Весёлые и грустные ситуации. Почти фантастические события и забавные приключения. Обычная жизнь в дороге и необычные случайности. Всё это нелёгкий, но интересный и захватывающий труд водителя автомобиля. И всё это вы найдёте в сборнике рассказов «Шофёрские НЕ байки». Почему «НЕ байки»? Да потому, что выдумки в этих рассказах попросту не существует. Это, своего рода, автобиография на профессиональную тему. Даже так — АВТОавтобиография. Автобиография профессионального автомобилиста. При этом, все случаи, описанные в сборнике, действительно имели место в жизни автора. Надеюсь, все эти случаи не оставят равнодушными читателей, а заставят посочувствовать героям рассказов, порой улыбнуться, или же подскажут выход из трудной ситуации. Приятного чтения!
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Шофёрские НЕ байки» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Как проспать Новый Год
Предисловие
Как проспать Новый Год, когда хочешь его отпраздновать, как все нормальные люди? Притом, проспать не по вине алкоголя. Иногда для этого нужно хорошенько потрудиться и сильно устать, что и произошло со мной в мои молодые годы. История эта длинная, с приключениями, поэтому запасайтесь терпением и — приятного прочтения!
Неожиданное задание
Дело было ещё во времена СССР, в середине восьмидесятых. В то время я работал в гараже при заводе в городе Красный Луч, Луганской, бывшей Ворошиловградской, области. Это были мои первые шаги в моей немаленькой водительской карьере. За мной закрепили автомобиль ГАЗ-52, далеко не новый.
Это была моя первая рабочая машина. Работал большей частью по месту. Изредка выезжал в соседние города. Но только лишь изредка.
Шла последняя предновогодняя неделя. В голове крутилось всё больше и больше планов празднования Нового Года. Я не мог даже предполагать, что перед праздником меня могут куда-то отправить.
Наступило утро 26 декабря. На работу я пришёл, как обычно, переоделся и принялся за ремонт своего грузовичка. На тот момент были проблемы с двигателем, мы с мотористом возились с ним. До обеда занимались ремонтом. Пообедали, и только принялись за работу, как меня вызывает к себе начальник гаража. Прихожу.
— Так, переодевайся, сейчас с тобой пойдём к заместителю директора.
— Я в чём-то провинился? — недоумевая, спрашиваю, не чуя за собой какой-либо вины.
— В командировку поедешь, — отвечает завгар.
— Далеко?
— В Таллин.
Ого, думаю, так далеко! Тут дальше Луганска не ездил, здесь всего шестьдесят с хвостиком километров, а тут сразу Таллин! Столица Эстонии! И на чём, интересно, меня командируют?
— А на чём ехать? — спрашиваю у начальника, — Моя машина ведь на ремонте.
— На самолёте! — ещё больше ошарашивает меня завгар, — Иди, переодевайся быстрее, замдиректора ждёт. Там тебе всё расскажут. Я тебя возле его кабинета подожду.
Иду переодеваться. Да уж, интересный поворот! На самолёте! В Таллин! Пишу название города Таллин с одной буквой «Н», так как дело было во времена Союза, а тогда было принято писать название столицы Эстонии именно так. Хотя сейчас правильное написание — Таллинн. И дальше в рассказе я буду писать название города с одной буквой «Н», дабы сохранить историческую достоверность. Эстонцы, не обижайтесь, пожалуйста!
Итак — в Таллин. С какой целью? Хотя я был не против поездки, люблю путешествовать, тем более на самолётах летать. Мне жутко интересно и уже хочется поскорее узнать задание и отправиться в путь.
Прихожу к кабинету, завгар Василий Иванович уже в приёмной, ждёт меня. Заходим в кабинет замдиректора.
— Здравствуйте!
— Добрый день! Хочешь в Таллин съездить?
— Хочу! — говорю, — Даже очень!
— Ишь ты! — улыбаясь, говорит зам, — Даже очень! Значит поедешь. Задание тебе будет такое. Нужно будет отвезти талоны на дизтопливо для нашего водителя, Николая, который поехал получать новый автокран. Он, разгильдяй, уехал за машиной и забыл взять эти самые талоны. Вот теперь ты их и повезёшь. Завтра в пять часов утра за тобой заедет мой водитель, повезёт тебя в аэропорт, в Ростов-на-Дону. Оттуда летают самолёты в Таллин. Сергей там тебя оставляет, а ты, кровь из носу, должен улететь. Любыми путями! Как можно скорее, потому что талоны действуют только до Нового Года. Если не успеешь, то Николай там зависнет надолго и ты вместе с ним. Пока мы новые талоны на следующий квартал получим, да пока доставим их Николаю, пройдёт много времени. Плюс эти талоны на целую тонну пропадут, что тоже нехорошо. Так что вся надежда на тебя. Чем быстрее ты отвезёшь эти талоны, тем лучше. Назад поедешь вместе с Николаем на автокране. Он будет ждать тебя на заводе, который называется «Двигатель». Приедешь в Таллин, разыщешь этот завод, там и встретитесь с Николаем. Ясно?
— Ясно.
— Тогда иди, оформляй командировку, получай деньги, талоны и иди домой, отдохни перед дорогой, — и, обращаясь к завгару, — Василий Иванович, а ты его отпусти домой пораньше, но смену закрой до конца дня. Действуйте, товарищи!
Выходим. Начальник гаража со мной по всем кабинетам прошёлся, мы всё получили, оформились, как положено. Пришли в гараж, встретились с замдиректорским водителем, договорились о времени и месте встречи, и я пошёл домой.
Дома сообщил родителям, что еду в командировку. Они немного поохали, но что делать? Работа есть работа.
