1. книги
  2. Семейная психология
  3. Светлана Крючкова

Я боюсь… Психологические защиты в отношениях

Светлана Крючкова (2024)
Обложка книги

В книге "Я боюсь… психологические защиты в отношениях" автор, кандидат психологических наук Светлана Крючкова, исследует, как работают психологические защиты в повседневной жизни и как они влияют на отношения между людьми. На примере фильма "С любовью, Рози" автор показывает, как защиты могут мешать искренности, контакту и вносить разлад в отношения, заставляя людей испытывать негативные чувства. Это книга для тех, кто хочет лучше понять себя и своих близких, научиться распознавать психологические защиты и выбирать более конструктивные способы взаимодействия с окружающими.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Я боюсь… Психологические защиты в отношениях» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 5

Глава 5

Кадр 10. Рационализация

Какие чувства скрывает: любые чувства, которые сложно в себе признавать — уязвимость, страх, привязанность, зависимость и т.д. В данном примере — стыд, вина, страх отвержения, осуждения, страх потерять отношения.

Механизм действия: подмена истинных мыслей, чувств и мотивов деятельности более приемлемыми и одобряемыми. Относится к зрелым механизмам защит.

Цель (для чего используется): найти приемлемое объяснение своим поступкам, оправдать свои действия хорошей целью, избежать чувства вины, избежать осознания или признания настоящих чувств и желаний, сохранить самооценку.

В этом кадре Рози объясняет подруге, почему она не сказала Алексу о своей беременности: «Если бы я ему рассказала, он бы не улетел, и вся его жизнь была бы испорчена».

На этом примере мы видим, как работает психологическая защита Рационализация. «Словарь-справочник по психоанализу» определяет Рационализацию, как «процесс логического, рассудочного объяснения человеком собственных мыслей, установок, поступков и действий, позволяющий оправдывать и скрывать их истинные мотивы». «Словарь по общей психологии» говорит о Рационализации более простым языком: «Рационализация — это когда человек придумывает приемлемые объяснения для нежелательного поведения». А «Словарь по конфликтологии» добавляет, что эти объяснения даются, как правило, уже после того, как действия уже совершены, и рассчитаны на оправдание этих действий. Таким образом, Рационализация используется для объяснения своих действий или своего бездействия.

В этом примере Рози использует Рационализацию для объяснения причин своего поступка. На поверхности (как часто бывает при Рационализации) объяснение действительно выглядит логичным. А на самом деле, если мы посмотрим глубже на эту ситуацию, то поймем, что логика Рози не имеет под собой никакого смысла, так как основывается не на фактах, а на ее фантазиях. Рози не могла точно знать, какой будет реакция Алекса. Она просто использовала Рационализацию для оправдания своего поступка. А на самом деле Рози соврала, чтобы избежать контакта с чувствами стыда, вины, страха, отвержения, непринятия и т.д. Возможно, ей было стыдно говорить Алексу о своей беременности, она могла чувствовать вину и ответственность за его выбор, если он решит остаться. Она могла опасаться, что он ее отвергнет, разочаруется в ней, перестанет общаться и т.д. Намного легче было обмануть его, обнадежить и оставить в неведении.

То есть в этом случае Рози на самом деле была движима не заботой об Алексе (как объясняется с помощью Рационализации), а заботой о себе, стремлением избежать неприятных чувств и последствий, которые могло рисовать ее воображение. А для объяснения подруге она озвучила такую причину, которая звучит логично и будет одобряема (ведь Рози позаботилась об Алексе). Хотя настоящей заботой было бы предоставить ему возможность выбора, а не решать за него, что для него лучше. Все это происходит бессознательно. Рози не размышляет о том, какую бы причину выдумать, и какое объяснение будет звучать логичнее. Она действительно верит в то, что говорит, и не осознает своих глубинных чувств. Как и всегда, когда мы имеем дело с психологическими защитами, их механизм в большинстве случаев невозможно, без соответствующей подготовки, отследить самостоятельно.

