В книгу вошли почти сказочные истории об изобретении таких ныне привычных нам вещей и приборов, как бумага и писчее перо, стекло и швейная игла, телефон и холодильник, телескоп и робот. Герои книги — маленькие дети — познают окружающий их мир изобретений.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Сказки об изобретениях» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Игольная история
Однажды Хозяйка, вышивая во дворе, потеряла Иглу. Игла упала в траву и сколько женщина ни искала её, тонкий голос Иглы («Я здесь!») она не услышала. В дом ушла огорчённая, ведь это была её любимая иголка. А Игла погоревала и осталась лежать в траве, надеясь, что её найдут.
Сочная трава для неё была похожа на дремучий лес. Она смотрела по сторонам и вдруг услышала, как во двор въезжает автомобиль.
— Осторожно! Не раздавите меня! Я здесь! — закричала Игла.
Одно из колёс остановилось совсем рядом с нашей героиней.
— А ты не суйся туда, куда тебя не просят, — сказало Колесо.
— Попрошу не тыкать! Мои предки, между прочим, появились в этом мире гораздо раньше, чем твои прапрапраколёса.
— Неужели? — хмыкнуло Колесо. — И когда же?
— Мой предок появился ещё во времена палеолита и был сделан из обыкновенной кости. Уже тогда древние люди шили одежду костяной иглой. Одежда была из толстых, плохо выделанных шкур, и чтобы их сшить, в иглу вдевали жилы животных, тонкие лианы или жилки пальмовых листьев. Поэтому древние иглы были очень толстыми.
— Глядя на тебя, трудно поверить, — сказало Колесо. — Не в родню ты пошла. Уж больно тоща и тонка.
— Мои предки вскоре изменились. Когда люди научились добывать металл, иглы стали делать из бронзы, и они стали такими тонкими, что в них можно было продеть конский волос! Ушка в то время еще не знали и второй конец иглы, тупой, просто загибали маленьким колечком.
— Ишь, какая умная! И откуда ты это всё знаешь?
— По вечерам Хозяйка читает своим детям книгу «Тайная жизнь вещей». В ней есть и история моей родни. Оказывается, в Древнем Египте уже в V веке до нашей эры были иголки, которые практически ничем не отличались от современных. Они были же такими стройными и изящными, как я. А не тощими! — фыркнула Игла.
— Если твои предки из Африки, как они попали в Европу?
— Мудрая книга говорит, что моих предков завезли в Европу арабские купцы ещё в XIV веке. А когда изобрели дамасскую сталь, иглы стали делать из неё. Потом в Европе сами научились делать иглы методом ручной ковки. Мои предки прошли огонь, воду и медные трубы!
Иглы в те времена назывались «испанскими пиками», потому что производились в Испании и даже шли на экспорт. Уже потом, когда иглы стали производить на заводах, инициативу перехватила и Англия.
— Было бы от чего нос задирать! — буркнуло Колесо. — Игла она и есть игла. Кроме пошива одежды да штопки лохмотьев вас и использовать-то негде. А когда игла сломается, её, в отличие от нас, колёс, и починить нельзя. Взять да выбросить как негодную вещь
— А ты свой гонор поубавь, — сказала Игла, — Я, кроме одежды, еще имею отношение и к искусству!
— Это какое же? Может тобой картины писали? Что-то я не слышал об этом.
— Картины писали кистями. А вот офорты делали с помощью игл.
— Офорты? Что за диковинка?
— Темнота ты круглая! Офорт — это вид гравюры, в котором рисунок процарапывается иглой на металлической доске, покрытой слоем лака, а потом поливается кислотой. Кислота разъедает бороздки, и рисунок становился более отчетливым. Затем доску намазывали краской и делали оттиск на бумаге. Так появлялся офорт! У игл для офортов не было ушка, а заточенные кончики напоминали конус, лопатку или цилиндр. Так что ты зря язвишь — без крепких стальных игл офорт и не родился бы.
— Ой-ой-ой! Какие мы художники! Ты теперь, наверно, большая знаменитость: чтобы подкатить к вам, надо разрешение спросить?
— Мы, конечно, не художники, но без нас мир не узнал бы великих мастеров офорта Дюрера, Гойю и Рембрандта. Всему миру они известны в первую очередь как живописцы. У моей Хозяйки в гостиной висит один из офортов великого Альбрехта Дюрера, и я всё время любуюсь им.
— И что там изображено?
— Гравюра называется «Меланхолия». Я слышала, как Хозяйка говорила детям, что «Меланхолия» — одна из наиболее таинственных работ Дюрера из-за множества аллегорий.
— Каких ещё аллегорий? Наслушалась словечек и сыплешь ими налево и направо без разбору.
— Колесо, ты слыхом не слыхивало про офорт, поймёшь ли про аллегорию? А про Петра Первого знаешь?
— Слышало что-то, — ответило Колесо. — И причём тут этот Пётр и почему он первый? Первым иголку сделал?
— Темнота! Пётр Первый — великий русский царь. В 1717 году он издал указ о строительстве двух игольных фабрик на реке Проне.
— Это где ж такая?
— В Рязанской области. В нашей семье существует легенда, передаваемая из поколения в поколение, что царь Пётр, посетив фабрики, демонстрировал рабочим свое кузнечное мастерство. Так появилась моя прапрабабушка. Она у Хозяйки хранится на красной подушечке, под стеклом.
— И что ею шьют?
— Ею уже ничего не шьют, а просто любуются и истории рассказывают. Вот ты говорило, что сломанную иглу надо выбросить, а в Японии к иглам относились всегда с большим почтением и уже более тысячи лет каждый год 8 декабря проводят праздник сломанных игл. Сооружается специальная гробница, в которую кладут ножницы и наперстки. В центр ставят миску с тофу, ритуальным соевым творогом, а в нее — все иглы, которые сломались или погнулись за прошедший год. Потом одна из швей произносит специальную молитву-благодарность иглам за хорошую службу и тофу с иглами, завернув в бумагу, опускают в море.
— Прости меня — сказало Колесо — Я тебе свою историю расскажу. Она тоже интересная…
Но в этот миг из дома вышел Хозяин, завёл машину и уехал. И Игла снова осталась лежать в траве, ожидая, что её найдут и отвезут на Фестиваль сломанных игл в Японию.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Сказки об изобретениях» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других