Спать лёг пораньше, ведь вставать нужно будет в четыре часа утра. Но сразу заснуть не получилось, всё мысли о предстоящей командировке лезли в голову. Но, в конце концов, сон взял своё и я заснул.
На следующий день
27 декабря, в четыре часа утра будильник не подвёл. Сработал, как надо. Родители тоже встали, всё ж таки сын в первый раз в командировку уезжает. Тем более так далеко. Помылся, покушал, собрался. Хотя собирать в дорогу было особо нечего. Талоны, документы, командировочное удостоверение, деньги, вот и всё. Матушка настаивала, чтобы я еду с собой взял, но я не захотел. Не люблю с едой в дороге таскаться, честное слово. Всегда можно найти, где перекусить, тем более в аэропорту или на вокзале. Тут и пять утра. Вижу в окно — Серёга подъехал. Я оделся, обулся, родителям — до свидания, и пошёл. Сел в машину и мы поехали.
Дорогу описывать не буду. В пути ничего особенного не происходило. За три часа проделали мы свой путь длиной сто восемьдесят километров. В восемь утра Серёга меня высадил, развернулся и уехал, оставив в незнакомом городе. Я себя ощущал так, как ощущает себя тот, кого учат плавать, бросив в воду, типа, дальше пусть сам барахтается. Захочет жить — выплывет. Честное слово, такое было ощущение.
Что ж, надо выплывать! Про расписание вылета самолётов как-то забыл, сразу иду к кассам. Прошу билет в Таллин.
— Таллинский уже улетает, регистрация окончена, в ближайшие минуты вылет, — информирует меня кассир.
Ёлки-палки! Получается, опоздали мы с Серёгой! Нужно было не в пять утра выезжать, а часа в три ночи! Эх, блин…
— А следующий рейс на Таллин когда? — выпытываю у кассира.
— 30 декабря, — отвечает девушка.
30 декабря для меня не вариант. Отхожу от кассы в раздумье. Вспомнил, что есть расписание, надо пойти посмотреть, может какой-нибудь рейс поближе к Таллину сегодня вылетает? Вильнюс там, Рига или Ленинград? Смотрю — есть рейс на Ригу около 19:00. Снова иду на кассу.
— Девушка, на Ригу один билетик, пожалуйста!
— На Ригу все билеты проданы! — слышу в ответ.
— Как? Совсем нет билетов? — с отчаянием спрашиваю.
— Молодой человек, билетов нет совсем, неужели не понятно? — начинает раздражаться кассир.
— Девушка, милая, мне очень надо! Я по производственному заданию еду, не на развлечения, честное слово! — начинаю умолять неприступную сотрудницу аэропорта, — неужели там резерва никакого нет? Всего одно, самое завалящее местечко нужно!
— Нет билетов, я вам русским языком говорю! — девушка уже начинает злиться, — Если хотите, обратитесь к дежурному по аэропорту, но я вам ничем помочь не могу!
— А где я его могу найти?
Кассир мне рассказывает, я её благодарю и иду к дежурному. Нахожу его, объясняю ситуацию. Дежурный:
— А что я могу сделать?
— Ну, может резерв там какой-нибудь есть? — пытаюсь упросить дежурного, — Я слышал, что почти всегда есть хотя бы одно место, оно придерживается на всякий случай.
— Ишь, какой грамотный! — говорит сотрудник аэропорта, — Кто тебя просветил на эту тему?
— Отец в авиации служил, кое-что рассказывал, — отвечаю, намекая на авиационную солидарность причастных к небу людей, — так что, может быть, поищем варианты?
— Ладно, пойдём в кассу, — смягчается дежурный.
Подходим к кассе. Я остаюсь возле окошек, сотрудник аэропорта заходит во внутреннее помещение кассы. Вижу, как он беседует с кассиром, потом выходит и говорит:
— Надежда есть, мой юный друг. Есть бронь на два места. Если до окончания регистрации на забронированные места никто не придёт, то полетишь, а если придут те, кто заказывал бронь, то извини, больше ничем помочь не могу. Как объявят регистрацию, подходи сюда и не отходи, пока не прояснится ситуация с бронью. До этого можешь заниматься чем угодно. Только кассира не доставай раньше времени. Она в курсе твоей проблемы. Вопросы есть?
— Никак нет! — как в армии, отвечаю я, — Спасибо вам большущее за помощь!
— Пока не за что, — говорит дежурный и уходит.
Так… Чем себя занять? Время — девять утра. До отлёта десять часов. Решаю ещё раз посмотреть расписание. Посмотрел. Результат не утешил. На Ленинград рейс только завтра, на Вильнюс вообще нет, на Москву сегодня два рейса, но что Москва? Она далеко от Таллина — девятьсот километров по прямой, и не факт, что из Москвы будут места до Таллина. Вся надежда на Рижский рейс. Решаю ждать самолёт на Ригу.
Ждать, так ждать… Начинаю убивать время. То покурить схожу, то чайку попью в буфете, то журнал, купленный в киоске, почитаю. Скучно… Время обеда пришло, пошёл в буфет перекусил. Снова за журнал. Время тянется…
Вот темнеть начало, дело к вечеру идёт. По идее скоро объявят регистрацию. Так и есть, слышу по громкоговорителю — «Начинается регистрация на рейс номер такой-то Ростов-на-Дону — Рига». Я бегом на кассу. Встал возле окошка. Девушка-кассир глянула на меня, кивнула — помню, мол. Стою возле кассы, как приклеенный. Громкоговоритель — «Продолжается регистрация на рейс номер такой-то Ростов-на-Дону — Рига». Стою, пританцовываю от нетерпения. Кассир время от времени поглядывает на меня. Через время громкоговоритель сообщает — «Заканчивается регистрация на рейс номер такой-то Ростов-на-Дону — Рига». Я к окошку:
— Девушка, регистрация заканчивается, как там с моим вопросом?
