Если вы работаете учителем начальных классов или преподавателем литературы в старших классах, то наверняка сталкивались с проблемой постановки спектаклей и мучились в поисках материала для постановки, а найдя материал, ломали голову – как его превратить в пьесу, как инсценировать прозу или сделать композицию по стихам, чтобы детям было интересно не только играть то, что вы предложите, но и зрителям было интересно смотреть то, что играют их сверстники.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Путь к «Радости». Пособие для мечтателей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава вторая. Рождение Радости. Незабудка
Через 5 лет, а именно в 1992 году, я снова вернулся во Дворец. Именно здесь и родилась «Радость». Почему именно «Радость»?
Все эти пять лет работы во МХАТЕ я не терял времени даром и мне многое открылось. Узнав о Всеясветной Грамоте, я начал понимать русский язык. Давайте посмотрим: РА — СИЯНИЕ (энергии Солнца сияние), РА — стояние (энергии Солнца стояние), РА — дасть (энергией Солнца данная), РА — дуга (энергии Солнца дуга). В картинах мира Древнего Египта самое распространённое русское слово, которому все поклонялись — РА — бота! «РА» ботает (гребёт веслом по небу, передвигаясь на солнечной ладье) с утра до вечера, и всё живое, подобно ему, должно просыпаться с первыми солнечными лучами, работать, а с закатом идти отдыхать… РА — дость (достижение РА).
Именно «Ра — дость»! Как вечное стремление, движение к РА. А РА — Рекучи Новь, создание нового! Поэтому я и решил назвать будущий коллектив «Радость». В результате получилось — ДЭШТИ «Радость» — детская экспериментальная школа театральных искусств «Радость».
День её рождения — 21 сентября 1992 года. Как известно — 21 сентября — Рождество Богородицы. Она и стала нашим небесным покровителем и помощницей на всё время существования ДЭШТИ «Радость».
Во время работы во МХАТе я познакомился с Володей Ковалёвым и Таней Самолётовой, и они пошли вместе со мной во Дворец, чтобы заниматься театром. Было начало сентября, и я отправил их по школам района, чтобы они пригласили детей на прослушивание. Было изготовлено вручную (тогда ещё не было принтеров и компьютеров, а была только пишущая машинка) 100 пригласительных билетов: Фото №4
Рисунок на первой странице нарисовала Таня, а внутри этих приглашений было написано:
Дорогой друг______________________!
Приглашаем тебя принять участие
В конкурсном просмотре.
Подготовь, пожалуйста,
Небольшое стихотворение,
Возьми с собой любимую куклу,
Постарайся вспомнить свой самый
Интересный сон и приходи
_______________ сентября
В_________ часов
Во Дворец пионеров и школьников
Им. А. П. Гайдара
Будем рады тебя видеть!
На последней странице был указан адрес Дворца, а также — как к нему проехать.
И ещё № приглашения.
У меня случайно одно такое приглашение на имя Веры сохранилось. Что меня удивило — номер приглашения был 305! А я всю жизнь был уверен, что мы раздали только 100 приглашений. Память иногда подводит. Так что не принимайте эти воспоминания за чистую монету. Что-то помнится хорошо, а что-то забывается или трансформируется, как с этим количеством приглашений.
Итак, приглашения были розданы, и в назначенный срок пришли все приглашённые. Когда Володя с Таней отправлялись в школы, то я им сказал:
«Ищите себе друзей». И вот эти будущие наши друзья пришли. И мы отобрали из этих кандидатов 12 мальчиков и 12 девочек. Некоторые девочки и ребята нам тоже понравились, и мы оставили их в запасе, предупредив, что как только освободится место, то мы их вызовем.
Таким образом нами были просмотрены около 5000 человек, 100 (или 300 с лишним) мы прослушали и 24 человека приступили к занятиям. Это свершилось именно 21 сентября 1992 года! На первом занятии я рассказал о Богородице и объявил, что теперь мы находимся под её защитой и покровительством. Действительно, на протяжении многих лет Богородица много раз помогала нам в трудных ситуациях, но об этом позже.
Володя Ковалёв был зачислен в группу мальчиков, хотя к тому времени ему уже было 22 года, а Таня Самолётова — в группу девочек — она была ровесница Володи. Через месяц занятий группа мальчиков исчезла, остался только Володя. Девочки попались более надёжные, однако за три года и в этой группе осталось только 6 девочек, остальные ушли, в том числе и Таня Самолётова. Ей не хватило отваги. Она говорила мне: «Вы же видите, что они не готовы!» *
Тогда же я написал стихотворение, посвящённое Тане:
Т. С.