Пример Рационализации из практики. Клиентка рассказывала про ситуацию с ее мужем. Их квартира, вместе с двумя другими, отделена тамбуром от общего пространства на этаже. Муж моей клиентки решил купить в тамбур дорогую лампочку, которая горит постоянно, чтобы его жена и дети всегда могли видеть в глазок, кто им звонит. Он купил эту лампочку, установил ее, и полгода — год она горела. А потом моя клиентка заметила, что в тамбуре горит уже другая лампочка, которая включается на звук, и поэтому в глазок часто не видно, кто стоит за дверью. А та лампочка, которую поставил муж, переместилась в общий коридор около лифта. Женщина сказала мужу об этом, и предположила, что скорее всего лампочку переставили соседи. Клиентка сказала ему, что нужно поговорить с соседями, спросить, кто поменял и почему, и объяснить свои причины, по которым они установили эту лампочку именно в тамбур. Ее муж ответил, что разговаривать с соседями он не будет и что его все устраивает. Далее между ними произошел такой диалог:

Он: «На самом деле меня все устраивает. Я так и хотел»

Она: «Ну как же так! Ты же сам установил лампочку в тамбур, а не на площадку! Ты хотел, чтобы мы видели в глазок, кто нам звонит!»

Он: «Там лампочка нужнее, потому что мне не нравится, когда человек выходит из лифта и начинает громко топать, чтобы включился свет. Или в темноте пытается попасть в замок двери от тамбура. Я всегда от этого просыпаюсь. А сейчас, когда лампочка горит в общем коридоре, никто не топает и не звенит ключами. Поэтому меня все устраивает, и ни с кем разговаривать я не буду».

Женщина прекрасно понимала настоящие причины его нежелания говорить с соседями. Ее муж — очень вежливый, избегающий ссор и конфликтов человек. В отношениях с соседями уже были такие ситуации, когда он избегал говорить о том, что ему что-то не нравится. Она понимала, что он просто боится конфликта с соседями, не хочет спорить с ними. Ему проще сделать вид, будто ничего не случилось. Она пыталась ему об этом сказать, но он так сильно разозлился, что она решила оставить эту тему и принять все, как есть.

Этот пример хорошо иллюстрирует 2 момента, связанные с Рационализацией:

1. Рационализация, как и любой другой механизм психологической защиты, скрывает истинные чувства или намерения. И любые попытки заставить человека их увидеть, будут яростно отвергаться. Самое простое средство для этого — агрессия. Муж моей клиентки не хотел признавать наличие других причин, не хотел даже говорить об этом. И начал нападать на нее, чтобы она прекратила попытки показать ему настоящее положение вещей. Потому что, если бы он согласился признать истинную причину (страх конфликта с соседями), то, по сути, он признался бы в том, что в отношениях с ними он ведет себя не как взрослый мужчина, а как маленький мальчик. В этом случает пострадала бы его самооценка. А тот способ, то логическое рассуждение, которым он объяснил свой отказ разговаривать с соседями, уберегали его от признания своей уязвимости и страха.

2. Рационализация на поверхности выглядит логично. Но если вдуматься в эти рассуждения, то станет понятно, что под ними нет основы. В этом примере муж моей клиентки строит свои рассуждения якобы на основе своих истинных желаний. Но для его жены, которая знает причины, по которым он решил установить эту лампочку, очевидно, что это ложь. И у нее эти рассуждения могут вызывать, как минимум, удивление, как максимум, понимание, что эта ложь используется для того, чтобы оправдать свое бездействие.

Этот пример показывает, что при Рационализации человек может использовать в качестве аргументов мысли и идеи, противоречащие тем, которые он озвучивал в начале. А Рози берет за основу для рассуждений свои фантазии по поводу реакции Алекса. Это тоже распространенная основа для Рационализации — предугадывание мыслей, чувств или действий других людей. Сюда же можно отнести способы Рационализации, основанные на предсказывании событий вообще.

Мама моей клиентки не разрешила ей поступать после школы на юридический факультет. Она объясняла это тем, что когда ее дочь закончит учебу, то, учитывая ее старательность и ответственность, обязательно станет прокурором. А когда она станет прокурором, то обязательно найдутся люди, которые будут недовольны ее честностью и порядочностью, они начнут за ней охотиться, и в итоге убьют. В этом примере Рационализация основывается на фантазиях мамы по поводу будущих событий. За Рационализацией стоит ее страх насчет того, что такое действительно может случиться. Она придумала себе такой вариант развития событий, который вызвал у нее сильную тревогу. И, чтобы успокоиться, она решила запретить дочери учиться на юриста. Мама говорила, что, не пустив дочку на юридический, она заботилась о дочери, но на самом деле она заботилась о себе — о том, чтобы ей жилось спокойно, без тревог и переживаний.