Кассир глянула на часы, и говорит мне:
— Давайте паспорт, молодой человек.
УРРРРА! Есть место! Достаю паспорт, отдаю в кассу. Девушка начинает оформлять билет. Тут слышу — «Регистрация на рейс номер такой-то Ростов-на-Дону — Рига окончена». Но кассир продолжает оформление. Называет мне сумму, я оплачиваю, взамен получаю свои паспорт и билет. От души благодарю девушку.
— Поторапливайтесь, молодой человек, бегом на стойку регистрации! — отвечает кассир.
Бегу на регистрацию. Там получаю втык, за то, что поздно пришёл. Вкратце разъясняю ситуацию, служащий аэропорта смягчается и регистрирует меня. После чего проводит в накопитель. Тут выясняется, что автобус уже увёз пассажиров к самолёту. Служащий идёт к телефону, с кем-то там беседует, подходит ко мне, говорит:
— Сейчас вас отвезут, только подождать надо. Я с вами постою, пока вас не отправлю.
— Спасибо большое! — отвечаю, — Вы мне так здорово помогаете! Мне ведь действительно очень нужно улететь именно этим рейсом!
— А что же это за необходимость такая? — интересуется работник аэропорта.
Вкратце рассказываю, что к чему.
Тут подъехал аэродромный автобус. Ну как автобус? Седельный тягач ЗИЛ-130В с полуприцепом в виде автобуса.
Мы выходим из накопителя. Служащий перебрасывается парой слов с водителем, открываются двери в салон, приглашая войти. Я благодарю работника аэропорта и вхожу в автобус. Двери закрываются, мы поехали.
Подъезжаем к самолёту, вижу — дверь в самолёт ещё открыта, в проёме двери видна бортпроводница, но трап уже начал отъезжать. Водитель моего автобуса начинает сигналить, трап останавливается, бортпроводница с вопросительным видом смотрит на наш автобус. Водитель открывает двери, я выбегаю, вместе со мной выходит водитель автобуса. Кричит стюардессе:
— Ещё один пассажир, заберите!
Я благодарю водителя, бегу к трапу, который снова подъезжает к самолету. Взбегаю по нему, показываю бортпроводнице паспорт и билет, коротко объясняю своё опоздание. Та, понимающе кивнув, и проверив мои документы, приглашает в салон. Прохожу, нахожу своё место, и с радостью и облегчением сажусь в кресло. Всё! Летим! Можно выдохнуть…
Рига
Сам полёт описывать нет смысла. Всё происходило в штатном режиме. Взлёт, полёт, приземление… Прибыли мы около девяти вечера. Я вышел из самолёта, зашёл в здание аэропорта. Сразу пошёл к расписанию, благо багажа не было, ждать его получения не нужно было, я налегке путешествовал. Расписание самолётов меня не утешило, на Таллин рейс будет только двадцать девятого декабря. М-да… Что делать? Смотрю — рядом висит расписание поездов с железнодорожного вокзала. Я — к нему. О, есть поезд Рига — Таллин! Отправление в 00:10. Прибытие в Таллин в 9:00. Отлично! То, что мне нужно! Надо ехать на вокзал. Как? Не знаю… Может, такси взять? Дорого, наверное… Ладно, думаю, сейчас выйду из аэропорта, там разберёмся. Выхожу, смотрю — остановка маршрутных такси. Написано: «Маршрутное такси — экспресс. Аэропорт — железнодорожный вокзал». Прекрасно! Подхожу, вижу — несколько микроавтобусов РАФ, на каждом написано, что это маршрутка. Захожу в стоящий на остановке РАФик, спрашиваю водителя:
— Заходить можно, ехать будем?
— Да, заходи. Оплата 15 копеек.
— Не вопрос! — отдаю деньги и усаживаюсь в кресло.
Вот так я познакомился с маршрутками, которых сейчас пруд пруди. Но тогда это было редким явлением. Помнится, что эта тема освещалась даже в СМИ, как новое слово в пассажирских перевозках. А для меня это было вообще в новинку.
Спустя какое-то время маршрутка тронулась. Действительно, весь путь проехали экспрессом. Если и останавливались, то только на светофорах. Пока ехали, в окошко разглядывал Ригу. Любопытно было, ведь первый раз в Прибалтике! Много, правда, не высмотрел, темно уже было, но всё равно — ехал, глазел.
Прибыли на железнодорожный вокзал. Первое, что бросилось в глаза, это большие светящиеся буквы на здании вокзала — TERMINAL. Прикольно! Не помню, что ещё там, на здании вокзала было написано, скорее всего, что-то ещё было, но в памяти отложилась именно это. Зашёл в здание вокзала, нашёл кассы. Очереди нет, хорошо. Спрашиваю девушку-кассира:
— На Таллин один билетик найдётся?
— Найдётся. И не один. Вам купе или плацкарт?
Ничего себе, думаю, билетов валом…
— Плацкарта достаточно будет, — говорю.
— Верхняя полка или нижняя?
О, и тут выбор есть! Нормально!
— Нижняя, — отвечаю.
