1. книги
  2. Современная русская литература
  3. Ольга Брюс

Не буди спящее дитя

Ольга Брюс
Обложка книги

Несколько обличий примерила Катя после длительного пробуждения. Истинное лицо она обрела во время грозы, когда лежала на траве под проливным дождём, оглушённая ударом молнии, и выла нечеловеческим голосом.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Не буди спящее дитя» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 4

Из кабинета младших классов доносились детский смех и кулачные бои, сопровождаемые одиночными воплями Феди и Гриши.

— Чичас все ноги переломаю! — размахивая кулаками, кричал мальчик Гриша, уронив одноклассника на скрипучий деревянный пол. — Ты у меня получишь!

Дети встали в круг, создав ринг для мальчишечьих боёв, и скандировали дерущимся.

— Давай! Давай!

— Справа! Слева!

— Бей! Ногой!

— Прекратить! — эхом раздалось в просторном помещении. — Быстро все по местам!

Ребятишки опомнились и разбежались по партам. Взгляд у учительницы был настолько суровым, что у девочки Иры заблестели глаза от испуга.

— Вы что устроили? — медленно закрывая за собой дверь, Светлана Игоревна нахмурила брови. — В школе? Как можно? Это вам не футбольное поле! Не состязания по троеборью! Это — ШКОЛА!

Подняла указательный палец вверх, чтобы придать особое значение учебному заведению.

— Кто разрешил устраивать балаган в отсутствии учителя? — окинула каждого строжайшим взором. — Звонок прозвенел, и вы обязаны сидеть тихо, как мыши! — говорила громко, чтобы оказать давление на детей. — Я же вчера объясняла правила поведения!

Медленно подходя к своему столу, женщина не прекращала наблюдать за каждым провинившимся. Встала у стола, положила ладонь на шершавую поверхность и выпрямилась.

— Кто зачинщик? — чуть опустила голову, чтобы смотреть на детей из-под очков. — Кто, я спрашиваю?

Дети сидели смирно, втянув головы в плечи и сложив руки перед собой, как полагается по уставу.

— Смелости не хватает признаться? — обошла стул, отодвинула назад и присела. — Никогда бы не подумала, что мне достанется класс с трусишками! Стыдно! Стыдно, товарищи ученики!

Открыла учительский журнал, чтобы пометить отсутствующих.

— Это я! — Гришка решил признаться. Слова учителя о трусости больно ударили по самолюбию.

— Что? — не поднимая головы, спросила женщина, что-то записывая в журнал.

— Это я устроил драчку.

Наконец, Светлана Игоревна «осчастливила» мальчика своим пристальным вниманием.

— Зачем? — подняв голову, поправила очки и сложила руки перед собой.

— Надо, — Грише стало неловко. Не хочется говорить правду, иначе друзья засмеют.

— Я жду внятного ответа, Григорий. Зачем ты ударил своего друга и одноклассника Фёдора Лукина?

— Заслужил, — буркнул ученик, уставившись на чёрные мысы своих потёртых ботинок, которые были велики почти на два размера.

— Мы ждём, — давление со стороны учительницы не прекращалось.

Гришка сопел и тяжело дышал, напрягая живот.

— Я не начну урок, пока ты не изложишь нам суть дела. Я хочу, чтобы все уяснили: драться — это показывать свою невоспитанность, глупость, неумение решать любой конфликт словами. Итак, Григорий, за что ты ударил Федю? Давай сейчас разрешим этот вопрос и не будем привлекать родителей. Так ты скажешь?

— Нет, — глаза Гриши наполнились слезами отчаяния. Не надо было признаваться. Теперь стой и терпи сверлящие взгляды друзей и грозный голос классного руководителя.

— В таком случае мне придётся пригласить твоих родителей на беседу, — развела руками Светлана и продолжила писать в журнале. — Печально, что ты не бережёшь нервы и здоровье своей мамы…

— Мамку не тронь! — у Гриши прорезался голос. Зловеще сказав фразу, он стукнул по столу и поднял глаза на учителя. — Не тронь, я сказал!