Вернемся к кадру из фильма. Если бы Рози не использовала Рационализацию, она могла бы быть искренней. Она честно рассказала бы Алексу о том, что с ней происходит, позволила бы ему принимать участие в принятии решений и самому выбирать, что для него будет лучше.

Кадр 11. Регресс (регрессия)

Какие чувства скрывает: бессилие, неспособность справиться с ситуацией, найти варианты ее решения. Или любые другие чувства. В данном случае — страх, что Бетани узнает правду и расскажет ее Алексу. Страх последствий этого, страх потери отношений. Регресс больше используется не для того, чтобы скрыть чувства, а чтобы справиться с эмоционально сложной ситуацией, как-то выйти из нее.

Механизм действия: откат к более ранним, детским способам поведения. Относится к зрелым механизмам защит, так как для того, чтобы регрессировать, нужно уже достичь каких-то более высоких уровней развития.

Цель (для чего используется): справиться с психологически сложной или напряженной ситуацией.

В этом кадре мы видим, как Рози начинает вести себя странно, даже можно сказать глупо. Сначала она прячется за коляской, потом обманывает Бетани, притворяется, что ребенок не ее. Этот кадр иллюстрирует работу психологической защиты Регресс. То есть Рози будто бы становится маленькой девочкой, начинает вести себя как ребенок — врать, прятаться, притворяться.

«Словарь практического психолога» определяет Регресс, как «переход от более высоких форм развития к низшим, движение назад, изменения к худшему». «Словарь по психоанализу» уточняет: «регрессировать — это значит идти вспять, возвращаться назад. Регресс — это возврат из уже достигнутой точки к одной из предыдущих».

Человек обычно прибегает к этому механизму психологической защиты при переживании сильной эмоциональной напряженности, при стрессе. Когда из-за сильного психического напряжения становится сложно решить задачу более взрослыми способами, подыскиваются более легкие способы решения. Это сопровождается обеднением репертуара поведенческих актов. То есть человек начинает использовать простые и привычные стереотипные действия. «Большая психологическая энциклопедия» отмечает, что для Регресса характерна «деградация поведения».

Регресс происходит бессознательно и автоматически, и означает, что психика человека столкнулась с эмоционально сложной ситуацией или ситуацией, повторяющей травматичный контекст из детства.

Примеры регресса из практики. Как-то на один из семинаров пришла женщина, красиво и дорого одетая, уверенная в себе. Она была владелицей крупного бизнеса, и по ней было видно, что она привыкла командовать. Ни с кем из группы она не общалась, и вела себя высокомерно. Сначала на семинаре была теория, потом все стали делать упражнения в парах, разыгрывать ситуацию. Напарница этой женщины что-то сказала ей строгим голосом, и женщину как будто подменили. Из уверенной в себе, высокомерной дамы, она вдруг стала маленькой девочкой, у нее затряслись губы, глаза наполнились слезами, голос стал тонким, детским. Единственное, что она смогла сказать — «Я здесь не останусь». Она начала собираться, пытаясь скрыть свои слезы. Я ее остановила, объяснила, что сработал Регресс, механизм психологической защиты. Что вероятнее всего ситуация из упражнения напомнила ей какую-то ситуацию из ее детства, которая для маленькой девочки была очень травматичной. Она сказала, что да, действительно, ее мать была очень жесткой и грубой, и разговаривала только так — резко, даже агрессивно. Мы проговорили о том, что эта напуганная материнской агрессией девочка, до сих пор в ней живет и «просыпается» в те моменты, когда складывается похожая ситуация. Для женщины это было большим открытием. Она призналась, что работает только с мужчинами, и старается не поддерживать никаких отношений (ни деловых, ни дружеских) с женщинами. После того, как она осознала Регресс, позволила себе поплакать, пожалеть эту маленькую девочку, получить поддержку группы, она смогла расслабиться, убрать маску высокомерия и общаться с участниками группы на равных.

Вернемся к отрывку из фильма. В этой ситуации Рози защищалась от стыда, страха, неловкости не только по поводу того, что у нее есть ребенок, но еще и из-за того, что Бетани может все рассказать Алексу. И тогда все раскроется, Алекс поймет, что она его обманывала все это время. Последствия встречи с Бетани виделись Рози серьезными, опасными и несущими угрозу ее отношениям с Алексом. Рози не знала, как он отнесется к тому, что у нее есть ребенок, к тому, что она его обманывала столько времени. Он вообще мог прекратить общение с ней. Поэтому встреча с Бетани расценивалась Рози, как очень опасная. И чтобы не допустить пугающих последствий, у Рози сработала психологическая защита Регресс. Если бы Рози вела себя по-взрослому, то она бы поздоровалась с Бетани и сказала ей правду.