— С вас столько-то, — говорит девушка. Не могу сказать цену билета, просто забыл…
Отдал кассиру деньги, взамен получил билет. Поблагодарил, пошёл прогуляться по вокзалу. Время около десяти вечера, до отправления два часа. Захотелось перекусить. Зашёл в буфет, покушал. Немного пошлялся по вокзалу, посидел в зале ожидания, когда слышу, что поезд номер (не помню) «Рига — Таллин» подан на такой-то путь, посадка на такой-то платформе. Вот и хорошо. Поднимаюсь, иду на посадку, нахожу нужную платформу, свой вагон. Предъявляю проводнику билет, прохожу, нахожу своё место и сажусь на полку. В отсеке плацкартного вагона я пока один. Буквально за пять минут до отправления подошёл ещё один пассажир. Как выяснилось, моряк. Ехал в отпуск. Сам русский, живёт в Таллине, но работает в Риге, ходит на корабле в загранку. Кстати, почему я его упоминаю в рассказе? Будет ясно чуть позже.
Вот поезд тронулся. Спустя короткое время пришла проводница, принесла бельё. Мы постелились, немного поболтали с попутчиком, и легли спать. Заснул мигом.
Таллин
28 декабря… Проснулись мы в поезде около восьми утра. Мой попутчик расспросил меня о цели моей поездки. Мне скрывать нечего, я с ним поделился, рассказал, что в столице Эстонии мне нужно найти завод «Двигатель». Это предприятие выпускало установки для автокранов и ставило их на шасси МАЗ, которые приходили из Минска. Мой сосед по вагону рассказал, как добраться до нужного мне места. Рассказал очень подробно, даже схему, как пройти от остановки трамвая до завода, набросал на бумажке.
В девять часов утра поезд прибыл в Таллин. Мы вышли из вагона, мой попутчик провёл меня до самой трамвайной остановки, и даже дождался со мной нужного трамвая. Спасибо ему за это.
В трамвае я ехал, прислушиваясь к объявлениям вагоновожатого, который называл остановки. В какой-то момент мне показалось, что я уже проехал нужное место. Обратился с вопросом к стоящей рядом женщине. Она ответила, что рано ещё, мы не доехали. Завязался разговор. Женщина спросила меня — что именно мне нужно в том районе, видимо, поняла, что я не местный. Я рассказал. Женщина решила мне помочь. Ей надо было ехать дальше, но, несмотря на это, она не доехала до своей цели две остановки, чтобы показать мне путь к заводу. Мы вышли, она провела меня метров сто, пока в поле зрения не стали видны корпуса завода. Я от всей души поблагодарил мою помощницу, мы распрощались и я пошёл на завод.
Подошёл к нужному мне предприятию. Куда идти? В какой отдел обращаться? Пойду, думаю, для начала на проходную, расскажу ситуацию, может быть, подскажут…
Зашёл на проходную, рассказал. Мне посоветовали пойти в отдел сбыта. Рассказали, как туда пройти и к кому обратиться. Поблагодарив охрану, иду в означенный отдел. Там рассказываю о своем задании и о том, что я разыскиваю нашего крановщика. Мне говорят, что, да, был такой, получил автокран, оформил документы и уехал в гостиницу.
Вот тебе и раз! Уехал! Где теперь его искать? Говорю сотрудницам отдела сбыта:
— А наш крановщик случайно не говорил, в какой гостинице он остановился?
— Да, — отвечает одна из сотрудниц, — я краем уха слышала, что он живёт в гостинице такой-то. (К сожалению, я не помню название гостиницы, поэтому и не пишу его здесь)
— А как мне найти эту гостиницу?
Девушки мне подробно рассказывают, я благодарю их, прощаюсь и ухожу из отдела сбыта.
Возвращаюсь на трамвайную остановку. Дожидаюсь нужного мне трамвая, еду, считая остановки, чтобы не проскочить свою. Доехал. Выхожу, иду, как советовали. И правда — вижу гостиницу. Думаю, сначала к администратору с вопросами не пойду, обойду вокруг, может быть, увижу автокран. Ведь даже если Коля и уехал от завода, то всё равно, без топлива двигаться домой он не сможет. Следовательно, скорее всего, он будет в гостинице, а кран должен стоять где-то рядом. Возле гостиницы парковки нет, наверное, она находится во дворе. Захожу во двор, и — ТАДАММ! Стоит автокран, и Коля с баллонным ключом подтягивает колёсные гайки! Ура! Нашёл! Камень с души свалился, ответственное задание практически выполнено!
Подхожу потихоньку к Николаю. Метра за три выдаю фразу:
— Товарищ водитель, вам помочь?
Коля поднимает голову, удивляется, а потом в его глазах появляется радость.
— Привет, Робик! Это тебя прислали с талонами?
— Меня, Колёк, меня! Вот они, талоны, в кармане, у сердца, — с улыбкой отвечаю.
— Вот и хорошо, — говорит Коля, — сейчас я колёса до конца протяну, потом пойдём ко мне в номер, перекусим. А после обеда быстренько пробежимся по магазинам, кое-что прикупим, да и поедем.
Как решили, так и сделали.
Колёк окончил протяжку колёс. Мы поднялись к нему в номер, сварили пельмешек и покушали. Потом Коля собрал свои вещи, мы спустились к администратору, чтобы сдать номер. Сдали, вышли на улицу, подошли к автокрану. Николай положил свои вещи в кабину, замкнул её, и мы пошли по магазинам. Прикупили еды в дорогу, кое-что ещё, а для себя я взял десять бутылок Пепси-Колы. В наших краях она была в дефиците. И ещё для родителей купил целый килограмм нежнейшей свиной колбасы. Вкусная была колбаска!
Пришли к машине. Скоропортящиеся продукты положили в кабину крановой установки. На ходу она не отапливалась, так что прекрасно могла служить холодильником. Туда же отправилась и моя колбаса.
