То, что традиционно именуется культурой со всеми её конкретными проявлениями, находит в этой области «место» и может объясняться из неё самой, без выхода в
гетерономную реальность.
Предприниматель в данном контексте должен рассматриваться не как автономная личность, хотя и имеющая очень высокую степень стремления к автономности и независимости, а как
гетерономный индивид, находящийся под влиянием надличных социальных структур.
Только в условиях этого фундаментального эстетического равенства всех произведений искусства каждое ценностное суждение, каждое вытекающее из него признание или непризнание потенциально могут быть опознаны как результаты
гетерономного вторжения политических или экономических сил в автономную сферу искусства.
В конце концов, тут может быть только один выход, заключающийся в том, что логическое долженствование подчиняют какой-нибудь
гетерономной санкции, вроде морали или нашего пожелания («кто хочет достигнуть того-то, должен держаться таких-то правил», «кто хочет цели, должен хотеть средств» и т. п.), и логика, претендующая быть основной дисциплиной, теряет всякий смысл.
Иными словами, индивидуальная свобода личности в развитом обществе в любом случае оказывается ограниченной коллективной свободой социума (а в реальности – волей большинства или меньшинства членов общества, персонифицированной в абстрактной воле государства), который выступает в качестве источника
гетерономных норм, лимитирующих индивидуальную автономию.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: рейдировать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Что касается статуса, то «коллежский габитус» выражался прежде всего в
гетерономном позиционировании историко-филологического знания.
Эти цифровые «инновации», которые на протяжении 2010-х годов будут завораживать планету и повсюду приветствоваться, есть основной вектор двойного феномена, с одной стороны, создающего видимость суверенитета, а с другой – ведущего к безоговорочному подчинению
гетерономным правилам и утрате самоуважения.
Послушание личности, учреждению или власти (
гетерономное послушание) есть подчинение; оно предполагает отказ от собственной автономности и принятие чужой воли или мнения вместо своего.
Законодателем моральных законов является не кто иной, как наш разум, независимый от чувственно-эмпирических импульсов, и поэтому позиция подлинной, критической морали – это позиция автономии, а все
гетерономные моральные системы, т.е. те моральные системы, которые стремятся вывести моральные законы из авторитета, отличного от чистого суждения о ценности, должны быть отвергнуты как ложная мораль и аберрация.
По его мнению, «все данные свидетельствуют о том, что в
гетерономном вмешательстве в процесс развития ребёнка, а позднее и взрослого человека, скрыты наиболее глубокие корни психической патологии и особенно деструктивности» (Фромм, 1990б, с. 86).
Возможно оспаривать автономность, первообразность религиозного сознания, признавая за религией только
гетерономное существование в качестве производного атрибута или же видя в ней лишь преходящую ступень развития сознания.
Разум, который черпает высший закон своих действий из других источников, – это
гетерономный разум; разум, который черпает высший закон своих действий из самого себя, – это автономный разум.
Советская система, как к ней ни относиться (моё отношение к ней неоднозначно, я вижу в ней много хорошего и много плохого), была, прежде всего, внешним
гетерономным ограничителем людей, как в плане морали, так и в плане солидарности.
Такое выделение лица как особо значимой формы сильно отличает наши реакции от механических реакций, которые называются
гетерономными.
Когда нам невропатолог ударяет по коленной чашечке и нога движется независимо от всего организма – это похоже на
гетерономную реакцию.
Социология смотрит на человека не как на автономную личность, а как на
гетерономного индивида, находящегося под влиянием надличных социальных структур.
Если я следую им, а не чужому мнению, я остаюсь самим собой; поэтому термин «послушание» может употребляться только метафорически и в смысле, фундаментально отличающемся от того, что имеет место при
гетерономном послушании.
Все
гетерономные моральные системы, которые хотят основывать моральные заповеди на повелении и воле какого-либо правителя, или на общепонятном благе, или на всеобщем стремлении к счастью, или на appetitus socialis, или на чём-то ещё, являются ложными.