Представляете, какая сильная установка
долженствования была в голове у этой мамы?
Согласно такому пониманию посредствующим звеном между нравственной эмпирией, моральным
долженствованием и их реальным синтезом является моральная личность.
Но во всяком случае мы имеем здесь соединение категорий
долженствования или оценки и исторического бытия и в исторической науке.
Этим ставится новая задача нравственной жизни – наполнить пустую форму абсолютного
долженствования конкретным относительным содержанием, найти мост от абсолютного к относительному114*.
На самом деле толкование морали как
долженствования является наиболее влиятельным и спорным историческим исследованием и ближе всего подходит к онтологическому изучению морали, то есть проникновению в её сущность.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: коробочек — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Проблема
долженствования есть лишь общее обозначение целого ряда проблем и перед всеми ими безмолвствует позитивная теория прогресса.
Недавно я проводила опрос в своём блоге, и девушки написали огромное количество женских
долженствований, с которыми сталкивались в жизни.
Подчинение
долженствования бытию, выведение первого из второго коренится в некритическом отношении, мы бы сказали, в идолопоклонстве перед принципом причинности.
Можно сказать, коржевского дискурса как такового при его жизни не существовало, была система однотипных экфрасисов, ограниченных прескрипциями – знаками
долженствования.
Идея
долженствования, к которой немецкий философ сводил сущность морали, представлялась ему важной, но недостаточной и не раскрывающей целиком этого явления.
Тем не менее кантианские мотивы
долженствования как основополагающей черты морали и обязательного характера моральных правил здесь доминируют.
На протяжении всей истории многие мыслители, будь то идеалисты или старые материалисты, при анализе онтологической природы
долженствования либо придерживались идеалистической диалектики, либо углублялись в метафизику.
Нечто подобное являет собой печатный календарь, определяя
долженствование каждого дня и целого года детской жизни, но далеко не исчерпывая их содержания.
Наоборот, философское размышление своим критическим отношением к вере в причинность не может не подкреплять непосредственного сознания особой природы нравственного
долженствования, предполагающего свободное или творческое действование.
Их сегодня называют «деонтическими понятиями», то есть понятиями
долженствования, указывающими на то, что необходимо реализовать (например, понятие «социализм» указывает на задачу строительства социалистического общества).
Помимо соответствия фактам и принципу «
долженствование предполагает возможность», приемлемая прескриптивная доктрина должна соответствовать фундаментальным ценностным суждениям.
Критикуя императивное понимание морали в кантовской этике долга, базирующейся на понятии категорического императива (безусловного
долженствования), и полагая, что такая этика всего лишь перелицовывает теистическую мораль декалога (т. е. такое обоснование морали, когда за фундамент последней принимается понуждающая сила повеления – запрета или предписания).
Почему из ряда своих прошлых поступков, имеющих совершенно равное значение с точки зрения общего для них господства закона причинности, одни я квалифицирую как нравственные, согласные с законом
долженствования, другие как безнравственные, с ним не согласные, причём за них мучит меня совесть, хотя я не могу их изменить и уничтожить?
Именно эти последние нормы отличаются особым модусом значимости – модусом
долженствования (Geltungsmodus des Sollens).
Но это чувство
долженствования присуще только одному человеку, а не всем людям по умолчанию.
И наоборот, этическое
долженствование не может не иметь определённой утвердительности, полагая картину идеального будущего.
Выражая момент
долженствования она обладает потенциальной действительностью, но в то же время задаёт нормативную силу действующему праву.
Ибо мир права – это в основе своей мир
долженствования, а не существования.
Этическую категорию
долженствования можно сравнить с компасом, не только помогающим человеку выбирать способы ориентации в житейских ситуациях, но и адекватно понимать их.
Но сейчас, когда вы взрослый состоявшийся человек, такие требования и
долженствования уже не актуальны.
Если в голове звучит хор из критики, родительских
долженствований и общественного мнения, мы не услышим и не сможем расшифровать послание такого нужного нам внутреннего зова.