Всё, теперь мы были готовы к отправлению. Коля завёл двигатель, прогрел его, и мы поехали на ближайшую заправку. Немного поблукали, пока её нашли, но топлива хватило, хотя лампочка на указателе уровня топлива уже давно горела, напоминая нам о том, что пора бы и накормить нашего железного коня. Бак на нашем МАЗе был объёмом всего двести литров. Наполнив его до отказа, мы тронулись в путь. Было 18:00, 28 декабря. В нашем распоряжении оставалось трое суток плюс шесть часов. И две тысячи километров…
Едем
Маршрут мы построили такой — Таллин — Псков — Остров — Невель — Витебск — Смоленск — Рославль — Брянск — Орёл — Курск — Белгород — Харьков — Славянск — Красный Луч. Поначалу всё шло гладко. В эстонском городе Выру мы добавили в бак топлива и поехали дальше. Выехали из Эстонии, заехали в Псков. Было ещё темно, поэтому Коля проскочил нужный поворот, и мы заблудились. Заехали, не пойми куда. Пока выбирались, рассвело. И было это уже утром 29 декабря.
Довольно большой отрезок пути мы проехали без проблем. Правда, Коля уже утомился, хотел спать. Но, пока на улице было светло, он ещё держался. Как только стемнело Коля стал заставлять меня болтать без умолку, чтобы не дать ему уснуть. Я решил предложить ему подмену за рулём, мол, давай я поеду, а ты подремлешь. Николай ответил отказом. Сказал мне:
— Ты ведь ни на чём, кроме своего Газончика не ездил. Опыта у тебя ещё мало. А тут МАЗ. Да ещё со стрелой впереди. И зима на дворе. Нет, не будем рисковать. Лучше я сейчас где-нибудь остановлюсь, да посплю пару-тройку часов.
— Да, Коля, ты прав, я понимаю, — ответил я, — но остановиться надо. Эта твоя усталость становится опасной.
— Спорить не буду… — согласился Коля, — будем искать место для отдыха.
Вскоре нашлось местечко, на котором можно было постоять и поспать. Мы заехали на площадку, но глушить мотор не стали. Зима, как-никак. Николай полез на спальник. Да, МАЗы пятисотой серии все шли со спальным местом, независимо от предназначения автомобиля. Наш МАЗ исключением не был. Вот только в отличие от дальнобойных МАЗов, спальное место не было оборудовано матрасом. Была всего лишь тонкая прошитая подстилка из искусственной кожи, только лишь прикрывавшая голый металл на спальном месте, и во время сна комфорта она не добавляла. Эта подстилка совершенно не смягчала спальное место, и человек лежал на ней, как на твёрдом полу. Долго на ней не поспишь.
Пока Коля спал, я тоже дремал, сидя на пассажирском месте. Сном моё состояние назвать можно было с большой натяжкой. Так… Не сон, а какое-то забытьё…
Прошло часа три. Николай отлежал все бока, слишком твёрдая поверхность дала о себе знать. Проснулся, сел на спальном месте. Я тоже вышел из своего полусонного состояния.
— Ну что? Я подремал, — сказал Коля, — двигаем дальше?
— Ну, если ты нормально себя чувствуешь, то двигаем.
— Нормально. Поехали.
На часах было 00:30. И уже 30 декабря…
Поломка
Увидев название этой главы, вы спросите: «Какая может быть поломка? У вас новая машина!»
Да, машина была новая, но даже новая машина не застрахована от поломок. Часа в четыре утра, не доезжая километров сорок до города Рославль, Коля говорит:
— Что-то не пойму… Давление воздуха в тормозных контурах меньше стало…
— В чём причина? — спрашиваю.
— Не знаю, — отвечает товарищ, — воздух прихватить не должно, мороз небольшой… Не знаю, что и думать…
Чем ближе мы подъезжали к Рославлю, тем меньше становилось давление в контурах.
6,5 атмосфер… 6,0… Давление падает — 5,5… Продолжает падать — 5,0… Ещё ниже — 4,5… Коля не на шутку встревожился. Говорит:
— Сейчас доезжаем до Рославля, ищем какое-нибудь автопредприятие и ждём там до утра. Утром ищем проблему и постараемся её исправить.
— Есть догадки, что это может быть? — спрашиваю я.
— Возможно, клапана в компрессоре, — отвечает Николай, — утром рассветёт, посмотрим.
Доехали до Рославля. На манометре 4 атмосферы. Всё, дальше ехать нельзя, останемся без тормозов, они пневматические на МАЗе. Энергоаккумуляторов, как на современных грузовиках, на МАЗах в то время не было, поэтому без воздуха такая махина была сродни торпеде. На наше счастье прямо рядом с дорогой мы увидели автотранспортное предприятие. Безо всяких раздумий мы припарковались на площадке возле АТП. На часах было пять утра. До начала работы АТП у нас была пара-тройка часов, которые мы решили посвятить сну, что с успехом и воплотили в жизнь.
Около половины восьмого мы с Колей проснулись. Мой товарищ решил поискать причину проблемы. В первую очередь он собирался проверить клапана компрессора. Для этого нужно было откинуть кабину. Но на автокране это не так-то просто. Для этого нужно приподнять стрелу. А крановая установка включалась поворотом рукоятки в кабине, но для этого нужен был воздух. А его уже оставалось 3,5 атмосферы, чего никак не хватало для включения. Замкнутый круг… Чтобы устранить проблему с воздухом — нужно поднять стрелу. Чтобы поднять стрелу — нужен воздух…
На наше счастье в этот момент из ворот АТП выезжал КАМАЗ. Мы остановили его, попросили подкачать нам в систему воздух. Шланг подкачки у нас в комплекте был, камазист согласился, и вот уже стрелки манометров полезли вверх. Накачав в систему воздуха, мы отсоединили шланг, поблагодарили камазиста, и тот поехал по своим делам.
