления воздушной техники стандартной комплектации. Поэтому буш-самолеты обычно оборудованы особыми шинами, лыжами или воздушными подушками. Слово bush используется в качестве приставки, когда речь идет о перевозках в суровых условиях, о специально оборудованных моделях авиационного транспорта, осуществляющих такие перевозки.

64

Federal Aviation Administration // Alaskan Region Aviation Fact Sheet // Федеральная Администрация авиации США. URL: https://www.faa.gov/about/office_org/headquarters_offices/ato/service_units/air_traffic_services/artcc/anchorage/media/Alaska_Aviation_Fact_Sheet.pdf

65

World Port Source // Порты мира // Интерактивный ресурс. URL: http://www.worldportsource.com

66

SeaRates // Информационно-интерактивный портал о морских портах мира. URL: www.searates.com

67

Тестовые полеты и первые коммерческие перевозки начались осенью 2017 г. — Drone Delivery Canada // Официальный сайт компании. URL: http://www.dronedeliverycanada.com/moosecree/

68

Government of Northwest Territories // Официальный сайт Правительства Северо-Западных Территорий. URL: https://www.ece.gov.nt.ca/en/services/income-security-programs/senior-home-heating-subsidy

69

Government of Nunavut // Официальный сайт Правительства Нунавута. URL: https://gov.nu.ca/family-services/information/senior-fuel-subsidy-sfs

70

Finnmark // Официальный сайт фюльке Финнмарк. URL: http://www.finnmark.no/page.jsp?id=136&lang=en

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я