1. Книги
  2. Саморазвитие / личностный рост
  3. Партасарати Авула

Упадок человеческого разума

Партасарати Авула
Обложка книги

Человечество перестало мыслить. Люди не рассуждают, не обдумывают, не взвешивают «за» и «против», и потому их разум слаб. Образовательные учреждения стремятся дать ученикам знание, образованность. Однако у них нет плана или программы по развитию разума. Образованность позволяет зарабатывать на жизнь, но не учит тому, как жить. Упадок разума привел к стрессу и депрессии, терроризму и агрессии. Эта книга поможет проанализировать сложившуюся ситуацию и возродить разум, чтобы жить в мире и гармонии.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Упадок человеческого разума» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава III: Растения, животные и люди

Три биологических вида

Все живое можно подразделить на три обширные категории: растения, животные и люди. Они все по-разному устроены. У растений есть только тело. У них нет ума, чтобы чувствовать, и нет разума, чтобы мыслить, рассуждать. В то время как у животных есть тело и ум, но нет разума. Они испытывают симпатии, антипатии и прочие чувства, которые особенно ярко проявляются в их отношениях с потомством и другими существами. В целом разум у животных отсутствует, хотя некоторые из них обладают простейшим грубым разумом. Так, например, собака отличает хозяина от незнакомца. Но все животные лишены тонкого разума. Они не в состоянии постичь Бога, что-либо за пределами материального мира. Тогда как человек обладает телом, умом, а также грубым и тонким разумом. Человек — единственное живое существо, которое получило в дар тонкий разум, способность обращать свои мысли к Трансцендентному, к Богу. Даже атеист, отрицая существование Бога, использует при этом свой тонкий разум.

Все люди стремятся к миру и процветанию. Именно для этого человек оснащен разумом. Ему надлежит развивать и применять разум, чтобы контролировать свои порывы и эмоции, чувственные восприятия и действия, направляя их на достижение мира и процветания. Не пристало человеку руководствоваться в своих поступках безотчетными порывами ума. Разум должен рассуждать, трезво оценивать каждый порыв и задавать направление чувственным восприятиям и действиям. Если же этого не происходит, человек может попасть в беду. Драматург Уильям Шекспир подчеркивал последствия этой величайшей ошибки человечества: действовать импульсивно, без опоры на разум. Трагедии Король Лир, Отелло и Гамлет показали, что импульсивные поступки чреваты уничтожением, гибелью. Эти пьесы заканчиваются страданиями и смертью.

Более того, только людям дана уникальная способность использовать свой тонкий разум для того, чтобы освободиться из трясины невежества и достичь Самореализации. Обрести духовное Просветление. Трагедия современного человечества заключается в том, что оно даже не подозревает о наличии в нем такой поразительной способности и не прикладывает усилий, чтобы достичь этого высочайшего Состояния.

Жизнедеятельность видов

Растительное царство — это целый мир: от баньяна до вьюнка, от цветочной поляны до сорняка. Каждое растение обладает явно выраженными индивидуальными характеристиками. Но в целом растения просто существуют, проявляя свою природу. Их реакции на внешнюю среду непроизвольны. У растений нет глаз, чтобы смотреть на окружающую среду.

Животные рождаются с заданной программой жизни. Они не в состоянии изменить свое естественное строение. Тигр не может стать вегетарианцем, а корова — перейти на мясную пищу. Не только питание, но и поведение каждого вида четко обусловлено его базовой природой — васанами. Васаны вида определяют темперамент, повадки и нрав животных, выливаясь в характерный для них образ жизни. Существа одного вида имеют одинаковые васаны. Эти существа обладают коллективной природой. Их поведение соответствует васанам и потому похоже. Так, все львы — свирепы. Кротких и смирных львов не бывает. Лани же всегда нежные и ласковые. В природе нет свирепых ланей.

Человека нельзя приравнять к другим живым существам; он занимает особое место. Природа каждого человека — неповторима. Каждый из нас устроен в соответствии со своей уникальной природой, васанами. Двух людей с одинаковыми васанами не бывает. Поэтому у каждого своя собственная манера поведения. Следовательно, в отличие от других живых существ, к нему требуется индивидуальный, а не коллективный подход.