Коля прыгнул в кабину, легко включил крановую установку, перебрался в будку крановщика и поднял стрелу. Потом заглушил двигатель, поднял кабину и полез искать проблему. Первым делом открутил одну из двух пробок на головке компрессора, под которыми находились клапана.
— Ха! Кто бы сомневался?! — радостно произнёс Коля, — я так и знал!
— Что там, Колёк? — заинтересованно осведомился я.
— Клапан пополам!
— Это большая проблема?
— Нет, — ответил Николай, — такой мелочи в каждом гараже хватает. В этом, рядом с которым мы стоим, наверняка будут. А ну-ка я вторую пробку откручу.
Под второй пробкой тоже оказался лопнувший клапан. Коля извлёк поломанные детали из своих мест. Клапана оказались всего лишь небольшими металлическими пластинками квадратной формы с закруглёнными углами.
Эх, такая мелочь, а нервничать заставила по-крупному.
Колёк пошёл в АТП просить запчасти. Через время вышел с довольной улыбкой.
— Живём! Дали то, что нужно, выручили!
Ура! Сейчас установим новые клапана и поедем дальше.
Так и получилось. Детали установили на место, закрутили пробки, опустили кабину. Завели двигатель, проверили, качает ли компрессор воздух. Качает! Отлично! Коля полез в крановую установку, опустил стрелу, помыл руки, и мы поехали дальше.
Советский дефицит даёт о себе знать
Пока мы ехали по Эстонии, а потом по средней полосе России, проблем с топливом не было. Но, когда проехали южнее, стали наблюдать неутешительную тенденцию. Сначала на заправках нам давали топлива столько, сколько закажешь. Потом только по сто литров. А уже, начиная с Орла, на каждой заправке мы могли заправить только пятьдесят. Приходилось останавливаться на каждой АЗС, чтобы не остаться совсем без топлива. Доехали до Белгорода. Коля уже совсем валился с ног. Да и я был, как варёный. Усталость накапливалась… Решили поспать. Было около десяти вечера. Коля, как всегда, полез на спальник, а я скрутился калачиком на пассажирском месте. Часа в три ночи мы проснулись. Наступило 31 декабря…
В кабине почему-то стало холоднее. Я высунул нос на улицу. Ого! Давит морозец. Градусов двадцать, не меньше. Говорю об этом Коле.
— А что сделаешь? Природа, — отвечает Николай, — против неё не попрёшь…
Да, против природы не попрёшь…
— Ну что, Колёк, пошлёпали дальше? — говорю.
— Пошлёпали, — соглашается Коля, — только заправиться бы…
— Давай заправимся, — отвечаю, — на первую попавшуюся АЗС и зарулим.
Тронулись. Вот и АЗС. Заезжаем — вот те на! На колонке дизтоплива шланг обмотан вокруг самой колонки. Это знак, что топлива нет. Идём спросить у оператора. Точно — солярки нет. Не дают никому, только спецтранспорту. Просить бесполезно. Вот засада! Решаем ехать дальше.
На следующей заправке такая же картина. Ёлки-палки! А нам ехать надо!
Что ж, едем. Коля говорит:
— Сейчас в Украину зайдём, может там будет топливо? Всё-таки другая республика.
Надежды на Украину не оправдались… На всех заправках колонки обмотаны шлангом. Подъехали к Харькову. Прошли всю Харьковскую объездную дорогу от заезда со стороны Белгорода до выезда на Ростов-на-Дону. Топлива — ноль!
Коля говорит:
— Поехали до Чугуева, там, на выезде из города всегда топливо есть.
— А если и там топлива не будет? — допытываюсь я.
— Должно быть, — не очень уверенным голосом отвечает Николай, — ну, а если и там не будет, то вырываться за Чугуев смысла нет. Встанем в чистом поле, будем торчать, как три тополя на Плющихе… Надо будет искать солярку в Чугуеве…
Поехали мы в Чугуев. Это нам по пути. Проходим город, на выезде заезжаем на ту заправку, о которой рассказывал Коля. Бабах! А на колонке дизтоплива вообще снят шланг! Это знак, что тут топлива нет. Вообще! Даже для спецтранспорта… Приехали…
— Что делать будем? — спрашивает у меня Колёк.
Мне в голову приходит идея. Я делюсь ею с товарищем:
— Надо попробовать в автобусный парк заехать. Он снабжается топливом получше, чем другие предприятия. Может быть, там немного прикупим за наличку?
— Давай попробуем, — соглашается Коля, — надо только разузнать, где здесь автобусный парк.
На часах шесть утра. Город спит, только-только начинает просыпаться. Народу никого. Мы выезжаем с АЗС, снова едем в сторону города. Видим, на противоположной стороне мужичок на автобусной остановке стоит. Коля его видит, решает спросить у него дорогу. Проезжает немного дальше, чтобы развернуться и подъехать к тому мужичку. Разворачиваемся, подъезжаем и останавливаемся.
Удачное знакомство
Я открываю дверь и спрашиваю у мужичка:
— Здравствуйте! Не подскажете, где в вашем городе автобусный парк?
— Подскажу! — отвечает мужчина, — Мне как раз в ту сторону. Если подвезёте, то до самого автобусного парка вас доведу.
Годится, мы не против! Мужичок садится к нам в кабину, и мы с надеждой на удачу, едем втроём к автобусному парку. Мужичок и спрашивает:
— Ребята, а зачем вам автобусный парк?
Рассказываем ему о своей проблеме.
— Э-э-э, ребята, не нужен вам тот автобусный! Я на нефтебазе работаю!
Родной ты наш! Мы с Колей готовы были расцеловать этого мужичка!
— Так что, дружище, ты нам поможешь?
