Программа «Будущий первоклассник» создана как программа обогащенного развития детей дошкольного возраста, обеспечивающая единый процесс социализации и индивидуализации личности каждого ребенка в сочетании с его образованием во всевозможных областях. Программа разработана на основе многолетних фундаментальных исследований Института возрастной физиологии Российской академии образования в области психофизиологии, нейрофизиологии, педагогики и психологии развития, достижениях отечественной и зарубежной психологической и педагогической науки, а также с учетом многолетнего практического опыта АНО ДО «Лазурный». В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Будущий первоклассник. Инновационная программа дошкольного образования предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
I. Введение в программу
I.1 Предисловие
«Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера.»
Дошкольный возраст — одна из самых красочных и важных страниц в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации и формирования личности, самосознания и индивидуальности ребенка. Дошкольное детство — время, когда происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям, закладывается фундамент здоровья и, что немаловажно, прививается интерес к познанию и дальнейшему обучению. Поэтому программа «Будущий первоклассник» создана как программа обогащенного развития детей дошкольного возраста, обеспечивающая единый процесс социализации и индивидуализации личности каждого ребенка в сочетании с его образованием во всевозможных областях.
Программа разработана на основе многолетних фундаментальных исследований Института возрастной физиологии Российской академии образования в области психофизиологии, нейрофизиологии, педагогики и психологии развития, достижениях отечественной и зарубежной психологической и педагогической науки, а также с учетом многолетнего практического опыта АНО ДО «Лазурный». Постепенно усовершенствуя и дополняя программу «Будущий первоклассник», его опытные педагоги, психологи и воспитатели, перенявшие колоссальный опыт руководителей и преподавателей многих дошкольных образовательных организаций, сумели собрать воедино все лучшие аспекты существующих образовательных программ дошкольных образований и великие труды всемирно известных ученых в области педагогики и психологии развития, привнесли в нее свои лучшие инновационные решения и методики, которые успешно помогают детям получить лучшее дошкольное образование и подготовку с 2019 года и по сей день, принося блестящие результаты.
Особое внимание в Программе уделено определению индивидуальных особенностей развития дошкольников с целью выявления сильных сторон развития для наиболее эффективного взаимодействия в процессе образовательной деятельности и формирования предпосылок учебной деятельности, а также сохранения и укрепления здоровья. При этом всецело учитываются индивидуальные возможности её усвоения.
Программа обеспечивает возможность её использования в разных организационных формах дошкольного образования с учётом образовательных потребностей и способностей детей. Специалисты, работающие по Программе, взаимодействуют не только с коллегами внутри дошкольного образовательного учреждения, но и вовлечены в организацию активного взаимодействия с семьями воспитанников, что помогает родителям ориентироваться и участвовать в Программе. Это позволяет говорить о понимании разработчиками важности построения доверительных отношений всех участников Программы, кроме того, представить прозрачную действующую модель рабочего процесса внутри Программы.
Инновационное изложение Программы открывает новые возможности для детей, родителей и воспитателей и при этом может быть успешно реализовано в детском саду без привлечения дополнительного финансирования. Главная идея Программы — это оптимальное сочетание классического дошкольного образования и современных образовательных технологий. Главное нововведение редакцию Программы это нацеленность на создание пространства детской реализации: поддержку творчества, инициативы, развитие личности ребенка, создание условий для самореализации и комплексного обучения. Важным аспектом программы является виденье ребенка как отдельной личности, со своими особенностями и восприятием, которая нуждается в развитии, раскрытии потенциала и обучении. Инновационный вариант на практике более удобен и интересен всем — и детям, и родителям, и воспитателям, и администрации.
Программа в полном объеме реализует основные принципы дошкольного образования в соответствии с ФГОС:
— полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития;
— формирование и поддержка познавательного интереса и инициативы в различных видах деятельности;
— содействие и сотрудничество ребёнка с окружающими его взрослыми, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;
— приобщение ребёнка к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
— учёт этнокультурной ситуации развития детей;
— возрастная адекватность дошкольного образования — соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития ребенка;
— приумножение и упорядочение знаний и умений ребенка для дальнейшего школьного образования;
— формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих успешную адаптацию к школе и достижение уровня развития, необходимого для успешного освоения основных образовательных программ начального общего образования;
— Сотрудничество организации с семьей.
Важным преимуществом Программы является наличие учебно-методического комплекта, состоящего из Программы, методических рекомендаций и календарно-тематического планирования, пособие по диагностике (мониторингу) индивидуального развития детей, а также развивающих пособий для детей и методические рекомендации по организации образовательной деятельности, методики по урокам безопасности для старших групп.
Особенностью Программы является использование различных мастер-классов и арт-терапий, направленных не только на развитие ребенка, но и выявления у него скрытых потребностей, внутренних противоречий, психологических особенностей.