Светлану передёрнуло от детского возгласа. Уронив очки на стол, женщина покраснела и полезла в карман за носовым платком.

— Ты шо-о? — протянул рядом сидевший Виталя. — Она ж на тебя нажалуется, и батька тебя в живых не оставит.

— Ну и пусть! Пусть жалуется, коли жить надоело! — схватив портфель, висящий на крючке парты, Гришка бросился бежать.

У Светланы перехватило дыхание от поведения мальчика. Вконец растерявшись от последних слов Гриши, она поднялась со стула, приблизилась к окну и приложила ладонь ко рту. По лицу стало ясно — сейчас начнёт рыдать.

— Не слухайте Вы его! — Виталя вскочил с места. — Это он за батькой повторяет! А так наш Гришка хороший! Он и мухи не обидит! Вон, даже за придурошную заступился! — показал рукой на Катю.

— А почему? — зашушукались дети, любопытствуя, причём здесь Катя и почему Гришка за неё начал драку.

— Брешешь! — не выдержал побитый Федька. — Ты всё брешешь! Брехун несчастный!

Также подхватил портфель и побежал прочь.

— Да что же это происходит? — сквозь слёзы проговорила Светлана Игоревна, проводив взглядом мальчишек. — Да когда же это кончится? — всхлипнула, вспомнив прошлое.

Ребята переглянулись, не понимая, почему Гриша бросил учительнице такие страшные слова и выбежал из класса и почему Светлана Игоревна так расстроилась? И что должно кончиться? Здесь кроется какая-то тайна.

Да, тайна. Из прошлого, которое до сих пор не даёт спокойно жить классному руководителю, ни в чём не повинному перед семьёй Гриши.

В конце девятнадцатого века, когда Светлане было чуть больше тридцати, молодой и энергичный Степан обратил внимание на приезжую чернобровую учительницу. Она порядком отличалась от местных простушек своей грациозностью, прямой осанкой, лебединой шеей, манерой говорить, выбирать для беседы замысловатые фразы и держать мужчин на расстоянии. С первых минут знакомства, приезжая из окрестностей Екатеринодара, заставила сердце молодого конюха замереть от невообразимой привлекательности и услаждающего слух трепетного голоса.

Света приехала преподавать индивидуальные уроки немецкого языка одному мальчику из зажиточной семьи. Воспитанная бабушкой и дедушкой в русских традициях девочка имела тягу к языкам и естественным наукам. Её интересовала природа и всё, что с ней связано. Строгая бабуля отдала ребёнка в женский пансионат, чтобы в будущем Света могла удачно выйти замуж и ни в чём не нуждаться. А после девочку перевели в гимназию по настоянию директора, так как она выделялась среди учениц аналитическим складом ума и непреодолимым желанием познавать мир во всех его проявлениях. Затем, окончив гимназию, осталась в ней преподавать. Спустя несколько лет гимназию закрыли, и, по совету коллеги, Светлана покинула родные места и отправилась передавать знания хуторским ребятишкам. Переехав в хутор, молодая женщина поселилась в небольшой мазанке и узнала, что её пригласили обучать не детей, а одного мальчика.

С первого дня конюх Степан стал вести себя рядом с очаровательной Светланой как заворожённый. Он терял голову при виде чарующей грации, нежных, тонких ручек, стройной обольстительной фигуры и огромных, бездонных глаз. Через месяц прилипчивых и навязчивых знаков внимания Света сдалась. Влюбилась, как простодушная девица, потеряв здравый ум и самообладание. Она ещё не знала, что её любимый Стёпушка связан по рукам и ногам семейными узами и пятью детишками, которые проживали вместе с матерью в тридцати километрах от хутора. Дома Степан появлялся раз в месяц, чтобы справиться о судьбе покорной Агафьи и разновозрастных сыновей. Приезжал на один день, привозил подарки и отдыхал от трудной работы и тяжёлой доли.