В этом фильме есть еще один момент, иллюстрирующий психологическую защиту Регресс. Это ситуация, когда Рози приехала к Алексу в гости, и они сидели за столом, завтракали вместе с Салли и ее братом. Салли отказалась выпить вино, и попросила Алекса объяснить Рози, по какой причине она отказалась от вина. В этот момент Алекс растерялся, он будто бы сразу забыл все слова. Он открывал рот, издавал звуки, но так и не смог произнести ничего членораздельного.

H.N.Lokko, T.A.Stern в своей статье «Регрессия: диагностика, оценка и лечение» перечисляют варианты регрессивного поведения взрослого человека. Вот некоторые из них:

— Детский лепет

— Неспособность к самоуспокоению

— Нытье или плач

— Становление немым (неспособность что-либо сказать)

— Раскачивание

— Использование куклы или мягкой игрушки для успокоения

— Физическая агрессия (бить, царапаться, кусаться)

— Истерики (вспышки гнева, швыряние предметов)

— Принятие позы эмбриона

— Неспособность понять логику или рассуждения другого человека

В примере выше, если бы Алекс не регрессировал в этот момент, он бы смог спокойно объяснить Рози, что Салли беременна. Но так как он столкнулся с сильными противоречивыми чувствами, сработал Регресс. С одной стороны, он должен был сказать о беременности Салли, а с другой — ему не хотелось, чтобы Рози знала об этом, потому что это означало бы невозможность отношений с ней, в которых он очень нуждался.

Кадр 12. Отыгрывание (Отреагирование вовне)

Какие чувства скрывает: в данном случае — боль, тоску, злость, безысходность, отчаяние, сожаление, разочарование и др.

Механизм действия: разрядка внутреннего напряжения через проигрывание ситуации аналогичной той, которая вызвала изначальные негативные переживания и эмоциональное напряжение.

Цель (для чего используется): снизить эмоциональное напряжение, избежать контакта с негативными эмоциями, поддержать самооценку.

На примере кадра знакомства Алекса и Салли рассмотрим психологическую защиту Отыгрывание. Алекс выпивал в бале в Бостоне после возвращения от Рози. Он был расстроен, все его планы и ожидания рухнули. Он понял, что Рози к нему не приедет, у нее ребенок и в ее планах нет учебы в Бостоне и переезда к нему. Все это время (наверное, примерно год) он ждал ее приезда и надеялся, что они наконец-то будут вместе. Теперь он понял, что этого не случится. И тут ему встретилась Салли, с помощью которой он и реализовал свое огромное желание быть в отношениях. То есть якобы «справился», разрешил тяжелую для него ситуацию. Только не с Рози, а с Салли.

«Большая психологическая энциклопедия» определяет Отыгрывание, как «снятие эмоционального напряжения, которое достигается за счет проигрывания (в особо организованных условиях) ситуаций, приведших к негативному эмоциональному переживанию». «Большая энциклопедия по психиатрии» называет Отыгрыванием поведение, «при котором человек преодолевает конфликтную или стрессовую ситуацию путем действий, а не посредством рефлексирования, переживания или путем устранения такой ситуации». Также там отмечается, что осуществляемые действия являются подменой прошлых событий, и подразумевается, что:

— Отыгрываемый импульс никогда не получал словесного выражения

— Импульс слишком интенсивен, чтобы получить словесную разрядку

Другими словами, Отыгрывание предполагает смену пассивной роли на активную, чтобы избавиться от непереносимых чувств. Человек своим поведением реализует тот сценарий, который в прошлом принес ему страдания. Но если в реальности человек в этом сценарии (то есть ситуации) оказался жертвой, то в новом, созданном им сценарии, он проигрывает тот же сюжет в другой, уже активной, роли. Обычно этот сценарий реализуется с другим объектом, с которым больше шансов прожить эту ситуацию по-другому.

С помощью Отыгрывания человек может сохранить чувство власти над собственной жизнью (это очень актуально при чувствах бессилия и беспомощности) и одновременно справиться с мучительными эмоциями.

