Самаведа

С. А. Матвеев

Предлагается полный перевод священного писания Индии – Самаведы. Издание снабжено введением в концепцию ведического гимносложения и пения.Перевод с санскрита: Матвеев С. А. © 2005, 2011

Оглавление

Переводчик С. А. Матвеев

© С. А. Матвеев, перевод, 2021

ISBN 978-5-0053-9235-0

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

ВВЕДЕНИЕ

Священные писания

В ведической культуре знание во многом основывается на авторитете священных писаний. Священные писания делятся, главным образом, на две категории: шрути («услышанное») и смрити («запоминаемое»). Под шрути понимаются четыре Веды, которые, по преданию, были изначально получены Брахмой от Высшего Бога. Смрити — это корпус литературы, составленный прославленными мудрецами, и основанный на их понимании шрути. Шрути записаны на ведическом санскрите, а смрити — на лаукика-санскрите. Имеются некоторые различия между этими двумя типами санскрита. В ведическом санскрите слова имеют ударение, акцент, родственный примечаниям в музыкальной грамоте; значение слова может меняться, если меняется ударение. Поэтому эти слова нужно воспринимать от гуру по цепи ученической преемственности («Так эта великая наука передавалась по цепи духовных учителей, и ее постигали праведные цари» («Бхагавад-Гита», 4.2), следовательно, Веды называются шрути (то есть, «слушание»). Никто не может изменить даже слог шрути: в неизменном виде они передаются от поколения к поколению. Иногда некоторые части шрути теряются из-за прерывания цепи преемственности. Тогда великие мудрецы — риши — в состоянии глубокой медитации слышат их снова. «Риши» значит «провидец; тот, кто видит ведические тексты». Риши буквально видит текст, внимает ему и понимает его значение. Ведический санскрит имеет собственную грамматику, и используется только в Ведах. Никакая другая книга не может быть составлена на этом языке.

Смрити же написаны на разговорном санскрите, который не имеет четко определенного ударения в словах. Итихасы, пураны, агамы («исходящие») — все это попадает в категорию смрити. Среди корпуса смрити-литературы выделяются писания типа ману-смрити. Эти смрити — часть дхармашастры, книг, устанавливающих поведенческие нормы. Смрити-шастры составлялись на основе шрути («смрити» означает «вспоминание»). Смрити меняются от эпохи к эпохе, но сущность их остается неизменной.

Классификация шрути и смрити

«Ригведа разделена на 21 часть, Яджурведа — на 100 частей, Самаведа — на 1000 частей, Атхарваведа — на 9 частей» («Курма Пурана» 52.19—20).

Каждая часть имеет четыре подраздела: самхиты, брахманы, араньяки и упанишады. Так в целом, Веды состоят из 1130 самхит, 1130 брахман, 1130 араньяк и 1130 упанишад, общее количество подразделов — 4520. Со временем, однако, многие тексты были утрачены. Сейчас доступно только приблизительно 11 самхит, 18 брахман, 7 араньяк и 220 упанишад. Это меньше, чем 6% оригинального состава Вед.

Известный ученый Макс Мюллер (1823—1900 гг.) предлагал следующую хронологию ведической литературы:

Однако хронология, предложенная Максом Мюллером, основана на вере в библейскую датировку сотворения мира, а именно 23 октября 4004 г. до н. э. Но подобные воззрения противоречат современным научным данным и здравому смыслу. В Пуранах описывается более древняя история мира в целом и ведийской культуры, в частности: в них приведены перечни царских династий еще до явления Кришны (3227 г. до н.э.). Греческие хроники свидетельствуют о правлении индийских раджей, которые уходят корнями до 7000 лет до н. э. Таким образом, основанная на пуранических свидетельствах история возникновения ведической литературы принимает такой вид:

Дополнительно насчитывают также 4 упаведы: Аюрведа (медицина), Гандхарваведа (музыка), Дханурведа (военное искусство), Стхапатьяведа (архитектура)

Дополнительно выделяют 6 Веданг («частей вед»): Шикша (произношение), Чанда (поэтический метр), Нирукта (этимология и лексикология), Вьякарана (грамматика), Кальпа (ритуал), Джьотиша (астрономия и астрология). Первые две веданги учат правильному произношению Вед, следующие две — правильному пониманию Вед, последние две — правильному применению Вед.

