Книга рассказывает о том, как построить карьеру мечты в современных реалиях, когда рынок труда безвозвратно изменился, появилось множество новых возможностей и действуют новые правила – и при этом любить то, что делаешь, стать ярким и заметным и получить признание.Книга предназначена в первую очередь для наемных сотрудников, которые мечтают о 100%-ной профессиональной реализации. Она будет также интересна тем, кто уже работает на себя и хочет повысить свою известность и уровень дохода.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Карьера по новым правилам. Как строить карьеру в условиях быстроменяющегося мира, получать признание и больше зарабатывать с помощью личного бренда предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Часть 1.
Как это было со мной
Как я впервые задумалась о том, что карьерой можно управлять
Как и все герои этой книги, я прошла длинный путь от нелюбимой работы до дела, которое дает мне эндорфины, интерес к жизни, финансовое благосостояние, а главное — наполняет мою жизнь смыслом. Я искренне люблю то, что делаю. Но эта любовь случилась со мной не сразу и не случайно — ради этого мне пришлось основательно поработать и над собой, и над своей жизнью.
Хорошо помню, как все началось — за окном хлопьями валил мокрый снег, шумело Ленинградское шоссе, а я сидела за огромным дубовым столом напротив героя моей следующей статьи.
Той зимой я начала работать журналистом. Мне очень повезло — я брала интервью у самых известных профессионалов, имена которых не сходили со страниц газет и глянцевых журналов. Я отдавалась своей работе на все сто, я любила ее до то такой степени, что за сущие копейки, которые я получала, я была готова работать 12—14 часов в сутки, по ночам сидеть с верстальщиками, а в пять утра уже выезжать в аэропорт, чтобы встретить очередную знаменитость. Именно за мое трудолюбие, а не за мой талант — которым я не очень-то и блистала — редактор часто поручала мне интересные задания. Поэтому на встречах-интервью, из череды которых состояла моя работа, я не только собирала материал для статей, но и в восторге впитывала мысли, слова и точки зрения самых талантливых людей современности — музыкантов, телеведущих, спортсменов, актеров, бизнесменов, политиков…
В тот зимний день я сидела напротив самого известного историка России и слушала его длинные ответы на мои вопросы. До того дня меня не слишком интересовала история, но теперь я не могла насытиться фактами и событиями, о которых рассказывал мой собеседник. В его рассказах была настоящая страсть, глубокая вовлеченность в предмет, яркая образность и энергия. Тему, которая казалась мне такой скучной в школе, он подавал актуально, современно и увлекательно.
Но не только это привлекало меня в собеседнике. Меня очаровал и его образ жизни — эта квартира, обставленная не случайными, а тщательно отобранными предметами антиквариата — каждый со своей историей; его путешествия с лекциями по всему миру; многочисленные книги с его именем на обложке; его окружение…
Слушая этого человека, я вспомнила моего школьного учителя истории. Почему между этими людьми такая разница? Почему один из них ведет тусклую жизнь, в которой нет даже любви к своей работе, а второй — горит своим делом и наслаждается шикарной жизнью и впечатлениями, недоступными для большинства?
А я? Я ведь тоже горю своим делом, я готова много работать для результата! Выходит, этого мало? После встречи я ехала домой и спрашивала себя — а смогу ли я в будущем хоть немного приблизиться к уровню этого профессионала? И как мне это сделать?
Я могла бы все списать на талант и сказать — кого-то боженька поцеловал в темечко, а кому-то не дано. Но такой ответ меня не устраивал. Я верила в то, что страстное желание и упорная работа помогают достичь самых высоких целей. С того дня, приходя на каждое интервью, я пыталась понять — в чем же секрет успеха? В чем секрет востребованности? И как должен сложиться твой путь, чтобы ты смог стать одним из лучших, самых известных и высоко оцениваемых экспертов своего времени?
Скромность, которая не украшает
Я выросла в Санкт-Петербурге, в скромной интеллигентной семье с небольшим достатком, жившей по тем же правилам, что и многие другие семьи в то время: «не высовывайся», «веди себя прилично», «будь скромной и воспитанной». На филологическом факультете СПбГУ, где я получала высшее образование, правила были, в целом, такими же. И они не раз помогали мне в жизни, эти правила — все-таки быть хорошей скромной девочкой иногда бывает очень выгодно.
