Кладбища являются ценнейшей частью историко-культурного наследия любого города. Иркутск лишился многих погостов, но одновременно с утратой кладбищ потерял большее – своё ощущение Иркутска как культурного города, называемого ранее «Северным Петербургом».Главная мысль этой книги – вернуть уважение, почитание, память мёртвым, бесчисленным поколениям иркутян, похороненных на Иерусалимском городском кладбище. На этом месте должен возникнуть мемориал, призванный стать культурным центром Иркутска.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Иркутское городское Иерусалимское кладбище предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
На обложке изображена Входо-Иерусалимская церковь в Иркутске.
Юрий Иосифович Перцовский — написание текста, перевод книги Agaton Giller «Польские могилы в Иркутске».
В. А. Карданов и В. Н. Кулик — электронный набор, редактирование, верстка.
Редактор Анастасия Карданова
Дизайнер обложки Алексей Кулик
Корректор Виктория Вульшонок
© Ю. И. Перцовский, 2022
© В. А. Карданов, 2022
© В. Н. Кулик, 2022
© Алексей Кулик, дизайн обложки, 2022
ISBN 978-5-0051-0656-8
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
ВВЕДЕНИЕ
Польская ссылка нередко заканчивалась смертью для многих изгнанников. И для многих католиков смерть была бы обычным явлением, если бы не чужая земля, не всегда исполняемые обряды, отсутствие земляков при отдании последнего прощания. Особенно, многие старые люди с содроганием думали, что отсутствие близких людей и ухода за могилкой со временем станет причиной полного запустения кладбища.
Так обычно и случалось с годами: могилы становились безымянными, земля проваливалась, деревянные кресты превращались в труху, а железные, безнравственное население использовало для своих сиюминутных нужд.
Смерть есть конец земного паломничества человека, времени благодати и милосердия, дарованных Богом, чтобы осуществить земную жизнь в согласии с замыслом Божьим и определить свою окончательную судьбу. Когда наступит предел «единственному течению нашей земной жизни»1, мы уже не вернёмся к другому земному существованию.
Пересечение границы земного существования, в воспоминаниях ссыльных поляков, отправляемых этапом в Сибирь, сравнивалось с пересечением какого-то предела на географической карте России, которым становился Урал.
У Яна Сивинского и многих других такой ужасной границей были ворота Варшавской цитадели. Описание этой границы он снабдил эпиграфом, взятым из знаменитой третьей песни «Ада» Данте:
Входящие, оставьте упованья <…>,
Там вздохи, плач и исступлённый крик <…>
«Кто хоть раз войдёт в эти врата, — писал он, — тот живым будет погребён, тот уже пропал в этом граде слёз и бесчисленных страданий2. Переход через ворота тюрьмы казался Сивинскому подобным смерти, поэтому отбывающих в изгнание он часто называл «скелетами», «мертвяками», «призраками». Отправленный в ссылку человек становился «умершим для мира»,
Агатон Гиллер замечал, покидая территорию родины, что «на полях и у дороги не стояли, как в Польше, кресты, напоминающие путнику о муках Спасителя, принёсших избавление людям»3.
Однако главной была та граница, что проходила по Уральским горам (или по реке Урал), — граница между Европой и Азией, Россией и Сибирью. Именно она являлась кульминационным пунктом этапа. Тут окончательно приводился в исполнение царский приговор, тут происходило первое знакомство с местом изгнания. В поэтическом творчестве романтиков пересечение этой границы представлялось вступлением в ад и сравнивалось со смертью:
Ах, кто хоть раз коснулся ногой этой границы,
У того погасла и надежда, и радость4. —
так писал Стефан Гарчинский в поэме «Гробница на границе Сибири».
На Уральском хребте ссыльных встречал каменный пограничный столб, высотой в несколько метров, установленный в честь царевича Александра. Этот столб ссыльные превратили в свою собственность и сакрализовали. Александр Сохачевский увековечил его на своём полотне «Прощание с Европой», называя его «могильным камнем надежды», таким образом, в глазах художника монумент стал символической могилой всех изгнанников, памятником их мартирологии.
Для видевших этот столб путников он становился мерилом размаха царских репрессий, ведь именно здесь можно было произвести подсчёт жертв: «С 1878 года — суммирует Джордж Кеннан, — здесь прошло 170 тысяч изгнанников, а с начала текущего столетия — более полумиллиона»5. Столб был покрыт надписями фамилий сверху донизу.
Ю. Перцовский
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Иркутское городское Иерусалимское кладбище предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других