В книге делается попытка осознать проблемы общественных отношений с диалектического ракурса. Показана сила влияния Высших принципов и законов на жизнь общества и динамику изменения социальных отношений по форме и содержанию. Парадоксальность конфликтов и противоречий рассматривается не как деструктивная сила, а как причина развития. Предлагается идея-модель правового сообщества будущего субъектов права на доктринальной основе в формате Всеобщего развития в своей потенциальности.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Диалектическая доктрина о Высшем порядке вещей» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
2. Закон действия и противодействия
Закон действия и противодействия тождественен закону единства и борьбы противоположностей. Две причины одного явления — движения. Противоположности взаимодействуют, отталкивают, порождают самодвижение, принципам которого является противодействие, но при это они сохраняют единство по своей природе. Сюда можно подключить и закон инерции. Ньютоновский закон инерции звучит следующим образом: «материальная точка сохраняет свою скорость (движение) тела при отсутствии внешних воздействий, либо равнодействующая их равна нулю». Т.е. воздействующие силы уравновешенны. С этим явлением мы сталкиваемся постоянно, в том числе во взаимоотношениях людей. Инерционная мера синхронизации и часов единого для всех времени — эталона движения.
Все три позиции: закон единства и борьбы противоположностей, закон действия и противодействия, закон инерции, — являются источников самодвижения, и работают как одно целое. Диалектика этих законов отлично описывает закономерность и развитие общества. Человечество развивается по траектории наклонной спирали, последовательно переходя от одной стадии к другой, в рамках которой отрицаются элементы предыдущей, а затем, как бы возвращаясь, но на следующем более высоком уровне, к началу, происходит путем дифференциации трансформирующее воссоединение в одно целое, но уже в новом по качеству состояние. Спираль вырисовывает действующую справедливость Высшего правосудия. Каждое действие имеет прошлое, которое привело к сегодняшней ситуации. Последующие действия, обусловленные прошлым, и тем самым формируют будущее, которое в свою очередь так же приведет к определённого толка последствиям.
Можно заключить, что спираль — это включенный механизм противодействия предшествующему действию по причинно-следственной безусловности. Принцип каждого действия рождает противодействие, это основная идея философии, психологии и социальных наук.
Три основных понятия закона единства и борьбы противоположностей раскрываются в следующем:
— в тождестве противоположностей;
— в различии противоположностей;
— в противоположностей различий,
и не являются антитезами друг другу.
Действие и противодействие в координатах основных положений закона единства и борьбы противоположностей могут приобретать различные формы борьбы.
а) Одна сторона одерживает верх над другой, при этом побежденная сторона не исчезает и, сохраняясь, является раздражителем для победителя. В таких условиях победителю ничего не остается делать, как переходить на более высокую ступень развития, то есть взаимодействовать с побежденным, а значит качественно измениться;
б) Другая форма борьбы — антагонистическая, предполагает полное уничтожение другой стороны, и только так мыслит выжить;
в) Иные формы взаимодействия:
— содействие, как встречная помощь друг другу;
— солидарность или союзничество, происходят без содействия, но имеют общие интересы и действуют в одном направлении.
Диалектический закон единства и борьбы противоположностей раскрывает механизм развития всего со всем, движущей силой которого является противоречие. Сущность противоречий — это диалектические противоположности толкающие друг друга к движению. А движение в свою очередь является Высшей формой развития.
Источником развития и саморазвития является противоречие между всем существующим, состоящим из противоположностей: порядок и хаос, добро и зло, свет и тьма, диктатура и демократия и т.д. При этом противоположности неразрывно связаны между собой. Из это борьбы противоположностей можно выделить несколько видов:
— неразрывно связаны;
— взаимоисключают друг друга;
— их борьба дает импульс к развитию;
— взаимопроникают друг в друга;
— разрешение противоречий стимулирует скачек и ведет к качественным изменениям состояния и т.д.
От сюда следует вывод, все противоположности не являются антитезами, а дополняют и стимулируют к движению друг друга.
Единство и борьба противоположностей идет как всеобщий закон познания в системе материалистической диалектики, являясь ядром общего учения о развитии природы, общества и мышления. На территории, в координатах нашего бытия, борьба противоположностей является внутренним источником, движущей силой эволюционного развития или революционного, когда обстоятельства и время требуют быстрых радикальны перемен. И вот на фоне этой борьбы противоположностей, так сказать, методом отбора формируется Единая общечеловеческая цивилизация, как высшая объективная цель достижения целостности.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Диалектическая доктрина о Высшем порядке вещей» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других