Древнейшие упанишады: «Айтарейя-упанишада», «Каушитаки-упанишада», «Тайттирийя-упанишада», «Брихадараньяка-упанишада», «Чхандогхья-упанишада» и «Кена-упанишада».

Вот названия 20 смрити: Ману, Атри, Вишну, Харита, Яджнавалкья, Ушана, Ангира, Яма, Апастамбха, Шаниварта, Катьяяна, Брихаспати, Парасара, Вьяса, Шанкха, Ликхита, Дакша, Гаутама, Шататапа, Васиштха.

Итихасы: Рамаяна и Махабхарата (сочинения исторического характера, эпические повествования, где рассказывается история Индии).

Пураны — сочинения богословского характера, они разъясняют учение четырех Вед поучительными историями и душеполезными беседами, делая духовную жизнь более простой, поэтому в настоящую эпоху они очень важны.

В феноменальном мире нет ничего нового: все, что было, есть и будет, изначально записано в изначальной космической пра-Пуране. В мире богов в эту Пурану входит 1 миллиард стихов, в мире людей существует ее сокращенная версия из 400 000 стихов, которые разделяются на 18 частей. Они считаются основными и называются великими (маха). В «Матсья Пуране» приводится их список: Агни, Брахма, Брахмавайварта, Брахманда, Бхавишья, Бхагавата, Вамана, Вараха, Вишну, Вайю, Гаруда, Линга, Маркандейя, Матсья, Нарадийя, Курма, Падма, Сканда. В Бхагавата Пуране (12.7.23—24) приводится такой же список: «Восемнадцатью основными Пуранами являются Брахма, Падма, Вишну, Шива, Линга, Гаруда, Нарада, Бхагавата, Агни, Сканда, Бхавишьа, Брахма-ваиварта, Маркандейя, Вамана, Вараха, Матсья, Курма и Брахманда Пураны», но вместо Вайю Пураны фигурирует Шива Пурана.

В Падма Пуране тексты пуран сгруппированы и разделены на три части соответственно трем основным качествам существования: благость (саттва), раджас (страсть) и невежество (тамас). Матсья Пурана (190.13—14. гласит, что саттвические пураны связаны с восхвалением Вишну, раджастичные — с восхвалением Брахмы, а тамасичные — с восхвалением Шивы (или Агни). «Падма Пурана» (Уттара кханда 236.18—21) классифицирует пураны следующим образом:

«Гаруда Пурана» (1.223.15—16) заменяет Вамана Пурану на Вайявийя Пурану:

«Восемнадцать пуран: Брахма, Падма, Вайшнава, Шайва (или Вайю), Бхагавата, Бхавишья, Нарадийя, Сканда, Линга, Вараха, Маркандейя, Агнейя, Брахмавайварта, Каурма, Матсья, Гаруда, Вайявийя, Брахманда».

«Гаруда Пурана» (3.1.43, 45, 64) добавляет: «Бхагавата — лучшая из всех пуран». Пураны разделены таким образом, чтобы постепенно поднимать обусловленные души из тьмы невежества до чистого совершенства. Три различные класса пуран обращаются к людям тремя различными способами, ориентируясь на достижение духовного совершенства.

Прастханатрайи (главные источники свидетельства писаний): Бхагавадгита (700 стихов), основные упанишады и брахмасутры («Веданта-Сутра», состоящая из 560 кратких кодексов, или сутр).