Повадки животных обусловлены их собственной природой. У них нет свободы выбора, чтобы ее изменить. Только человек обладает свободой выбирать свой путь в жизни. Мы постоянно сталкиваемся с проблемой выбора: открыть бизнес или жить на зарплату, жениться или остаться холостяком, быть вегетарианцем или мясоедом и т. д. Выбор как таковой сделать не трудно; но вопрос в том, что мы берем за основу своего выбора. Поэтому необходимо изучить те силы, которые побуждают человека к действию.

Проблема выбора

Источником человеческих действий является либо его ум, либо разум, либо же их совокупность. Тело совершает действия. Но само по себе оно действовать не может. Тело приводят в движение:

1. Симпатии и антипатии, чувства, эмоции, безотчетные

порывы ума,

либо

2. Рассуждения, доводы и заключения разума,

либо

3. Совокупность факторов, приведенных в пунктах 1 и 2.

Проиллюстрируем три вышеописанных варианта на примере одного действия. Предложим десерт диабетику, который очень любит сладкое. Его ум говорит, что нужно взять десерт. Но разум, понимая, что человек болен, решает воздержаться. Если разум мощнее ума, диабетик отказывается от сладости. Если же ум силен, а разум слаб, он съедает сладкое. В третьем случае, когда человек здоров, его ум и разум дают обоюдное согласие на десерт и человек его съедает.

По всему миру люди чаще руководствуются чувствами и эмоциями, нежели голосом разума и рассудка. Временами эмоции даже заглушают веления разума. Джейн Тейлор превосходно отобразила эту идею в своем стихотворении Пруд. Оно рассказывает об утином выводке, который отправился на пруд, чтобы подкрепиться и поразвлечься. Галдеж и забавы утят в воде привлекли внимание жившего поблизости цыпленка. Он загорелся сильным желанием понырять и порезвиться вместе с утятами. Но мама запретила птенцу входить в воду. Тогда цыпленок принялся рассуждать, можно ли ему нырнуть в пруд, несмотря на запрет мамы. И пришел к странному выводу, что от утят его отличает только форма клюва. Его клюв — острый, а утиный — круглый. Цыпленок решил, что не утонет из-за этого. Итак, подчинившись уму и его страстному желанию, разум цыпленка заключил, что он может плавать не хуже уток. И, только прыгнув в воду, птенец осознал, что мама была права. Захлебнувшись, он пошел камнем ко дну.

Пруд

В деревне нашей есть прелестный пруд,

Там лилии по берегу растут,

Сникают ивы грустные к земле,

Купают ветки темные в воде.

Утиный молодняк ходил на пруд,

Чтоб сочной ряской подкрепиться тут,

В тенистой зелени он отдыхал,

Без умолку о чем-то толковал.

Я этот щебет слышал много раз,

Увы, стихом не передать тех фраз.

Ведь сколько бы понять я ни старался,

Уму их смысл глубокий не давался.

Цыпленок, что неподалеку жил,

За утками завистливо следил:

Как весело они галдят, ныряют,

Их перья, лапки над водой мелькают.

Птенец надумал счастье испытать —

Ведь плавать так же просто, как летать.

Хоть запретила мать ему купаться,

Глупыш решил: «Мне нечего бояться!

Ведь лапки, крылья, перышки цыплят

В воде ничем не хуже, чем утят.

Вот только клюв мой острый на беду,

Но разве из-за клюва пропаду?

И чем, скажите, хуже я утенка?

Пущусь я по воде за ним вдогонку!

Мне в воду так не терпится попасть,

А мать мою не понимает страсть!»

Подумав так, нырнул невежда в пруд —

Просчет свой осознал он только тут.

Барахтаться он стал и задыхаться,

На суше вновь мечтая оказаться.

Чем больше кроха бился и старался,

Тем дальше в темный омут погружался.

Тогда птенец надежду потерял,

И камнем он на дно пруда упал.