На твоих же глазах распинали Христа,
Ты взяла, наклонясь, поискала внизу,
И тяжельче чтоб камень полетел ему в бок,
Ты нашла, подняла и метнула в Него.
Улыбнулся Христос, и сказал тебе: «Бей,
Бей сильнее, Танюша, до смерти забей.
Кровь моя потечёт, и только тогда
Смоет злобу твою, вскроет душу твою.
Я готов умереть, только ты — оживи!
Оглянися вокруг — вот убийцы стоят.
Да! Убийцы стоят, да и ты с ними в ряд,
Что ж бросай поскорее свой камень…»
17.04.93
Печально, но не каждый способен стать Героем.
— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — —
«Все заявления о неготовности, о том, что нужно подождать, вполне объяснимы, но ненадолго. Истина в том, что никогда не бывает полной
готовности или времени, когда действительно пора. Как и при любом спуске в безсознательное, приходит время, когда просто надеешься на лучшее, набираешь побольше воздуха и прыгаешь в бездну. Не будь так, не было бы повода придумывать слова «героиня», «герой» или «отвага». Кларисса Пинокла Эстес «Бегущая с волками» стр. 129
Те же, кто выдержал эти испытания, создали спектакль «Незабудка». Как же родился этот спектакль?
Вспоминает Юля Харитонова — тогда ученица 7 «Б» класса 479 школы.
«Я расскажу вам о том, как вышел в свет наш спектакль «Незабудка», о том какую цель мы ставили перед собой при выпуске спектакля. В какой-то мере в том, что у нас был спектакль именно «Незабудка», виновата я. В самом начале обучения театральному искусству, наш преподаватель Ермаков Юрий Анатольевич развивал нашу детскую фантазию, превращая нас поочерёдно то в рыбок, то в животных, а то и в цветы. Каждая девочка приносила какую-нибудь тряпочку и, выбирая себе цветок, рассказывала о нём. В тот день я забыла дома свою тряпочку. Юрий Анатольевич принёс мне блестящий серебряно-серый шарфик. Мне было очень обидно, что я не принесла свой хотя и не настоящий, но всё-таки костюм. И я решила показать всем на что я способна: придумала цветок «Завоеватель». Этот завоеватель прилетел на Землю с планеты «Харли-Баси», что в переводе на земной означает: «Побеждает сильный». Когда-то на этой планете, как и на Земле, пели птицы, росли цветы и деревья. А называлась эта планета «Исаб — Илрах». Так продолжалось до тех пор, пока на планету не прилетели Люди. Они жестоко обращались с цветами — рвали их, топтали, да и просто срезали под корень. Уцелевшие цветы ушли под землю, отрастили себе колючки и общими усилиями прогнали людей со своей планеты. Но сами цветы уже не могли измениться — они могли только воевать. Вот какой был мой цветок-завоеватель. Девочкам показалась интересной эта идея. И мы с Юрием Анатольевичем решили её развивать. Так и получился спектакль. Каждая девочка очень старалась на спектакле. Но у нас бы ничего не получилось, если бы рядом не было прекрасного руководителя, хороших помощников, и доброй поддержки обеих Ир из-за кулис (между прочим Иры — Станиславовна и Геннадьевна, не только поддерживали нас во время спектакля, но и сшили нам костюмы по своим эскизам. Иры гримировали нас и помогали переодеваться за сценой.) Эти взрослые помогали нам, детям, вступить в сказку, погрузиться в неё с головой и там остаться. Создавая спектакль, я хотела передать людям, что как бы ни сильны, умны и жестоки были бы завоеватели, они обязательно в конце концов превратятся в добрых и честных Незабудок. Если конечно окружающие помогут им вспомнить себя хорошими.
А весь наш театральный коллектив ставил пред собой цель — восхождения на следующую ступень развития в безконечной лестнице искусства. Может быть вам это не понятно, но мы стремимся к высшему — к Теантру. (Ведь Теантр это искусство немного легче Театра, выше. Теантром называли в старину Театр.) И очень хотелось бы, чтобы за нами по лестнице искусства шла хотя бы половина людей — шла к Теантру!
