Сегодня мир более всего нуждается в честном и откровенном разговоре о верности, крепкой семье, истинной любви и желании Бога участвовать в семейной жизни, каждого человека. Книга «Божественный брак» — это исследование различных историй библейских героев о том, какую роль в их жизни играла семья и насколько в этом был заинтересован Бог. Также в книге вы найдёте всесторонние размышления о семье, любви, проблемах, с которыми сталкивается каждая семья, и о путях преодоления этих проблем.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Божественный брак» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 5.
Божественный брак Исаака
Исаак — с одной стороны, самый скромный и неприметный из всех патриархов Ветхого Завета, а с другой — и проблем в Божьем провидении от него было меньше, чем от Авраама или Иакова. У Исаака, в отличие от отца (Авраама) или сына (Иакова), была всего одна жена. Он не хотел конфликта со своим братом Измаилом, так как был слишком мал, чтобы понимать, что происходит, когда Авраам по наущению Сарры изгонял Агарь с сыном из дома.
Он готов был, чтобы Авраам принёс его в жертву, хотя и не был виновен в том, что Авраам ещё до его рождения не смог до конца сделать символическое приношение животных, что и стало причиной принесения в жертву Исаака.
И уж конечно, имея всего одну жену, Исаак избежал всех проблем, с которыми столкнулся Иаков, вступавший в отношения сразу с четырьмя женщинами, боровшимися за внимание мужа…
И всё же, несмотря на отсутствие громких подвигов, Исаак был одним из трёх патриархов, про которых даже Бог в Ветхом Завете говорил:
«Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова»
И если Авраама называют отцом веры, а Иаков удостоился звания «Израиль», что означает «победитель», то вот Исаак у меня лично ассоциируется со смирением, кротостью, простотой и бесхитростностью…
Про божественный брак Исаака можно почитать в основном в 24 главе книги Бытия, и здесь мы разберём эту главу…
«И сказал Авраам рабу своему, старшему в доме его, управлявшему всем, что у него было: положи руку твою под стегно мое и клянись мне Господом, Богом неба и Богом земли, что ты не возьмешь сыну моему [Исааку] жены из дочерей Хананеев, среди которых я живу, но пойдешь в землю мою, на родину мою [и к племени моему], и возьмешь [оттуда] жену сыну моему Исааку»
Пожилой Авраам определяет, что жена у его сына Исаака должна произойти из родственников Авраама, а не из языческих племён. Проблема перекрёстных браков с другими народами была лишь в том, что израильтяне легко перенимали обычаи и культуру языческих племён и вообще забывали про Бога. И здесь Авраам, по-видимому, сомневается в том, что Исаак окажется в состоянии своим образом жизни и своей верой повлиять на какую-либо девушку из другого народа… Это важно, потому что далеко не каждый, подобно Моисею, Иосифу или Ноемини, оказывался способен менять веру и культуру окружающих людей только лишь своим образом жизни. И перекрёстные браки с хананейскими племенами стали одной из самых больших проблем после исхода израильтян из Египта… Авраам смотрит на своего сына, здраво оценивает его возможности и даёт именно такое указание своему слуге по поводу подбора пары для Исаака.
