Каждая религия, монополизировав перечень мистических видений своих верующих, интерпретирует их как достоверный опыт в обоснование истинности своей религиозной доктрины. Все религии сдержано и скорее негативно воспринимают изучение околосмертного опыта. Казалось бы, вот он, еще один «неопровержимый» аргумент в пользу существования Создателя, который должен быть востребован религиями. Но Церковь молчит. В чем проблема? Давайте разберемся с точки зрения православного скептика.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Околосмертные переживания и жизнь после смерти глазами православного скептика предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
ГЛАВА 1. Сколько нас православных
Вряд ли найдется хоть один истинно верующий человек, которого не интересовал бы вопрос будущего исповедуемой им религиозной доктрины.
Как ни странно, ответ на этот вопрос оказывается не настолько простым, как может показаться в предположении того что чтобы его узнать, достаточно лишь набрать соответствующий вопрос в поисковике.
Попробуем прояснить эту ситуацию.
1.1. Религия в секулярном мире
(в мире цифр)
Анализу количественных показателей, характеризующих динамику протекания различных религиозных процессов в секулярном мире, посвящены огромное количество исследований, каждое из которых может являться предметом обсуждения, споров и далеко идущих выводов.
Следует отдавать себе отчет, что статистические исследования глобального масштаба не могут проводиться очень часто.
Поэтому подавляющее количество информационных источников, приводя показатели религиозного портрета планеты, апеллирует к данным, представленным американской социологической компании Pew Research Centre [6], наиболее свежие из которых датированы апрелем 2015 года:
В приведенной таблице мы можем увидеть не только текущее состояние отражающее соотношение количества верующих основных мировых религий и учений, но и прогнозируемое изменение этого соотношения на перспективу до 1060-го года.
Безусловно само распределение верующих мировых религий по странам и континентам далеко неоднородно.
С этой точки зрения интерес представляют данные, опубликованные в [7].
Авторы исследования сформировали карту религиозности населения разных стран основываясь на результатах трех опросов WIN/Gallup International, проведенных в 2008, 2009 и 2015 годах.
Как видно, наиболее религиозными регионами являются Африка и Ближний Восток, а Юго-Восточная Азия и Латинская Америка не сильно отстают.
Вера важна и для многих стран юга Европы: 74% итальянцев и 71% греков заявляют, что считают себя религиозными.
Польша выделяется на фоне остальной Европы — 86% ответили «да» в опросе;
Парагвай может показаться самой религиозной страной в Южной Америке.
Согласно опросам, около трех из десяти британцев (30%) считают себя религиозными, по сравнению с 56% американцев.
Наименее религиозные страны, с другой стороны, включают Японию, Эстонию, Швецию, Норвегию и Чешскую Республику, но Китай превосходит их всех — всего семь процентов.
Приведенная таблица акцентирует внимание на одном из самых острых вопросов, возникающем при подобных масштабных социологических опросов — соответствует ли число людей, отождествляющих себя с религией, действительному количеству верующих.
Мы вернемся к этому вопросу чуть позже.
А пока лишь подчеркнем, что, вне всякого сомнения, к подобным исследованиям приковано в первую очередь внимание служителей культа и духовенства всех религиозных доктрин и конфессий, устанавливающих на этой основе свое место в пестрой религиозной картине и определяющих первоочередные цели и задачи своей миссионерской деятельности.
Но для нас первоочередной интерес могут представлять динамика развития (или регресса) христианства в масштабах планеты и те количественные показатели, которые характеризуют особенности православного вероисповедания.
Такой анализ динамики протекающих в секулярном мире процессов на основе объемных данных представленных в [6], приведен в [8] или в его расширенной русскоязычной версии [9].
Выделю основные из них, которые представляют непосредственный интерес для православных верующих.
1. Мусульмане являются самой быстрорастущей основной религиозной группой, в основном потому, что у них самый высокий коэффициент рождаемости и самое молодое население.
В результате ожидается увеличение численности мусульманского населения с 1,6 млрд. человек (23% населения мира на 2010 год) до 2,76 млрд. человек (30% от общего числа людей в 2050 году).
В середине столетия мусульмане будут почти равны по размеру христианам — крупнейшей религиозной группе в мире [8].