— Да не вопрос, ребята, поехали! Залью вам хоть полный бак!
О, прекрасно! Жизнь налаживается!
Приехали на нефтебазу. Этот мужичок уходит, сказав нам, чтобы мы стояли, где стоим, он сейчас всё организует. И действительно, минут через пятнадцать идут уже вдвоём с кем-то, тащат молочный бидон на 38 литров. Видно, что бидон тяжёлый, значит с соляркой. Приносят, говорят:
— Давайте, переливайте.
В комплекте МАЗа был шланг, но тонкий. Через него долго будет течь топливо. А лейки не было. Из молочного бидона в горловину не попадёшь, половину разольёшь. Эх, незадача… Мужичок, видя нашу проблему, говорит:
— Не мучайтесь, сейчас лейку принесу.
Через время приходит, даёт нам хорошую, большую лейку. Начинаем заливать солярку в бак.
Тут вижу, что топливо какого-то необычного цвета. Какое-то мутное, непрозрачное с зеленовато-жёлтым оттенком. Но молчу. Я тогда был совсем молодой, зелёный, многого не знал, работал на карбюраторной машине и заправлял её бензином. Как солярка выглядит я, конечно, видел, но был не в курсе, что на морозе она меняет свой цвет, прозрачность и свойства. Коля был гораздо старше меня, естественно, он об этом знал, и видел, что топливо выглядит неестественно. Но раз он, дизелист, молчит, то что буду я, пацан зелёный, ему подсказывать. Стою, молчу.
Вот первый бидон слит, ребята идут за вторым. В конце концов, мы залили целых пять 38-литровых бидонов. Это сто девяносто литров. Бак полон. А это значит, что на момент заправки у нас в баке оставалось всего десять литров. Да, вовремя нам попался этот мужичок!
Коля достаёт десять рублей и отдаёт их нашему спасителю. Тот чрезвычайно доволен. Ведь в то время государственная цена дизтоплива составляла всего три копейки за литр. В этом случае 190 литров стоили бы 5 рублей 70 копеек. Я думаю, мужичок рассчитывал на пятёрочку, а тут целый червонец!
— Ребята, спасибо, дорогие! — благодарит он нас, — Приезжайте в любое время, спросите меня, помогу без вопросов!
— Брат, это тебе спасибо, и твоему помощнику, — говорим в ответ, — чтоб мы без вас делали? Вы нас очень, очень выручили!
Наконец взаимные благодарности исчерпаны, мы поздравляем ребят с наступающим Новым Годом, прощаемся с ними и уезжаем.
Новые проблемы
Довольные тем, что нам так повезло, выдвигаемся в сторону дома. Рассвело. Тут Коля и говорит:
— Как-то не так наш МАЗ едет…
— А что не так?
— Тяга не та… Как будто кто-то за задницу держит…
— Что это может быть? — интересуюсь.
— Скорее всего, солярку прихватывает, — отвечает Николай, — морозяка видишь какой?
Да, действительно, мороз давит двадцатку, не меньше, а то и все двадцать пять.
— А что делать в таком случае?
— Пока ничего, просто будем ехать, может быть, обраткой прогреет топливо…
Если кто не в курсе, обраткой на дизельных двигателях называется линия возврата топлива. Для чего она нужна? Дело в том, что топливный насос имеет постоянную производительность, то есть закачивает топливо из бака в систему под постоянным давлением. Двигатель же работает на разных режимах, потребляя разное количество топлива, в зависимости от его нагрузки. За этим следит регулятор давления топлива, который сливает излишки топлива обратно в бак через линию возврата топлива, так называемую обратку. При этом топливо по обратке возвращается в бак уже тёплым после прохождения через систему, заодно прогревая топливо в баке. Вот на это и надеялся Николай. Кстати, он меня и просветил по этой теме. Рассказал об устройстве топливной аппаратуры дизельных двигателей.
Пока ехали по равнине, машина шла сносно, потери тяги почти не ощущалось. Но вот мы заехали в город Изюм, при выезде из которого нас ждал крутой затяжной подъём на гору Кременец. Так пролегала трасса. И здесь холодное топливо, фигурально выражаясь, показало нам свои зубы… До половины подъёма мы кое-как выкарабкались, дальше встали. Машина на холостых оборотах работала, но тяги не было совсем. Даже на самой низшей, первой передаче наш МАЗ не хотел трогаться с места. Обороты падали, двигатель практически глох.
— Надо греть бак, — говорит Коля, — факел делать.
— Давай, — отвечаю, хотя сам с таким ни разу не сталкивался.
Но для начала Николай решил посмотреть на само топливо в баке, и на состояние топливного фильтра. Открыли бак, а топливо выглядит в нём, словно мутный зеленовато-жёлтый кисель.
— Видал, — говорит Коля, — мороз как работает?
Я, по своей молодости и неопытности такое видел в первый раз. А Николай, тем временем, начал откручивать топливный фильтр грубой очистки. На МАЗах он конструктивно находился в корпусе топливного бака. Открутив четыре болта, Коля вынул из корпуса сам фильтр. Тот был весь облеплен парафином.
Я во все глаза наблюдал за действиями товарища, и, увидев такую картину, был весьма удивлён. Для меня всё это было впервой. Николай попутно мне всё объяснял, я впитывал информацию, как губка воду. Я впервые узнал, что при замерзании дизельного топлива из него выделяется парафин, который и забивает фильтры и топливную систему. Это сейчас существует множество разных присадок к топливу, которые препятствуют замерзанию топлива. Да ещё и зимние сорта солярки практически на каждой заправке есть. А тогда выход был один — греть топливо.
