1. книги
  2. Учебная литература
  3. Юрий Максименко

Сказки об изобретениях

Юрий Максименко
Обложка книги

В книгу вошли почти сказочные истории об изобретении таких ныне привычных нам вещей и приборов, как бумага и писчее перо, стекло и швейная игла, телефон и холодильник, телескоп и робот. Герои книги — маленькие дети — познают окружающий их мир изобретений.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Сказки об изобретениях» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

«Наутилус» и все-все-все

Эта поездка запомнится Лёше навсегда. В июле отец отправился в Монте-Карло и взял его с собой. Они бродили по городу, любовались морем и лазурной бухтой с сотней яхт, а потом зашли в Океанографический музей, возле которого стояла маленькая жёлтая субмарина.

— Это батискаф известного океанографа Жака-Ива Кусто, который был директором музея, — сказал папа.

— Как бы я хотел побывать внутри! — воскликнул мальчик.

— В батискаф мы вряд ли попадём, а вот в музей — точно. Прямо сейчас!

Весь день они ходили по музею, рассматривали чучела и скелеты обитателей подводного мира, корабли, а от аквариума, находящегося в подвале здания Лёшку нельзя было оторвать до самого закрытия музея — тысячи диковинных пёстрых рыб притягивали к себе, как магнит.

Уставшие, они вернулись в гостиницу, и Лёшка уснул, едва коснулся щекой подушки. Ему снились экзотические рыбы средиземноморья и тропиков, которые он видел днём в океанариуме. Лёшка плавал среди них свободно, без акваланга, будто у него вместо лёгких были жабры. А потом неизвестно откуда к нему подплыл жёлтый батискаф Кусто.

— Как ты здесь оказался? — спросил мальчик. — Ты ведь стоял на суше возле музея.

— Я могу оказаться где захочу, в любой точке мира. Хочешь отправиться со мной в путешествие?

Лёшка ликовал. Кто же не хочет обогнуть всю землю, переплыть моря и увидеть подводный мир Земли!

Батискаф гостеприимно распахнул свой люк, и Лёшка оказался внутри подводного аппарата. Путешествие началось. Казалось, нет такого места в Мировом океане, где они не побывали: начав путь со Средиземноморья, опустившись в Марианскую впадину, попав по неизвестным подземным тоннелям в горные озёра, жёлтый батискаф вернул мальчика в Монте-Карло.

— Ты — удивительный! Единственный и неповторимый! — сказал мальчик.

— В мире, кроме меня, существует множество удивительных подводных кораблей! — возразил Жёлтый Батискаф. — Хочешь, я расскажу о них?

Лёшка с радостью согласился.

— Человек издревле хотел стать частью подводного мира. Поэтому идея построить подводные аппараты в разное время овладевала умами разных людей. Если верить старым документам, первое упоминание о подводном судне относится к 1190 году. В германском сказании «Салман и Моролф» главный персонаж Моролф построил лодку из кожи, чтобы скрыться на ней от враждебных судов. Под водой он находился две недели. К сожалению, нн рисунков, ни чертежей аппарата не сохранилось.

— А как же Моролф дышал под водой?

— Сказание утверждает: через длинную трубу. Возможно, это всего лишь красивая легенда, но уж больно правдоподобная. В эпоху Возрождения идею подводного аппарата разработал великий Леонардо да Винчи, но до нашего времени чертежи не дошли….

— Почему?

— Да Винчи уничтожил их.

— Зачем?

— Великий Леонардо написал: «Люди настолько злобны, что готовы были бы убивать друг друга даже на дне морском!». И он оказался прав. В наши дни подводные лодки очень часто использовались для войн. В шестнадцатом веке англичане Уильям Брун и Магнус Петилиус построили свои суда, но их нельзя было назвать подводными лодками…

— Почему? — снова задал свой любимый вопрос Лёшка.

— Они, увы, не способны были перемещаться под водой, а только погружаться и всплывать.

— Когда же появилась настоящая подводная лодка, на которой можно плавать на дне океана?

— Первое подводное путешествие осуществил король Англии Яков I. Но не в море, а по Темзе. Голландский конструктор Корнелиус Ван Дреббель создал судно из дерева и кожи, способное погружаться на глубину до 4 метров. Правда, у лодки не было привычного для нас двигателя.

— Как же на ней передвигались?

— С помощью вёсел, которые вставлялись в отверстия в корпусе, уплотнённые кожаными вставками. Более 10 лет это судно использовалось английской знатью для путешествий между Гринвичем и Вестминстером.

— А как в нём дышали под водой?

— По неподтверждённым данным, для получения кислорода использовали нагреваемую селитру.

— А подводная лодка из металла когда появилась?

— Говорят, что её изготовил в 1691 году Дени Папен. Аппарат Папена был мало похож на лодку, поскольку был прямоугольной формы, почти по два метра в длину и высоту. Папен сделал каркас из металлических прутьев и покрыл их жестью.