2. Ожидается, что доля христианского населения мира будет оставаться стабильной (около 31%), но, как ожидается, региональное распределение христиан существенно изменится.
По прогнозам, в 2050 году почти четверо из десяти христиан (38%) будут жить в странах Африки к югу от Сахары, что больше по сравнению с 24%, которые жили там в 2010 году.
И доля христиан в мире, живущих в Европе, — по сравнению с 66% в 1910 г. до 26% в 2010 г. — продолжит снижаться, примерно до 16% в 2050 г. [8].
3. Число не связанных с религией людей, также известных как религиозные «ноны» (люди «нет»), растет в таких местах, как Соединенные Штаты и Европа, и прогнозируется дальнейший рост.
В глобальном масштабе, однако, верно обратное: ожидается, что доля неаффилированного населения в мировом населении в период между 2010 и 2050 годами сократится (с 16% до 13%).
Это объясняется главным образом относительно старостью и низким уровнем рождаемости среди значительного населения религиозных «ноней» в азиатских странах, особенно в Китае и Японии. [8].
Как мы видим, перспектива христианских религий в 21-м веке оставляет желать много лучшего.
Но вернемся к тому вопросу, который был озвучен несколько ранее.
Соответствует ли число верующих, которое приписывает статистика действительному количеству тех, для кого вера является фундаментальной составляющей мировоззрения.
Вопрос о том, кого считать верующим, относится к числу наиболее обсуждаемых в информационном религиозном пространстве.
У социологов есть два основных метода подсчета.
Основная полемика развивается по поводу критериев, которые необходимо учитывать при проведении социологических исследований и интерпретации данных опросов.
Первый из них наиболее простой.
Различные компании, фонды, занимающиеся социологическими исследованиями, примерно раз в год включают в свой базовый опросный лист (так называемый омнибус) вопросы о религиозной идентификации.
Некоторые специалисты считают вполне достаточным критерием самоидентификацию респондентов, то есть то, к какой конфессии те сами себя относят.
При этом понятие конфессиональной идентичности часто сближается с понятием идентичности культурной и национальной [10].
Другим способом подсчета прихожан является учет тех, кто реально проявляет себя в качестве верующих (то есть прежде всего тех, кто хотя бы способен прийти в храм и выслушать воскресную проповедь).
Очевидно, что первый метод намного проще и значительно чаще используется в социологических опросах.
Но, как говорят в Одессе — количество людей, отождествляющих себя с той, или иной религиозной конгрегацией, и число истинно верующих этой конфессии, это две большие разницы.
Следует отдавать себе отчет в том, что объемные, масштабные статистические данные позволяют лишь установить характерные тенденции религиозных процессов, протекающих в секулярном мире, не давая возможности оценить степень влияния различных внешних и внутренних факторов на жизнь различных конгрегаций и, как следствие, искать решения, направленные на их укрепление и развитие.
При этом остается вопрос насколько объективно они отражает реальную ситуацию.
Ответ на него дают специализированные опросы, результаты которых позволяют путем сопоставления с данными, основывающимися на алгоритмах самоидентификации, определить ту часть «верующих», которые свои отношения с церковью строят по остаточному принципу.
Количество подобных опросов, проводимых на планетарном (макроуровне) к сожалению, невелико.
Объясняется это не только сложностью организации подобных опросов и, соответственно значительными затратами, но и объективностью формирования фокус-групп, подтверждающей достоверность проводимых опросов.
Решение подобных задач, как правило обеспечивают национальные организации и фонды, занимающиеся социологическими опросами и проблемно-ориентированные информационные порталы, осуществляющие мониторинг общественной жизни внутри страны.
Тем не менее подобные статистические данные представляющие ориентировочный уровень религиозности населения в планетарном масштабе, позволяют провести сравнительный анализ декларируемого уровня религиозности населения и действительного процента истинно верующих этой страны.
Мне удалось найти две таких масштабные работы.
Так, в 2015-м году Институт общественного мнения Гэллапа провёл опрос, в рамках которого спрашивал людей: «Занимает ли религия важную часть в вашей повседневной жизни?».
В списке оказалось 10 стран, в которых наибольшее число человек ответили «нет» на этот вопрос.
Представляю Топ-10 самых нерелигиозных стран
— Уругвай — 59%;
— Россия — 60%;
— Вьетнам — 69%;
— Франция — 69%
— Великобритания — 73%;
— Гонконг — 74%;
— Япония — 75%;
— Дания — 80%;
— Швеция — 82%;
— Эстония — 84%.
