Между тем, в рамках каждого из разделов
дефектологии они принципиально важны.
Однако до сих пор в отечественной
дефектологии и специальной психологии тесты применяются ограниченно.
На протяжении многих лет вопросы изучения, обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии интегрировались в рамках
дефектологии.
Каждая из отраслей
дефектологии ставит своей целью создание оптимальных условий, в которых наиболее эффективно осуществлялись бы воспитание, обучение и всестороннее развитие детей с отклонениями в развитии.
Исключительно важную роль для разработки теории и практики
дефектологии сыграл состоявшийся в 1924 г.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: хэбэ — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Особо следует подчеркнуть самую тесную связь
дефектологии с общей педагогикой.
Долгое время в
дефектологии использовались термины аномальное развитие, аномальный ребёнок.
Становление специальной педагогики в нашей стране происходило в рамках науки
дефектологии, затем в начале 90-х гг.
Специальная психология, являясь одной из отраслей психологии, одновременно входит в структуру целостного знания о детях с отклонениями в психофизическом развитии, которое называется
дефектологией.
Специальная психология в поле
дефектологии занимает место, с одной стороны, граничащее с психиатрией, а с другой – с коррекционной педагогикой.
Дефектология разрабатывает научно-обоснованные пути компенсации этих дефектов.
При изучении детей и подростков с ограниченными возможностями и разработке системы их воспитания и обучения
дефектология как наука опирается на данные других наук, на результаты исследований в других областях знания.
Таким образом,
дефектология активно и творчески опирается на современные достижения целого ряда наук, в свою очередь обогащая их ценными данными, полученными в специально педагогических и психологических исследованиях.
Одним из основных направлений развития современной
дефектологии является единство педагогического процесса (воспитание, образование, обучение).
Развитие предмета сурдопедагогики согласуется с трансформациями предметных областей
дефектологии и общей педагогики, и его модификация может быть одним из средств преодоления негативных явлений в теории и практике специального образования.
Проблема стандартизации специального образования в нашей стране является новой и в соответствии со сложившимися в советской
дефектологии традициями наиболее разработанной к настоящему времени является та его часть, которая относится к школьному периоду специального образования.
Предметом изучения
дефектологии являются лица (дети и взрослые), имеющие отклонения в психофизическом и речевом развитии, их воспитание, обучение и адаптация к жизни в обществе.
Важное значение для
дефектологии имеет использование данных языкознания, раскрывающих сущность и закономерности усвоения детьми языка, формирования языковой способности, овладения речевой деятельностью, роль и значение которой в развитии ребёнка поистине огромна.
Правомерность такого предпочтения терминологии обусловлена тем, что большинство отечественных психологических и педагогических исследований пока опирается на традиционное для российской
дефектологии понятие задержки психического развития.
Изучая особенности развития аномальных детей (особенности психического развития, познавательной деятельности и др.),
дефектология опирается на данные общей и детской психологии, которая вскрывает закономерности формирования психических процессов у детей и помогает понять специфику их проявлений при различных аномалиях развития.
Логопедия– наука, направленная на изучение расстройств речи и изучающая различные типы речевых расстройств, а также методы их предупреждения и исправления; является неотъемлемой составной частью
дефектологии, направленной на изучение общих закономерностей развития детей с разнообразными физическими и нейрологическими отклонениями.
Дефектология обеспечивает научные основы работы специальных образовательных учреждений (школ, дошкольных учреждений, детских домов и др.), которые являются важным структурным компонентом всей системы государственного образования.
Как я понимаю теперь, все эти разделы
дефектологии содержат интереснейшие и сложнейшие теоретические вопросы, спаянные с важными психолого-философскими и медицинскими доктринами (думаю, частично затронуть некоторые из них в ходе дальнейшей беседы).
Патопсихология находится на стыке между психологией и психиатрией, её цели и задачи часто перекликаются с проблемами
дефектологии, нейропсихологии, психофизиологии.
Изначально специальная психология была ориентирована на теоретическую и практическую
дефектологию.
