Однако до сих пор в отечественной
дефектологии и специальной психологии тесты применяются ограниченно.
В хрестоматию вошли теоретические, экспериментальные и прикладные исследования отечественных авторов в области
дефектологии, детской психиатрии, нейро– и патопсихологии.
Каждая из отраслей
дефектологии ставит своей целью создание оптимальных условий, в которых наиболее эффективно осуществлялись бы воспитание, обучение и всестороннее развитие детей с отклонениями в развитии.
Исключительно важную роль для разработки теории и практики
дефектологии сыграл состоявшийся в 1924 г.
Особо следует подчеркнуть самую тесную связь
дефектологии с общей педагогикой.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: акупрессурный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
На протяжении многих лет вопросы изучения, обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии интегрировались в рамках
дефектологии.
Долгое время в
дефектологии использовались термины аномальное развитие, аномальный ребёнок.
Становление специальной педагогики в нашей стране происходило в рамках науки
дефектологии, затем в начале 90-х гг.
Дефектология разрабатывает научно-обоснованные пути компенсации этих дефектов.
При изучении детей и подростков с ограниченными возможностями и разработке системы их воспитания и обучения
дефектология как наука опирается на данные других наук, на результаты исследований в других областях знания.
Таким образом,
дефектология активно и творчески опирается на современные достижения целого ряда наук, в свою очередь обогащая их ценными данными, полученными в специально педагогических и психологических исследованиях.
Одним из основных направлений развития современной
дефектологии является единство педагогического процесса (воспитание, образование, обучение).
Целью применения психологической диагностики в практической
дефектологии (специальной психологии, коррекционной педагогике) является определение уровня умственного развития, уровня интеллекта детей и вместе с тем дифференциальная диагностика нарушений развития.
Как я понимаю теперь, все эти разделы
дефектологии содержат интереснейшие и сложнейшие теоретические вопросы, спаянные с важными психолого-философскими и медицинскими доктринами (думаю, частично затронуть некоторые из них в ходе дальнейшей беседы).
Характер нарушения речи ребёнка с недостатками слуха и влияние этих дефектов на умственное развитие настолько изучены в советской
дефектологии, что психологи в детских психологических консультациях могут использовать готовые методы исследования, существенно уточняющие диагностику этих групп детей.
Предметом изучения
дефектологии являются лица (дети и взрослые), имеющие отклонения в психофизическом и речевом развитии, их воспитание, обучение и адаптация к жизни в обществе.
Проблемы специальной педагогики и психологии / Труды института
дефектологии, 1948, вып.
Содержание ряда статей близко перекликается с содержанием аналогичных статей в «Дефектологическом словаре», поскольку основные понятия
дефектологии не претерпели существенных изменений.
Важное значение для
дефектологии имеет использование данных языкознания, раскрывающих сущность и закономерности усвоения детьми языка, формирования языковой способности, овладения речевой деятельностью, роль и значение которой в развитии ребёнка поистине огромна.
Ряд статей в новом издании дополнены, включено свыше 100 новых статей, в том числе статьи-персоналии, посвящённые известным учёным, внёсшим значительный вклад в развитие
дефектологии.
Изучая особенности развития аномальных детей (особенности психического развития, познавательной деятельности и др.),
дефектология опирается на данные общей и детской психологии, которая вскрывает закономерности формирования психических процессов у детей и помогает понять специфику их проявлений при различных аномалиях развития.
Логопедия– наука, направленная на изучение расстройств речи и изучающая различные типы речевых расстройств, а также методы их предупреждения и исправления; является неотъемлемой составной частью
дефектологии, направленной на изучение общих закономерностей развития детей с разнообразными физическими и нейрологическими отклонениями.
До настоящего времени единственным справочным источником по
дефектологии служил «Дефектологический словарь» (2-е изд., М.: Педагогика, 1970).
Специальная психология, являясь одной из отраслей психологии, одновременно входит в структуру целостного знания о детях с отклонениями в психофизическом развитии, которое называется
дефектологией.
Специальная психология в поле
дефектологии занимает место, с одной стороны, граничащее с психиатрией, а с другой – с коррекционной педагогикой.
