В «Эмпирической психологии» Вольф — сформулировал отчетливые понятия о том, что мы воспринимаем в душе» и отмечает важные истины, которые могут быть доказаны. Он ограничивает эмпирическую психологию изучением наблюдаемых психических явлений, не углубляясь в метафизические вопросы о природе души. Перевод осуществлен с латинского языка, аналога на немецком языке не существует.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Эмпирическая психология. Часть первая. О человеческой душе в общем и способности познания в частности» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Пролегомены
§. 1. Эмпирическое определение психологии
Эмпирическая психология — это наука, которая устанавливает принципы психологии на основании опыта, что позволяет нам понять, как функционирует человеческая душа. Определение эмпирической психологии мы уже представили в предварительном обсуждении логики (§. 111). Также мы отметили (зам. §. 112), почему важно различать её и рациональную психологию. Принципы психологии, основанные на опыте, имеют значительную ценность как для практической философии, так и для теологии, как естественной, так и откровенной. Поэтому в рациональной психологии обсуждаются аспекты, которые еще не опираются на очевидные принципы; те вещи, которые должны служить основой для сложных истин, следует отделять от них. Однако о том, что уже доступно в других источниках, мы не будем говорить подробнее.
§. 2. Чему учит эмпирическая психология.
Поскольку в эмпирической психологии через опыт устанавливаются те аспекты, которые касаются человеческой души (§.1); эта эмпирическая доктрина тесно связана с нашим опытом, который направлен на восприятия, как это отмечается (§.664 Лог.); и которые имеют отношение к эмпирической психологии, становятся понятными благодаря вниманию к тем фактам, которые происходят в нашей душе. Это предположение имеет два аспекта. Во-первых, оно показывает, как можно прийти к пониманию того, что изучает эмпирическая психология, что полезно для исследователей. Во-вторых, оно объясняет, как знания, передаваемые в эмпирической психологии, могут быть правильно поняты и проверены: это помогает тем, кто стремится получить определенные знания о психологических явлениях. Очевидно, что исследователь психологических понятий должен действовать так, чтобы душа могла выполнять множество операций: это создаст множество возможностей для экспериментов. Из того, что происходит в душе, мы можем сделать выводы о том, что может произойти, и свести это к определенным понятиям. Что касается того, что изучается в психологии, то тот, кто хочет понять эти понятия и быть уверенным в их истинности, должен приложить усилия, чтобы испытать это в себе или в своем опыте. Из самого обсуждения видно, что это изучение в любом случае поможет нам.
§. 3. Отношение, необходимое для поиска психологических понятий.
Поскольку в психологии передаются те знания, которые становятся известны благодаря опыту психологов (§. 1), они действительно являются уникальными (6. 665 случаев логики), поскольку то, что преподавалось в философии, частью которой является эмпирическая психология (§. 111 Предварительная дискуссия), должно быть объяснено точными определениями (§. 116 Предварительная дискуссия) и должно быть приведено к определенным propositions (§. 121 Предварительная дискуссия); догматы эмпирической психологии должны быть способны к тому, чтобы привычка, которую мы испытываем, могла быть возвращена к точным определениям и к определенным propositions, что подтверждает возможность существования такой привычки (§. 708 Логика).
Эти слова не являются одной причиной, которую мы указываем, ибо это приводит к тому, что никто не считает себя равным этому труду, который, тем не менее, является крайне неравным, и только с бесполезным успехом будет стремиться к этому делу. Далее мы понимаем, почему психология до сих пор была почти заброшена и мало исследована. Мы, наконец, учимся, что для нахождения психологических понятий очень полезно использовать онтологические понятия, такие как направляющие в универсальных понятиях, которые мы показываем в заметках A. 1729 Trim. Vern, n. 4. §. 2 и след.
§. 4. Применение эмпирической психологии в рациональном подходе.
Эмпирическая психология предоставляет принципы рациональной. Использование психологии рациональной требует объяснения тех явлений, которые происходят в нашей душе (§. 58. 31 Дисц. предвар.). Эмпирическая психология действительно устанавливает принципы, откуда объясняется то, что происходит в человеческой душе (§. 1). Следовательно, эмпирическая психология предоставляет принципы рациональной.
Отсюда мы уже упоминали (зам. §. 111 Дисц. предвар.), что эмпирическая психология отвечает экспериментальной физике. Действительно, экспериментальная физика также предоставляет догматические принципы. Таким образом, кто стремится к истинному знанию о естественных явлениях, должен неустанно трудиться в экспериментальной физике; так же и в эмпирической психологии необходимо быть усердным, кто желает достичь определенного знания о душе. На самом деле станет очевидным в дальнейшем, что о человеческой душе можно знать больше, чем обычно предполагается, если эмпирическая психология будет должным образом развита.
§. 5. Другой способ применения.
