Держись, классный руководитель!

Серафима Григорьевна Нудельман, 2023

Профильный класс – «сборная солянка» из разных классов. Коллектива нет. Дети совершенно не воспитаны, грубы, ленивы, развязны, нахальны, вульгарны. У классного руководителя есть 2 года, чтобы… полюбить их. С помощью оригинальных педагогических методик удаётся сделать класс образцовым. Но тут выясняется, что проблема не в детях, а в их учителях.Все события и лица реальные. Все записи сделаны «по горячим следам».Для классных руководителей, школьных учителей, студентов педвузов и всех, кто не боится узнать, есть ли у него призвание педагога.

Оглавление

Ой, мне хотелось грызть подоконник!

У Л. Ивановой на уроке географии (она отвечала у доски) пропала ручка — кто-то взял ее и присвоил. Потом Лида увидела ее у В. Самохина — была неприятная сцена разбора этого факта. Я не могу предать словами своих чувств в этот момент — смесь смущения и омерзения. В десятом классе подобные события — редкость, а для меня тем более. Я в своем бывшем классе ничего подобного никогда не разбирала — таких фактов просто не было. То, что ребята плохо учатся, опаздывают и плохо ведут себя на уроках военного дела — это можно пережить, с этим можно побороться, а вот с тем, что они не уважают друг друга и дружат группками как-то по-уличному, и то, что в классе пропадают вещи — это уже похуже, посерьезнее.

Заболел Т. Смирнов. Лечили в больнице. Заставила почти ежедневно бывать у него. Решили отмечать дни рождения. Собрали деньги, отметили подарками Т. Смирнова и В. Горбунова. Ездили выбирать подарки, хотели угодить каждому — это все получилось хорошо. Даже вечер был в одну из суббот (25 октября). И вечер прошел хорошо. Я с разрешения ребят пригласила 10 кл. «В» (бывший). Играли, танцевали, бегали. Очень я устала, всё приходилось организовывать самой и быть в игре первой (!). Но было хорошо — мои бывшие умеют поиграть.

Вечером «провожались» по Новослободской. Впервые со мной были Смирнов, Титов, Лисицын и др. Вскользь решали, как проведем праздники в ноябре. В общих чертах решили встретиться. Мои бывшие встретили это предложение без энтузиазма — им хочется побыть друг с другом.

Очень противны в классе две девочки М. Тужилкова и Н. Кочерыгина — жеманятся, кокетничают, стараются обратить на себя внимание, всем недовольны, плохо учатся, не терпят соперничества. Кочерыгина страшно была недовольна, что на вечер придут еще девочки. «А зачем?» — капризно сказала она. Я даже растерялась, не знала, что сказать. А потом заявила тоже дерзко: «Я просто их люблю. Это девочки из хорошего коллектива. Они только украсят наш вечер». Не знаю, убедила ли я Кочерыгину, но на самом вечере она ходила с Тужилковой надутая и недовольная.

Завтра буду иметь с девочками отдельный разговор. Попытаюсь что-то сделать, если надо прикрикнуть — сделаю и это, но постараюсь убедить во многих необходимостях. Учитываю, что

девочки-десятиклассницы — это трудный материал для воспитания, труднее мальчиков.

После вечера обнаружилась пропажа перчаток у Г. Лантий. Ой, мне хотелось грызть подоконник! Это уж слишком! Теплится надежда, что она выронила их где-то вне школы. Как хочется верить в эту версию.

Вчера на общешкольном вечере в честь 40 годовщины ВЛКСМ выступили мои ребята с отрывками из пьесы «Гимназисты». Волновались. Хорошо выступили. И я волновалась. Задумали делать ШТЭМ. Нужно помогать. Выступали они с успехом и в прошлом году, но это не сближало их, после выступлений они снова разъединялись и презирали друг друга. Что это такое?

2-го ноября идут на «Клопа» в театр Сатиры. Мне билета не предложили. Взяла у билетерши, ребята об этом не знают. Очень тяжело. Мои «бывшие» нигде и никогда не были без меня.

11 ноября 1958 года

Были в театре. Спектакль понравился. Меня поразила бесцеремонность в так называемой «дружбе» Колоскова и Тужилковой. Не стесняясь никого, они сидели рядом. Несмотря на то, что я своих учила быть вместе, сидеть рядом, эта пара меня возмутила отсутствием скромности и афишированием своих личных отношений.

Беседовала с Колосковым. Он понял меня сугубо теоретически, а по существу ничего не понял. Говорила об учебе, об отношении к коллективу, о его «дружбе» с этой девочкой, у которой нет ни одного простого, естественного движения. Обещал «подумать», вот и все.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я