Увидев птицу мертвую в воде,

Закрякали утята громко о беде;

Их вид и жесты явно выражали:

Они непослушанье осуждали.

Джейн Тейлор(перевод И. Дварак)

Стихотворение наглядно поясняет, как разум становится заложником ума и его необузданной эмоции. Поддавшись натиску эмоции, разум рассуждает нелогично. И тогда человека ожидает удел цыпленка.

В другом стихотворении, под названием Покинутая деревня, поэт Оливер Голдсмит указывает на то, что человеческий разум должен повелевать чувствами и эмоциями. Автор рисует образ проповедника, сердце которого преисполнено искренними чувствами к ближним. Но ни при каких обстоятельствах священник не позволяет своим эмоциям нарушить безмятежность и ясность мысли. Его голова правит сердцем. Величие проповедника Голдсмит описывает с помощью поразительной метафоры. Он сравнивает его с могучим утесом, чья вершина вздымается высоко над облаками. Тучи окутывают грудь утеса. Но они не тревожат покоя, царящего на вершине. Облака символизируют эмоции, зарождающиеся в человеческом уме. Вершина — это разум. Эмоции священника никогда не затуманивают его зоркий и незыблемый разум. Разум — владыка ума. Приведем метафору, которой завершается стихотворение:

С людьми делил он радость и печали,

Но Небу помыслы его принадлежали.

Он, как могучий великан-утес,

Что над долиной и грозой возрос.

И хоть груди его не видно из-за туч,

Вершину гордую ласкает солнца луч.

(перевод И. Дварак)

Способность испытывать эмоции — это ценное качество. Однако было бы величайшей ошибкой позволить эмоциям затмить здравый смысл. Это и есть слабое место человека. История дает немало примеров подобной слабости: когда чувства перестают подчиняться рассудку и здравомыслию.

О стадном инстинкте

Немногие обдумывают и осознанно выбирают собственный курс в жизни. Большинство бездумно идет по стопам предшественников. Мы ходим в школу только потому, что все так делают. Поступаем в университет и получаем диплом, опять же следуя за остальными. Устраиваемся на работу или открываем бизнес, уступая давлению семьи и общества. Выбираем спутника жизни, не задумываясь о причинах, по которым берем на себя столь серьезное обязательство. Заводим детей, не осознавая последствий этого выбора. Итак, каждый из нас проходит через различные жизненные этапы, не опираясь на здравый смысл и рассудок. Только представьте себе, еще окончательно не повзрослев, подросток заявляет, что является приверженцем индуизма, христианства, ислама и т. д. Какие у него основания для столь серьезного заявления? Не изучив и не поняв сути религии, каждый ожесточенно защищает свою веру и отрицает все остальные. Такая фанатичная приверженность к собственной религии посеяла социальный хаос. А бездеятельность разума породила ненависть, агрессию и кровопролитие среди человеческого рода.

Современное человечество живет стадным инстинктом. Подобно овцам, что пасутся стадами, и голубям, что летают стаями. Но заметьте, тигр живет сам по себе, а орел одиноко парит в небе. Такое возможно только благодаря их индивидуальной силе. Также и человеку необходим мощный разум, чтобы крепко стоять на ногах. Чтобы прокладывать свой курс в жизни. Но тот, у кого нет сильного разума, просто идет за стадом.

В июле 2005 года в турецкой газете появилась статья под заголовком «1500 овец совершают самоубийственный прыжок со скалы». Статья рассказывала о том, как в городе Геваш в Восточной Турции сорвалась в пропасть и погибла овца. Вслед за ней, повинуясь стадному инстинкту, еще 1500 овец бросились вниз с 15-метровой высоты, совершив невероятное массовое самоубийство. Потрясенные пастухи беспомощно наблюдали за смертельным прыжком.

Точно так же стадный инстинкт истребляет человечество. В современном мире разум и логика атрофированы. Даже интеллигенция перестала мыслить. Утратив свое достоинство и величие, человечество пожинает горькие плоды: конфликты и раздоры, вандализм и терроризм, страдания и смерть. И, даже достигнув крайнего предела, человечество так и не пробуждается от интеллектуальной спячки. Стадный инстинкт продолжает существовать.