«Раб сказал ему: может быть, не захочет женщина идти со мною в эту землю, должен ли я возвратить сына твоего в землю, из которой ты вышел? Авраам сказал ему: берегись, не возвращай сына моего туда; Господь, Бог неба [и Бог земли], Который взял меня из дома отца моего и из земли рождения моего, Который говорил мне и Который клялся мне, говоря: [тебе и] потомству твоему дам сию землю, — Он пошлет Ангела Своего пред тобою, и ты возьмешь жену сыну моему [Исааку] оттуда; если же не захочет женщина идти с тобою [в землю сию], ты будешь свободен от сей клятвы моей; только сына моего не возвращай туда»
Авраам по велению Бога в молодости ушёл из своего дома, оставив прежние занятия и прежние верования, и теперь заклинает своего слугу ни в коем случае не возвращать Исаака обратно в ту землю. Здесь подходит выражение «уходя — уходи»: если принял решение двигаться вперёд, то незачем оглядываться назад. Об этом позднее очень ясно говорил Иисус:
«…я пойду за Тобою, Господи! но прежде позволь мне проститься с домашними моими. Но Иисус сказал ему: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия»
Авраам, пытаясь устроить судьбу своего сына, пользуется важным принципом: пусть прошлое остаётся в прошлом, живи настоящим и простирайся в будущее…
«И положил раб руку свою под стегно Авраама, господина своего, и клялся ему в сем. И взял раб из верблюдов господина своего десять верблюдов и пошел. В руках у него были также всякие сокровища господина его. Он встал и пошел в Месопотамию, в город Нахора, и остановил верблюдов вне города, у колодезя воды, под вечер, в то время, когда выходят женщины черпать [воду], и сказал: Господи, Боже господина моего Авраама! пошли ее сегодня навстречу мне и сотвори милость с господином моим Авраамом; вот, я стою у источника воды, и дочери жителей города выходят черпать воду; и девица, которой я скажу: наклони кувшин твой, я напьюсь, и которая скажет [мне]: пей, я и верблюдам твоим дам пить, [пока не напьются,] — вот та, которую Ты назначил рабу Твоему Исааку; и по сему узнаю я, что Ты творишь милость с господином моим [Авраамом]»
Слуга Авраама обращается к Богу и хочет убедиться в том, что выбор, который ему предстоит сделать, будет не его собственным выбором, а выбором небес. То есть он буквально желает для Исаака брака, заключённого на небесах. Когда человек по своему усмотрению выбирает жену, он может руководствоваться самыми практичными внешними вещами: красота, приданое, возраст, влиятельные родственники… Однако этого недостаточно для свадьбы, ведь когда люди женятся, соединяются два родословия, и те ситуации, которые будут возникать во взаимоотношениях молодожёнов, будут скорее всего следствием проблем этих родословий. Поэтому выбрать сапоги в магазине человек может сам, а вот при выборе жены на всю жизнь лучше пригласить Бога, который знает ситуацию обоих молодых людей досконально…
«Еще не перестал он говорить [в уме своем], и вот, вышла Ревекка, которая родилась от Вафуила, сына Милки, жены Нахора, брата Авраамова, и кувшин ее на плече ее; девица была прекрасна видом, дева, которой не познал муж. Она сошла к источнику, наполнила кувшин свой и пошла вверх. И побежал раб навстречу ей и сказал: дай мне испить немного воды из кувшина твоего. Она сказала: пей, господин мой. И тотчас спустила кувшин свой на руку свою и напоила его. И, когда напоила его, сказала: я стану черпать и для верблюдов твоих, пока не напьются [все]. И тотчас вылила воду из кувшина своего в поило и побежала опять к колодезю почерпнуть [воды], и начерпала для всех верблюдов его. Человек тот смотрел на нее с изумлением в молчании, желая уразуметь, благословил ли Господь путь его, или нет»
Ревекка красива, что важно, но всё же на вкус и цвет товарища нет, так что это не главное. Ревекка девственница, что очень важно, так как у неё никогда не будет искушения сравнивать своего мужа с другими мужчинами, он будет её единственным мужчиной. Плюс она напоила всех верблюдов слуги Авраама… После перехода через пустыню верблюд может выпить до ста литров воды, а верблюдов десять — даже если кувшин Ревекки был на десять литров воды, то Ревекке пришлось бы около ста раз бегать к колодезю с водой… Даже если верблюды не жаждали настолько сильно, Ревекка не могла об этом знать, а значит у неё было искреннее желание несколько часов заниматься тяжёлым физическим трудом, чтобы помочь незнакомому ей человеку. Неудивительно, что слуга Авраама просто потерял дар речи и, пребывая в шоке, смотрел на Ревекку. Поступок Ревекки рассказал о её трудолюбии, усердии, гостеприимстве, терпении, смирении и доброте к людям и животным…
«У Ревекки был брат, именем Лаван. Лаван выбежал к тому человеку, к источнику… и сказал [ему]: войди, благословенный Господом; зачем ты стоишь вне? я приготовил дом и место для верблюдов. И вошел человек. Лаван расседлал верблюдов и дал соломы и корму верблюдам, и воды умыть ноги ему и людям, которые были с ним; и предложена была ему пища…»
Лаван, брат Ревекки, проявляет не меньшее гостеприимство, чем сестра, что говорит о том, что Ревекка в этом не уникальна, и что всё их семейство почтенное и благородное. И хотя про отца и мать Ревекки нам ничего неизвестно, вероятно, они также произвели очень хорошее впечатление на слугу Авраама. Какой бы хорошей не казалась девушка, но если у неё склочные, жадные и скандальные родители, то эта природа проявится при определённых обстоятельствах рано или поздно и в ней. Поэтому слуга Авраама, ненавязчиво наблюдая за родственниками Ревекки, может получить представление о ней самой…
Потом в доме Ревекки слуга Авраамов пересказывает всю чудесную историю, произошедшую с ним, свидетельствуя всем о том, что этот брак уже заключён на небесах, и осталось только родственникам Ревекки принять это.
