В книге рассматриваются ключевые концепции и представления о развитии государства как правового субъекта древних восточных и греческих философов, римских юристов, мыслителей Средневековья, немецких реформаторов, христианских богословов, декабристов, писателей, американских, российских и советских политиков, других авторов. Для студентов юридических вузов и факультетов, а также для всех заинтересованных в изучении теории и истории государства и права. В формате PDF A4 сохранен издательский макет.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Все великие о государстве и праве: катехизис юриста предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Мани
Мани (216–274 гг.) — духовный учитель, выдающийся древнеперсидский художник и поэт, основатель манихейства (вероучения, долгое время бывшего серьезным противником христианства). Родился в Вавилонии, в местечке Мардину, близ Ктесифона. Подлинное его имя было Сураик, сын Фатака. Принятое же им позже священническое прозвание Мани означало “Дух” или “Ум”.
Отцом Мани был парфянский князь аршакидского происхождения по имени Патик, живший в Хамадане, столице Мидии. Мать, Мариам, происходила из армянского княжеского дома Камсараканов. Как многие в ту эпоху, отец Мани был увлечен поисками религиозной истины. Первоначально правоверный зороастриец, он переменил свою религию, пристав к секте крестильников (члены этой секты считали подлинным Христом Иоанна Крестителя, а Иисуса отвергали как обманщика). В их учении первоначально воспитывался и Мани, но еще в отрочестве оставил его, как он писал потом, по прямому указанию явившегося к нему ангела. С детства Мани живо интересовался религиозными вопросами и испытал влияние многих вероучений.
Когда Мани исполнилось 12 лет, ему было даровано первое откровение. “Царь светлого рая” сообщил Мани послание: “Оставь ту общину! Ты не принадлежишь к ее приверженцам. Твое дело — выправить обычаи и обуздать наслаждения. Однако из-за твоих малых лет для тебя еще не пришло время выступать открыто”. С этого момента Мани выступает против отцовской воли и порывает с родителями. Повинуясь приказу Небесного Посланника, Мани пребывает в уединении. Возможно, в этот период он изучал различную религиозную литературу. Наконец Мани получает долгожданный приказ свыше открыто выступить со своим посланием. Согласно Фихристу, в 240/241 г. ему явился ангел, сообщивший, что настало время выступить открыто и громко заявить о своем учении. Следуя указаниям ангела, Мани сообщает откровение своему отцу и обращает в новую веру свою семью.
Суть учения. По учению Мани, изложенному, согласно традиции, им самим в семи сочинениях (написанных по-арамейски), искони существовала некая Высшая Истина. До Мани эта Истина передавалась Посланниками в разных формах, всегда была лишь частичной и, следовательно, ущербной. Среди предшествующих ему Посланников Мани называл Адама, Еноха, Ноя, Авраама и некоторых других библейских пророков. В гораздо более полной форме она была преподана Заратустрой, Буддой и Иисусом Христом. Но их роль проявлялась лишь на ограниченных пространствах: Будда проповедовал на Востоке, Заратустра — в Иране, а Иисус Христос — на Западе. Их задачей было подготовить человечество к полному Откровению, которое как раз и должно открыться через высшее и главное звено в цепи Небесных Посланников — через Мани — апостола всего поколения современных людей.
Сам Мани называл свое учение печатью (т. е. завершением) всех откровений, а себя объявлял Утешителем, которого обещал прислать Христос согласно Евангелию от Иоанна.
В чем же заключалось открытая им Истина? В своем вероучении Мани исходил из того положения, что окружающий нас мир есть арена жестокой борьбы двух начал: добра и зла, или света и тьмы. Мир света он связывал с духовным началом, а мир зла и тьмы — с материальным.
Область света имеет своим первоначалом Отца Света, который мог проявляться в четырех ипостасях: в формах Божества, Света, Силы и Мудрости. Светлый эфир нематериален и является носителем пяти умственных свойств: спокойствия, знания, рассуждения, тайны и понимания. Земля света имеет пять способов бытия: воздух, или благотворное веяние, ветер, или прохлада, свет, вода и согревающий огонь. Созданием и носителем светлых и добрых сил является высшее деятельное существо — Христос, или Небесный Адам.
Напротив, в царстве смерти, тьмы, зла и материи правит Царь Тьмы. Он связан с темной землей, которая также имеет пять способов бытия, противоположных земле света: яд, или зараза, бурный вихрь, мрак, туман и пожирающее пламя. В услужении у Царя Тьмы находятся мириады демонов, причастных к хаосу, смешению, возмущению и вообще крайне агрессивных.
В противовес Христу все элементы темного царства собрались воедино для создания Сатаны — своего рода Адама Тьмы. Сатана устремился за пределы своего царства в область света. Против него выступил Христос. Схватка между ними была чрезвычайно ожесточенной. После долгой борьбы Христос оказался побежден темными силами и на какое-то время увлечен на самое дно ада.