И вот, после длительных подготовок и репетиций, настал день премьеры. Все — и на сцене, и за кулисами очень волновались, вдруг спектакль не понравится зрителю. Но всё прошло прекрасно, и после спектакля много людей сказали нам тёплые слова и написали отзывы. Этот день 26 марта 1995 года я не забуду.»
А Володя Ковалёв, который исполнил в этом спектакле роль Колокольчика, написал стихи, хотя раньше ничего подобного за ним не водилось:
Песенка Колокольчика
(Юрию Анатольевичу — моему учителю и другу! Володя 31.01.94)
Я танцую и танцую,
И кружусь в волшебном вихре.
Солнце, Небо, Дождь и Ветер
Мне кивают, помогают.
Я мечтаю и мечтаю,
Чтобы всё кружилось в танце,
И воздушные аккорды
Покоряли всё пространство.
Мой кораблик с парусами
Унесёт меня на небо,
Буду вместе с облаками
Вам кивать и ждать ответа.
Что со мною, вы со мною
Закружитесь в этом танце,
И мелодия живая
Унесёт Земли несчастья.
И воздушный мой кораблик,
Путешествием согретый,
Весь сольётся с Солнцем, с Небом,
Обнимая всё на свете.
23.01.1994 (г. Долгопрудный)
А Юля Харитонова написала такое стихотворение:
В тихих водах радужного моря
Парусник стоял под парусами.
Девушки красивой имя Нора
Услыхал матрос за якорями.
Подошёл к окну он каравеллы,
И смотрел на чудное творенье.
«Королева ты, о, королева,» —
Прошептал он в сладостном виденье.
Он стоял, смотрел, пробило полночь.
От причала яхта отходила,
Увозя в неведомые дали
Девушку, которую любил он.
Кто участвовал в создании спектакля, кроме выше упомянутых?
Перечислю всех:
Актёры: Незабудка, Чудня-Вотама Харитонова Юля
Колокольчик Ковалёв Володя
Подснеженка Волошина Юля
Иван-да-Марья Хорошилова Маша
Белая Роза Макарова Наташа
Красная Роза Дедушкина Юля
Розочка Янова Юля
Белая Лилия Кобазева Катя
Аир Супрунина Наташа
Кузнечик Горя Настя
Художник спектакля — Прохоров Евгений Николаевич
Художник по костюмам — Белякова Ирина Станиславовна
Художник по свету — Шухмин Станислав
Костюмы изготовили: Белякова И. С., Тюменева И. Г., Бабаева Вера Сергеевна.
Декорации — Прохоров Е. Н.
Бутафория — Ушаровский Евгений Исаевич
Свет — Жиряков Сергей Николаевич
Звук — Ватолин Александр
Запахи — Москалёв Сергей
Зав. Постановочной частью — Ушаровский Е. И.
Режиссёр-педагог — Ермаков Юрий Анатольевич
Вот видите, как много людей участвовали в создании этого Чуда!
Настал день премьеры, собрались первые зрители и я перед спектаклем произнёс такую речь:
«Добрый вечер, дорогие друзья — девочки, мальчики, папы и мамы! Мы очень рады, что вы приняли наше приглашение и пришли к нам в гости! Сегодня мы показываем дипломный спектакль детской экспериментальной школы театральных искусств «Радость», и мне хотелось бы сказать несколько слов о спектакле и о детях, которые играют этот спектакль.
Честно говоря, мне бы очень хотелось пригласить вас не на наш спектакль, а просто на Природу, где цветы, деревья и звери живут вольно. И вы сами смогли бы с ними поговорить, и они рассказали бы вам истории своей жизни. Однако, современные люди забыли язык цветов и животных. Да и сами растения и животные живут в ужасных условиях под угрозой ближайшего и полнейшего уничтожения. Поэтому нам, тем кто работал над этим спектаклем, пришлось немало поработать, напрячь свои способности, вспомнить своё, и не только своё прошлое — в результате получился вот этот спектакль, который называется «Незабудка». Его можно рассматривать, как миф о Незабудке — скромном цветочке, но с очень интересной историей. Получился как бы перевод с цветочного языка на наш людской. Насколько мы правильно поняли язык цветов, вы сами можете сравнить с вашими собственными ощущениями и воспоминаниями о прошлом.
Итак, действие спектакля происходит очень давно, когда на Земле, ещё не было Человека, и наша планета называлась планетой Цветов.
