Дискутируют о том, существовал ли
гностицизм уже во время первых христианских поколений или развился позднее, как результат распространения самого христианства.
К тому времени
гностицизм стал очень распространённым религиозным явлением.
Так в раннем и средневековом христианстве появились
гностицизм и мистицизм, в иудаизме – хасидизм и каббала, в буддизме – дзен и дзогчен, в исламе возник суфизм, а в индуизме зародилась адвайта веданта.
Другой учёный, обладающий не меньшим авторитетом, находит в суфизме элементы
гностицизма, а один английский профессор, который перевёл суфийскую книгу, склонен видеть в нём «маленькую персидскую секту».
Вся история как христианского, так и языческого
гностицизма окружена глубочайшей тайной и неизвестностью, потому что, хотя гностики и были плодовитыми писателями, почти ничего из написанного ими не сохранилось.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: прирастание — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Школа
гностицизма разделилась на две главные части, называемые александрийским и сирийским культами.
Свой путь изучения психодуховных практик автор начал с оздоровительной методики, в основе которой находится взгляд на человека, принятый в древней школе восточного
гностицизма.
Учение его уходит корнями в пантеистические системы иудейской каббалы, египетских верований, индуистской философии, платонизма, герметизма и других эзотерических учений, наиболее влиятельным из которых стал
гностицизм.
Несколько позже и греческий
гностицизм признал концепт реинкарнации, и это сыграло немаловажную роль в ранних христианских верованиях.
Позднеантичная мистика создаёт учение о первочеловеке как божественном существе, вмещающем всю смысловую структуру космоса (рассматриваемого уже как вторичное по отношению к первочеловеку); этот образ переходит в христианский
гностицизм и в иудейскую мистику, совмещая мотивы платонизма с новой, повышенной оценкой человека сравнительно с космосом.
Общая идея
гностицизма сходна с герметизмом: существует некоторое скрытое знание, посредством которого можно объединиться с божественным.
Одними из ранних сект
гностицизма являются офиты, учение которых представляет хаотическую смесь мифологических и религиозных представлений.
Это стремление рационализировать сверхъестественное типично для высших форм
гностицизма.
Гностицизм представлял собой совокупность религиозных течений, развивавших параллельно с христианством, но глубоко несхожих с ним в вероучительном плане.
Отечественные исследователи, вероятно, должны более осторожно перенимать западные стандарты толкования мира хотя бы в свете того, что на западе увлечение
гностицизмом имеет глубокие корни и проникает в интеллектуальные элиты, что девальвирует высокую культуру, подталкивая социум к гуманитарной катастрофе.
Но был ещё один аспект, на который стоит обратить внимание – так называемое магическое сознание, с которым очень часто несправедливо отождествляют как древний
гностицизм, так и его возможные современные направления.
Подчёркиваю, – не осуждение, а именно интерпретация, которая, учитывая значимость этого опыта, не редуцировала бы его к рецепциям различных вариантов
гностицизма, или к языческой «тоске по женскому божеству» – либо ещё к чему бы то ни было…
Можно сказать, что в этот период предыдущее собрание магических практик, мистерий, религиозных культов, с одной стороны, и развитие философской мысли, с другой стороны, соединились в три новых элемента – традицию герметизма, традицию
гностицизма и, наконец, теургию как новую «философскую» магию.
Но и первые, и вторые убеждены в том, что
гностицизм возникал в условиях, когда древний мир (иудейский и языческий) исчерпав свои интеллектуальные ресурсы, находился в глубоком кризисе.
Хотя лично я думаю, что это будет, не совсем возрождение
гностицизма, а это будет возрождение богоборчества, и оно вновь начнёт становиться реальной силой.
Однако
гностицизм проповедует освобождение от материи вообще и от плоти в частности, а хилиазм учит о воскресении плоти.
Если эта традиция и восходит к учению
гностицизма, то, скорее всего, очень опосредованно, и здесь надо учитывать влияние на всю ренессансную литературу провансальской лирики.
На самом деле, то, что входит в понятие «оккультно-магической („эзотерической“) традиции», существовало задолго до возникновения
гностицизма и имеет к нему косвенное отношение.
По иудейским источникам (апокалиптическим и позднейшим иудейским книгам), по посланию к колоссянам, по псевдоклементинам, по явлению элкесаитов и проч. можно заключить, что в I веке существовал многовидный иудейский
гностицизм, на который повлияли не столько эллинские, сколько азиатские культовые спекуляции и мифологемы.
Природа
гностицизма и её следствия будут занимать нас в следующей главе.
Материя же последователям
гностицизма представлялась греховной, отягощённой злом, борющейся с божественными проявлениями.
Протестантизм отрицает идеологию
гностицизма (таинств) и пантеизма (богоматерии), считая их пережитками язычества.
Главная мысль статьи заключается в том, что даже переформатированный на новый лад
гностицизм продолжает оставаться весьма опасным антисоциальным явлением в связи с особой деструктивной настроенностью в отношении мира, человека, истории.
Особенно это представление характерно для так называемого
гностицизма, ереси II–III столетий, отрицающей все земное, все сотворенное.
Гностицизм можно охарактеризовать знаменитым высказыванием наших мудрецов: «никакое зло не происходит свыше».
Огромное воздействие на западную цивилизацию оказал окружённый глубочайшей тайной
гностицизм.
Гностицизм считается наиболее первым ярким примером проявления антисистемы в мировой истории.
В религии друзов уживаются элементы иудаизма, мусульманства и христианства с примесью
гностицизма и магии персидских жрецов.
В первые века нашей эры, то есть на заре христианства некоторые авторы обвиняли его в том, что он являлся чуть ли не основателем
гностицизма.
Приверженцы радикальных форм
гностицизма считали материальный мир безнадёжно испорченным, а человеческое тело – гнусной тюрьмой, ловушкой для пленённой души.
В целом его назвали
гностицизмом.
Он, если верить интернет-справочникам, уже лет двадцать занимается историей европейского
гностицизма.
Метемпсихоз был отчасти воспринят некоторыми античными философскими школами (в частности, пифагорейцами) и некоторыми представителями различных направлений
гностицизма.
Гностицизм существует до сих пор.
С начала семидесятых он с головой уходит в изучение двух основных, структурообразующих для будущей большой книги тем: египетского
гностицизма, а также истории и идеологии ордена тамплиеров.
Таким образом, скажем ли мы, что каббализм и
гностицизм произошёл от маздаизма или зороастризма, – это будет одно и то же, если только мы не имели в виду экзотерического поклонения, чего мы не имели в виду.
Поэтому нам не следует удивляться, вновь обнаруживая во всех основных догмах
гностицизма метафизические учения как брахманизма, так и буддизма.
То трагическое семя, из которого взросли её дела и мысли, было семенем пессимистического
гностицизма.
Итак, в настоящем исследовании рассматривается то, что в контексте исследования
гностицизма называлось то протестной экзегезой и обратной экзегезой, то «герменевтическим принципом… бунта»: способ интерпретации, когда превозносятся те библейские персонажи, которых все давно привыкли воспринимать как злодеев, и, наоборот, порицаются те, кого принято считать «хорошими» .
Герметизм вместе с
гностицизмом порождают общий синдром тайны.
Собственно
гностицизм связан с верованиями некоторых еретических сект в эпоху раннего христианства, они требовали обладания гнозисом или специальным эзотерическим знанием о духовных предметах.
Это явление осталось в истории христианства под названием
гностицизм.
Если понимать
гностицизм с точки зрения опытного познания иной реальности, то второе положение вполне сочетается с первым.