Сегодня мир более всего нуждается в честном и откровенном разговоре о верности, крепкой семье, истинной любви и желании Бога участвовать в семейной жизни, каждого человека. Книга «Божественный брак» — это исследование различных историй библейских героев о том, какую роль в их жизни играла семья и насколько в этом был заинтересован Бог. Также в книге вы найдёте всесторонние размышления о семье, любви, проблемах, с которыми сталкивается каждая семья, и о путях преодоления этих проблем.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Божественный брак» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 1.
Божественный брак
Адама и Евы
Лев Николаевич Толстой как-то говорил: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Однако, изучая тему божественных браков, я бы сказал с точностью до наоборот: «Все несчастные семьи похожи друг на друга, каждая счастливая семья счастлива по-своему». Проявления счастья и любви многогранны, фактически бесконечны, а несчастья и страдания, хотя и очень разные по форме, по сути одинаковы и являются не чем иным, как отсутствием счастья и любви…
Что можно сказать про Адама и Еву? Разве у них был божественный брак? Конечно, ведь их сотворил Бог, их привёл друг к другу Бог, и у них было много детей, а значит они регулярно вступали в отношения любви, по обоюдному согласию… Однако же у них были и ошибки, которые отразились на всём человечестве, что говорит о том, что даже в божественном браке у людей остаётся своя личная доля ответственности… Перефразировав поговорку, можно сказать: Бог хотел как лучше, а мы поступили по-своему.
Итак, что мы точно знаем про божественный брак Адама и Евы?
«И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле»
Бог сотворил человека (мужчину и женщину) по Своему образу и подобию, что, во-первых, говорит нам о том, что в Боге есть мужское и женское начало, а во-вторых, что Человек в изначальном смысле — это муж и жена, а по отдельности они, соответственно, половинки. И Бог даёт мужу и жене три благословения: «плодитесь», «размножайтесь» и «владычествуйте». «Плодитесь», или будьте плодотворны — здесь подразумевается достижение личной зрелости и самосовершенствование; «размножайтесь» — это благословение касается семьи и воспитания детей; а «владычествуйте» — имеется в виду достижение гармонии с природой. Если хорошенько задуматься, то абсолютно все человеческие устремления можно разбить на три группы: самопознание, отношения с другими людьми и отношения с материальным миром. Это и есть три Божьих благословения…
Что дальше?
«И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть. И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились»
В первой главе книги Бытия Бог уже сотворил Адама и Еву, а тут во второй главе как бы заново происходит творение — для чего? Многие обращают внимание, что Ева появилась из ребра Адама, и поэтому у мужчин должно быть на одно ребро меньше, однако медицина этого не подтверждает. Поэтому, видимо, тут подчёркивается совсем другая идея: так как муж и жена по отдельности — половинки, то им необходимо быть вместе, быть одной плотью, а это значит, что супружеские отношения важнее, нежели отношения между родителями и детьми. Родители и дети даны нам на время, а жена или муж — навсегда. Иисус говорил про это очень ясно:
«…не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так…»
То есть изначальный Божий план никакого развода, никаких измен и никакого свободного секса не предполагал вовсе… Если вернуться к ребру, то эта часть тела близка к сердцу, поэтому мужу жену и жене мужа нужно всегда держать поближе к сердцу и любить как свою собственную плоть:
«Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее…»
Итак, брак Адама и Евы действительно божественный — они половинки друг для друга, они сотворены друг для друга, вместе они образ Божий, им дано повеление (благословение) любить, вступать в сексуальные отношения, давать рождение многим детям. Они открыты друг перед другом полностью, в них нет ни страха, ни сомнений, ни стыда…
А вот дальше они по своему собственному выбору пренебрегают Божьим Словом и слушаются слов змея. То есть, по сути, они предают Бога прежде всего в своём сердце, потом пренебрегают Божьим Словом, потом совершают грех и постепенно привносят в свой брак такие неприятные элементы, как похоть, страх, стыд, высокомерие, самооправдание и т. д.
«И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания»
Первое, что начало разрушать божественный брак Адама и Евы — это похоть.
«И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: [Адам,] где ты? Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся»
Второе, что разрушало их божественный брак — это страх предстать перед Богом и признаться в содеянном.
«…Не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел. И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела»
Третье, что разрушало божественный брак, было самооправдание и безответственность (я не виноват, это всё они).