Светлым силам удалось в конце концов освободить его, но светлые элементы, составлявшие его вооружение и одежду, оказались смешанными при этом с элементами темной области и образовали вместе нечто вроде первобытного хаоса. Эти частицы света, взятые в рабство материей, образуют Страждущего Христа. А та часть света, которая была освобождена, образовала Бесстрастного Христа. Своей силой он обитает на Солнце, а своей мудростью — на Луне.
Отец Света поручил Своим ангелам отделить светлые элементы от тьмы. Но из-за противоборства Царя Тьмы сделать это сразу не удалось. В результате сложной борьбы с враждебными демонами и возник окружающий нас мир.
Творениями светлых сил в нем являются Солнце и Луна, которых стали высасывать из этого мира частицы небесного света и отсылать их в высший Райский мир. Сатана, заметив освобождение частиц света, решил собрать все имеющиеся в царстве тьмы частицы Страждущего Христа в одно место и заключить их в материю. Для этого он сотворил первого человека Адама. Частицы света были сосредоточенны в одном месте и составили его разумную душу.
Чтобы душа не узнала о своем духовном происхождении, Сатана запретил человеку вкушать от древа познания. Но Бесстрастный Христос, явившись на землю в образе змея, научил Адама вкусить от древа познания, и человек узнал таким образом о своем происхождении. Тогда Сатана задумал раздробить разумную душу. Из материи и оставшейся еще небольшой части света он сотворил жену Адама Еву, в которой, по незначительности света, имела перевес материя. Ева была создана для того, чтобы совратить Адама к чувственному наслаждению. Несмотря на предупреждения Христа, который заповедовал Адаму воздерживаться от желаний своей плоти, тот уступил обольщению Евы. От брачного союза с нею родились дети, от которых народились новые поколения людей; при этом разумная душа, разделяясь по отдельным личностям, стала дробиться на все более мелкие частицы, которые Сатане было удобно удерживать в материальных телах как в темницах.
На этом сложном мифологическом основании строилась этика манихейства. Мани учил, что человек — это арена борьбы темных и светлых сил. Целью его существования должно стать освобождение плененных плотью светлых элементов его души и воссоединение с Отцом Света. Эти элементы, однако, не могут быть просто “взяты” Отцом Света из этого мира, поскольку им нужно “искупить” свое падение. Человечество, нравственно совершенствуясь, должно постепенно преодолевать в себе грех. Процесс этот долгий и трудный. Оскверненная, грешная душа не может обрести освобождения после смерти и обречена на новые рождения в оковах плоти. Поэтому ей суждено вновь и вновь возрождаться в этом мире страдания и мук. И она будет пленницей этого мира до тех пор, пока ей не откроется Истина о самой себе. Для разъяснения этой Истины как раз и приходили все предшествующие Посланники, наиболее значительным из которых был Иисус.
Вообще, в религии Мани Иисус играл важную роль. Хотя основатель манихейства считал ложной значительную часть евангелических рассказов, он однозначно признавал и высоко чтил их нравственное учение. Что касается взглядов Мани на природу Иисуса, то они были противоречивы. По одним манихейским сочинениям, небесный Бесстрастный Христос действовал через человека Иисуса, но без внутреннего соединения с Ним, и покинул Его при распятии. По другим — человека Иисуса вовсе не было, но был только Небесный Дух (Христос) с призрачной видимостью человека.
С точки зрения Мани важно было устранить идею воплощения или действительного индивидуального сочетания божественной и человеческой природы в Иисусе. (Ведь дух и материя, по его учению, есть порождения разных, враждующих, миров.) Но, как бы то ни было, явление Иисуса знаменовало новую эпоху в человеческой истории. После этого “ветхий” человек превратился в “нового”; спасение приблизилось, но окончательно стало возможно лишь после совершенного откровения Истины в учении Мани. Все усилия человека отныне должны быть направлены на то, чтобы отделить в своей душе элементы света от элементов тьмы и помочь им соединиться с самим светом.
Окончательно процесс освобождения духа от тела, света от тьмы произойдет в последние времена и завершится Страшным судом, после чего землю охватит мировой пожар, который будет продолжаться 1468 лет. Все элементы света вместе с освобожденными душами праведников уйдут на небо, а демоны с темными погибшими душами исчезнут в необъятной бездонной пропасти. Физические тела должны погибнуть в мировом пожаре, в котором уничтожится все материальное. Никакого воскресения мертвых, по учению Мани, не было и не могло быть[6].
Деятельность Мани. Проповедовать Мани первоначально начал в Индии, на дальних восточных окраинах Ирана, смыкавшихся с северо-западной Индией, в которых в то время процветал буддизм. Встреча с этой мировой религией произвела на Мани глубокое впечатление; он перенял некоторые принципы организации общины и методы проповедования своего учения. Деятельность Мани в Индии длилась чуть больше года, после чего он вернулся в провинцию Перейду. Оттуда направился в провинцию Месену (Майшан). Правителем Майшана был брат сасанидского царя Шапура Михршах, злейший враг учения Мани. Пророк явился к Михршаху на пир в саду и явил чудо, от которого Михршах потерял сознание, а придя в себя, признал правоту учения Мани. После этого обращения Мани отправился проповедовать в Вавилонию, затем в Мидию и Парфию.