Типичным примером пренебрежения разумом является подход человека к браку. Люди решаются на этот шаг бездумно, не оценивая и не осмысляя свой выбор. Интересно, что существует шесть общих причин, по которым люди вступают в брак.

Шесть причин:

1. Продолжение рода

Ни одно живое существо, за исключением человека, не может противостоять инстинкту размножения. Желание продолжить род является доминирующей потребностью среди живых существ. Только человек обладает разумом, чтобы освободиться от власти этого желания. Если же разум слаб, люди, как правило, повинуются инстинкту размножения.

2. Чувство собственности

Присущее большинству людей чувство собственности зарождается, когда ум берет верх над разумом. У человека появляется склонность к накопительству предметов и живых существ. В нем просыпается дух собственничества по отношению ко всему, чем он обладает. Явный признак собственничества — выражения со словами «мой» и «моя», как, например, «мой дом», «мой бизнес», «моя репутация», «моя слава» и т. д. Чувство собственничества распространяется и на партнерские отношения — «моя жена», «мой муж». Лишь немногие отдают себе отчет в тяжких последствиях чувства собственности. Оставленное без надзора, оно приводит к потере предметов и существ, которыми обладает человек, причиняя ему боль и страдания. Тем не менее чувство собственности является одной из причин для вступления в брак.

3. Общение

Где нет самодостаточности, там появляется зависимость человека от других существ. Как правило, людям необходимо общение. Одних тянет в компанию людей. Другие, разочаровавшись в человеческих взаимоотношениях, находят утешение в общении с животными или даже растениями. Итак, потребность в общении — еще одна причина для поиска партнера. Редкие единицы обладают разумом такой мощи, что нехватки общения не испытывают. Такие люди самодостаточны; им не нужен спутник жизни.

4. Секс

Потребность человека в сексе может варьироваться от нулевой до склонности к промискуитету. В зависимости от интенсивности половое влечение проявляет себя следующими четырьмя способами:

а) Импотенция: у таких людей сексуальное влечение отсутствует даже при наличии возбуждающих стимулов. Таким людям не нужен партнер.

б) Пассивная сексуальность: сексуальное желание у людей этого типа слабо выражено. Оно не проявляет себя без возбуждающих стимулов. Сами по себе пассивные люди не вступают в половые контакты, пока их на это не спровоцируют.

в) Активная сексуальность: активным людям необходим регулярный секс. Они могут испытывать половое влечение ежедневно или один раз в несколько недель. Однако оно возникает даже при отсутствии внешних стимулов.

г) Склонность к промискуитету: люди этой категории обладают ненасытным половым желанием, которое проявляет себя без каких-либо возбуждающих факторов. Такому человеку необходимы постоянные половые контакты и смена партнеров. В этом случае жизнь в браке создала бы ряд проблем как для самого человека, так и для его партнера.

Анализ четырех вышеописанных категорий позволяет заключить, что брак приемлем для сексуально активных, а также для некоторых людей с пассивной сексуальностью, в зависимости от интенсивности их полового влечения.

5. Защита

Партнерские отношения ограждают человека от ухаживаний и предложений со стороны других людей. Таким образом, человек в некотором смысле обретает постоянство в жизни. Подобный брак можно рассматривать как удобство. Конечно, существуют и другие способы защитить себя. В таком случае в браке нет необходимости.

6. Помощь

В трудную минуту партнеры обращаются друг к другу за всевозможной помощью. Хотя помощь и можно рассмотреть как одну из шести причин, но сама по себе она не является достаточным основанием для заключения брака, если другие пять причин отсутствуют.

Чрезвычайно редки люди, свободные от всех шести причин. Только они могут себе позволить не вступать в брак. Вышеприведенный анализ показывает, что люди незнакомы с этими причинами. Еще в меньшей степени они осознают, какую важную роль разум играет при выборе спутника жизни. Человечество слепо повинуется стадному инстинкту.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Упадок человеческого разума» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я