Если больные, страдающие моторной
афазией, больше раздражаются от собственных речевых ошибок, то люди с сенсорной – обижаются на тех, кто не может понять их бессвязную речь.
Несмотря на большой интерес к данной проблеме, нарушение понимания речи на уровне отдельного слова изучалось преимущественно у больных, страдающих сенсорными формами
афазии.
Пациент, страдающий сенсорной
афазией, утрачивает способность понимать не только чужую речь, но и свою.
При динамической, эфферентной моторной и семантической
афазиях страдает также более высокий уровень порождения и реализации высказывания.
Нарушения понимания речи, возникающие при локальных поражениях мозга, у больных, страдающих
афазией, с давних пор привлекали внимание исследователей – неврологов, психологов, лингвистов.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: чехлик — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
При предъявлении задания на понимание существительных у больного с динамической
афазией лишь несколько, по сравнению с нормой, затянут поиск картинки, ошибок же он не допускает.
Нарушение процессов анализа и синтеза сообщений и речевой памяти, возникающее при поражении головного мозга, называется
афазией.
У него развилась
афазия, и он получил своё прозвище, потому что слово “тан” оказалось единственным, которое он остался способен произнести.
У каждого пациента из данной группы был диагностирован отдельный тип
афазии.
При акустико-мнестической
афазии также был подтверждён феномен нарушения понимания слова.
У взрослых больных в некоторых ситуациях корковую дизартрию зачастую ошибочно отождествляют с проявлениями
афазии моторного типа.
При сенсорной
афазии дефекты фонематического слуха ведут к распаду звукового состава воспринимаемого слова.
Для аграфии, алексии и
афазии характерно сохранение способности к самостоятельному приёму пищи, сопровождаемому произвольными движениями губ, языка, мышц, обеспечивающих процесс глотания.
Следует упомянуть симптом поражения заднего отдела височной и нижнего отдела теменной долей – амнестическую
афазию, для которой характерно выпадение возможности правильно называть предметы.
До недавнего времени большинство исследователей считали, что дефекты речи у больных с моторными
афазиями касаются лишь устной, экспрессивной её стороны, не затрагивая импрессивной речи.
Увеличение длины слова при данной форме
афазии приводит к ухудшению его понимания.
Из описанных распределений видно, что более грубые нарушения понимания слова обнаруживают
афазии, возникающие при поражении постцентральных афферентных систем коры головного мозга.
Открытие полустационаров с широким использованием трудовой терапии для больных с
афазией позволяет успешнее решать вопросы социальной адаптации и психотерапевтического воздействия.
Даже на уровне так называемых «текстов-примитивов» (то есть «текстовых структур небольших размеров с полным (или почти полным) отсутствием привычных для нормы специальных средств связности» – например, отдельных слов в речи детей и иностранцев, плохо знающих чужой язык, в речи больных
афазией, в разговорных репликах в диалоге или даже просто в кратких письменных «памятках» для себя о планируемых покупках и встречах) их восприятие оказывается цельным, поскольку оно диктуется аффективными и ассоциативными обстоятельствами.
Это убедительно показывает, что изменение самооценки при
афазии является следствием не заболевания вообще, но нарушения способности к вербальному и невербальному общению, резко изменяющего всю систему социальных взаимодействий больного, т.е. изменение самооценки является важным компонентом синдрома нарушений личности при дефектах коммуникации.
Основываясь на анализе литературных данных и собственных клинических наблюдениях, мы выдвинули гипотезу о том, что нарушение понимания речи при разных формах
афазии может проявляться уже на уровне отдельного слова, так как слово является важным элементом речи, с понимания отдельного слова начинается понимание целого текста, и оно невозможно без адекватной оценки значений отдельных слов.
Корковые дизартрии относятся к другому виду
афазии (алалии) – сенсорной и будут рассмотрены в следующей главе.
У больных с акустико-мнестической
афазией расстройства понимания речи связаны с нарушением слухо-речевой памяти [3].
Значительный процент в этой группе
афазий составляют ошибки звукоразличения (литеральные парагнозии).
Дефекты речевых функций (разные формы травматической
афазии: нарушение артикулированной речи, чёткого различения речевых звуков, константного смысла слов и спонтанного воспоминания речевых образцов, письма и чтения, понимания и продуцирования развёрнутой онематической речи, активных форм речевого мышления).
Изменения личности больных с
афазией отмечались многими исследователями [2–7].
Хотя некоторые исследования показывают, что при
афазии структура дискурса не повреждается (Ulatowska, Doyel, Stern, Haynes, North, 1983; Ulatowska, Freedman-Stern, Doyel, Macaluso-Haynes, North, 1983), более поздние работы свидетельствуют, что это не всегда верно.
Такую
афазию называют сенсорной.
Необходимость этой подготовительной фазы была вызвана тем, что, как уже указывалось выше, у всех больных с
афазией страдает сфера зрительных образов и представлений по типу их сужения, обеднения и трудностей актуализации.
Его речь также заметно пострадала, появились многочисленные признаки прогрессирующей
афазии.
В речи больных с амнестической
афазией мало существительных и много глаголов.
Критигеские нарушения:грубый трипарез, триплегия, грубый тетрапарез, тетраплегия, двусторонний паралич лицевого нерва, тотальная
афазия, постоянные судороги.
Обычно является симптомом
афазии; у детей наблюдается при алалиях.
Иначе говоря,
афазию вызывают расстройства мозга, а не заболевания органов слуха или голосовых связок.
Так, он отмечал, что при грубой
афазии эмоциональные компоненты речи и поведения в целом не нарушаются, и предположил, что эти компоненты могут быть функцией правого полушария, тогда как пропозиционные компоненты, такие, как словарь и синтаксис, являются функцией левого полушария.
В основе этой формы
афазии лежит слабость зрительных представлений, зрительных образов слов.
Разработал первую нейролингвистическую классификацию
афазий, в которой выделил различные её формы: номинативную, синтаксическую и семантическую.
Он обнаружил, что у пациентов с поражением левой доли мозга были характерные нарушения речи, известные сегодня как экспрессивная
афазия (это когда ты всё понимаешь, но отдел мозга, отвечающий за речь, «сломан» и ты ничего внятного не можешь сказать в ответ).
И самое для меня неприятное – речевые
афазии.
Мы специалисты по врождённой
афазии, так называемой глухонемоте.
У него лишь частичная амнестическая
афазия… – он поставил чай на нагревающую поверхность и сел рядом.
В случае
афазии – потери речевой способности из-за поражений мозга – последствия могут быть ужасными, и в некоторых случаях семье пострадавшего даже может казаться, что человек как целостная личность потерян навсегда.
Семантическая
афазия возникает при органическом повреждении коры области мозга на стыке теменной, затылочной и височной долей доминантного полушария (Head, 1926).
Имеются также указания на то, что повреждение доминантной гемисферы у детей, которые ещё не научились писать, не приводит к развитию
афазии.
Явления
афазии, агнозии, апраксии также являются достоверным признаком очаговой патологии.
Есть вероятность, что
афазия останется навсегда.
С момента аварии прошёл почти год, а проклятая
афазия не проходила.
Заболевание протекает с лихорадкой, сонливостью, появлением
афазии, аграфии, разнообразных экстрапирамидных гиперкинезов, развитием прогрессирующего мнестико-интеллектуального снижения, а в терминальной стадии – оглушения сознания и явлений децеребрационной ригидности.
Инсульт привёл к расстройству, называемому
афазией, при котором нарушается способность к общению и пониманию речи.
Доктора, обследовавшие меня, разглядели в моём нежелании говорить сразу несколько разновидностей
афазии.