Но когда я переехала в Москву, оказалось, что мои правила больше не работают. Здесь скромность уже не украшала, она автоматически отправляла тебя на галеры, к другим трудягам-работягам, которых работодатели обожают за то, что они прекрасно обходятся без выходных и отпусков, и никогда не просят о повышении зарплаты.
Догадавшись, что со своей скромностью я добьюсь успеха не раньше, чем через несколько реинкарнаций, я поняла, что нужно действовать иначе. Но понять — это одно, а что-то сделать — совсем другое. Ведь вокруг так много ярких, неординарных, громких людей, что очень просто опустить руки и на всю жизнь остаться на вторых ролях, не правда ли?
Я тоже так думала. Я представления не имела, как мне завоевать и удержать свое место под солнцем. Я умела слушать — но не умела говорить, умела хвалить других — но не умела показывать себя с лучшей стороны, умела защищать чужие достижения и проекты — но не умела отстаивать свои. Я чувствовала, что успех буквально утекает сквозь пальцы — всякий раз, когда нужно было встать и защитить свои достижения, я вежливо уступала место кому-то другому.
В главе «Выйдите из тени» я расскажу о том, как я окончательно осознала, что так больше нельзя. Когда я ушла из журналистики и занялась собственным бизнесом, мне очень повезло — я продолжала развиваться в полезном, мотивирующем окружении, под влиянием которого я формировалась как личность и как профессионал. Это бесповоротно изменило мою жизнь.
Мой первый бизнес, в котором я все делала неправильно
В свой первый бизнес я бросилась, как в омут головой. Наш инвестор при встрече со мной закатывал глаза и говорил, что я абсолютно все делаю неправильно. А занимались мы с партнером организацией путешествий для VIP — т.е. для самого высокого сегмента рынка. Мы обслуживали самые обеспеченные семьи страны — бизнесменов, политиков, творческую элиту. И снова я вращалась среди людей, которые достигли много. Снова я видела, как действуют и мыслят по-настоящему востребованные люди… И в который раз я поняла, что меня воспитывали неправильно. Правила скромности вели в тупик. Моих клиентов можно было назвать как угодно, но только не «скромными». Они были выскочками с огромными притязаниями, они бились за свою известность, за свой успех, они создавали хайп.
Чтобы хоть немного приблизиться к их умению выражать себя, защищая свою позицию и свои проекты, мне потребовалось пять лет. Оглядываясь назад я вижу, как много за это время я потеряла нужных контактов и упустила возможностей — и сколько я могла бы успеть, если бы не стеснялась продвигать себя, свои замыслы и свой успех.
Не повторяйте моих ошибок! Нельзя терять ни минуты. Пока мы тратим время на то, чтобы разрешить себе что-то сказать, что-то сделать, что-то отстоять, беспокоясь, как мы будем при этом выглядеть в чужих глазах — наши планы воплощает кто-то другой. Пора избавляться от ложной скромности, наносной застенчивости и склонности к излишней саморефлексии — и начинать проявлять себя, чтобы воплощать в жизнь свои идеи.
Мой второй бизнес, в котором я все делаю верно
Я росла и крепчала как предприниматель. В конце концов туристический бизнес перестал удовлетворять мои потребности и соответствовать моим ценностям, поэтому я вышла из него и открыла свой собственный проект — PR-агентство, специализирующееся на работе с премиальными и люксовыми брендами.
Когда я заказывала дизайнеру логотип, мне было одновременно страшно и стыдно — ведь я назвала свое агентство Sashurina Premium Brands Solutions! Это сейчас, когда все понимают силу личного бренда, таким неймингом никого не удивишь. А тогда, более 10 лет назад, это выглядело по меньшей мере самонадеянно. Но чем больше меня пытались отговорить от этой затеи, тем больше я набиралась решимости.
И я не пошла на попятную, я пошла еще дальше — составила себе медийную справку (так называют краткую информацию о персоне для газет и журналов) и разослала ее в СМИ с предложением сотрудничества. Отклик был неплохим — около половины изданий мне ответили, и с половиной из них у меня сложилось взаимодействие. Весь следующий год я активно писала статьи и колонки, отвечала на комментарии. Чем больше людей узнавали о моем бизнесе, тем больше у меня становилось клиентов. Уже в первый год работы агентства я могла похвастаться шестью большими годовыми контрактами с прекрасными брендами! Коллеги по рынку интересовались, как мне удается привлекать таких интересных клиентов без отдела продаж, а секрет мой был прост — я продвигала агентство через свой личный бренд.