Эмпирическая психология служит для исследования и подтверждения того, что выводится о человеческой душе априори. Поскольку в эмпирической психологии передаются знания, которые познаются через внимание к тем фактам, которые нам известны в нашей душе (§. 2), то то, что было извлечено о человеческой душе априори, должно быть сопоставлено с тем, что устанавливается в эмпирической психологии через опыт. Если же они совпадают или согласуются, то нельзя сомневаться в их истинности; если же они противоречат друг другу, то очевидно, что одно из них отвергает истину (§. 567 Лог.). Если в эмпирической психологии еще не найдено того, что было доказано априори о душе, то следует обратить внимание на то, что передается в эмпирической психологии, и сосредоточить его на том, что должно соответствовать, чтобы выяснить, подходит ли это или нет. И если возникает что-то, что не может быть сведено к наблюдению; можно увидеть, совпадает ли это с тем, что вытекает из принципа, установленного в эмпирической психологии, или следует ли из того, что было извлечено априори, что-то, установленное в эмпирической психологии. Таким образом, эмпирическая психология оказывается служащей для исследования и подтверждения того, что выводится о человеческой душе априори.
И таким образом эмпирическая психология вновь совпадает с экспериментальной физикой: ведь мы также используем эксперименты как испытания догматов физики, либо из других экспериментов, либо из тех, которые были выведены из других экспериментов. Рациональная психология передает то, что а priori известно о душе (§.58 Дис. пр.). Следовательно, очевидно, что рациональная психология способствует развитию эмпирической, даже если заимствует из нее принципы: ведь она возвращает то, что было заимствовано у нее. Действительно, не кажется невозможным, чтобы она без помощи рациональной психологии выводилась из последующих наблюдений; однако это не может быть сделано удобно, как мы учимся из самого факта. Недостаток внимания к наблюдениям, без которого нельзя заметить, что происходит в душе. Истинные выводы a priori напоминают нам о том, что должно быть наблюдаемо, и другие ускользают от нашего мышления.
Единственным образом они могут быть бесконечными, поскольку мы не можем быть уверены в том, что происходит с нами. Мы говорим из опыта, который также испытают те, кто будет трудиться над объяснением понятий в психологии, знакомых им. Психолог в этом отношении подражает астроному, который извлекает теорию из наблюдений, а затем подтверждает полученную теорию вновь через наблюдения, и с помощью теории приходит к наблюдениям, которые иначе бы не пришли бы ему в голову. И поэтому в рациональной психологии вмешиваются демонстрации, которые должны были бы относиться к эмпирической. И когда создается эмпирическая психология, где рациональная уже развита, она может обогатиться множеством принципов, которые иначе с трудом нашли бы себе место в ней. Таким образом, тот, кто постоянно соединяет изучение рациональной психологии с эмпирической, делает себе наилучший выбор, даже если нам было бы полезно отделить одно от другого.
§. 6. Применение эмпирической психологии в естественном праве.
Эмпирическая психология передает принципы естественному праву. Естественное право демонстрирует, какие действия являются плохими, какие — хорошими (§.68 Предварительных дискуссий). Действительно, это подтверждается тем, что было сказано о эмпирическом в естественном и международном праве в Horis, добавленных в 1729 году. Trim. brum. n. II. §.6.15. и в свое время будет более явно продемонстрировано в универсальной практической философии, а также из самого естественного права станет очевидным, что причина действий, почему они хороши или плохи, вытекает из человеческой природы, следовательно, и из того, что присутствует в человеческом уме. Поэтому, поскольку в эмпирической психологии содержится то, что происходит в нашей душе (с. 2); из этого также следует выводить причины intrinsically хороших или плохих действий. Таким образом, психология передает принципы естественному праву (§. 866 Онтология). Это в первую очередь касается обязанностей человека по отношению к своей душе.
§. 7. Применение той же психологии в естественной теологии.
Эмпирическая философия проникает в естественную теологию и доносит до нее свои принципы. Ибо в естественном богословии мы имеем дело с Богом в его атрибутах (S. 57 Difc. Prelim.). Определение. предварительно.). С другой стороны, в естественной теологии мы должны достичь представлений о божественных атрибутах в той мере, в какой мы освобождаем представления о тех, которые присутствуют в человеческом разуме, от несовершенств и ограничений. Следовательно, поскольку в эмпирической психологии даны их четкие идеи, то их разум формируется в соответствии с действительностью (§.2) При формировании идей о божественных качествах естественное богословие помогает практикующемуся и, таким образом, вселяет естественное богословие.
В самом деле, поскольку в эмпирической психологии, как мы только что сказали, излагаются определенные понятия того, что входит в человеческий разум, можно абстрагировать общие принципы от всего сущего, что имеет некое сходство с душой, насколько это достаточно для образования определенного рода (§. 710 Лог.), то есть о Духе в общем. Поэтому, поскольку и Бог является Духом, как будет показано в естественной теологии, к нему также могут быть применены эти принципы (§. 346 Лог.). Таким образом, эмпирическая психология излагает принципы естественной теологии.
