Эффективность школьного образования: позиция учителей

Т. Л. Клячко, 2017

В научном докладе представлены результаты анкетирования учителей общеобразовательных организаций (школ, гимназий, лицеев) в рамках мониторинга эффективности школьного образования, проведенного Центром экономики непрерывного образования ИПЭИ РАНХиГС в 2016 г. Участниками опроса стали 2206 учителей школ, расположенных в городских поселениях и сельской местности Челябинской области, Алтайского и Ставропольского краев. Рассмотрены позиции учителей по широкому кругу вопросов, относящихся к проблематике общего образования: кадровой ситуации в школах, качеству преподавания, профессиональному развитию учительского корпуса, требованиям к современному учителю, материальному положению и социальному позиционированию педагогических работников, удовлетворенности учителей своей профессиональной деятельностью. Особое внимание уделено вопросу о том, какие качественные изменения произошли в школьном образовании в результате организационно-экономических преобразований в данной сфере, а именно повысился ли уровень профессионализма учителей в условиях увеличения размера заработной платы.

Оглавление

  • Введение
  • 1. Характеристика выборочной совокупности учителей: социально-демографические и профессиональные аспекты
Из серии: Научные доклады: образование

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Эффективность школьного образования: позиция учителей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

1. Характеристика выборочной совокупности учителей: социально-демографические и профессиональные аспекты

В ходе исследования 2016 г. были опрошены учителя из 75 общеобразовательных организаций, расположенных в трех региональных центрах, десяти крупных, средних и малых городах, а также в селах и поселках городского типа десяти сельских районов Алтайского и Ставропольского краев и Челябинской области (табл. 1).

Таблица 1. Общая характеристика общеобразовательных организаций, %

Описание социально-демографических характеристик выборочной совокупности учителей, необходимых как с точки зрения их репрезентативности, так и с точки зрения сопоставимости с данными предыдущего этапа мониторингового исследования, приведено в табл. 2.

Таблица 2. Краткая характеристика выборочной совокупности учителей, участников исследования, %

Преимущественно учителя имеют профильное педагогическое либо в 10,7 % случаев непрофильное высшее образование, а 14,3 % опрошенных учителей получили вначале среднее профессиональное образование (педагогического профиля). Рост данного показателя в сравнении с предыдущим этапом исследования может свидетельствовать о повышении требований к уровню профессиональной подготовки и образования учителей и их готовности этим требованиям соответствовать.

Распределение респондентов по полу в целом сопоставимо с результатами предыдущей волны мониторинга. Из данных таблицы следует, что гендерная асимметрия в обоих случаях остается ярко выраженной. Этот факт может быть косвенным показателем того, что уровень заработной платы пока недостаточен для того, чтобы гендерные стереотипы в данной сфере занятости начали преодолеваться.

Распределение по возрасту участников опроса сопоставимо с данными предыдущей волны мониторинга. Выявлена тенденция как увеличения в составе педагогического коллектива учителей в возрасте до 35 лет, так и роста числа педагогов пенсионного возраста. Возраст респондентов корреспондирует с данными о педагогическом стаже, что подтверждает долгосрочную тенденцию, в соответствии с которой преподавание в школе позиционируется как профессия на всю жизнь (рис. 1).

Рис. 1. Педагогический стаж учителей по результатам мониторинга 2016 г., %

В исследовании представлены учителя как начальной, так и основной и старшей школы, что позволяет выделить специфику их работы в разных классах (рис. 2). Необходимо обратить внимание на то, что 14,6 % выборочной совокупности преподают и в младших, и в старших классах — это преимущественно учителя, работающие в школах мелких территориальных образований.

Рис. 2. Распределение респондентов по классам преподавания по результатам мониторинга 2016 г., %

Характеристика других сторон профессиональной деятельности учителей представлена в табл. 3.

Исходя из приведенных данных, можно сказать, что имеет место тенденция увеличения числа учителей, работающих на 1,5 и 2 ставки, ведущих факультативы и кружки, работающих по совместительству в других образовательных организациях (хотя число учителей, совмещающих деятельность по основному месту работы и подработку в другой образовательной организации, в целом незначительно). В сравнении с предыдущим этапом исследования в 2016 г. на 10 % уменьшилась доля учителей, работающих на 1 ставку, и почти в два раза увеличилась доля работающих на 2 ставки.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Введение
  • 1. Характеристика выборочной совокупности учителей: социально-демографические и профессиональные аспекты
Из серии: Научные доклады: образование

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Эффективность школьного образования: позиция учителей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я