Основатель
ваххабизма, впрочем, считал своё движение религиозным, а не политическим, концентрируясь на борьбе с нежелательными нововведениями (бид’а) в области религиозного культа, например, паломничеством к могилам святых, на «очищении» ислама от поздних влияний (например, суфизма) и на строгом соблюдении таухида (единобожия).
Лично знаком с влиятельными зарубежными лидерами
ваххабизма.
Заметная часть источников посвящена проблемам
ваххабизма и суфизма12, а также некоторым иным темам13.
Современный
ваххабизм являет себя движением социальной справедливости – социализмом.
Основные черты
ваххабизма – фанатизм и призыв к священной войне.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: отнорок — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
О том, что этот запрос пробивает себе дорогу, свидетельствует феномен
ваххабизма.
Конечно,
ваххабизм неоднороден, в нём есть разные сегменты и, говоря об антиклерикализме, я имею в виду его салафитское крыло.
– Раньше были методички по внешним признакам
ваххабизма, они хоть и любят отращивать бороды до пупка, но не всегда.
Широкое распространение
ваххабизма в северокавказском регионе, на наш взгляд, во многом тесно коррелирует с формированием политических режимов в этих республиках.
Исходным материалом служили не территориальные границы, а этносы и субэтносы, с учётом, что этническая принадлежность не является сдерживающим фактором для распространения идей
ваххабизма.
Лидеры международных террористических и экстремистских организаций по-прежнему предпринимают попытки по насаждению идеологии
ваххабизма в этом регионе, ставят своим сторонникам задачу любыми путями и средствами «взорвать» обстановку.
В последнее время появились сторонники
ваххабизма.
Заканчивая вводную часть, хотелось бы отметить, что ещё три десятилетия назад
ваххабизм представлял для общественности лишь академический интерес.
Обученные опытными инструкторами, прежде всего сотрудниками спецслужб и профессиональными военными из ряда мусульманских стран, выпускники таких лагерей могли одинаково быть и проповедниками
ваххабизма, и отлично подготовленными боевиками.
Например, рассматривая теологическую и ритуальную основу
ваххабизма, не обойтись без работ самого вероучителя [12–16], его последователей [17–19] и противников, придерживающихся разных исламских направлений и взглядов, – суннитов, шиитов, современных «модернизаторов» и т. д. [20; 26; 29 и др.].
Он явно не разделял и не одобрял идеологию исповедующих
ваххабизм полевых командиров.
Однако эти сильные стороны
ваххабизма и многообразие их проявлений, которые так симпатичны многим аналитикам, дискредитируются в глазах общественности, рядовых верующих методами вооружённого насильственного установления «исламских порядков».
Первым серьёзным реформационным движением в исламе стал
ваххабизм, направивший свой основной удар на рубеже XVIII–XIX веков против отклонений от чистоты первоначального ислама.
Самым опасным является постулат
ваххабизма о вооружённой борьбе.
Появление
ваххабизма, делающего ставку на личную духовность, привлекает многих жителей, потому что их пугают негативные процессы, которые происходят в регионе.
Одно из центральных мест в идейной платформе
ваххабизма занимает позиция непризнания любой власти, отходящей от предписаний шариата.
По опросам, проведённым автором, 24,4 % населения не считают
ваххабизм экстремистским течением.
Многие из них после возвращения на родину проявляли и проявляют себя как приверженцы радикальных течений в исламе, в частности
ваххабизма.
Религиозно-политическое движение салафитов представляет собой радикальное воинствующее направление
ваххабизма, направленное на установление исламской модели социального устройства с помощью методов устрашения без учёта национально-исторических особенностей того или иного региона.
Но даже между такими мощными структурами возникают противоречия по поводу поддержки
ваххабизма, получения материальной помощи от зарубежных исламских центров, связанных с ваххабитскими террористическими формированиями.
А бороду им предписывает носить их религия террористическая,
ваххабизм называется, понял?
Приводится лишь несколько его характеристик – таких как «приверженность ханафитскому мазхабу», «дружественность традиционного ислама православию», «противостояние ‘чуждому’ фундаменталистскому исламу, представленному
ваххабизмом/салафизмом».
Хотя текущие события говорят о том, что уже сегодня регулирование отношений с помощью обычного права перестаёт действовать и некоторые чеченцы, воспринявшие на этот раз всерьёз, а не формально, религиозные и моральные догмы
ваххабизма, не задумываясь, преступают грань вековых законов рода и, не боясь кровной мести, идут на убийство своих сородичей, не разделяющих их взгляды.
А вот русские деревни и посёлки, по дорогам которых колесили приверженцы
ваххабизма, вызывали в чеченской душе и уме протест.
В команде нашлось место не только горцам, но и славянам, в основном, украинцам, некоторые из которых приняли
ваххабизм.
У нас же иная цель – сделать
ваххабизм господствующей религией.
Разговор сразу же коснулся религии, а вернее, её новейшего ответвления, именуемого
ваххабизмом, ересью «салафитского» толка с идеей радикального реформаторства.
У тебя есть давние связи с дагестанскими исламскими лидерами, которые исповедуют
ваххабизм.
В республике наступает
ваххабизм!
– То, что они не признают
ваххабизм, не говорит о том, что они не мусульмане. А мы идём, чтобы помочь им понять истину.
Не разбираясь в религии, зная
ваххабизм лишь поверхностно, новоявленные борцы за чистоту веры собирали вокруг желающих заработать.
– Разумеется. На курсы командиров должны попадать и лидеры, принявшие
ваххабизм вместе со своими собственными политическими структурами.
По его мнению, в этой части света у «Аль-Каиды», и в целом
ваххабизма, было большое будущее, и он не жалел собственных средств, чтобы склонить старейшин и вождей на свою сторону.
Слушают всех, кроме представителей
ваххабизма.
Забавно, что все эти первогумовские и кафемаксовские обличители, как, впрочем, и обличаемые, учились и жили за счёт родителей, что в известной степени сковывало их карьеры в мире криминала или радикального
ваххабизма.
Наверное, ярые проповедники
ваххабизма пытаются заманивать в свою секту новых адептов.
В период становления
ваххабизма мало кто во внешнем мире понимал, что это такое.
Неудивительно, что османы просмотрели угрозу со стороны нарождающегося
ваххабизма.
Ислам они исповедуют в традициях суннитских суфиев,
ваххабизм может быть только искусственно занесённым.
Оно почти без боя – победило привнесённый сюда англичанами, довольно искусственный и беспомощный в теоретической борьбе
ваххабизм.
Слабость
ваххабизма была том, что он содержал тщательно продуманную духовную доктрину – но при этом, в нём почти ничего не было из того, что касалось повседневной жизни и экономики.
Если соединить два тезиса, получим «мочить бороду в сортире» – действенный способ противостояния
ваххабизму, освоенный в чеченских кампаниях.
А идеи
ваххабизма чечен вообще ни как не захватили.
Но ведь
ваххабизм никуда не денется, если его не сковырнуть и будет разрастаться, как плесень.