Отыгрывание является бессознательной попыткой вернуться в тяжелую или травматичную ситуацию или перепрожить ее более качественно, выйти оттуда «победителем». В терапевтической практике часто встречается такой вариант Отыгрывания, как поиск новых знакомств сразу же после расставания. Чтобы справиться с болью расставания женщина (или мужчина) сразу же находит себе нового партнера. То есть создает отношения с новым объектом, перепроживая ситуацию из прошлого, где отношения были разрушены. После семинара по механизмам защит одна из его участниц сказала: «Я сегодня поняла, что все мои отношения были Отыгрыванием. Я всегда находила нового партнера в течение нескольких дней после расставания со старым. Вступала в отношения, толком не узнав человека. И все эти отношения в итоге плохо заканчивались». Боль расставания так тяжела, что трудно быть с ней в контакте, и новый партнер становится «таблеткой», способной ее заглушить.

Еще один пример Отыгрывания из практики. Мужчина, детство которого было очень тяжелым и полным физического и психологического насилия, любил развлекаться, связывая собаке лапы. Он не осознавал причин или целей этого действия, просто делал это, потому что ему это нравилось. Другим его развлечением было запирание друзей, которые приходили ему в гости, в ванной, на балконе или в кладовке. Он выпускал их только тогда, когда они уже начинали злиться, и отказывались принимать этот поступок, как невинную шутку. Только в терапии он осознал, что проделывал с собакой и с друзьями то, что проделывалис ним родители, когда он был маленьким, — они наказывали его, запирая в кладовке, и периодически связывали его. Повторяя это, его психика пыталась перепрожить тяжелые ситуации из прошлого, но уже не в роли пассивной жертвы, а в роли того, кто может всем этим управлять.

Отыгрывание похоже на Смещение с той разницей, что здесь чувство не просто смещается на другой объект, но оно и отыгрывается с этим объектом. При Смещение реализуется только один импульс, а при Отыгрывании — целый набор действий, повторяющих травматичную или стрессовую ситуацию. Фрейд говорил о том, что мы часто отыгрываем то, что не можем вспомнить. Можно добавить, что не только то, что не можем вспомнить, но и то, что помним, но психологически с этим не справляемся.

Вернемся к ситуации из фильма. Переживания Алекса в тот момент были связаны с невозможностью быть вместе с Рози. То, что он так долго ждал, рухнуло в один момент. И, конечно, все это вызвало шквал чувств, которые в идеале, ему нужно было прожить, то есть быть с ними в контакте, чувствовать и понимать их. Если бы он остался в контакте со своими чувствами, позволил бы себе прожить злость, бессилие, разочарование и потерю, принял бы ситуацию такой, какая она есть, смог сказать Рози, что он ее ждал и несмотря ни на что его чувства к ней не поменялись, тогда они смогли бы вместе подумать, как быть дальше. Но он этого не сделал. Он пошел по более легкому пути — проиграл ту же ситуацию с другой девушкой. Начал с ней встречаться и жить. То есть воссоздал тот же контекст отношений, только в этой ситуации он уже не был жертвой, чувствующей бессилие и не способной повлиять на обстоятельства. Здесь он уже был «победителем» — отношения сложились, совместное проживание тоже. Он получил то, чего так долго ждал.

Отыгрывание относится к защитам высшего порядка, хотя, по сути, оно является довербальной формой выражения, переводом в действие того, что невозможно выразить словами.

В фильме есть еще ситуации, в которых мы можем видеть Отыгрывание. Это первый секс Рози с Грегом. Рози решилась на это после того, как на выпускном видела целующихся Алекса и Бетани. Ей было больно и, конечно, ей хотелось бы быть на месте Бетани. Но, так как это не представлялось возможным, она проделала то же самое с Грегом.

И еще одна ситуация, иллюстрирующая Отыгрывание. Вернувшись из поездки от Алекса, где Рози узнала, что у них с Салли будет ребенок, Рози написала письмо Грегу и отправила ему рисунок дочери, на котором нарисована семья. Этот же рисунок она брала с собой в поездку к Алексу, с целью сказать ему, что дочери нужен отец, а ей нужен муж. Но, не сумев сказать Алексу о своих чувствах и желаниях, она делает то же самое с Грегом — пишет ему письмо. Вряд ли она надеется на ответ, но это для Рози хороший способ избавиться от эмоционального напряжения, реализовать тот импульс, на который она была настроена — показать рисунок дочери и через него сказать и о себе тоже, о том, ка

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Я боюсь… Психологические защиты в отношениях» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я