Шестьдесят четыре калы (традиционных искусств, упомянутых в «Шримад-Бхагаватам»): пение, игра на музыкальных инструментах, танец, игра на сцене, живопись, нанесение на тело тилаки и узоров, изготовление узоров из рисовой муки и цветов, изготовление цветочных украшений, водное музицирование, водная игра, смешивание цветов, создание гирлянд, украшение головы гирляндами и цветами, изготовление костюмов для актеров, художественное украшение ушей, создание ароматов, искусство надевания украшений, показывание фокусов, ловкость рук, кулинарное искусство, изготовление напитков, рукоделие, вышивание, игра на вине и дамару, отгадывание загадок, декламация стихов, сочинительство стихов, пересказ книг, пересказ пьес и историй, разгадывание стихов-загадок, изготовление выкроек для одежды и стрел, пряжа, плотницкие работы, архитектура, проверка металлов и драгоценных камней, металлургия, огранка драгоценных камней, минералогия, траволечение, искусство ведения петушиных и бараньих боев, одомашнивание попугаев, использование духов, уход за волосами, отправка символических сообщений, софистика, ведение споров, изготовление игрушек, изготовление янтр, использование амулетов, ведение беседы, анализ стихов, маскировка при помощи одежды, ведение игр, колдовство, знание духов, управление колесницей, письмо, уход за слонами и лошадьми, изготовление тамбул, плавание.

Тантрическая литература основана на беседах Господа Шивы со своей супругой Деви. Она делится на агамы, ямалы и тантры. Деление также идет по доминирующему божеству, соответственно этому выделяют следующие направления: шайва, вайшнава и шакта.

Тантры подобны ведическим смрити-шастрам, поскольку в них обсуждаются такие понятия, как мантра, янтра и тантра (мантры — священные звуки, используемые при совершении ритуалов; янтры — инструменты, необходимые при совершении ритуалов; тантры — методы выполнения ритуалов). Основное отличие ведической и тантрической систем — в структуре; ведические шастры имеют дело с «готра» (семьей), то есть, обращены ко всем людям, а тантрические шастры открыты только для посвященных.

«Маха-сидхи-сарасвата-тантра» перечисляет 64 тантры: Сиддхисвара, Махатантра, Калитантра, Куларнава, Джнанарнава, Нила, Петакаре, Деви-агама, Уттара, Шри-крама, Сиддхи-ямала, Матсья-сукта, Сиддха-сара, Сиддхи-сарасвата, Варахи, Йогини, Ганеша-вимарсини, Нитья, Шивагама, Чамунда, Мундамата, Хамсамахашвара, Нируттара, Кула-пракашака, Кальпа, Гандхарвака, Крийясара, Нибандха, Сватантра, Саммахана, Лалита, Радха, Малини, Рудра-ямала, Брихат-шрикрама, Гавакша, Сукумудини, Вишуддхешвара, Малинивиджайя, Самайячара, Бхайрави, Йогини-хридайя, Бхайрава, Санат Кумара, Йони, Тантрантра, Нава-ратнешвара, Кула-чудамани, Камадхену, Кумари, Бхута-дамара, Малини-виджайя, Брахма-ямала, Бхава-чудамани, Вишва-чапа, Махатантра, Махаката, Куламрита, Кулоддиша, Кунджика, Чинтамани, Ямала, Тантра-девапракаша, Кама.

Панчаратра в определенной степени служит субстратом-заменителем Вед. «Падма Панчаратра» рассказывает, что Брахма получил знание Вед от Вишну. Но демоны Мадху и Кайтава похитили знание Вед у Брахмы. Тогда Брахма опять обратился к Вишну с просьбой дать ему практическое знание, благодаря которому он мог бы поклоняться Вишну в отсутствии Вед.