В инновационной редакции программы «Будущий первоклассник» дано обоснование актуальности реализации Программы в современных условиях дошкольного детского образования: авторы считают, что важнейшим аспектом является возможность её использования в работе с детьми-билингвами. Актуальность освоения двух языков в дошкольном возрасте обусловлена необходимостью знания родного языка и языка обучения в школе. В учебно-методическом комплекте будут включены пособия для организации образовательной деятельности с дошкольниками-билингвами.
Важнейший инновационный пункт программы «Будущий первоклассник» — модель работы специалистов с одаренными детьми и кооперация с их родителями. Поскольку работа с одаренными детьми имеет особую специфику, она требует от педагогов и воспитателей новых знаний, гибкости, и тесного взаимодействия с их родителями.
Универсальность Программы заключается в её гибкости и адаптивности: она может быть реализована в детском образовательном учреждении при использовании в качестве основной в объёме 60 %.
I.2 Структура программы
Согласно ФГОС ДО, пункт 2.11, Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражаются обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.
Целевой раздел Программы включает пояснительную записку, основные научные концепции Программы, цели и задачи ее реализации, а также целевые ориентиры и результаты освоения Программы. В целевом разделе присутствуют рекомендации по успешному внедрению программы и ее грамотному использованию в практике дошкольного образования.
Пояснительной записке излагаются философские и психолого-педагогические основы педагогической системы, на основании которых была создана Программа, раскрываются цели и задачи ее реализации. В соответствии с требованиями ФГОС ДО к целевым ориентирам определены планируемые результаты освоения Программы. Как ориентир приводится карта возможных достижений выпускника детского сада, работающего по программе «Будущий первоклассник,» с учетом индивидуальных возможностей детей. Программа формируется как система психолого-педагогической поддержки детей и создания оптимальных условий для их успешной социализации, индивидуализации и параллельного обучения во всевозможных областях развития, уделяя особое внимание подготовки к школьному образованию.
В содержательном разделе Программы обозначаются основные направления деятельности по реализации Программы. Описываются приоритетные направления образовательной работы с детьми разных возрастных периодов в предметно-пространственной развивающей среде, особенности развития детей определенного возраста и аргументируется рекомендуемая в Программе система обучения, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка. Среди образовательной работы в младших, средних и старших возрастных группах, подчеркиваются отличия работы с разновозрастными группами, комплексный подход к каждому воспитаннику и организации работы Программы в разновозрастных группа в целом.
Описывается образовательная деятельность по пяти ведущим направлениям:
— Социально-коммуникативному развитию
— Познавательному развитию
— Речевому развитию
— Художественно-эстетическому развитию
— Физическому развитию
В организационном разделе подробно описаны условия реализации Программы.
В составе организационно-педагогических условий описаны:
— примерный режим дня для групп детей раннего и дошкольного возраста;
— примерный учебный план и особенности планирования педагогической работы по Программе; в частности, выделено проведение значимых событий, праздников, других мероприятий;
— особенности организации среды разновозрастных групп.
В характеристике педагога перечислены специальные компетенции сотрудников дошкольной образовательной организации, необходимые для реализации программы «Будущий первоклассник».
Одним из многочисленных плюсов Программы является раздел описание форм, способов, методов и средств реализации Программы. В разделе подробно описаны методы адаптации ребенка к программе «Будущий первоклассник» и психолого-педагогические условия ее реализации, в которые включены основные особенности воспитания и обучение ребенка по Программе, особенности общей организации образовательной среды. В отдельном пункте Программы описаны модели взаимодействия педагогов и специалистов в ходе ее реализации, а также методы работы организации с семьями воспитанников. Эти методы помогут специалистам и организации улучшить процессы обучения, коммуникации и сотрудничества как в коллективе, так и в цепочке взаимодействия «специалист — воспитанник», «специалист-родители воспитанников» в разных вариациях контактов. В следующем пункте Программы описана модель работы специалистов с одаренными детьми и кооперация с их родителями. В разделе даны четкие формулировки специфики работы, а также лучшие методы взаимодействия с ребенком и его семьей.
Авторами программы «Будущий первоклассник» был написан раздел о социально-экономической составляющей программы, в которой приведены финансовые показатели АНО ДО «Лазурный», внедрившей Программу. Актуальность и результаты вложений в Программу наглядно иллюстрируют инвестиционную привлекательность программы «Будущий первоклассник».
Раздел материально-техническое обеспечение Программы — один из ключевых разделов, содержащий учебно-методический комплект к программе «Будущий первоклассник». Также в разделе имеется список нормативных документов и перечень литературных источников для специалистов. Приложение к программе содержит, среди прочего, карту наблюдений за развитием и поведением ребенка, комплект диагностических материалов по оценке и учёту индивидуальных особенностей развития детей.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Будущий первоклассник. Инновационная программа дошкольного образования предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других