Другим инструментом, который очень помог мне в то время, был точечный онлайн — и офлайн-нетворкинг. Я находила людей, через которых можно было выйти на клиентов, налаживала с ними деловые отношениях и договаривалась о рекомендациях. Мои партнеры писали обо мне в соцсетях и приглашали меня с выступлениями на свои мероприятия — и все это помогало моему бизнесу наращивать обороты.
Так я увеличила свой бизнес в пять раз благодаря моему личному бренду. Наконец, произошло то, что не могло не произойти — моей новой клиентке требовалось именно продвижение ее личного бренда в России, и поскольку у меня уже был набор эффективных инструментов личного брендинга, я согласилась! Это была эффектная итальянка, глава детокс-центра в одном из самых живописных мест Европы. Спустя полгода нашего сотрудничества о ней писали ведущие глянцевые журналы, российские звезды выстраивались в очередь на ее процедуры.
Конечно, я понимала, что еще мало знаю о личном брендинге. Я стала активно читать соответствующую литературу, слушать лекции, брать консультации у зарубежных специалистов по личному PR. Я хотела показывать клиентам еще более яркие результаты — а для этого мне нужны были новые ходы и техники.
Новые возможности…
Те годы были временем начала роста русского сегмента Instagram. Я видела, как начинающие блогеры обзаводятся многотысячными фан-клубами без всяких финансовых вложений — не говоря уже о тех, кто вкладывал в Instagram-продвижение бюджеты и стремительно наращивал как аудиторию, так и финансовые обороты. Я умела делать личный PR в офлайне, но теперь пришло время диджитал. В полной мере я поняла это, когда сравнила 150 тыс. подписчиков любимого блогера с 10-тысячным тиражом любимого журнала — первая площадка явно выигрывала.
Во мне проснулся азарт и инстинкт исследователя — я стала пристально изучать блогеров и их приемы, выписывая те, которые казались мне самыми интересными. Я хотела понять — как они привлекают подписчиков? Как удерживают внимание? Все техники я сначала пробовала на себе, чтобы понять, как они работают — и работают ли.
Именно тогда я решила посвящать личным брендам больше времени, чем продуктовым. Изучая тему личного бренда, я изучала и себя — как личность и как специалиста. Я осознала, что работа с людьми и для людей в большей мере отражает мои ценности и способности. Так мой фокус внимания сместился на создание метода личного брендинга Brand-WOW и одноименного онлайн-курса.
Не скрою, тогда я совершила одну большую ошибку — продвигая своих клиентов, я совсем забыла о себе и перестала следовать своей личной стратегии продвижения. Парадокс — обладая всеми знаниями, нужными для создания хорошего блога в Instagram, я не применяла их к себе! Это аукнулось мне временной потерей конкурентных преимуществ — пока я строила личные бренды своим клиентам, забыв о важности собственного PR, мои коллеги по рынку стремительно наращивали аудитории подписчиков и строили онлайн-воронки продаж. Когда я, наконец, осознала, что происходит, стоимость подписчика в Instagram выросла в два-три раза, и многие инструменты роста блога уже перестали работать.
И вот какие уроки я извлекла из этой ситуации:
• Никогда нельзя забывать о своем личном бренде — иначе потеряешь постоянный поток клиентов.
• Всегда идти в ногу со временем, поскольку сфера маркетинга и PR крайне динамична, а в диджитал вообще все постоянно меняется. Вот почему все, кто не хочет остаться за бортом, должны быть в тренде, постоянно обучаться, следить за успешными кейсами.
Не повторяйте моей ошибки и помните — к построению и продвижению своего личного бренда нужно подходить серьезно. Как и любая деятельность, связанная с зарабатыванием денег, это — системная работа.
…и как ими пользоваться
Глубоко погрузившись в соцсети, я обнаружила, что мое окружение тоже чувствует происходящие перемены. Мои коллеги, конкуренты, знакомые тоже видели возможности, которые открываются профессионалам — создавать свои онлайн-курсы, консультировать, быстро получать дополнительное образование в сфере своих интересов, заниматься коучингом, в конце концов — просто хотят создавать свои страницы, например, в Instagram, чтобы иметь возможность высказываться. Видели — и не пользовались ими. Почему?