Отсюда становится понятно, что естественная теология должна страдать от многих недостатков, если эмпирическая психология не была должным образом развита. Чем глубже ты будешь углубляться в это, тем более обильный свет ты испытаешь в том. Понятия божественных атрибутов становятся различными и определенными, и отсюда полезными для рассуждений: это имеет множество применений не только в философии практической и естественной экспериментальной теологии, но также и в самой откровенной теологии.
§. 8. Применение в практической философии.
Эмпирическая психология излагает основные принципы практической философии. Мы уже представили демонстрацию (см. 92-й раздел предварительных замечаний), в которой показали, что практическая философия должна основываться на метафизических принципах, если в ней необходимо всё демонстрировать: это можно увидеть и в других местах. Безусловно, причина, по которой эмпирическая психология была проигнорирована, заключается в том, что этика, особенно практика добродетелей и избегание пороков, была полностью оставлена без внимания. Всё, что можно сказать по этому поводу, сводится к определению влечения: на определение влечения, в свою очередь, влияют все восприятия.
Причины, которые в психологии определяют влечение, находят свое отражение и в этике, применяясь к конкретным случаям. Вся философия морали выглядит совершенно иначе, когда мы рассматриваем ее через призму психологии, и только тогда мы можем понять, в какой степени добродетели находятся в нашей власти и что мешает нам их развивать. Более того, выводы, которые мы сделали в области моральной философии, могут и должны быть применены и к моральной теологии. Книги, написанные на эту тему, не смогут избежать бесполезности, если к ним не обратятся эксперты в области психологии с целью систематизации: о чем, как мне кажется, я уже упоминал. Это станет более понятным, когда мы представим систему моральной философии, основанную на а приорных принципах психологии.
§. 9. Применение в логике.
Эмпирическая психология излагает принципы логики. Мы вновь рассмотрели их применение в демонстрации, показывая, какие логические принципы существуют (§. 89 Предварительные обсуждения): с этим можно ознакомиться там же. Ясно, что если вы хотите представить априорное объяснение логических правил, следует обратиться к тому, что обсуждается в психологии относительно способности к познанию.
Таким образом, мы также представим логическую демонстративную методику, которая касается трех операций ума, различий в понятиях и формальном использовании терминов, имеющих собственное основание в эмпирической психологии. Через это вы сможете понять принципы, заимствованные из этой области. Вы заметите, что логика освещается гораздо ярче, чем глубже вы исследуете человеческий разум в психологии. Существует множество других примеров полезности эмпирической психологии, но этого достаточно, чтобы способствовать развитию психологии у тех, кто стремится к ясному знанию о Боге и о себе, а также к изучению добродетели. Поэтому мне захотелось повторить некоторые моменты, которые могли бы служить основой для предварительного обсуждения.
§. 10. Удовольствие от изучения психологии.
Изучение психологии эмпирически исследует стремление души к действию. Когда удовольствие наполняет множество радостей, это делает душу способной их воспринимать, и, таким образом, стремление к психологии не должно угасать. Действительно, эмпирическая психология передает то, что происходит в нашей душе (§. 2). Поэтому, когда душа, жаждущая действия, получает удовольствие от полученных знаний, она должна воспринимать это удовольствие из своего, прежде всего, определенного знания. Следовательно, когда знание души становится четким благодаря эмпирической психологии (§.5 67 Log.), она должна извлекать удовольствие из психологического стремления.
Поскольку в эмпирической психологии мы изучаем принципы, объясняющие, что происходит в человеческой душе (§1), а также причины явлений, связанных с сущностью, которые в конечном итоге исходят из самой сущности (§157 Онтология); мы познаем как сущности, так и их причины. Таким образом, тот, кто понимает, что такое человеческий разум, гораздо лучше может оценить его совершенство, чем тот, кто этого не знает: это очевидно. Поэтому, когда ниже будет показано, что из чувства совершенства возникает удовольствие, и что это удовольствие тем больше, чем глубже мы исследуем совершенство; через психологическое исследование человеческий дух становится способным к удовольствию, которое иначе бы на него не воздействовало.
Весна искренне выражает ту радость, которая наиболее подходит человеку, и которая возникает из понимания истины, как естественной, так и открытой, а также добродетели, как естественной, так и христианской. Чтобы мы могли более полно и точно понять это удовольствие, необходимо изучение психологии. Дело в том, что истинное счастье человека, которое мы можем ощутить на этой земле, заключается в восприятии этого удовольствия, как мы уже показывали в нашем исследовании универсальной практической философии; и насколько важно глубокое знание эмпирической психологии, становится очевидным.
Тем не менее, в ходе самого обсуждения у нас может появиться возможность получить четкое и полезное понимание человеческой души. Мы сможем развенчать распространенное предвзятое мнение о том, что нематериальная природа души мешает нам узнать о ней что-то конкретное и положительное.
FINIS PROLEGOMENORUM.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Эмпирическая психология. Часть первая. О человеческой душе в общем и способности познания в частности» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других