Теперь немного о тех детях, которые участвуют в этом спектакле. Шесть человек из десяти пришли два с половиной года назад, и первого сентября 1992 года начали заниматься актёрским мастерством. Я сказал «пришли», но на самом деле было немного по-другому — мы прошли по всем школам района, и пригласили на просмотр 100 человек… (Я об этом уже писал, так что смотрите об этом эпизоде выше.)
Заниматься театром, даже если у тебя есть талант, не так просто, особенно сегодня, но тем не менее и сегодня находятся отважные люди, которые им занимаются. В нашей школе театральных искусств мы не ставили задачи создания спектакля как самоцель, нет — спектакль лишь инструмент для воспитания Человека. И, по-моему, нет лучшего способа стать Человеком, чем участвовать в каком-то Настоящем Деле. А спектакль — это Самое Настоящее Дело, в котором проверяются и воспитываются все качества, необходимые настоящему Человеку.
А сейчас, понимая ваше нетерпение, посмотреть этот спектакль, я предоставляю слово юным артистам. Только одна маленькая просьба — если вам понравится спектакль, то пригласите на него своих друзей. Мы играем его ещё три дня — 27, 28 и 29-го. Приятного просмотра!»
— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — —
Основы основ
А в это мiр для Радости ты призван. В известном смысле миссия твоя:
Быть Радостным.
Ты — только нота Радости Вселенской.
Волнение сердца Радостным должно быть. И больше никаким.
Страдания физического тела,
Метанья окровавленной души —
Всё преходяще.
Радость неизменна.
Агни-Йога.
— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — —
Конечно, можно очень долго вспоминать о том, как всё это создавалось, но сейчас время прочитать то, что у нас получилось. Читайте «Незабудку», а я пока на время вас оставлю.
Ну как? Прочитали? Вот такая у нас получилась история. А теперь, как и обещал, я расскажу, какие волшебные вещи происходили во время работы над спектаклем и в процессе его воплощения на сцене. Несомненно, что в этом нам помогала Богородица. Где-то за полгода до выпуска спектакля ко мне подошёл один мой знакомый и предложил поработать пекарем в пекарне при патриархии. Работа была ночная, поэтому не мешала мне заниматься спектаклем. И эта работа позволила мне заработать деньги на те прекрасные костюмы, которые изготовили нам две Иры, о которых упоминала Юля: Белякова Ирина Станиславовна и Тюменева Ирина Геннадьевна — мои хорошие знакомые по занятиям Всеясветной Грамотой. Ирина Белякова нарисовала эскизы костюмов, а Ирина Тюменева помогла ей сшить их. Деньги на костюмы я заработал в пекарне. Кроме этого, в пекарне можно было брать сколько угодно булочек. А в 90-е годы всем приходилось туго, поэтому я подкармливал своих юных актёров булочками из пекарни. Это первое чудо, которое случилось во время работы над спектаклем. Дальше: у нас не было радиста, который должен был давать музыку во время спектакля. И что вы думаете? Приходит молодой человек (его явно прислала Богородица) и спрашивает: не нужен ли вам радист? Я тут же отвёл его к директору, и Саша Ватолин стал у нас радистом. Но это ещё не всё чудо. Стали делать фонограмму к спектаклю. У меня была большая фонотека классической музыки, и я подобрал из того, что у меня было, музыку для оформления спектакля. Стали уже репетировать сцены из спектакля под музыку. Честно говоря, я не был доволен этой музыкой, так как спектакль был необычный, а музыка обычная, но ничего другого я придумать не мог. Тогда ещё не было интернета, компьютеров, поэтому найти музыку было непросто. И вот как-то подходит ко мне Саша Ватолин и говорит: «Юрий Анатольевич, эта музыка не подходит для этого спектакля.» Я отвечаю: «Знаю, Саша, но что делать?» А он и говорит: «Вы знаете, мне вчера из Лондона (!!!) прислали одну кассету — послушайте её, может быть она подойдёт.» И Саша дал мне кассету с кельтской музыкой. В то время в России никто про кельтскую музыку не слышал. Я взял кассету, послушал и понял, что это как раз то, что нужно. Так несколько кусочков музыки с этой кассеты вошли в спектакль.