Мани обратил в свою веру сасанидского принца Пероза — еще одного брата персидского царя Шапура I. В 241 г., в день коронации, он был благосклонно выслушан самим шахиншахом Шапуром и получил разрешение проповедовать свою религию в Иране. Все 30 лет правления Шапура личные симпатии царя были на стороне Мани, а между двумя соперничающими религиями (зороастризмом и манихейством) существовал выверенный баланс.
Примерно к этому времени относится начало процесса смешения иранских жреческих групп и приведения их к единому учению: магов с центром в Шизе (Мидия Атропатена) и гербадов в Персиде (Фарс). Результатом было возникновение настоящей зороастрийской общины и создание канонической литературы — книг “ Апастака” и “Авеста”. Маги занимали ведущее положение и в дальнейшем, на протяжении правления Сасанидской династии, в качестве членов инквизиционного суда с яростью преследовали христиан, манихеев, буддистов и другие религиозные меньшинства. Одним словом, зороастризм в середине III в. консолидировался для отпора манихейству. Это привело к еще большей изобретательности Мани и его единомышленников: они проповедуют на западе и востоке государства и предпринимают миссионерские путешествия в различные части империи.
Один из его учеников, Аддай, проповедовал и основал манихейскую общину даже в Египте. Но особенно успешно шли дела на востоке империи и в Месопотамии, где и 100 лет спустя еще помнили о манихейских проповедях учеников Мани Аддая и Озеоса. Наглядное представление о Мани дают христианские “Деяния Архелая”: Мани появлялся перед людьми в широких развевающихся штанах, окрашенных в желто-зеленый и зеленый цвета, в небесно-голубом плаще и с длинной палкой из черного дерева в руке (такова была традиционная одежда жрецов Митры). Вероятно, существовала связь Мани с религией Митры, хотя в письме он именует себя “Мани, апостол Иисуса Христа”.
В середине апреля 273 г. умер царь Шапур, и трон унаследовал его сын Ормизд I. Однако правил он не более года и скончался в тот момент, когда Мани находился в Вавилонии. Бахрам I, брат Ормизда, унаследовавший трон, отошел от политики веротерпимости, которую проводили его предшественники — отец Шапур I и брат Ормизд I, — и принял сторону фанатичного насаждателя зороастризма верховного жреца Картира. В 276 г. Мани вызвали ко двору и потребовали от пророка подтвердить свою веру каким-нибудь чудом, предложив испытание расплавленным свинцом, — его лили на грудь испытуемому. Мани отказался. Тогда Бахрам обвинил его во лжи и приказал арестовать. По одним источникам, смерть Мани наступила от истощения в темнице, по другим — с него заживо содрали кожу, набили её соломой и выставили у городских ворот.
Однако история манихейства на этом не закончилась. Учение Мани оказалось очень жизнестойким и просуществовало еще около тысячи лет. Изгнанные из Ирана, манихеи рассеялись по всему миру от Европы до Китая. Известно, что в Римской империи это вероучение широко распространилось и на протяжении нескольких десятилетий оставалось опасным конкурентом христианства.
Сторонники данной религии сумели создать достаточно сильную и разветвленную церковную организацию. Все верующие делились на три категории: “слушатели”, “избранные” и “совершенные”. Отдельными областями руководили епископы, а во главе церкви стоял патриарх, местом пребывания которого считался Новый Вавилон.
Все манихеи должны были следовать строгим нравственным предписаниям. Истинный праведник не мог лгать, нарушать клятвы, свидетельствовать за злонравного человека, возводить гонения на невинного, вызывать неприязнь к кому-либо или к чему-либо путем распространения разных басен, заниматься колдовством и волхованием. Ему надлежало поститься определенное количество раз в году и периодически исповедоваться перед главами общин. Таковы были заповеди для мирян. “Избранные”, т. е. священники, помимо этого, должны были воздерживаться от мясной пищи и хранить безбрачие. Им также вменялось в обязанность молиться за мирян (“слушателей”).
Четыре раза в день верующие обращались с молитвой к солнцу и луне, которые не считались богами, но почитались как видимые проявления света. Из обрядов манихеи совершали крещение, причастие и особое таинство “утешения” перед смертью, включавшее отпущение грехов.
Манихейство сохраняло в основе своей идеологии колоссальные знания, почерпнутые из христианства, зороастризма, древнегреческой философии, трудов ученых Древнего Вавилона. Последователи этой религии не приходили на новые земли со словами: “Теперь все должны разделять нашу веру, а кто не согласится, того мы уничтожим”, не разрушали храмов и памятников. Напротив, они вбирали и впитывали в себя все, что было создано различными народами Ближнего Востока за тысячелетия до них, как и то, что родилось и развивалось параллельно с ними, и передавали это наследие дальше из поколения в поколения.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Все великие о государстве и праве: катехизис юриста предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других