— Так, значит будем действовать следующим образом, — говорил мне Коля, — фильтр ставить я не буду, доехать хватит и фильтра тонкой очистки, а этот мы сейчас подожжём, и будем снизу греть бак.
— Не опасно? — спрашиваю.
— Нормально, — отвечает Николай, — не мы первые, не мы последние.
Он ставит крышку корпуса фильтра на место, находит палку, на неё приспосабливает фильтр грубой очистки, представляющий собой нечто вроде катушки с толстыми нитками, намотанными на металлическое основание.
Мы поджигаем наш импровизированный факел. Он нещадно коптит, но Коля подносит его снизу под бак и начинает равномерно водить факелом по днищу бака.
— Ты посматривай, — говорит он мне, — на цвет топлива в баке. Когда потемнеет, скажешь.
Время от времени я поглядываю в горловину бака, чтобы контролировать цвет солярки. Коля продолжает водить факел под днищем бака.
Через время фильтр полностью сгорел, но топливо слегка потемнело. Я сказал об этом Коле.
— Что ж, пробуем заводить, — был ответ.
Запуск проблем не доставил. Мотор завёлся, как говорят, с полтыка.
— Пробуем ехать? — говорит Николай.
— Давай! — соглашаюсь я.
Поехали. МАЗ довольно уверенно пошёл в гору. Выбрались наверх. Дальше дорога представляла собой спуски и подъёмы. Машина вела себя нормально. Видимо, тепла обратки уже хватало, чтобы не дать топливу замёрзнуть вновь.
Теперь я понимаю, почему так произошло. На нефтебазе в Чугуеве, где нас выручил мужичок, топливо в емкостях хранилось как обычно, безо всякого подогрева, то есть, какой была температура на улице, такой же была и температура топлива. О зимнем сорте солярки в то время слышали, пожалуй, только жители Крайнего Севера. А в наших краях был всего один сорт — дизельное топливо. Просто дизельное топливо. И всё. Безо всякого выбора… К тому же, несмотря на наши южные широты, природа частенько нам преподносила суровые зимние сюрпризы. Поэтому при морозах, чтобы солярку не прихватывало, шофера разбавляли её керосином, тогда было немного полегче. Практически во всех автобазах был запас керосина на случай сильных морозов. А когда мы залили 190 литров подзастывшей солярки в практически пустой и холодный бак, обратка не смогла прогреть такой объём, и топливо просто запарафинило фильтр грубой очистки. Из-за этого пропускная способность фильтра упала, соответственно двигатель не получал достаточного количества топлива и не развивал мощности.
Ну, а мы уже продолжали движение к дому. Нам осталось немного. В итоге часам к трём дня мы прибыли на завод. Нас там ждали. Завгар лично вышел встречать. Поздоровались, коротко расспросили, что и как. Мы так же коротко отвечали. В разговоре выяснилось, что у нас осталось талонов на триста литров топлива, ведь их нам дали с запасом. К тому же 190 литров мы брали за деньги, поэтому не была использована часть талонов. Завгару не хотелось, чтобы они пропали. Он попросил нас и ещё одного водителя на КрАЗе съездить на городскую заправку, реализовать талоны. Пока мы ехали от Чугуева домой, мы сожгли около ста литров топлива, так что место в баке было. Также и на КрАЗе, который с нами поехал, бак был почти пустой.
Поехали, заправились. На нашей городской заправке топливо было. Без ограничений. Вернулись в гараж. Я забрал свою Пепси-Колу и замёрзшую до состояния камня свиную колбасу, попрощался со всеми и ушёл.
Сон — дело хорошее. Иногда…
Пришёл домой. Дома уже не было никого. Родители ушли в гости к родственникам отмечать Новый Год. Собаки дома тоже нет. Скорее всего, к родне с пёсиком ушли. Мы тогда его дома держали. Я был уставший до чёртиков. Хотелось немногого — перекусить, принять ванну и спать. Но ведь Новый Год! Решил поесть, помыться, поспать до десяти вечера, а потом идти встречать с друзьями Новый Год.
Покушал, после чего залез в ванну. Меня тут же начало клонить в сон. Найдя в себе силы, решил не нежиться в ванне, а сразу начать мыться. Помылся, вытерся, пошёл к себе в комнату. Завёл будильник на 22:00, и, в половине шестого вечера как подкошенный рухнул спать. Вырубился мгновенно, усталость от моего путешествия дала о себе знать в полной мере.
Спал, как убитый… Просыпаюсь, смотрю — за окном как-то подозрительно светло… На будильник глянул — твою дивизию! 8:00! Проспал Новый Год! Как так-то? Часы хвать — завод будильника на нуле. Значит, он по-честному отработал. Как же крепко я дрых, совершенно не слышал его звона. Будильник был механический. Звук громкий — мёртвого разбудит.
Никогда я ещё не пропускал его звонка. А тут… Прикинул время сна — я проспал четырнадцать с половиной часов! Ни разу не проснувшись! Ничего себе! Рекорд! Да толку-то с таких рекордов… Праздник проспал! Блин!
Так… Чем заняться? Родителей дома так и нет. Видимо, у родственников с ночёвкой остались. Встал. Помылся. Решил спуститься к соседу. Прихожу, звоню в дверь. Открывает сосед. Пьяненький, но в адеквате:
— О! Пропащий! Заходи! Где был, что видел?
— С Новым Годом! — говорю, — Наливай!
Ну, и пошло, поехало.
Дальнейшее описывать не буду. Не имеет это дальнейшее никакого отношения к моему рассказу. Но тогда я впервые в жизни понял, что бывает такая усталость, когда ты спишь так крепко, что будь за окном хоть война, ты всё равно будешь дрыхнуть…
Но Новый Год я больше не просыпал!
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Шофёрские НЕ байки» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других