Нашлись-таки добродетели, донесшие до Агафьи весть о непристойном поведении её благоверного. Не смогла любящая женщина смириться с второстепенной участью. Накинула верёвку на балку в сарае и оставила детей сиротствовать. После этого случая конюха выпроводили восвояси, а учительница переехала в хутор Сиротский, подальше от позора. Но и там местные жители прознали о её беспутной репутации. Поначалу за спиной шушукались, а со временем разговоры замолкли, так как в хутор нагрянул Степан с сыновьями. Быстро разогнал бабье любопытство, женившись на молодой красавице, так как Света дала ему отказ. С тех пор немало воды утекло, дети выросли, Степан похоронил вторую жену, а молва людская поутихла. Но старший сын не смог смириться с кончиной матери, обвиняя во всех грехах Светлану Игоревну. Как выпьет, так мать вспоминает и сыплет проклятиями на уже постаревшую учительницу. Вот отсюда-то Гришка и прознал о судьбе бабушки, которую он никогда не видел.

Простояв у окна минут десять, Светлана села за стол и продолжила заполнять журнал. Глаза на мокром месте, но надо держаться. Непозволительно показывать свою слабость перед детьми.

— А тётка Ваша злая была? — тишину нарушил неожиданной вопрос Кати.

— Моя? — Светлана подняла голову. — Почему ты так решила?

— А Вы на неё ни чуть не похожи, — смущённая улыбка девочки ввела в ступор Свету. — У ей брови, як ниточки, а у Вас не такие. А пошто она лицо мукой мазала? Енто шо, красиво разве? Бледная, як мертвец.

Ученики уставились на странную одноклассницу и замерли. Мурашки побежали по спине Светланы от слов Кати. Приподнявшись, спустила очки на кончик носа и пристально посмотрела ей в глаза.

— Ты видела фотокарточки моей тётушки? — спросила вполголоса, пытаясь вспомнить, где она могла оставить фото родственницы, чтобы кто-то мог их увидеть.

— Нет, хи-хи, — с усмешкой ответила ученица.

— Тогда откуда ты всё это знаешь? — выдавив из себя, педагог плюхнулась на стул. Она ещё не успела отойти от беседы с Ларисой, а Катя снова и снова продолжает удивлять чудными высказываниями.

Подперев подбородок маленьким кулаком, Катя часто-часто захлопала ресницами, не сводя глаз с удивлённой учительницы.

— Як же ж? Вы уже старенькая — значится, Ваша тётка уже помёрла. Так?

Светлана не знала, что ответить. Её лицо не выдало эмоций. Глядя на ребёнка, краем глаза заметила, как дети застыли на местах и ждут дальнейшего развития событий.

— А в газетках тёти такие красивые, намазанные, в шляпках. А мой батька сказал, шо и раньше женщины из городских были такими. Щипали волосы на бровях, носили шляпки. Вот я и покумекала маленько, шо тётя Ваша была вот такой красивой. Тогда почему Вы не такая? Брови у Вас — як помело, а лицо немазаное. Вы же учителка, да? А в городах они другие.

Фух, отлегло. Светлана Игоревна раскраснелась на глазах. Кровь моментально ударила в лицо, когда она поняла — Катя видела картинки и сравнила чёрно-белое изображение со старшим поколением.

— Для меня неприемлемо носить шляпки и краситься, — хотелось побыстрее закончить этот пустой разговор. — Итак, дети, сегодня мы с Вами начнём новый урок…

— А гербарий?

— Что? А, гербарий… — совсем забыла о заданной домашней работе. — Да. Покажите, пожалуйста, какие листья вы подготовили для дальнейшей работы.

Дети повскакивали с мест, и в воздух поднялись шуршание, скрипы, шептание и детская неосторожная торопливость.

— Вот, — Катя привстала и подала учителю газетный лист, сложенный пополам.

— Хорошо. — приняв готовую работу, женщина положила её на край стола.

Как только перед учителем выросла стопка из листков бумаги, она пообещала каждому поставить в журнал «отлично».