Оставаться вблизи от Бога в Эдемском саду Адам и Ева больше уже не могли и дальше жили своим умом. Они рожают и воспитывают детей, однако делают это так, что старший Каин в итоге убивает младшего Авеля. Это позволяет предположить, что семья Адама и Евы после изгнания из рая, по крайней мере вначале, была неблагополучной. По-видимому, Адам и Ева серьёзно ссорились, и это отразилось на воспитании детей, привело детей к психологическим травмам и трагедии…
На этом достоверная история заканчивается, и дальше мы можем опираться только на апокрифы. В частности, есть такой апокриф — Житие Адама и Евы, другое его название — Адамова книга, и самый оригинальный текст датируется I веком нашей эры. Потом, конечно, были правки, христианские вставки и различные переводы со своими уникальными подробностями. Адамова книга входит в Талмуд. Далее будем цитировать латинскую версию Адамовой книги.
Изменить историю грехопадения было Адаму и Еве не по силам, но, думаю, потеряв связь с Богом, они наверняка пытались что-то исправить. Процесс их раскаяния так описывается в апокрифе:
«…И Адам сказал Еве: «Ты не можешь принести так много как я, но принеси (такую жертву) на сколько у тебя хватит сил. А я проведу сорок дней, постясь, но ты сделай это в речке Тигр и выбери камень и стань на него в воде до шеи своей в глубине реки. И не позволяй никакой речи исходить из уст твоих, так как мы не достойны, чтобы обращаться к Богу, поскольку наши губы нечисты от незаконного и запрещенного плода. И стой в реке тридцать семь дней. А я проведу сорок дней в воде Иордана, возможно Бог сжалится над нами».
Здесь они налагают на себя серьёзные физические ограничения, стоят в холодной воде, постятся, а также соблюдают обет молчания… Это не помогло исправить последствия грехопадения, но по крайней мере вывело дьявола на чистую воду.
«И с тяжелым вздохом, дьявол сказал: «O Адам! вся моя враждебность, зависть, и горе — для тебя, так как это — из-за тебя у меня забрали славу, которой я обладал на небесах посреди ангелов, и из-за тебя был сброшен на землю». Адам ответил, «Что сделать я могу? Что я сделал уже, и какой мой грех против тебя? Посмотри ты не получил никакого вреда или ущерба от меня, почему ты преследуешь меня?» Дьявол ответил: «Адам, что ты говоришь мне? Именно для твоей пользы меня сбросили с места моего. Когда тебя создали меня отвергли от Бога и изгнали от ангелов. Когда Бог вдунул в тебя дыхание жизни и лицо твое было сделано в образе Бога, Михаил заставил (нас) поклоняться тебе как виду Бога; и Бог сказал: «Вот — Адам. Я сделал его в нашем образе и подобии. И Михаил вышел и призывал всех ангелов говоря: «Поклоняйтесь образу Бога, поскольку Бог так приказал». И сам Михаил поклонился сначала; тогда он призвал меня и сказал: «Поклонись образу Бога, и я ответил, «Мне незачем поклоняться Адаму». И Михаил продолжал убеждать меня, чтобы поклонился, я же сказал ему, «Почему ты убеждаешь меня? Я не буду поклоняться низшему и младшему (более молодому) чем я. Я — старше его в Создании, прежде, чем он был создан, я уже был. Это его обязанность поклоняться мне».
То есть мотивом для искушения Евы у архангела Люцифера, которого ещё называют драконом, змием, дьяволом и сатаною, была зависть, недостаток любви, высокомерие и безответственность.
И всё же, несмотря на печальные обстоятельства — изгнание из рая, убийство Каином Авеля, труд в поте лица, болезненные роды и прочее — Адам и Ева держались друг друга, регулярно вступали в сексуальные отношения и рождали детей, в апокрифе даже приводится их число:
«И после того, как Адам родил Сифа, он жил восемьсот лет и родил тридцать сыновей и тридцать дочерей; и всех детей было шестьдесят три. И они были увеличены по земле в их народах».
Это говорит нам о том, что, хотя Адам и Ева и ссорились друг с другом, всё же они оставались вместе, не разводились и постепенно учились строить отношения.
Когда Адам и Ева состарились, а все их дети выросли, они собрали их вместе и поведали историю своего падения, завещав записать её на глиняных и каменных скрижалях, чтобы помнить и делать правильные выводы. Кажется, отличная идея — совершая ошибки, не только учиться на них, но каяться перед своими потомками и предостерегать от повторения подобного.
Практические моменты
• Божественный брак разрушают похоть, страх и безответственность.
• В воспитании детей важнее всего пример родителей.
• Начните вести дневник и анализировать как свои победы, так и свои ошибки.
• Прочитайте апокриф «Адамова книга».
Заметки, идеи, мысли
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Божественный брак» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других