Если проанализировать приведенный перечень, то, вне всякого сомнения, повышенный интерес и недоумение вызовет присутствие в нем России.
И как единственная в этом списке страна, олицетворяющая православное вероисповедание, и как страна, претендующая на ее восприятие как «третьего Рима».
В этом контексте, конечно же 60% населения, не воспринимающие (согласно данным [11]) религию как важную составляющую своей мирской жизни, дают повод задуматься об обоснованности подобных надежд и притязаний.
Т.е. оставшиеся 40% (а это около 70 млн. человек) населения России действительно считают религию важной составляющей мирской жизни.
Чуть позднее мы вернемся к этой цифре.
Еще больший объем информации, позволяющей объективно оценить действительное отношение «верующих» к избранной ими религии, представлен в [12] в форме диаграммы ответов на вопрос «считаю ли я религию самым важным аспектом жизни»:
У нас православных не может не возникнуть недоумения в двукратном расхождении показателей в ответе на вопрос «насколько важную роль играет религия в Вашей жизни».
Но в любом случае становится очевидным тот факт, что от 60% до 80% населения России относятся к своей религии по остаточному принципу.
Но какой из вариантов соответствует действительности.
Ответы на эти вопросы можно получить лишь «опустившись» в изучении на уровень самой религии.
А как в целом выглядит православие на карте секулярного мира.
Ответы на этот вопрос в следующей главе.
1.2. Так сколько нас православных
Если Вы сделаете попытку получить ответ на этот вопрос, заглянув в Википедию, то вряд ли получите достоверный результат.
Википедия, сославшись на исследования 2015-го года проинформирует и о численности христиан (2,419 млрд), и о численности католиков (более 1,35 млрд), и о численности протестантов (950 млн).
Вот только представляя данные о численности православных Вы получите интервал 90—120 млн. со ссылкой на информацию 2010-го года.
Любопытно, что на этой же странице, только несколько ниже, Вы найдете информацию о количестве верующих Русской Православной церкви — 164 млн. человек со ссылкой на «Религии мира» (2010 год).
Ничего, что это примерно на 20 млн. превышает население России.
Ну что тут скажешь.
Как ни странно, больше доверия вызывает информация, представленная Orthodoxe de Presse (2000 г.), по данным которой картина распределения православных верующих по странам, географически и культурно ориентированных на православие имела следующий вид [13].
«Диаспора»:
Интересно, что среди исследователей статистики Вы найдете отъявленных оптимистов.
Например [14]:
«За последнее столетие численность православных христиан в мире увеличилась более чем вдвое и сейчас составляет почти 260 миллионов человек.
В одной только России этот показатель превысил отметку в 100 миллионов человек.
Такой резкий всплеск был обусловлен распадом Советского Союза».
Ну прямо какая-то экспансия православия после распада СССР.
Становится очевидным, что получить ответ о численности православных христиан в мире оказывается не так просто.
Конечно можно легко манипулировать цифрами — «Существует три вида лжи: ложь, наглая ложь и статистика» (выражение, которое приписывают Марку Твену, но у которого несколько авторов), но крайне трудно спорить с цифрами, которые иллюстрируют динамику протекания религиозных процессов.
Тут даже автор представленного выше заявления о 260 млн православных верующих в мире, был вынужден констатировать [14]:
«Однако несмотря на это, доля православных среди всего христианского — и мирового — населения сокращается ввиду более быстрого роста количества протестантов, католиков и нехристиан.
На сегодняшний день только 12% христиан мира являются православными, хотя всего сто лет назад данная цифра составляла около 20%.
Что касается общего населения планеты, православных среди них 4% (7% по состоянию на 1910 год)».
Что касается последней строки приведенной выше информации, то эта плохая новость соответствует действительности [15, 16].
Действительно, если посмотреть на данные по численности представителей вероисповеданий в мире за последние 100 лет, можно заметить, что количество православных христиан в мире в процентах от населения планеты заметно снизилось.
Численность христиан в процентах от населения планеты
Данные за 2010 г. — Pew Research Center
www.pewforum.org/2011/12/19/global-christianity-regions
Данные за 1910 г. — World Christian Database (Brill 2013).