Это обусловливает принципиальную важность нейропсихологии для развития и решения актуальных проблем в рамках самых разных дисциплин, в том числе
дефектологии.
Я поняла: «Вот оно решение» Поступила на факультет
дефектологии по специальности «логопед коррекционных учреждений».
Проблемы специальной педагогики и психологии / Труды института
дефектологии, 1948, вып.
Отечественная научная школа
дефектологии располагает значительным опытом разработки научно-методических подходов к диагностике нарушений развития у детей раннего возраста и к содержанию ранней комплексной помощи.
В отделении
дефектологии самой крупной детской больницы.
Например, если человек изучает
дефектологию лишь для получения диплома, его мотивация будет низкой, что может привести к поверхностному запоминанию информации.
Ряд статей в новом издании дополнены, включено свыше 100 новых статей, в том числе статьи-персоналии, посвящённые известным учёным, внёсшим значительный вклад в развитие
дефектологии.
В курсе клинической
дефектологии рассматриваются такие проблемы эволютивной психиатрии и психологии, как умственная отсталость и нарушения в формировании школьных навыков.
До настоящего времени единственным справочным источником по
дефектологии служил «Дефектологический словарь» (2-е изд., М.: Педагогика, 1970).
Тем не менее, в практической медицине и
дефектологии диагноз «задержка психического развития» в настоящее время является наиболее приемлемым.
Современная позитивистская
дефектология, между тем, ориентирует на поиск уже имеющихся и перспективно значимых ресурсов и разработку благоприятного статуса ребёнка, внутреннего и интегративного.
Обучением и воспитанием таких детей занимается
дефектология, а их социальным устройством – службы социальной защиты населения.
Но, впрочем, девочка, которая последовательно сначала полностью ушла в частную сферу, где совместила любимую
дефектологию с психологическим консультированием семей, затем выпустила книгу, а потом начала писать сценарии и играть в спектаклях, всегда в глубине души знала, что по большей части это всё пустая болтовня.
– Базовые понятия и принципы
дефектологии, применимые в социальной и профессиональной сферах.
Эти теоретические материалы мы намеренно включили в книгу в развёрнутом виде, так как они, по нашему мнению, составляют ту ось анализа психологии атипичного развития, которая «работает» именно на психологический ракурс проблематики науки, многие годы развивавшейся преимущественно в русле
дефектологии (педагогической науки).
Продолжая решать задачи исследований в направлениях, определяющих познание разных форм нарушенного развития и нарушенной психической деятельности у расширенного контингента детей, не являющихся субъектами
дефектологии, специальная психология выходит на новые рубежи востребованных современными условиями жизни задач.
Как только утверждено своеобразие изучаемого
дефектологией мира явлений, так сейчас же возникает вопрос о принципах и способах познания и изучения этого своеобразия, т. е. проблема философская.
Реакция против этого количественного подхода ко всем проблемам теории и практики составляет самую существенную черту
дефектологии современной.
Как для современной медицины важна не болезнь, но больной, так для
дефектологии объектом является не недостаток сам по себе, но ребёнок, отягощённый недостатком.
Самую глубокую и острую проблему современной
дефектологии составляет история культурного развития дефективного ребёнка.
Считать и мерить в
дефектологии начали раньше, чем экспериментировать, наблюдать, анализировать, расчленять и обобщать, описывать и качественно определять.
Практическая
дефектология избрала тоже этот наиболее лёгкий путь числа и меры и пыталась осознать себя как малую педагогику.
Чисто арифметическая концепция дефективности – характерная черта отживающей, старой
дефектологии.
Дефектология проделывает сейчас идейную работу, похожую на ту, которую в своё время проделали педагогика и детская психология, когда они защищали положение: ребёнок не есть маленький взрослый.
Дефектология борется сейчас за основной тезис, в защите которого видит единственный залог своего существования как науки, именно тезис, гласящий: ребёнок, развитие которого осложнено дефектом, не есть просто менее развитой, чем его нормальные сверстники, ребёнок, но иначеразвитой.