Выделяют три главных агамические школы: Шайва, Шакта и Вайшнава, каждая из них имеет свои собственные панчаратры. Среди вайшнавов последователи Шри-сампрадайи (Шри вайшнавы) берут многое от агам. Все эти агамы концентрируются вокруг четырех основных тем:

джнана (знание), крийя (служение, строительство храмов, установка божеств), чарья (поведение; соблюдение ежедневных обрядов, проведение праздников), йога (преданность).

Общая особенность всех агам:

1) Они принимают существование высшей сущности с преобладающим мужским или женским аспектом.

2) Они принимают существование нераздельных душ.

3) Они принимают существование реальность вселенной.

4) Они считают, что преданность Богу — единственное средство освобождения.

Панчаратра особенно применима в кали-югу, эпоху тьмы и невежества. Она столь же полезна для изучения, как и Веды, потому что там передаются слова Верховного Божества, когда Он отвечал Брахме на вопрос, как следует поклоняться Богу.

Название «Панчаратра» имеет различные объяснения. Считается, что Верховный Господь, называемый здесь Вишну, отвечал Брахме на протяжении пяти ночей (панча ратри). По другой версии, Панчаратра затемняет пять жизненных процессов. В различных писаниях эти пять процессов определяются по-разному; так, это карма, джнана, аштанга-йога, санкхья и так далее. «Ахирбудхнья-самхита» гласит, что Панчаратра называется так, потому что имеет дело с пятикратным проявлением Бога Васудевы — Пара, Вьюха, Вибхава, Арча и Антарьями. Бхактивинода Тхакур говорит в «Навадвипа Махатмья» (гл. 13), что Господь Нараяна наставлял пять риши (Шандилья, Упагаяна, Маунджаяна, Каушика и Бхарадваджа) в течение одного дня и одной ночи. Вдохновленные, они создали Панчаратру, чтобы преподать людям основы практического служения. Согласно Нараде, слово «Панчаратра» означает пять типов знания.

Насчитывают 59 типов Панчаратр: Агастья-самхита, Анируддха, Ахирбудхнья, Ишвара, Капинджала, Кашьяпа, Джаякхья, Нарада, Панчаратра, Нарадийя, Парама, Парама Пуруша, Парасара, Падма-самхита, Падма-тантра, Парамешвара, Пурушоттама, Паушкара, Брихад Брахма, Бхарадваджа, Маркандейя, Лакшми-тантра, Вишвамитра, Вишну, Вишнутилака, Вишвакшена, Шандилья, Сева, Шри Прашна, Санат Кумара, Сатвата, Хайяширша, Трайлокьямохана, Вайбхава, Прахрада, Гарга-галава, Шандилья, Сатьокта, Васиштха, Шаванакара, Нараянийя, Джнанарнава, Сваямбхува, Капила, Вихагендара, Атрейя, Нарасимхакхья, Анамдакхья, Аруна, Баудхаяна, Вайшнавачарита, Махатантри, Бхагавата, Шивохита, Вишнубхасита, Падмодбхава, Вараха, Саманья, Вьярокта. Изначально было 108 Панчаратрагам, но большинство из них утеряно.

Сущность Самаведы

Самаведа — самая ранняя из известных систематизированная компиляция гимнов, ориентированная на сочетание мелодии и произносящегося текста. Большинство людей, которые слышали гимны Самаведы, рассказывают о чувстве глубокой взволнованности или экстаза, охватывавшего их. Каждая мантра Самаведы содержит в себе не только глубочайшее духовное значение соответствующей мантры Ригведы, но распространяется также в дополнительном измерении — сфере музыки. Самаведа — основа всех музыкальных систем Индии.

Самаведа при перечислении четырех Вед занимает обычно третье место, но по сакральной значимости — второе за Ригведой. Однако «Айтарейя Брахмана» указывает, что слова Самаведы важнее, чем слова Ригведы. В «Чхандогхья-упанишаде» при разборе соотношения значимости Риг — и Самаведы предпочтение отдается последней (кханды 5—7).