Все эти
долженствования мешают выработать личный подход к воспитанию.
Долженствование связано с границами, а невыполненное требование будет воспринято как нарушение границ, за которым последует чувство гнева.
Эти действия лежат в таком измерении жизни, где ни о каком профессиональном
долженствовании речи быть не может, как не может быть речи о предписании или запрещении врачу давать больному свою собственную кровь.
Деонтологическое изучение отношений
долженствования может открыть нам многие закономерности, которыми определяется движение мироздания.
Здесь should не является модальным глаголом (не имеет значение
долженствования), поэтому данное предложение переводится сослагательным наклонением.
Для него действительное противоречие существует не между моралью и правом, а между разными состояниями правового и нравственного сознания, что подтверждается неуклонным тяготением правовых норм к нравственным требованиям и позитивным взаимоотношением права и морали, что получило выражение в языке, где принцип
долженствования совпадает с сознанием обязанности.
Таким образом, идеи – это «правила рассмотрения объектов», а «не законы их устройства», они субъективны и относятся к трансцендентной сфере
долженствования, стоящей над научной сферой понятийной обработки действительности.
Нравственное
долженствование может влиять на наши действия, вполне «вписывающиеся» в рутину политической жизни, хотя в чём-то, пусть в малом, «корректирующие» её.
Поэтому правовая онтология оказывается онтологией интерсубъективности, а «первореальностью» права выступает смысл права, заключающийся в определённом
долженствовании.
Глагол deber выражает высшую форму
долженствования в испанском языке.
Следовательно, понятие
долженствования имеет непосредственное отношение к феномену понимания: понятое знание о мире обязательно включает представление о том, каким должен быть мир.
Когда людям в состоянии
долженствования хамят, они могут думать, что причина в них, а не в том, кто хамит, и ищут ему оправдание.
Особый план структур сознания субъектов определяют социальные нормы, которые охватывают весь спектр возможных поведенческих реакций, действий и активности личности, вводят в мир человека особый аспект, особый план, особую модальность
долженствования – модальность ценности и оценки, измерения допустимого, приемлемого, желательного, ожидаемого, необходимого.
Долженствование возникает лишь в соотнесении истины (в себе значимой) с нашим действительным актом познания, и этот момент отнесённости есть исторически единственный момент, всегда индивидуальный поступок, совершенно не задевающий объективной теоретической значимости суждения, поступок, оцениваемый и вменяемый в едином контексте единственной действительной жизни субъекта.
Но что же тогда означает фраза «истина есть не что иное, как признание
долженствования?»?
Теоретико-познавательный идеализм отрицает трансцендентное бытие, но признает трансцендентное
долженствование.
Успех личности, полнота самореализации возможны для любой личности, но всегда есть одно условие – это надо пережить внутренней необходимостью, моральным императивом
долженствования [2, 8].
Интерсубъективность
долженствований всегда содержит в себе динамический аспект, включая производство знаний и их интерпретацию, а также и трансляцию социально значимой информации о должном и возможном, желательном и запрещённом поведении.
Как уже было упомянуто выше, модальный глагол must не всегда означает
долженствование.
В самом деле, действительная личность есть деятель, осознающий абсолютные ценности и
долженствование осуществлять их в своём поведении.
Правовая обязанность представляет собой выраженное в норме права необходимое
долженствование субъекта права и является по своей природе необходимым вариантом будущего поведения лица; в свою очередь, юридическая обязанность находит выражение в конкретном поведении человека и осуществляется в рамках конкретно-определенного правоотношения.
Модель нездоровой любви к себе (на основе нарциссизма) и здоровой любви к себе (на основе заботы о себе и без тирании
долженствования).
Для эвдаймонизма удовольствие – это мотив, цель, назначение и содержание действия, тогда как ценностное удовольствие – лишь следствие морального действия, определения чистого
долженствования, но оно никогда само не может быть определяющим фактором морального действия.
Попытки биологически обосновать
долженствование суть недомыслия, не стоящие рассмотрения.