Автор этой книги — коуч танцующих людей, известный в России и за ее пределами. Уже более десяти лет он занимается развитием образовательного проекта «Учимся учить» вместе с лучшими мировыми экспертами в области преподавания танца. Занятия танцами — одно из популярнейших направлений развития и детей, и взрослых. В книге автор ведет диалог с читателем о том, как выстроить взаимодействие родителей, пе-дагогов и танцующего ребенка так, чтобы на смену методу «кнута и пряника» пришла ра-дость совместного творчества. Роман Манжосов убедительно показывает такие возможности, опираясь на научные данные, опыт лучших мировых специалистов в области спорта, психо-логии, физиологии, педагогики, и, конечно, на собственную практику работы с юными тан-цорами, успешными и на паркете, и в жизни. Эта книга — уникальный продукт, рассчитанный на широкую аудиторию. И да, она не только о танцах. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Ребенок, который хотел танцевать. Путеводитель для родителей мечтающих детей» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Пролог
Ребенок, еще не начав говорить, уже танцует, лежа в кроватке или едва научившись ходить. Малыш, чуть заслышав музыку, притопывает ногами и потешно (но удивительно ритмично) двигается. Что же произошло с этим бесстрашным маленьким человеком, который, повзрослев, говорит: «Я не танцую» или «Танцы не для меня»?
Социум. И главная фигура этого взрослого мира — родитель. Вынесем за скобки тех родителей, которые не видят в танце ничего, кроме развлечения. Они сейчас не держат в руках эту книгу. Давайте поговорим о вас, читатель.
Итак, вы решили отвести ребенка на танцы. С радостью, трепетом и… с ожиданием. Когда же маленькое чудо затанцует? Здесь и встречается первая и ключевая сложность: как понять, что есть хорошо танцующий ребенок? Вы сейчас подумали, что это элементарно, не так ли? И я уверен: перед вашим взглядом предстал стройный, подтянутый мальчик или девочка, с натянутыми ручками и ножками и, желательно, с обаятельной улыбкой на лице. Картинка ясна. А теперь давайте задумаемся, не подменили ли нам понятия?
Танец малыша, не посетившего ни одного урока, — это чистая свобода. Свобода движения и свобода самовыражения. И нет ничего естественней, чем танцевать. И вот, придя на занятия, ребенок сталкивается с тем, что в танце нет ничего естественного (ходить с носка вообще-то не очень естественно). А далее мир взрослых устанавливает канон, как должен выглядеть ребенок в танце, чтобы ему, взрослому, было эстетически комфортно. И получается не взрослый, помогающий ребенку развивать его язык движения, а ребенок, встраивающийся в мир взрослого.
Этого, видимо, недостаточно. Вероятно, страх активного, живого, экспрессивного ребенка, который бегает, прыгает, кричит, настолько силен, что важно подавить эти проявления на корню (не дай бог, этот ребенок донесет этот огонь свободы и витальности до взрослого возраста). И мы встраиваем ребенка в систему координат «хорошего танца». Ровно, синхронно, чисто, сильно, отработанно и обязательно с улыбкой (ее неестественность мало кого волнует, тем более, взрослые, от педагогов до членов жюри, делают вид, что не замечают фальшивости и явно поощряют ее). Где в этом естественные проявления и детский танец? Что именно мы развиваем в ребенке? Подчинение? Как писал известный психотерапевт Ролло Мэй, «мораль послушания с акцентом на “быть хорошим — значит подчиняться» обрела свою власть в современном мире”».
Я работаю с детьми тридцать лет. И после первого же занятия подавляющее большинство родителей задают вопрос, стоит ли продолжать. Другими словами, они хотят знать, есть ли у ребенка талант. Отношение к танцу в обществе ставит вопрос сегрегации: талантлив — в одну сторону, а нет — в другую.
Чтобы разобраться с этим, я взял в помощники исследования профессора Кэрол Дуэк, которая вот уже более трех десятилетий изучает тему таланта. Она подробно рассказывает об этом в своем бестселлере «Гибкое сознание»[1].
Я хочу предложить вам, читатель, вместе взглянуть на танец глазами ребенка. Пойти за его интересом. Помочь детям находить в танце свою территорию развития, освоения связей в теле и пространстве, учиться взаимодействию с музыкой и другими людьми. Танец — это не только физически сложное, наполненное эмоциональными образами действие. Это зона невероятного развития своего характера и общечеловеческих качеств. Великий мастер Брюс Ли сказал: «Учитель не открывает истину, он — проводник истины, которую каждый ученик должен открыть для себя сам»[2].
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Ребенок, который хотел танцевать. Путеводитель для родителей мечтающих детей» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других