С 1910 года по 2010 год, за 100 лет, численность православных в мире в % населения земного шара снизилась почти в 2 раза.
Печальная картина.
Почему это так, может ли эта тенденция измениться и если да, что надо сделать?
Ответы на эти вопросы пытались найти эксперты — участники Международной конференции «Социология религии в обществе позднего модерна» (Белгород, 2016{ }г.) [15].
А теперь, как в том анекдоте, когда один друг говорит другому:
— Слушай. У меня для тебя две новости. С какой начать.
— Начни с плохой.
— А кто сказал, что вторая хорошая?
В следующей главе постараемся разобраться, а что ждет православную веру в будущем.
1.3. Наше будущее
Интересный алгоритм анализа динамики развития христианской религии на фоне снижения ее доминирующего положения в мире представлен в [17]:
«Чистый прирост христиан можно выяснить по более сложной схеме.
Для наглядности противопоставим христиан и всё остальное население Земли, т.е. нехристиан.
Ежегодно рождается в христианских семьях 36.6 млн. человек (1.83% христиан), переходят в Христианство 19.0 млн. человек (0.95%), уходят из Христианства в другие религии 16.5 млн. человек (0.83%), умирают 18.4 млн. христиан (0.92%). Таким образом, сложив родившихся и перешедших в христианство и, отняв ушедших и умерших, получаем 20.7 млн. человек чистого прироста христиан в мире (1.04% христиан в год или 0.34% населения Земли в год).
По такой же схеме высчитаем статистику прироста не христианского населения Земли.
Нехристиан ежегодно: рождается 87.7 млн. (2.16% населения Земли), переходит из христианства 16.5 млн. (0.41%), уходит в христианство 19.0 млн. (0.47%) и умирает 34.3 млн. (0.85%). Чистый прирост нехристиан получается 50.9 (1.26% нехристиан, или 0.84% населения Земли).
Прирост христиан, которые составляют треть населения Земли, идёт в два с половиной раза медленнее, чем прирост всего остального (не христианского) населения».
Но на фоне это отнюдь не оптимистической картины совсем печально выглядит будущее православного вероисповедания [17]:
Динамика христианских конфессий:
1. Католическая церковь — прирост 1.3% или 13.5 млн человек в год.
2. Независимые христианские церкви — прирост 2.5% или 9.5 млн. человек в год.
3. Протестанты — прирост 1.4% или 4.85 млн. человек в год.
4. Англикане — прирост 1.56% или 1.24 млн. человек в год
5. Православные — прирост 0.54% или 1.17 млн человек в год.
6. Маргинальные христианские группы — прирост 1.68% или 0.4 млн (440 тыс.) человек в год.
Ну что тут скажешь.
Но еще больше расстраивают и заставляют задуматься цифры, свидетельствующие о масштабности вероотступничества в христианстве — 16.5 млн. (0.41% населения Земли) ежегодно оставляют эту религию
Конечно «подсластить» эту ситуацию могут 19.0 млн. обращающихся к Христу.
Есть над чем задуматься, и очень серьезно, Патриархам и правящим митрополитам православных церквей.
И здесь мы вынуждены вернуться к вопросу о качественном составе верующих православных церквей.
Доминирующими из которых в православном мире является Русская Православная Церковь и сообщество православных церквей Украины.
1.4. Взгляд изнутри
Постараемся заглянуть внутрь религиозной среды этих стран, обладающих самыми многочисленными конфессиями в православном мире.
Качественный состав верующих как РПЦ, так и УПЦ крайне неоднороден.
Оказывается, что диапазон глубины веры адептов этих конфессий охватывает как откровенных фанатиков, так и тех, кто, называя себя православным верующим не признает существование Бога.
И это не шутка.
В это трудно поверить, но по данным нескольких информационных источников до трети россиян, считающих себя православными, не верят в Бога.
Среди этих источников присутствуют и те, информации от которых принято доверять.
Это и «Православие-RU» [18], и «Левада-Центр» [19].
К подобной статистике (возможно в силу преобладания негативных явлений) в русской церкви относятся достаточно скептически.
Патриарху РПЦ Кириллу принадлежит следующее утверждение [18]:
«Мы очень скептически относимся к статистике.
Она в нашей стране (и не только в нашей) часто идеологизирована.
