Благодаря
апперцептивному комплексу в восприятие вовлекаются другие модальности психики.
Есть уровень состояний, которые являются откликами распознающих систем на изменения состояния, и, в свою очередь, сами на эти состояния воздействующие –
апперцептивные процессы.
Содержанием
апперцептивного плана является генезис внутренних условий восприятия, интегрированных в самостоятельное целое.
За вычетом очень узкого круга специалистов, у русских читателей с гуманитарным образованием – от студентов до маститых учёных включительно – до сих пор в значительной мере отсутствует тот специфический
апперцептивный фон, который требуется для специализированного разговора об истории французских гуманитарных наук XIX века.
Включение понятия
апперцептивной схемы в структуру адлерианской теории исключает, по определению, саму идею так называемого объективного мышления.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: хронограмма — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Этот аспект поведения достаточно сложен для верификации, так как скрыт от функции самонаблюдения, поскольку всякое самонаблюдение имеет дело уже с
апперцептивными образованиями.
Но даже когда мы сталкиваемся с неожиданным, или когда предмет предстаёт перед нами случайно в процессе восприятия, тем лучше обработанные
апперцептивные массы готовы к новым стимулам, или тем легче они могут быть адекватно сформированы из существующих комплексов памяти другого рода.
Кроме того, мы использовали данные из переписных листов и других официальных источников, из учётных книг и автобиографических записок, которые крестьяне вели по нашей просьбе, а также результаты тематических
апперцептивных тестов.
Автор одной из наиболее популярных и старых проективных методик – ТАТ (тематический
апперцептивный тест) – Г. Мюррей проекцию трактовал более широко – как «естественную тенденцию людей действовать под влиянием своих потребностей, интересов, всей психической организации».
Ибо не может быть сомнений в том, что перцептивное внимание, в частности, может быть наполнено чувством неудовольствия, особенно когда оно прерывает процесс воображения, в котором мы поглощены
апперцептивным вниманием.
Для нашей цели
апперцептивное восприятие можно разделить на два строго различных типа.
Как материальные
апперцептивные условия наблюдения в целом, так и формальные условия воспроизведения апперцепции, особенно внимания, являются площадкой для индивидуальных различий.
Но это не более чем субъективная идеяя, которую сначала незаконным образом реализуют (превращают в предмет), затем гипостазируют (возводят в ранг вещи в себе) и, наконец, персонифицируют (уподобляют деятельности
апперцептивного разума).
Это направление, названное его разработчиками «нарративной педагогикой», исходит из конструктивистской посылки о существовании у ребёнка активных
апперцептивных структур сознания – конструктов, или нарративов, в терминологии авторов подхода, – которые задают определённый способ интерпретации реальности.
Но если чистые ощущения, даже если мы ограничим это название
апперцептивными стимулами, о которых только и может идти речь, становятся объектами сознания только таким образом, то нет оснований отказывать им в обозначении понятий, которое беспредметно даётся другим содержаниям сознания, выделенным таким же образом.
Только продукт апперцепции,
апперцептивный объект AP, является сознательным.
По отношению к этим ненаблюдаемым восприятиям, этому в основном динамичному, редко статичному перцептивному фону нормальной бодрствующей жизни, наблюдение ассоциируется с вниманием, короче говоря, если обобщённо, с внимательным
апперцептивным восприятием.
Перцептивное представление, таким образом, содержит, в существенном для нас, только чувственные содержания, возникшие в результате слияния этих двух групп условий, возбуждающей перцептивной массы стимулов и возбуждающей
апперцептивной массы остатков идентичных более ранних стимулов.
Восприятия такого рода можно назвать непосредственными, несмотря на их
апперцептивную обусловленность.
Ведь чем больше
апперцептивных предпосылок восприятия уже понятийно проработано, т.е. структурировано в обоснованных суждениях, тем яснее и отчётливее может быть распознан наблюдаемый предмет, тем более систематически он может быть включён в ряд порядков нашего воображения.
Цель научного наблюдения также требует, чтобы понятийные
апперцептивные массы, составляющие которых прямо или косвенно возбуждаются, были как можно более многочисленными и обильными.
Но чем больше и существеннее
апперцептивные массы, которыми мы обладаем, тем лучше мы оснащены для того и другого.