Чудо третье: так как спектакль был про цветы, то я решил, что спектакль должен быть не только красивым по костюмам, декорациям, свету, но он ещё должен пахнуть. Нужны были запахи. И снова один знакомый подходит ко мне и говорит: «Вчера мой друг вернулся из Индии (!!!), он занимается ароматическими маслами и возможно может вам помочь с запахами.» Я поехал к этому человеку, захватив немного денег, что остались от костюмов. Приехал, рассказал о спектакле и о том, что хотел сделать спектакль с запахами. Человеку это понравилось, и он подошёл к полке, на которой стояло огромное количество флакончиков с маслами, немного поколдовал и дал мне понюхать несколько смесей. Я понюхал, и они мне понравились. Один флакончик пах розой, другой лилией, третий подснежником. Тогда я рассказал ещё о цветке-завоевателе и попросил составить какой-то отвратительный запах. «Минуточку, — сказал чародей и быстро смешал масла из нескольких флакончиков, — понюхайте.» Я понюхал и отшатнулся. Запах был отвратительный! «Здорово! Большое спасибо, — сказал я, — только ещё одна проблема — как эти запахи доставить до зрителей? Не протягивать же по зрительному залу специальные трубочки!»
«О, нет ничего проще, — ответил он, — берёте ароматические палочки, макаете в масло и поджигаете.» С этими словами он взял один флакончик, окунул в него палочку и поджёг. По комнате распространился прекрасный аромат.
«Чудесно! — воскликнул я, — сколько всё это стоит?»
«Нисколько, — был ответ. — Я вам это всё дарю! Вы занимаетесь благородным делом, и моя обязанность помочь вам.»
Так у нашего спектакля появился аромат. Правда запах Завоевателя мы не использовали. Ароматические палочки были только в самом начале спектакля. Цветочки шли по залу между рядами и распространяли аромат. Во такие чудеса происходили во время работы над спектаклем. Я уверен, что тут постаралась Богородица.
Если кто-то из вас захочет посмотреть это спектакль, то он сможет это сделать, приобретя диск с записью. Слава Богу эта запись сохранилась! А теперь несколько отзывов о спектакле:
Режиссёру спектакля «Незабудка» Ю. А. Ермакову
Уважаемый Юрий Анатольевич!
Стечение обстоятельств не позволили сразу же после спектакля «Незабудка» поделиться впечатлениями и вызванными им раздумьями.
Может быть это и к лучшему. Неизменное возвращение в свободные минуты мыслью к спектаклю (что само по себе его высокая оценка), подтвердив первое впечатление, значительно расширило и углубило сделанные выводы.
Попробую основное изложить. Это не легко из-за разнообразия и объёма того, что дали мне, 70-летнему человеку, размышления над, казалось бы, незамысловатой детской сказкой и сценическим воплощением её детишками же.
Для облегчения излагать буду по пунктам.
1. Спектакль пробудил поток, даже лавину чувств, воспоминаний, раздумий, вопросов, надежд и мечтаний. Заснула лишь под утро. С утра обзвонила друзей и знакомых, зовя на очередное представление с детьми и внуками. Пришедшие, сердечно благодаря, были единодушными в оценке «плода коллективного разума актёрской группы».
2. Второй просмотр «Незабудки» не только подтвердил первое впечатление (что всегда есть неоспоримый признак истинности произведения любого искусства), но и значительно углубил, расширил круг вызванных раздумий.
3. Несомненно, высокой оценкой «Незабудки», редкой по нашим временам, было то, как ваше творение воспринимали зрители. Уж не говорю о взрослых. Но дети! Наши бедные современные детишки с почти поголовно травмированной психикой и нервной системой, следствием чего является их патологическая непоседливость и неспособность сосредоточиться, на протяжении всего спектакля сидели не шелохнувшись, всем своим существом устремившись в мир сверстников-актёров, так что антракт был принят даже с какой-то досадой. А тишина в зале, особенно во время многих, зачатую долгих пауз! Такую тишину не часто доводилось мне встречать и Большом зале Консерватории за многие десятки лет посещений «взрослых» концертов, в том числе и многих величайших музыкантов мира.
Вот, так сказать, «внешние факты» — свидетельства большой ценности и значимости для нас, сегодняшних, творческих результатов работы вашего коллектива. Из чего же сложилась эта ценность и значимость? Из многих важных слагаемых. Напишу лишь о трёх моментах.
1. Что сейчас происходит с нами?