Порой можно прочитать удивительные вещи о самих себе и о других наших традиционных конфессиях.
Иногда искусственным образом до смешного занижается количество верующих.
Или, наоборот, до смешного завышается.
Религиозная статистика всегда ущербна.
Потому что невозможно определить то, что происходит внутри человека. Утром он еще в Бога не верил, но потом сходил к врачам, прошел диагностику и вечером отправился в церковь молиться. Как можно определить то, что происходит в душе?»
Основанием и оправданием для такого утверждения может служить тот факт, что в России, к сожалению, не проводится такое комплексное и глубокое социологическое исследование религиозной жизни, как в Украине — например [20].
Согласно последним социологическим опросам, проведенным признанным и заслуживающим доверия «Украинским центром экономических и политических исследований имени Александра Разумкова» [20], 71.7% жителей Украины считают себя верующими людьми.
Причем 67.3% верующих от этого числа отождествляют себя с православным вероисповеданием.
Процент православных верующих в Украине имеет некоторую флюктуацию (см. таблицу), но в целом остается достаточно стабильным (67%), оставаясь на уровне от общего количества верующих в Украине.
А в целом религиозный «портрет» Украины по годам в процентах от общего числа верующих согласно [20] выглядит следующим образом.
Таким образом, количество православных верующих в Украине в последнее десятилетие составляло порядка (0.717*0.673) 48% общей численности населения.
Вместе с тем, если в 2010-году население Украины составляло 45.962.900 миллиона человек, то в 2018-м году оно сократилось до 42 216 766 миллиона жителей.
Разница составляет 3.746.134 миллиона.
Легко оценить, что украинское и мировое православие всего за восемь лет потеряло порядка 1.9 миллиона верующих.
Посмотрим, как обстоят дела с отношением верующих к своим религиям.
Как мы видим, несмотря на то, что о своей религиозной принадлежности заявили 71.7% населения Украины, тем не менее, лишь 58,2% считают религию важной составляющей своей жизни.
А как выглядит качественный состав верующих Украины.
Как мы видим, к истинным верующим, пожалуй, можно отнести лишь первые две категории, которые в сумме составляют 22.9% тех, кто отождествляет себя с той, или иной религиозной доктриной, что корреспондируется и повышает доверие к результатам опроса проведенного Pew Research Center [12]
Данные фонда А. Разумкова [20] позволяют проверить достоверность представленной ранее [13] информации о количестве православных по странам.
Учитывая, что в 2018-м году население Украины оценивалось в 42.386 млн. человек, а процент православных верующих составляет 48%, можно определить их количество — 20.34 млн.
Что соответствует и подтверждает обоснованность данных [13].
К сожалению, установить подобные количественные показатели для Российской Православной Церкви практически невозможно.
Мы уже столкнулись с этой проблемой даже при попытке определить общее количество православных верующих в России.
Флюктуация различных оценок их количества, представляемых различными информационными источниками слишком велика.
И любой из этих показателей можно поставить под сомнение.
Так по данным, представленным разными организациями [21] в период с 2008-го по 2013-й год процент православных верующих в объеме населения России находится в интервале от 41% до 79%.
Т.е. учитывая, что население России составляет порядка 145 млн. человек, реальное количество православных верующих должно находиться в интервале от 59,4 млн. до 114.6 млн. верующих.
Автор склонен доверять данным, приведенным выше [13], согласно которым количество православных верующих в России находится в интервале от 50.0 до 80,0 млн., тем более что их объективность была подтверждена сопоставлением с результатами исследований конфессионального состава, проведенного фондом А. Разумкова [20] в Украине.
Как результат взвешенной оценки всех приведенных данных, в дальнейшем представляется обоснованным ориентироваться на максимальное значение, представленное [13] — 80.0 млн. православных верующих, что составляет порядка 55% от населения России.
Процент неверующих Россиян по данным того же источника [13] находится в интервале от 15% до 25%.
Т.е. можно вполне обоснованно утверждать, что интегральный процент религиозности населения России (учитывающий все исповедуемые верования) находится в районе 80%.
Возможно эта цифра не удовлетворит активных сторонников РПЦ.
Именно с этой целью позволю себе процитировать [21]:
«В России сегодня не существует официальной статистики членства в религиозных организациях: закон запрещает требовать от граждан заявлений об их религиозной принадлежности.
