– Однонаправленность.Путь в процессе
грамматикализации всегда ведёт от менее грамматичного явления к более грамматичному.
Ни в какой другой области лингвистических исследований разведение этих двух подсистем, входящих в индивидуальную языковую систему человека, не является столь значимым и даже необходимым, поскольку каждая из них имеет свои механизмы формирования и особенности функционирования в процессе восприятия и порождения речи, и при этом на всех этапах языкового развития осуществляется самое тесное и разнонаправленное их взаимодействие, которое условно можно назвать
грамматикализацией лексикона и лексикализацией грамматики.
Именно в данной области наблюдаются наиболее существенные различия между освоением языка ребёнком и инофоном: ребёнок гораздо успешнее инофона в сфере
грамматикализации лексикона, что выражается в почти полном отсутствии у него «телеграфной» (аграмматичной) речи (см. подробнее раздел 5).
Определённое число семантических, синтаксических и фонологических процессов взаимодействуют при
грамматикализации морфем и целых конструкций [Lehmann 1982, с. х].
Синтаксическая реинтерпретация нередко определялась в качестве важного механизма
грамматикализации (см. [Heine et al. 1991; Hopper & Traugott 1993; Givon 2001]).
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: сеево — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Возникновение и развитие основного объекта нашего исследования – фразем разного рода – мы определяем как один из этапов грамматической концептуализации (в смысле R Лангакера), как частный случай
грамматикализации.
Иллюстрацией этого процесса может служить судьба местоимения себя и суффикса– ся в русском языке: будучи исходно вариативными формами одной лексемы, они прошли разными путями
грамматикализации, постепенно теряя ударение, формы склонения и, наконец, лексическую самостоятельность (суффикс– ся).
Очень явным при этом становится процесс
грамматикализации: видно, как партикулы, изначально обладающие диффузной семантикой, или, скажем, семантикой неопределимой, будучи соединёнными в пары, приобретают более отчётливое значение или даже значение категориального класса.
Одно из направлений, достижения которого послужили фоном для настоящего исследования, принято называть
грамматикализацией – термином, который имеет в настоящее время два значения.
Ни в какой другой области лингвистических исследований разведение этих двух подсистем, входящих в индивидуальную языковую систему человека, не является столь значимым и даже необходимым, поскольку каждая из них имеет свои механизмы формирования и особенности функционирования в процессе восприятия и порождения речи, и при этом на всех этапах языкового развития осуществляется самое тесное и разнонаправленное взаимодействие этих двух подсистем, которое можно в весьма условном смысле назвать
грамматикализацией лексикона и лексикализацией грамматики.