В книге представлены психологическая и логопедическая диагностика детей с ограниченными возможностями здоровья, а также диагностические карты обследования, дан методический инструментарий. Приведены примеры упражнений по коррекции познавательной деятельности. Адресуется логопедам, психологам, студентам педагогических вузов, практикующим специалистам. В формате a4.pdf сохранен издательский макет.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психологическая и логопедическая диагностика детей с ОВЗ. Методические рекомендации предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Особенности психологической диагностики
Комплексность проблем ребенка с ОВЗ требует от психолога знания различных методов исследования. В идеале специалист должен ориентироваться в клинической детской психологии, нейропсихологии и психосоматике детского возраста, возрастной психологии, обладать начальными логопедическими и медицинскими знаниями.
Психодиагностическое обследование ребенка с проблемами в развитии должно быть системным и включать в себя изучение всех сторон психики:
— познавательной деятельности (особенности и уровень актуального психического развития ребенка, в том числе и интеллектуального);
— речи;
— эмоционально-волевой сферы;
— личностного развития (межличностное взаимодействие со сверстниками, родителями и другими взрослыми).
Основными методами психологической диагностики детей с ОВЗ служат беседы с ребенком, родителями, наблюдение, специфические пробы.
Важно, чтобы материал для коррекционной работы с ребенком был аналогичен диагностическому, но не повторял его в точности. Тогда воздействие будет выполнять функцию коррекции тех или иных выявленных проблем, а диагностика, в свою очередь, выявлять проблемы и отслеживать эффективность коррекционной работы. В качестве источников диагностического инструментария лучше использовать научно-практические разработки А.Л. Венгера, С.Д. Забрамной, В.М. Коган, М.П. Кононовой, А.Р. Лурии, Н.С. Немова, H.H. Павлова, С.А. Рубинштейна, Л.Г. Руденко, М.М. Семаго, Е.А. Стребелевой, Д.Б. Эльконина и др.
Первичная диагностика проводится:
— по запросу педагогов (особенности ребенка, которые вызывают трудности в поведении, обучении или усвоении программы);
— по запросу родителей (жалобы на поведение и/или трудности воспитания т. д.);
— по результатам проведения экспресс-диагностики в ДОО, направленной на выявление особенностей психического развития (группы риска по поведению или учебной дезадаптации);
— по результатам наблюдения психолога за ребенком в игровой или иной деятельности в группе детского сада, есть ли у него проявления отклонений в развитии или признаки дезадаптации.
Условия проведения обследования:
— присутствие или письменное согласие родителей или опекунов ребенка;
— при затруднении контакта с ребенком предоставление ему возможности заниматься тем, чем он хочет;
— недопущение комментариев в адрес ребенка и его оценки со стороны психолога или присутствующих лиц, за исключением случаев негативизма (кидает предметы, стучит, бросается на пол).
Комплексная оценка психического развития и потенциальных возможностей детей с ОВЗ (качественные показатели)
Во время комплексной оценки нужно обратить внимание на следующие параметры.
• Эмоциональная сфера и поведение:
— контакт;
— эмоциональная реакция на ситуацию обследования;
— поведенческая реакция (на одобрение, неудачу, результат);
— проявление признаков неадекватного поведения;
— навыки невербальной коммуникации.
• Деятельность ребенка:
— наличие и устойчивость интереса к заданию;
— понимание инструкции;
— самостоятельность выполнения задания;
— целенаправленность деятельности;
— работоспособность;
— использование помощи.
• Познавательная сфера и моторная функция:
— внимание (устойчивость, длительность сосредоточение, переключение);
— восприятие (цвет, величина, форма, пространственные отношения);
— временные представления;
— количественные представления.
• Познавательная сфера и моторная функция:
— память (слуховая, зрительная);
— мышление (наглядно-действенное, наглядно-образное, элементы логического мышления);
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психологическая и логопедическая диагностика детей с ОВЗ. Методические рекомендации предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других