Таким образом, о религиозности россиян и об их конфессиональной самоидентификации можно судить лишь по социологическим опросам населения. Результаты таких опросов весьма противоречивы.
Так, в опросе от 2007 года, РПЦ утверждала, что в числе её последователей около 120 млн граждан России, в то время как лидеры ислама считали, что мусульман в стране от 13 до 49 млн.
И поскольку в России всего проживает 145 млн человек, очевидно, что как минимум одна из конфессий преувеличивала свою «популярность»».
Как показывает анализ, последнее утверждение справедливо для обеих религий.
Тем не менее убежден, что не валовый количественный показатель должен волновать высшее духовенство РПЦ, а качественный состав верующих православной церкви.
Не поворачивается язык назвать православными тех, кто, отождествляя себя с церковью, не верит в Бога.
И считать ли верующими тех, кто в наш главный праздник Святой Пасхи не посещает литургию.
По статистике МВД, пасхальные богослужения в российских православных церквях в 2019 году посетили 4,3 млн человек, что составляет не более 3% от общего числа жителей России [22].
А для полноты картины проведу статистику за:
— 2018г. — 4.4 млн.;
— 2017г. — 4.3 млн.;
— 2015г. — 4.0 млн.
Меньше 3% верующих Российской Православной Церкви посещают Главную праздничную службу.
А как остальные 75 миллионов «верующих».
Вспомним диаграмму [12], согласно которой, лишь 19% россиян считают религию самым важным аспектом жизни.
Даже если предположить, что все эти люди представляют православное вероисповедание (что на самом деле не соответствует действительности), то окажется, что 55—19=36% православных лишь декларируют свое присутствие в РПЦ.
Реальна картина еще хуже:
19*0.55=10%
55—10=45% — те, кто относится к религии по остаточному принципу.
Фактически 45/10=4.5 — это то значение, во сколько число тех, кто лишь называет себя православным превышает истинных верующих православной Церкви.
Оптимистический сценарий: 36/19=1.9
А какое значение имеет это соотношение для православия Украины:
— православных в Украине 67.3%
— интегральный показатель глубины веры в Украине 22%;
— для православных это 22*0.673= 14.8%;
— коэффициент (67.3—14.8) /14.8=3.5
Хотя более корректным следует считать так:
— Украина (71.7—22,0) /22.0=2.26
— Россия (80,0—19.0) /19.0=3.21
Для сравнения определим этот коэффициент для европейских стран, воспользовавшись приведенными выше данными об уровне религиозности их населения [7] и том проценте верующих в этих странах, для которых религия занимает значимое место в жизни [12].
Результаты приведены в таблице.
Сопоставляя представленные данные с приведенными ранее результатами, характеризующими декларируемый уровень религиозности населения различных стран, мы в состоянии получить крайне важные, объективные показатели, отражающие не только процент «истинно» верующих в данной стране, но и отношение количества «декларативно» верующих к числу тех, для кого вера и религиозные обязанности являются не декларациями, а содержанием мирской жизни.
Не надо быть серьезным аналитиком, чтобы не обратить внимание на крайне неприятный, печальный факт.
Среди восьми европейских стран Россия и Украина являются странами, в которых доминирующей религией является православие.
И, к сожалению, именно в этих странах количество «декларативно» верующих, отождествляющих себя с православием, соответственно в 3.21 и 2.26 раз превышает число тех, для кого вера и религия не являются пустым звуком.
Безусловно можно сделать ссылку на флюктуацию статистических данных, характеризующих и уровень религиозности в странах, и оценку глубины и истинности веры.
Мы уже отмечали реальные сложности такого статистического анализа.
Но нельзя не признать, что, к сожалению, проведенный анализ в большей степени реальную картину состояния религиозной жизни в России и Украине.
Ознакомившись с подобной статистикой, крайне сложно отделаться от ощущения того, что [23]:
«Сегодня утверждение «я — православный» крайне редко подразумевает религиозность.
В машинах у всех иконки, в больницах — иконки, всюду иконки.
Это массовое явление, которое совершенно не свидетельствует о вере.
В голове наших верующих полная каша.
Православие работает как замена этнической идентификации».
Фактически понятие конфессиональной идентичности сближается с понятием идентичности культурной и национальной.