— Такая лодка, наверно, хорошо только на дно погружалась, а плавать не умела, — засомневался мальчик.

— Уж не знаю. Нет никаких документов, которые бы описали судно Папена.

— Сказка про белого бычка, а не проект подводной лодки, — сказал Лёша. — Неужели в нашей стране не было людей, которые смогли построить подводную лодку?

— Россия всегда гордилась смышлёными людьми. Ещё во времена Петра Первого было заложено первое «потаённое» судно…

— Почему потаённое?

— Во-первых, потому что такое судно под водой никто не видел, а во-вторых, первая подводная лодка заложена тайно, по проекту Ефима Никонова. Она в 1721 году была спущена на воду и успешно прошла испытания, а изобретатель продолжил работы, но вторая лодка от удара о дно треснула, и лишь ценой больших усилий судно вместе с изобретателем спасли. После этого Никонов не остановился: под строгим надзором Екатерины Второй работал над третьей моделью. Вероятно, работа шла не совсем удачно, так как вскоре в вину конструктору была поставлена растрата 400 рублей, он был разжалован и послан в адмиралтейство Архангельска.

— А как выглядело это «потаённое» судно?

— Точных данных не сохранилось. Известно, что оно было бочкообразной формы, состояло из досок, укреплённых обручами и обшитых кожей. Двигалась лодка, как и в проекте Дреббеля, с помощью вёсел.

— Думаю, что на такой лодке далеко не уплывёшь. Я брал в библиотеке книги Жюля Верна, о капитане Немо. В них так хорошо описан «Наутилус», что можно поверить в его существование.

— В те времена наука и техника стремительно развивались. Вполне возможно, что прообразом «Наутилуса» Верна послужила какая-то реальная подлодка. В 1800 году во Франции американский инженер Роберт Фултон создал подводную лодку, названную Nautil 1. Первая модель имела форму эллипса, была сделана из дерева и приводилась в движение мускульной силой. Вторая модель — Nautil 2 — построена уже из меди и имела два раздельных движителя. Над водой лодка двигалась под раскладным парусом, а под водой — с помощью винта, который вращали люди.

— Этот ваш Фултон со своими идеями просто не дорос до Жюля Верна!

— Да, дорогой друг, Верн — автор не только множества увлекательных романов. Идеи технических новинок, описанные им, опередили своё время, и многие из них позже были воплощены в жизнь! Как бы там ни было, но и заслуги Фултона нужно оценить по достоинству. В 1801 году его Nautil 2 произвел первую в мире демонстрационную атаку, в которой под французским Брестом подорвался на мине. Но французское правительство не оценило изобретения, и Фултон перебрался в Англию. Там его проект рассмотрели в адмиралтействе и…

— И?..

–…пришли к выводу, что она опасна, прежде всего, для самой Англии. Фултону предложили «забыть» о своём проекте и обещали пожизненную пенсию.

— Как можно забыть своё изобретение?!

— Фултон, наверно, и не смог забыть. Но его имя потускнело на фоне более удачливых изобретателей. В 1834 году генералом-адьютантом К. А. Шильдером был построен первый в мире подводный ракетоносец яйцевидной формы, вооружение которого состояло из мины, закреплённой на гарпуне, и шести пороховых ракет.

— Её использовали для войны?

— К счастью или сожалению, первое испытание судна окончилось неудачей, и работы над лодкой были прекращены.

— Урра!

— Рано радуетесь, мой юный друг. Другие проекты, более успешные, всё-таки использовались для военных целей. В 1863 году в России было заложено первое подводное судно, разработанное Иваном Александровским. Лодка приводилась в движение пневматическими двигателями мощностью до 117 лошадиных сил. На вооружении были две плавучие мины. В 1865 году Александровским изобретена и первая самодвижущаяся мина, названная им «торпедо».

— Торпеды!

— Первой по настоящему серийной подлодкой стали аппараты Степана Джевецкого. Они были несколько примитивны — имели педальный привод. Вскоре Джевецкий усовершенствовал свои лодки, установив на них пневматические, а затем и электрические двигатели. Но и это не были наутилусы Жюля Верна. Они появились чуть позже. Помнишь, как в одном из романов французского писателя корабль «Блю Стар» атаковало нечто, названное электрическим нарвалом?

— Да. Кажется, этот случай описан в романе «20 000 лье под водой».

— Конструктор Макс Лобёф, наверно, тоже читал книги своего соотечественника. И назвал созданную им лодку Narwhal. Она двигалась с помощью паровой машины на поверхности и электродвигателя под водой. А в 1955 году американцы создали свой Nautilus с ядерным двигателем. Вскоре атомные субмарины появились во флотах СССР, Великобритании и других стран.

Конец ознакомительного фрагмента.

О книге

Автор: Юрий Максименко

Жанры и теги: Учебная литература

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Сказки об изобретениях» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я