Расползшееся по земному шару зло бездуховности и корысти с начавшейся «перестройкой» безпрепятсвенно навалилось на нас. Надвинулось всеохватной, сыплящей долларами тучей сексуально-желудочного оболванивания человечества, низвергая людей в пропасть бизнеса, алчности и разврата, где несчастные её жертвы перестают быть людьми. Неизбежно теряя доброту, сердечность, совесть и даже память о них, они превращаются в жалкие существа с одним только желудочно-сексуальным мировосприятием. Свет, добро, чистоту и целомудрие эти уже нелюди принимают за тьму, зло, сексуальную озабоченность, разврат. Ведь кроме этого им, забывшим и потерявшим себя, уже ничего не доступно.
И сколько таких, от мала до велика, жертв этой социальной и теперь уже общечеловеческой болезни века!
И если при встречи со Светом и Чистотой остатки убиваемой совести начинают содрогаться в предсмертных муках на краю гибельной бездны, то чтобы заглушить в себе вопль этих мук, несчастные её обладатели начинают сами вопить на невинность — разврат!, на целомудрие — сексуальная озабоченность!, на мудрость — идиотство! и т.д., тогда как мимо последних проходят совершенно спокойно.
Всё, как 2 тысячи лет назад: продавшийся за 30 серебряников книжникам и фарисеям Иуда предаёт Христа, предаёт того, кто пришёл избавить человечество от мук и смерти, искупить его грех своими крестными муками. Причём, предаёт поцелуем в уста. А направляемая иудейскими первосвященниками толпа, ещё вчера возглашавшая Христу «осанну», уже вопит, озверев: «Распни его» и «освободи не его, а Варавву».
Так темень бездуховности всё превращает в абсурд, в абсурд ненужных, нелепых «знаний», дел, целей, устремлений.
2. Но «Свет во тьме горит, и тьма его не объемлет». И неоспоримое подтверждение этому — ваша «Незабудка».
Какой радостной чистоты светом озарила и согрела она сердца и души благодарных зрителей! Какая глубина! Какая гармония сочетания слова, жеста, пластики, музыки, освещения с чистотой и радостью непорочных, не тронутых тленом навалившейся тучи детских душ актёров!
Светозарная чистота — вот эпитет спектаклю.
И несущим, стержневым лучом этого благодатного света — роль Колокольчика, исполненная В. Ковалёвым, она воспринималась мной, как символ абсолютного целомудрия.
И всё вышесказанное — не набор красивых слов. Это — правда. Пишу и вижу каждого из актёров, вижу ясные глаза каждого из них, слышу чистые голоса, ощущаю трепетный порыв их чистых душ к свету.
3. И чтобы надвигающаяся тьма не отняла у них света, чтобы свет мира не объяла тьма навалившейся тучи зла и корысти, надо до предела, во всей полноте понять и овладеть мудростью, той глубочайшей мудростью, о которой поведала «Незабудка»: бороться с великанами зла, убивая и изгоняя их, значит умножать зло, превращаться в завоевателей. Лишь любовью с терпением и упорством, будя родовую память, опираясь на остатки совести, обращает зло в добро. Зло перестаёт существовать, только став добром. Другого пути у человечества нет, медлить больше нельзя и отступать уже некуда от этого, неимоверно трудного, крестного подвига во имя света.
Вот какой смысловой глубины создал коллективный разум вашей актёрской группы.
Но как же дети смогли создать то, что и не всякому взрослому может посильно для осмысления?
Просто!
Как в любой малой капле воды отражается вся Вселенная, так в чистых сердцах и душах детей родовая память хранит всю мудрость человечества. Осознавать её и овладевать ею они будут шаг за шагом, поднимаясь в течении жизни со ступеньки на ступеньку, чтобы в конце дополнить и передать следующим поколениям эту мудрость. Лишь бы убереглись сердца и души от корысти, зависти и злобы. А за это в ответе мы, взрослые.
10.05.95 Котова Е. Н., пенсионер, ветеран труда.
ОТЗЫВ
О спектакле «Незабудка», увиденном нами 28.02.95 во дворце пионеров им. А. П. Гайдара
От бабушки Бородиной Лидии Семёновны с внуками.
Это детское представление всё время в памяти, не забывается. Всё время встают картины спектакля. Это — костюмы и декорации, это — освещение, подобного которому нигде не видели. Это — небо во всех видах. А какой аромат шёл со сцены. А главное — какой духовный свет был весь спектакль, какая нравственная чистота! И как весь спектакль сидели, слушали дети, они были очарованы видимым.
Какой же труд, сколько же времени было затрачено на такое великолепное представление, какими словами, какими делами в помощь создателям можно и нужно оценить его?