Самхита Самаведы, или метрическая часть, состоит, в основном, из гимнов, которые предписывалось петь удгатарам, священнослужителям при совершении ритуалов жертвоприношения с использованием сока сомы, смешанного с молоком и другими компонентами. Сому предлагали различным божествам в качестве возлияний. Выделяют две разновидности мантр Самаведы: мантры, открытые риши, называются кантапта; мантры, которые были явлены в результате воспоминаний, известны как калпья. Эта классификация основана на пуранах. Якшачарья классифицировал мантры в три категории: парокшакрута, пратьякшакрута и адхьятмика.

Историки выделяют «Вишну Пурану» как наиболее подлинную среди восемнадцати пуран. Согласно «Вишну Пуране», Кандарши Джаймини, ученик Махарши Ведавьясы, тщательно изучил Самаведу и разделил ее на две части. Одну часть Джаймини преподал своему сыну Суманту, а другую часть — внуку Сукарме. Сын и внук каждый передавали полученное знание своим ученикам. Один из учеников Сукармы, Хираньянабха, также разделил полученную им от учителя часть на пятнадцать частей и передал своим пятнадцати ученикам каждому по одной части. Эти 15 учеников стали известны как Удичья Самайя. Ученики Риши Поушьянджи — Локакши, Кутхуми, Кусиди Тангали и другие — изучали части Самаведы, слушая наставления Хираньянабхи. Они прославились как Прачья Самага. Лучший ученик Хираньянабхи — Крутинабха — преподал свою часть двадцати пяти ученикам, а они, в свою очередь, распространяли знание дальше.

В таких авторитетных писаниях, как «Патанджала Махабхашья», «Сутасамхита», «Муктикопанишада», «Сканда Пурана», говорится о тысяче частей Самаведы. «Вишну Пурана» цитирует девять частей «Ранайянейи», вот их названия: Сатьяйянейя, Сатвала, Мудгала, Кхалвала, Махакхалвала, Тангала, Каутхумия, Гоутама и Джайминейя.

Самаведа имеет три редакции: Каутхумия, Ранаянийя и Джайминейя. Первые две практически идентичны в аспекте текста и интонационной подачи материала, отличаются они друг от друга только группировкой стихов, или мантр. В настоящем издании приводится текст редакции Каутхумия, это первая, древнейшая версия Самаведы. Самхита здесь категоризируется в понятиях прапатхака, ардха-прапатхака, дашати и рича в Пурва-Арчике. В Уттара-Арчике сукта замещает дашати. Ранаянийя категоризирует самхиту следующим образом: адхьяи, кханды и рича в Пурва-Арчике и адхьяя, кханда, сукта и рича в Уттара-Арчике. Джайминейя содержит меньшее количество мантр (1693), но в ней больше ган, или заключительных песен (3681). Различие между текстами подробно обсуждается в издании Сатвалекара. Каждая глава (адхьяя) заимствует стихи для различных мандал из Ригведы.

Нумерация стихов в настоящем издании оригинального текста следующая:

1) первая цифра относится к арчике, в которой находится данный стих;

2) вторая цифра относится к прапатхаке;

3) третья цифра относится к ардхе;

4) две четвертые цифры относятся к дашати, или сукте;

5) две пятые цифры относятся к риче внутри дашати;

6) шестая буква относится к строке стиха ричи.

В ведических книгах можно выделить три типа мантр: рик, яджус и сама. Метрический стих называется рик, стих в прозе — яджус, стих для пения — самана. Один и тот же стих можно петь как рик-мантру, или как сама-мантру. Яджурведа — собрание яджур-мантр, используемых в ритуалах + несколько рик-мантр; Самаведа — собрание сама-мантр. Атхарваведа состоит из рик — и яджур-мантр.