Именно потому, что в научном процессе мы по большей части знаем, что мы хотим или должны наблюдать,
апперцептивное возбуждение почти неизбежно до начала действия стимула.
Также нет сомнений в том, что принудительное
апперцептивное внимание, которое мы должны преодолеть в состоянии сильной усталости, способно вызвать чувство неудовольствия в той мере, в какой это удаётся, если только мы не адаптировали себя к имеющимся стимулам путём временного перевозбуждения.
Нет необходимости, чтобы внимание, присущее научному наблюдению, стало актом в актуальном смысле, т.е. чтобы его
апперцептивная установка произошла произвольно.
Таким образом, без всякого вмешательства со стороны сложных процессов нашего сознания, которые мы обобщаем под именем воли как кажущуюся простоту,
апперцептивный предмет становится центром сиюминутного репродуктивного состояния.
Рассмотренные до сих пор
апперцептивные особенности научного наблюдения остаются в рамках, которые мы очертили выше вокруг внимательного восприятия в целом, включая, таким образом, восприятие животных.
Тем не менее, следует признать, что даже практические наблюдения человека, владеющего языком, даже те из них, которые лишены смысловой
апперцептивной основы, могут содержать ход суждения.
Ведь их
апперцептивная подструктура, как мы видели, сама по себе уже является оценочной, поскольку она концептуальна.
Поэтому в каждом из трех вышеупомянутых типов наблюдения может не хватать как импульса, так и времени, чтобы сознательно осуществить все или даже только несколько предикативно структурированных определений
апперцептивных масс.
Из этого мы должны сделать вывод, что взаимодействие
апперцептивных условий наблюдения не может быть сведено к общим правилам.
Схематизму
апперцептивных масс и внимания также можно «обучиться».
Пока обойдёмся без сообщаемых суждений, которые проникают не только в наблюдения ученика, но во многих случаях и в наблюдения эксперта, и направляют ход
апперцептивных масс, а также внимания.
Далее мы можем заново создавать стимулы для первоначальных перцептивных образов, снова наблюдать объекты, которые они вызывают, на основе накопленной за это время
апперцептивной массы, и сравнивать их с воспоминаниями об этих послеобразах.
Чем глубже понятийно прорабатываются возбуждённые
апперцептивные массы, тем больше материальные члены суждения наблюдения, субъект и предикат, наполняются определениями, которые по пути памяти перетекают из предыдущих наблюдений в настоящее.
Понятно, что эти
апперцептивные дополнения или расширения могут быть самых разнообразных видов.
Ибо правило событий проходит между этими двумя пограничными случаями в виде более или менее полного запоминания или воображения значений наряду с
апперцептивными словами-концепциями, воспроизводимыми путём слияния в восприятии.
Большое значение приобретает проблема
апперцептивного и сознательного восприятия учебного материала, подготавливающего осмысление его в определённой системе.
Повреждение данной области может вызвать два подтипа заболевания:
апперцептивная прозопагнозия и ассоциативная…
Синонимы:
апперцептивные галлюцинации (Кальбаум, 1866), абстрактные галлюцинации, «сделанные» и «чужие» мысли.
Некоторые исследователи также выделяют
апперцептивные псевдогаллюцинации, которые являются разновидностью слуховых: их характеризует чувство «вытягивания» или, наоборот, «вколачивания» мыслей.
По-новому представлена архитектоника события, особенно его центральное звено –
апперцептивный комплекс.
Поэтому можно утверждать, что
апперцептивное внимание доминирует в научном наблюдении.
Третий бахтинский тезис касается реакции реципиента: для каждого высказывания существует «
апперцептивный фон понимания, учитываемый говорящим», «ответная позиция» слушателя, «действительное или возможное высказывание другого (то есть его понимание, чреватое ответом или выполнением)».
Как воспринимающая масса P, так и
апперцептивная масса A не находятся в сознании; это не один из процессов, через которые они взаимодействуют.
Проективную методику: Тематический
апперцептивный тест (ТАТ), из которого мы планировали использовать 1—2 изображения в целях диагностики способностей к пониманию эмоционального состояния другого человека, к креативности, к пониманию причинно – следственных связей, к представлению и воображению, а также с целью диагностики особенностей самоидентификации и актуальных неосознаваемых эмоций, мотиваций и желаний.