Знают ли это православное духовенство и архипастыри российской и украинских православных церквей.
Осознают ли они эту проблему и возможные последствия.
Очевидно да.
Подтверждением этому может служить выступление патриарха Кирилла 24 ноября 2018 года в Калининграде во время проповеди в соборе Христа Спасителя [24]:
«Мы в самом начале духовного возрождения нашего народа.
И хотя статистически большинство россиян говорят сегодня о своей принадлежности к православной вере, но статистическая принадлежность и реальное воцерковление — это разные вещи.
И мы должны работать над тем, чтобы осуществлялось воцерковление нашего народа, чтобы люди умом и сердцем почувствовали, как важно быть с Богом, чтобы они почувствовали силу молитвы, чтобы они почувствовали, что молитва замыкает цепь, по которой осуществляется связь между ними и Богом.
Когда такой яркий, сильный религиозный опыт станет достоянием большинства людей, тогда, я думаю, и можно будет говорить о реальном возрождении веры в нашем народе».
1.5. Резюме
В представленном материале автор обобщил статистические данные, приведенные в авторитетных информационных источниках, доверие к которым не вызывает сомнения.
Вряд ли они вызвали положительную реакцию у православных верующих.
Нет сомнения и в том, что эта информация доступна духовенству и представителям богословских кругов православной церкви.
Об этом свидетельствует и выступление Патриарха РПЦ Кирилла.
Но главный вопрос, который возникает после ознакомления с этим материалом — что дальше?
Как реагировать?
Ощущаем ли мы результаты приведенного заявления, сделанного Патриархом.
И видим ли мы ту работу, к которой призывает Патриарх.
Скорее нет, чем да.
Начинает складываться ощущение, что определенный процент служителей культа не интересует завтрашний день и судьба исповедуемой религии, что их вполне устраивает текущая ситуация, или занимаемое ими место или положение в церковной иерархии.
Как ни странно, значительно большую активность в поиске и устранении причин, следствием которых стали и плачевное состояние качественного состава верующих православных церквей России и Украины, и туманное, а скорее негативное будущее православной религии на планете, проявляют не представители духовенства и богословия, а обычные верующие, которым небезразлична судьба Церкви.
Одним из примеров сказанному может служить международная конференция «Социология религии в обществе позднего модерна» (Белгород, 2016{ }г.) [15].
Конечно участники конференции старались проявить определенную политкорректность в ответах на три ключевые вопроса:
1. Почему за последние 100 лет численность православных христиан в мире в пересчете на % населения снизилась почти в два раза?
2. Может ли эта тенденция измениться?
3. Если да, что надо для этого сделать?
Тем не менее в достаточно представительном объеме в целом справедливых комментариев, касающихся ответов на первые два вопроса и крайне сдержанных оценок перспективы дальнейшей судьбы российского православия с упором на демографический фактор и государственную поддержку, участники дискуссии не смогли пройти мимо двух ключевых факторов, определяющих будущее РПЦ:
1. Если церковь не «откроется» и не будет понятна, ситуация не изменится.
2. Ключевые темы: хорошие священники и крепкие семьи.
Весь остальной совокупный объем высказываний можно рассматривать скорее, как набор рекомендаций, представленных в форме расширенных тезисов, способных по мнению участников конференции стать основой для более эффективной и результативной миссионерской деятельности РПЦ.
Все они безусловно разнятся и по затратной части (интеллектуальной и финансовой) и по сложности реализации и, естественно по результативности.
Как, например, нужно реагировать на многолетние стенания, упреки и обвинения в адрес других религий и учений, обвиняя их в активной (по сравнению с православием) миссионерской деятельностью с использованием всех возможных каналов коммуникации.
Как будто что-то или кто-то в этом мешает осваивать этот сегмент православному духовенству и богословию.
Ведь для всех сегодня становится совершенно очевидным тот факт, что проигрыш в информационном соперничестве религий обрекает отстающих на роль маргинальных сообществ, вынужденных ютиться на обочине человеческой цивилизации.
Тут уже не до реляций и заявлений о мировом статусе.
Мне хотелось бы отметить один, но с моей точки зрения ключевой фактор, определяющий реализацию тезиса «открытости» церкви.