— А почему не чичас? — придвинув стул, Катюша трепетала от ожидания, что её работу похвалят при всех.

— Очень много времени мы потеряли, дискутируя не по теме урока, Катенька. Нам нужно наверстать упущенное, — Светлана встала у доски и взяла кусок мела. — С сегодняшнего дня мы начнём…

— Нечестно! — с недовольством вспылила Катя, подпрыгнув на стуле. — Я вчера такого натрепыхалась, а Вы…

— И что такое серьёзное могло с тобой произойти? — нахмурившись, учительница опустила руки вдоль тела и приготовилась слушать.

— Я видала… видала… — язык не поворачивался рассказать о тётке, которая выглядела так, что девочка до сих пор не может забыть её «лицо».

— Аха-хах-ха! — один из мальчишек вспомнил рассказ Федьки. — Ой, я чичас помру!

Закатываясь от смеха, мальчик закидывал голову назад и хватался за край парты. Взглянув на хохочущего соседа, Ваня не смог сдержаться. Его охрипший гогот подхватил третий мальчик, сидевший позади, потом ещё один из соседнего ряда. И вот в кабинете стоит оглушающий слух хохот, перемешавшийся с рычаньем, всхлипываниями и чьим-то тоненьким писком.

— Класс! — гаркнула Света на смеющихся и выпрямилась, заводя плечи назад. — Тишина!

Опустив голову, Катюша собралась рыдать. Всё ясно, этот неприятный случай в парке одноклассники нескоро забудут. Если вообще забудут. Девочка скуксилась, сжав зубы и сунув ладони под мышки. Учительнице пришлось два раза повторить детям, чтобы они замолчали. Вдоволь нахохотавшись, мальчишки и девчонки устроились поудобнее и приготовились усваивать урок. Отвернувшись, Светлана Игоревна начала говорить громко и отчётливо, водя мелом по шершавой доске. Дети кивнули и приготовились выводить палочки и крючочки чёрным карандашом. Катя не шевелилась, продолжая дуться на одноклассников.

— Понятно, как нужно начинать? Сни-изу вве-ерх, сни-изу вве-ерх, — растягивала буквы женщина, плавно вырисовывая хвостик крючка на ровной линейке.

Написав несколько примеров, педагог положила мел на деревянный выступ, стряхнула пальцы от белого налёта и повернулась.

— Катя, а ты почему не пишешь? — заметила смирно сидящую девочку. — Надо работать.

Девчонка не ответила и не пошевелилась. Её взор был устремлён на край стола, а губы были втянуты.

— Катюш, принимайся за работу. Скоро урок закончится, — женщина забеспокоилась. Подошла к своему стулу и положила пальцы на тонкую спинку. — Ты меня слышишь? Катенька, бери карандаш…

— Сама бери, — отрезала девочка и наклонила голову ещё ниже.

Приставила пятку правой ноги к ножке стула и начала отстукивать твёрдой подошвой.

— Катя, прекрати, ты мешаешь остальным, — голос учителя стал твёрже.

Но девочка не воспринимала её слова. Подёргивая ногой, стучала по устойчивой палке и сильнее стискивала зубы.

— Катя! Ты мешаешь остальным! — тон повышался соразмерно с каждым новым ударом о деревянную жертву. — Ученица Катя Гунько, встань! — приказным басом произнесла Светлана и двинулась к ребёнку. — Прекрати сейчас же!

Женщина наклонилась и положила руку на приподнятое плечо девочки.

— Катя! Я кому сказала! — дёрнув ребёнка, Светлана начала злиться.

Неожиданно Катя подскочила и, схватив учителя за руку, прижалась лицом к её ладони.

— А-а-а! — в потолок ударился панический вопль.

Катя разжала челюсти и подхватила портфель.

— Сама работай! — крикнула, убегая из класса.

Женщина опустила глаза на руку. Рядом с большим пальцем на мягком месте появились четыре впадины, из которых сочилась алая кровь.

О книге

Автор: Ольга Брюс

Жанры и теги: Современная русская литература

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Не буди спящее дитя» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я