У этого спектакля и создавшего его коллектива должно быть большое будущее. Его надо широко показывать нашим детям, зовя этим спектаклем к нравственной чистоте и духовному свету, пробуждая желание так же работать и так же творить.
Вскоре мы попали на детское дневное представление в Цыганский театр. Какой контраст, какое убожество. Какое грустное впечатление. Душа ничего не вынесла.
Наша просьба помогать создавшим этот спектакль прекрасным энтузиастам, поддерживать в нашу трудную пору, не дать обстоятельствам уничтожить этот дивный народившийся росток.
10.05.1995 Бородина.
Русское музыкальное товарищество
Правление
Уважаемый Юрий Анатольевич!
Создаваемый Вами театр — Явление.
Явление — это понятие непереводимое на другие языки мира. Оно исконно русское. Чистый православный дух парадоксально замешанный на древней языческой культуре нашего народа, по-видимому, то единственное, что может вернуть нас к Корню, ИСТОКАМ, кои и могли бы противостоять всесветному разгулу нечисти.
Рецензировать спектакль, а паче давать оценку — упаси, Господи! — мы музыканты, а не рецензенты. Одно ясно: вы сделали нас детьми, т.е. очистили, возвысили, успокоили, укрепили дух наш. А дети Ваши, они — мудры и поэтичны. Значит, на том кратком отрезке земной жизни, где посчастливилось встретиться, мы — ровесники! Сверстники! Современники! — делаем одно общее дело.
Пьеса «Незабудка». Рабочий вариант — дополнения, исправления, изменения ОБЯЗАТЕЛЬНЫ — это наше общее кредо — самосовершенствование, поэтому —
Мои коллеги (а это цвет русской музыки) предлагают сотрудничество с Вашим театром в любых доступных нам формах.
Зам. Председателя РМТ Присс Л. В.
* * *
Отзыв о спектакле «Незабудка»
В 1995 году состоялась премьера спектакля «Незабудка» студии «Радость», я присутствовала на нескольких репетициях и на премьере. Это было настоящее ВОЛШЕБСТВО, студийцы сотворили очень красивое, зрелищное произведение. Очень жаль, что недалёкие умом чиновники не позволили этому спектаклю жить. Волшебство получилось, потому что и актёры, и режиссеры-педагоги творили в едином коллективном поле, совместными усилиями, и пространство откликалось на этот мощный импульс. Что такое коллективный дух-разум, я знала тогда из лекций по Всеясветной Грамоте. Режиссёр спектакля Юрий Анатольевич, его первый и незаменимый помощник Владимир Юрьевич, художник по свету, художницы по костюмам и моя скромная персона — мы все тогда посещали эти лекции. Вкратце для тех, кто не в курсе. Всеясветная Грамота даёт знания о живых буковах, о пиитике движений, о коллективном разуме. Это только малая часть того, что имеет отношение непосредственно к созданию спектакля «Незабудка». Сценарий был написан совместно, были пошиты великолепные костюмы, сцена была наполнена ароматами натуральных масел, также была продумана до мелочей постановка сценического света.
Н. Сиротинская
Как я работал осветителем в ДЭШТИ «Радость»
Когда я пришёл в студию, то совершенно не имел никакого понятия, как освещать действие на сцене. Первым опытом под руководством Юрия Анатольевича был новогодний спектакль «Волшебные сны Цирка». Освоению новой профессии очень помогла атмосфера открытости, дружелюбия и желания радости в творчестве. (Пояснение — Этот спектакль я ставил совместно с цирковой студией дворца пионеров. — Ю.А.)
После этого спектакля начали работать над «Незабудкой». Художником по свету был друг Юрия Анатольевича по МХАТу — Станислав Шухмин. У него я тоже много чему научился. Постепенно я узнавал все тайны освещения спектакля. И «Незабудка» получился очень красивым — многие зрители обращали внимание на свет.
Во время репетиций мне запомнилось, что многих девочек зовут Юля, а также одно упражнение на интуицию: нужно было отгадать что нарисовано на карте. Эти игры помогли мне уверенней чувствовать, и быть единым со всеми участниками спектакля «Незабудка».
Помню, начало было очень зажигательным: вступительное слово Юрия Анатольевича, а потом началось волшебство-творчество-сказка. Первая сцена была в ультрафиолете, и человек сразу окунался в это с головой. Было также задумано использовать ароматы, но потом от этого практически отказались. Немного в начале было и всё.