Если мы обратим внимание на процент верующих, регулярно посещающих богослужения и исполняющих религиозные практики, то абсолютно очевидным становится вывод о невозможности сегодня «открыть» себя обществу без использования современных информационных технологий и социальных сетей.
Попытки «заткнуть» эту брешь просветительскими лекциями отдельных священнослужителей в YouTube проблему не решат.
Выполнить эту миссию в состоянии лишь широко образованные, подготовленные к открытым дискуссиям в социальных сетях представители православного духовенства, которых сегодня катастрофически не хватает в этом сегменте миссионерской деятельности.
Ключевыми в этом утверждении являются слова дискуссия и социальные сети.
Ведь не только расширение форм активной миссионерской деятельности предопределяет возможность кардинально изменить положение дел.
Именно в способности представителей духовенства оперативно реагировать на новые вызовы, которые ставят перед любой религией научно-технический прогресс, рост интеллектуального уровня человеческой цивилизации, открытие новых законов и проявление непознанных феноменов.
Их способность даже не объяснить, а представить обоснованную интерпретацию происходящему с позиций отстаиваемой религиозной доктрины в сочетании с информационной активностью — единственный путь к успеху.
Но если вдуматься в содержание приведенных рекомендаций, то ключ к их реализации лежит в известном, но тем не менее не ставшем менее справедливым изречении, приписываемом известному диктатору — «кадры решают все».
Простой пример.
По данным, представленным М. Шермером в [3]:
«Благодаря изгибу арки нравственной вселенной сфера морального всеприятия расширилась, захватив все области нравственного, в том числе, среди христиан, вопрос о том, кто получает доступ в рай.
Значительную часть истории христианства ситуацию контролировали эксклюзивисты, верящие, что только христиане спасутся, однако все более утверждался инклюзивизм, согласно которому последователи разных религий могут быть допущены на небо.
Например, в начале XX в. менее 10% христиан были инклюзивистами в вопросе о небесах, а в 2008 г. в ходе опроса Pew Forum 57% последователей евангелических церквей, 79% католиков и 83% протестантов согласились, что «многие религии могут вести к вечной жизни», и лишь 29% христиан в целом утверждали: «Моя религия — единственная истинная вера, ведущая к вечной жизни».
Показательна обнаруженная в ходе исследования положительная связь между посещением церкви и эксклюзивностью: верующие, которые регулярно ходят в церковь в два раза чаще менее прилежных прихожан считают свою религию единственным путем в вечную жизнь, причем наиболее выражен этот эффект среди приверженцев евангелических церквей».
А теперь вспомним, какой процент верующих православных церквей России и Украины регулярно посещают церковь.
Есть вопросы?
Конечно крайние ортодоксы самой ортодоксальной религии всегда в состоянии достать свою козырную карту («фактор страха»), заявляя о том, что все происходящее — лишь свидетельство приближения апокалипсиса, в результате которого спасутся лишь «истинно» верующие христиане.
Вот только количество православных верующих в это за последние сто лет сократилось вдвое, а количество христиан, сомневающихся в существовании «единственной» истинной религии за это время увеличилось на 61% и достигло значения 71%.
Прикажете думать, что спасение не входит в сферу их жизненных интересов.
Еще один пример — это реакция православной церкви на феномен околосмертных переживаний.
Околосмертные переживания, привлекают внимание, в первую очередь, как эмпирический опыт, способный подтвердить возможность существования сознания вне тела и жизни после смерти.
Будучи единственным реальным научным методом наблюдения, регистрации и статистической обработки околосмертных переживаний, системно проявляющихся на границе мирской жизни, этот опыт наиболее многообещающ для убеждения скептиков.
Тем более странной и удивительной является позиция православной церкви на этот удивительный феномен.
Ведь вряд ли могут быть малейшие сомнения в том, что этот вопрос, который волновал человечество весь период его существования, волнует и будет волновать всех всегда.
Более того, резкая, крайне негативная первичная реакция Церкви на эмпирические данные околосмертного опыта, объяснить которую можно лишь желанием сохранить «фактор страха» в качестве доминирующей составляющей христианской доктрины, продолжает и сегодня оказывать абсолютно бессмысленное, сдерживающее влияние на использование его (опыта) в качестве аргумента укрепления православного вероисповедания.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Околосмертные переживания и жизнь после смерти глазами православного скептика предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других