Во-первых, они боялись быть непонятными своим окружением.
Во-вторых, они не знали, что и как делать. Мечтая продвинуться в Instagram, самые статусные, взрослые и общепризнанные эксперты не могли найти себе места в этой соцсети, потому что там было не на кого равняться. Большинство блогеров были молоды, они говорили на простом языке на доступные всем темы и никак не могли стать ролевыми моделями для тех, кто в офлайне позиционировал себя, как взрослые, серьезные эксперты. Пытаясь копировать Instagram-блогеров, они часто выглядели нелепо.
В-третьих, они не понимали, почему они, люди уважаемым и умные, не могут собрать и сотни подписчиков, в то время как девушка, которая учит плести косы, имеет сотни тысяч «фолловеров».
Первыми моими клиентами стали именно такие люди — взрослые, состоявшиеся, но понимающие, что они вот-вот окажутся вне контекста. Я стала строить для них личные бренды и оформлять органичное онлайн-присутствие. Многим пришлось приложить существенные усилия, чтобы понять, что онлайн-популярность никак не связана со статусом в офлайн. Кондитер, фитнес-тренер или эксперт по грудному вскармливанию всегда будут популярнее в Instagram, чем директор по стратегическому развитию или банкир. Наконец, важно было осознать, что невозможно догнать популярных блогеров, если не следовать правилам социальной сети и не использовать ее приемы, включая техники психологического манипулирования и активных продаж.
Чему пришлось учиться
Чем больше у меня становилось клиентов и чем больше я разбиралась в теме личного брендинга, тем отчетливее я понимала, что для того, чтобы выводить клиентов на результат, мне нужны дополнительные компетенции.
Для начала я получила дополнительное образование имиджмейкера, которое помогло мне усиливать личные бренды с помощью яркого имиджа и создания собственного стиля. Не могу сказать, что мне было просто решиться пойти на курсы — ведь никто не говорил нам, что специалист в сфере PR должен быть еще и стилистом! Мне казалось, что эти две профессии требуют разных талантов и разного склада характера — но как же устарели мои представления! Сегодня мы можем легко смешивать разные специальности и получать самые интересные комбинации навыков, которые будут востребованы рынком.
Дальше было еще сложнее — оказалось, что эксперты, желающие создать личный бренд, в подавляющем большинстве случаев испытывают психологических сложности. Одной из самых серьезных проблем стала личная неуверенность и так называемый «синдром самозванца», когда человек спрашивает себя: «А имею ли я право на высказывание?», «Разве есть во мне что-то особенное?» Если не проработать такие вопросы — личного бренда не получится. Так я получила еще одно образование — стала сертифицированным коучем ICF. Техники, которыми я овладела, помогали моим клиентам проходить все моменты неуверенности и быстрее приходить к желаемой цели.
Так я изучила две дополнительные области, которые меня всегда интересовали — имидж и коучинг. При этом, совместив несколько специализаций, я стала востребованным экспертом в достаточно редкой профессии. И главное — я работала с людьми и делала их жизнь лучше — а ведь именно этого я всегда и хотела! Что могло быть прекраснее? Шаг за шагом, опираясь на свои ценности и таланты, я раскрывала свой потенциал и шла к полной самореализации в профессии.
Заметьте — я строила карьеру по своим собственным правилам и буквально по кирпичику создавала для себя ту деятельность, которая отвечала бы всем моим пожеланиям и запросам. Вот почему сегодня я с таким воодушевлением занимаюсь своим делом, видя в нем еще много возможностей роста.
Где я сейчас?
Только один пример — недавно ко почти одновременно обратились крупная государственная организация, университет и курсы повышения квалификации. Всем трем заказчикам нужно было провести для их аудиторий программу обучения личному брендингу. Я согласилась на все три предложения — ведь нет ничего лучше, чем осознание того, что плод твоей работы и твоего творчества востребован и помогает людям.
Меня радует, что сегодня уже многих интересует личный брендинг, и компании хотят обучать ему своих сотрудников. Это значит, что в мире будет все больше людей, которые находятся на своем месте, работают с радостью и активно развиваются.
А теперь я расскажу, как работает мой метод построения личного бренда.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Карьера по новым правилам. Как строить карьеру в условиях быстроменяющегося мира, получать признание и больше зарабатывать с помощью личного бренда предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других