Прошло столько лет со времени выхода в свет спектакля «Незабудка», в котором мне пришлось участвовать в качестве осветителя, а я это помню, как сейчас. Удивительное было это событие! Мне его не забыть. Это был опыт работы с пространством-временем. Так нужно работать сейчас. Это хороший опыт для режиссёров по выбору темы спектакля, чтобы пробудить дух народов, живущих сейчас в Святорусье.
Спасибо, Юрий Анатольевич, что дали возможность вспомнить это состояние: Радость, Веселье, Гармония.
Жиряков Сергей
Воспоминания зрителя Ковалёва Ю. О.
Я, племянник педагога и актёра ДЭШТИ «Радость» Ковалёва В. Ю., был первым зрителем первого спектакля театра-студии «Незабудка». Это был совсем не детский спектакль, в котором играли дети и мой дядя (25-летний): спектакль был волшебный, сказочный, философский. Мне было шесть лет, и я был единственным зрителем прогона спектакля, не считая одной спящей всё действие тётки (директор Дворца пионеров и школьников им. А. П. Гайдара — Ю.Е.).
Невероятное впечатление-ощущение оставшееся со мной на всю жизнь, показавшее мне ту высоту, каким должен быть Театр с большой буквы. Смотрел на одном дыхании почти два часа и помню до сих пор, хотя мне уже 31 год. Потом я видел почти все спектакли студии в течение семи лет: это и «Красная Шапочка», и «Дюймовочка», и «Туи-Туаль».
Вот так в марте 1995 года ДЭШТИ «Радость» показала свой первый спектакль. Он был показан четыре раза, после чего его запретило руководство Дворца, несмотря на то, что все зрители были рады его видеть.
В результате нам с Владимиром Юрьевичем пришлось покинуть Дворец и перебраться в УВК 1861. Это уже другая страница истории ДЭШТИ «Радость».
P.S. Сканируя фотографии для книги, я неожиданно наткнулся на фото спектакля «Незабудка» силами школы УВК 1861. Позвонил Володе и спросил: что это было? Оказалось, что мы репетировали первый акт «Незабудки». Репетиция была не очень удачной. И нам пришлось отказаться от дальнейшей работы над спектаклем. Да, невозможно дважды войти в одну и ту же реку! Та «Незабудка», что была создана в нужное время с нужными людьми была неповторима. Теперь надо было всё начинать заново, но наших сил не хватило, чтобы ещё раз поднять этот материал. Алёна Уразайкина очень хорошо справлялась с ролью Завоевателя, но Чюдня-Вотама у неё не получалась! Это совершенно не ёё была роль. Другие девочки тоже пока не тянули свои роли. А приблизительность в этом спектакле была не простительна. Не было и соответствующей сцены со светом и музыкой, которые сыграли свою роль в первом варианте. Именно поэтому эта работа совешенно вылетела из моей памяти. Хорошо, что сохранились негативы этой попытки. Можете их посмотреть и сами оценить и сравнить эти работы.
Фото №5 в фотоальбоме
«И днесь встречам мы наш праздник Возрожденья!»
Подснеженка — Канатова Света, Иван-да-Марья — Караваева Надя,
Красная Роза — Филимошина Олеся, Белая Роза — Карпушина Юля,
Аир — Дымова Саша, Завоеватель — Уразайкина Алёна,
Белая Лилия — Токарева Алёна
Фото №6 в фотоальбоме.
Колокольчик — Ковалёв В. Ю.
Фото №7 в фотоальбоме.
Кузнечик — Токарева Алёна, Аир — Дымова Саша
Фото №8 в фотоальбоме.
Завоеватель — Уразайкина Алёна, Колокольчик — Ковалёв В. Ю.
Фото №9 в фотоальбоме
Подснеженка — Канатова Света, Завеватель — Уразайкина Алёна
Фото №10
Иван-да-Марья — Каравева Надя, Белая Лилия — Токарева Алёна
Фото №11
Подснеженка — Канатова Света, Белая Роза — Карпушина Юля
Фото №12
Завоеватель — Уразайкина Алёна, Иван-да-Марья — Каравева Надя,
Белая Лилия — Токарева Алёна.
Фото №13
Вот как иногда полезно просматривать старые фотографии — очень освежает память.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Путь к «Радости». Пособие для мечтателей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других