Дефектология обеспечивает научные основы работы специальных образовательных учреждений (школ, дошкольных учреждений, детских домов и др.), которые являются важным структурным компонентом всей системы государственного образования.
Правомерность такого предпочтения терминологии обусловлена тем, что большинство отечественных психологических и педагогических исследований пока опирается на традиционное для российской
дефектологии понятие задержки психического развития.
Современная позитивистская
дефектология, между тем, ориентирует на поиск уже имеющихся и перспективно значимых ресурсов и разработку благоприятного статуса ребёнка, внутреннего и интегративного.
Патопсихология находится на стыке между психологией и психиатрией, её цели и задачи часто перекликаются с проблемами
дефектологии, нейропсихологии, психофизиологии.
Это обусловливает принципиальную важность нейропсихологии для развития и решения актуальных проблем в рамках самых разных дисциплин, в том числе
дефектологии.
Я поняла: «Вот оно решение» Поступила на факультет
дефектологии по специальности «логопед коррекционных учреждений».
Отечественная научная школа
дефектологии располагает значительным опытом разработки научно-методических подходов к диагностике нарушений развития у детей раннего возраста и к содержанию ранней комплексной помощи.
В отделении
дефектологии самой крупной детской больницы.
В курсе клинической
дефектологии рассматриваются такие проблемы эволютивной психиатрии и психологии, как умственная отсталость и нарушения в формировании школьных навыков.
Тем не менее, в практической медицине и
дефектологии диагноз «задержка психического развития» в настоящее время является наиболее приемлемым.
Обучением и воспитанием таких детей занимается
дефектология, а их социальным устройством – службы социальной защиты населения.
Но, впрочем, девочка, которая последовательно сначала полностью ушла в частную сферу, где совместила любимую
дефектологию с психологическим консультированием семей, затем выпустила книгу, а потом начала писать сценарии и играть в спектаклях, всегда в глубине души знала, что по большей части это всё пустая болтовня.
– Базовые понятия и принципы
дефектологии, применимые в социальной и профессиональной сферах.
Только с идеей качественного своеобразия (не исчерпываемого количественными вариациями отдельных элементов) тех явлений и процессов, которые изучает
дефектология, она впервые приобретает твёрдую методологическую основу, ибо никакая теория невозможна, если исходить исключительно из отрицательных предпосылок, как невозможна никакая воспитательская практика, построенная на чисто отрицательных определениях и основах.
Как только утверждено своеобразие изучаемого
дефектологией мира явлений, так сейчас же возникает вопрос о принципах и способах познания и изучения этого своеобразия, т. е. проблема философская.
Реакция против этого количественного подхода ко всем проблемам теории и практики составляет самую существенную черту
дефектологии современной.
Как для современной медицины важна не болезнь, но больной, так для
дефектологии объектом является не недостаток сам по себе, но ребёнок, отягощённый недостатком.
Самую глубокую и острую проблему современной
дефектологии составляет история культурного развития дефективного ребёнка.
Считать и мерить в
дефектологии начали раньше, чем экспериментировать, наблюдать, анализировать, расчленять и обобщать, описывать и качественно определять.
Практическая
дефектология избрала тоже этот наиболее лёгкий путь числа и меры и пыталась осознать себя как малую педагогику.
Чисто арифметическая концепция дефективности – характерная черта отживающей, старой
дефектологии.
Дефектология проделывает сейчас идейную работу, похожую на ту, которую в своё время проделали педагогика и детская психология, когда они защищали положение: ребёнок не есть маленький взрослый.
Дефектология борется сейчас за основной тезис, в защите которого видит единственный залог своего существования как науки, именно тезис, гласящий: ребёнок, развитие которого осложнено дефектом, не есть просто менее развитой, чем его нормальные сверстники, ребёнок, но иначеразвитой.
Было бы, однако, величайшей ошибкой думать, что с нахождением этой идеи методологическое оформление новой
дефектологии закончено.
Помимо тенденции к философскому оформлению, перед современной
дефектологией встают совершенно конкретные отдельные проблемы.