«И ныне скажите мне: намерены ли вы оказать милость и правду господину моему или нет?.. И отвечали Лаван и Вафуил и сказали: от Господа пришло это дело; мы не можем сказать тебе вопреки ни худого, ни доброго; вот Ревекка пред тобою; возьми [ее] и пойди; пусть будет она женою сыну господина твоего, как сказал Господь. Когда раб Авраамов услышал слова их, то поклонился Господу до земли. И вынул раб серебряные вещи и золотые вещи и одежды и дал Ревекке; также и брату ее и матери ее дал богатые подарки. И ели и пили он и люди, бывшие с ним, и переночевали. Когда же встали поутру, то он сказал: отпустите меня [и я пойду] к господину моему»
Все, единодушно чувствуя, что брак Исаака и Ревекки — это Божья воля, отпускают Ревекку с незнакомым им человеком в незнакомую страну, просто поверив ему на слово — для свадьбы с тем, кого она никогда не видела… Могла Ревекка отказаться? Или родственники Ревекки — не поверить слуге Авраама? Конечно. Это была их ответственность — понять Божью волю и последовать ей независимо от того, понимают они её ли нет, нравится им она или нет. В конечном итоге, для тех, кто следует Божьей воле, всё заканчивается хорошо, однако вначале Ревекке и Исааку просто приходится довериться судьбе и провидению…
«И призвали Ревекку и сказали ей: пойдешь ли с этим человеком? Она сказала: пойду. И отпустили Ревекку, сестру свою, и кормилицу ее, и раба Авраамова, и людей его. И благословили Ревекку и сказали ей: сестра наша! да родятся от тебя тысячи тысяч, и да владеет потомство твое жилищами врагов твоих!… При наступлении вечера Исаак вышел в поле поразмыслить, и возвел очи свои, и увидел: вот, идут верблюды… Раб же сказал Исааку все, что сделал. И ввел её Исаак в шатер Сарры, матери своей, и взял Ревекку, и она сделалась ему женою, и он возлюбил ее…»
Исаак бродил по полю и с нетерпением ждал, кого ему привезут в жёны… Когда же он узнал, что жена ему досталась буквально от Бога, он принимает её, женится на ней, вступает с ней в сексуальные отношения, а после этого развивает в себе крепкую и верную любовь к ней на всю жизнь. Хотя у Ревекки родилось всего два сына, они оба стали прародителями целых народов, поэтому благословение родителей на плодовитое родословие сбылось в полной мере… У Исаака не было, да и не могло быть никакой влюблённости по отношению к Ревекке с самого начала: он её увидел впервые. Однако, поступив по вере, он принял её, решил, что они навсегда будут вместе, а уже после этого на протяжении всей жизни они развивали прочные взаимоотношения в любви…
Практические моменты
• Женившись на девушке, юноша женится и на всех её предках, которые неизбежно будут оказывать влияние на её поведение. Поэтому родословие очень важно.
• Выбрать сапоги в магазине, университет или работу человек может сам, но выбор мужа или жены, во избежание множества проблем, всегда должен согласовываться с Богом.
• Любовь и влюблённость — разные вещи. Влюблённость — химия тела и действие гормонов, которое рано или поздно прекращается, а любовь — сознательное решение посвящать свои мысли, поступки и чувства другому человеку, и поэтому она развивается всю жизнь.
• Прочитайте главу 24 Книги Бытие о жизни и свадьбе Исаака и Ревекки.
Заметки, идеи, мысли
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Божественный брак» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других