«Брихадараньяка Упанишада» (6.4.20) сравнивает отношения между этими двумя текстами, уподобляя их супружеским: «Затем муж обнимает жену и говорит: «Я — ама (дыхание), ты — са (речь). Я — сама, ты — рик. Я — небо, ты — земля». Об этом же говорится и в Атхарваведе (14.2.71).

Составитель Самаведы исходил из музыкальных соображений. Все стихи в пределах одной адхьяи (декады) имеют общий размер и ориентированы на обращение к одному божеству.

В «Чхандогхья Упанишаде» (1.3.4) говорится: «Собрание шлок известно как Сама». А также (1.6.1): «Сама зависит от шлок». «Красота речи пребывает в шлоках, красота шлок пребывает в Саме, а красота Самы пребывает в способе произношения и пения».

Непосредственное знание Самы — Самаведа. Пение Самы может укрепить и успокоить ум. Такое пение начинается на высокой ноте и постепенно снижается. Звуковые волны Самы способны умиротворить ум.

Сам Господь Кришна отметил важность Самаведы: «Из Вед Я — Самаведа» (vedānām sāmavedo’smi («Бхагавад-Гита» 10:22)).

Выделяют две части Самаведы: Пурва-Арчика (первоначальное поклонение) и Уттара-Арчика (завершающее поклонение), в которых содержатся стихи, адресованные трем богам: Агни, Индре и Соме. (О Пурва-Арчика и Уттара-Арчика мы еще поговорим далее). Стихи должны декламироваться в соответствии с определенно обозначенными мелодиями, использующими семь свар (нот). Такие песни называются самагана, и в этом смысле Самаведа — действительно книга гимнов.

Ригведа большинством исследователей считается древнейшим источником сакральных текстов индуизма. Она содержит различные риги (стихи), восхваляющие такие божества, как Индра, Варуна, Агни, Вайю. Выдающиеся риши — Вишвамитра, Атри, Бхарадваджа, Васиштха — были также и великими композиторами, подарившими людям восхитительные гимны.

Выше указывалось, что Веды были записаны Брахмой, Создателем Вселенной. Это означает, что ведическая литература существует с незапамятных времен, и никакой человек не может претендовать на ее авторство.

Есть и другое мнение: на основе изучения грамматического состава текста именно Самаведа некоторыми исследователями признается самой древней. Хотя считается, что большинство гимнов Самаведы заимствовано из Ригведы (тексты мантр Самаведы идентичны текстам некоторых мантр Ригведы), на самом деле, невозможно точно определить, какая Веда была составлена раньше, и откуда происходило заимствование. Из общего количества 1549 стихов, по меньшей мере, 78 не совпадают со стихами Ригведы. Кстати, «Прашна Упанишада» гласит, что мудрый приобщается Ригведой к земле, Яджурведой — к срединному царству, а Самаведой — к высшему (5.5—7). Видимо, любые попытки установить хронологический порядок возникновения Вед обречены: Веды вечны.

Возникает любопытная проблема. Вся ведическая литература, включая «Муктикопанишаду», указывает, что деление сакрального текста Вед на 1130 частей по числу мантр, слов и букв извечно и неизменно. Как же тогда риши могут «вводить» дополнительные Веды и самхиты? «Пурушасукта Яджурведа» упоминает, что Веды разделены на 4 части, и это деление вечно и независимо ни от чего: Rehah saamaani jajnnirey, chandaamsi jajnnirey tasmaadyajustasmaadajaayata. Изначально Веды изучались только в совокупности, однако в связи с нарастающим невежеством большинства людей мудрецам приходилось дробить священное знание и подавать его «порционно» — даже лучшим своим ученикам.

При принесении жертвы Хотар читает мантры, чтобы вызвать богов. Этот процесс известен как «хоутра». Мудрец, непосредственно совершающий ритуал, называется Адхварью. Деятельность Адхварьи известна как Адхварьява. Удгатар — это тот, кто поет сама-гимны с целью умилостивления богов. Его деятельность известна как Удгатра.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я