Но и среди тех, кто верно служил государю, многие увлекались
западничеством.
Невзирая на увлечения
западничеством, он был глубоко верующим.
Но в целом ситуация с
западничеством получилась парадоксальной.
Указанная мыслительная структура была характерна и для различных тенденций и оттенков
западничества, которое отнюдь не было примитивным призывом к копированию западных социальных форм.
Евразийство сегодня противопоставляется
западничеству и главный вопрос состоит в том, чтобы заменить это противопоставление на вежливо-корректную отстранённость.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: ошлаковаться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Последовавший за этими событиями кризис русской дворянской культуры получил своё историософское осмысление в диалоге
западничества и славянофильства – двух сторон одной культуры, двух форм русского романтизма.
Метастазы
западничества проникли во все слои общества, историческая память у многих людей приглушилась тем более, что она в основном была связана с годами борьбы и страданий.
Дело в том, что излишне эмоциональное отрицание
западничества может заманить человека в ту же ловушку, в которую как раз и попали российские западники, рьяно отрицая не только значение восточных культур, но даже и значение собственной.
А
западничество характеризовал как «чужебесие».
Поскольку наши предприниматели болеют
западничеством и хотят иметь всё, как у их учителей и кумиров оттуда, психологи вынуждены приспосабливаться к требованиям рынка и маскироваться под то, что модно на главных рынках мира.
Если у средневековых летописцев незыблемой основой мышления было православие, то для интеллигенции XIX столетия такой же непререкаемой истиной считалось либеральное
западничество.
Какой же смысл доказывать наличие исторических корней современного российского
западничества, если эти корни выкорчеваны?
Согласно летописным источникам, некоторых-таки сожгли по его приказу – вот каким было тогда
западничество!
Да и у нас среди разлива того крайнего
западничества, которое называется нигилизмом, он умел видеть корень и этих извращённых стремлений, умел понимать и жалеть и эти заблудшие души.
Обрела идеологию
западничества, подкрепляющую и оправдывающую эгоистичные выгоды и амбиции.
Она ведь ещё с начала XIX в. целенаправленно отравлялась ядом
западничества.
С позиций
западничества старались переосмыслить и далёкое прошлое, сменить оценки, которые признавали устаревшими, на более близкие и понятные для себя и окружающих.
И эта же образованная верхушка, заражённая фальсификатами
западничества, воздействовала на простонародье.
По мнению среднестатистического эмигранта, именно русская интеллигенция, поражённая
западничеством и радикализмом, помогла приблизить катастрофу русской революции, и потому вызывала довольно сильную неприязнь.
Сторонники
западничества в искусстве и науке в своих статьях доводят до абсурда идею русского патриотизма.
Но ведь и российская верхушка оставалась пронизанной
западничеством, масонством, либерализмом.
Но нет, у этой формулы есть другой полюс – «новое» русское
западничество, которое не выбросишь ни из культуры, ни из общественной жизни, ни из науки.
Раскольников просто в натуральном смысле уничтожает окружающую среду в образе старухи-процентщицы, которая олицетворяла собою идею
западничества.
В этом его восточный акцент, но следует также понимать и то, что подобное отношение сформировано только для нахождения альтернативы
западничеству.
Как общественно-политическое направление славянофильство вместе со своим постоянным оппонентом
западничеством составило этап в формировании русского общественно-политического сознания, активно способствовало подготовке и проведению в жизнь реформы 1861 года.
История показала, что крайние формы
западничества порождали множество не просто социальных издержек, но и трагедий, начиная с петровских времён, с революционаризма декабристов, так называемых «революционных демократов» и далее вплоть до социал-демократии и раннего коммунизма, переродившегося в большевизм, а далее – трагедии последних десятилетий, вместо выработки некоего «срединного» пути векторы развития снова расходятся по антиномично разведённым полюсам: народный мир и прозападный олигархически-бюрократический капитал.
И во всяком случае, теперь, после всего пережитого, невозможны уже как наивная, несколько прекраснодушная славянофильская вера, так и розовые утопии старого
западничества.
Советская историография считала
западничество более либеральным, прогрессивным направлением, чем славянофильство.
Как идейные течения и особые концепции славянофильство и
западничество оформились на протяжении второй половины 1840-х годов.
В нашем образовании, пропитанном духом
западничества, есть пробел, создающий трудности в понимании системы ценностей ислама, который стал для более чем миллиарда человек не только верой, но и образом жизни, основанном на стойких традициях.
Возможно, подобная ситуация есть следствие бессознательного
западничества сознания интеллигенции, так как в западной культуре ограничения воспринимаются как наказание, в отличие от восточной культуры, подчёркивающей важность самоограничения в религиозных целях.
Философской базой направления являлось
западничество.
Он мог дышать там уже готовою общею атмосферою свободы и просвещения, которая составляла идеал
западничества, вместе с тем совершенно устраняясь от борьбы частных элементов.
Соревновательная олигархия сменялась консенсусной, либерализм и
западничество вытеснялись государственничеством и патриотизмом, медиакратия выкорчевывалась, деятели прошлого царствования «перевоспитывались» в добровольно-принудительном порядке или лишались власти.
Всякий патриот должен был стать западником, и
западничество должно было стать только одним из проявлений патриотизма…
Очевидные следы этой «борьбы дискурсов» носит на себе русская общественная мысль с её парадигмальным противостоянием
западничества и почвенничества.
Не меньший вред нанесло и петровское
западничество.
Действительно, и славянофильство, и
западничество воспринималось им не в традиционно-консервативном, косном варианте.
Западничество основано, в конечном счёте, на убеждении, что русская культура – это, в сущности, одна из западноевропейских культур, только очень сильно отставшая от своих сестёр: вся её задача сводится к тому, чтобы в ускоренном развитии догнать и, в идеале, перегнать этих сестёр.
Западничество дворянства было очень избирательным – принимались принципы либеральной экономики (прежде всего, приватизация земли крестьянских общин, при том, что помещичья собственность объявлялась «неотчуждаемой»), но отвергались принципы парламентской демократии.
Одновременно с понятийно-институциональной дифференциацией двух основных смыслов языческой веры в рамках двух конкурирующих направлений современного язычества (условно – «экологического» и «этно-культурного», являющихся своего рода современным воспроизведением традиционной интеллигентской оппозиции
западничества и славянофильства, но уже применительно к язычеству) усилилась критика христианства не только с содержательной точки зрения, но и с позиции того, «что есть языческая вера» по существу – чем последняя отличается от христианства.
Российское общество всегда представляло причудливое сочетание
западничества и славянофильства.
Как мы уже убедились, тема личности красной нитью проходит в западническом дискурсе, составляя сам пафос
западничества, едва ли не сам его raison d’etre.
Но здесь под видом постмодерна выступает, очевидно, антисоветски ориентированное позднее
западничество (идеологический субстрат так называемого московского концептуализма в искусстве и литературе).
Поэтому противоборство традиционализма и
западничества длится уже не одно столетие.
Представить никонианство, равнявшееся на мировое православие и константинопольский канон, как ипостась
западничества – это черезчур смело.
Познать, проявить и навсегда обрести свободу от западного рабства, от безроднического и противороднического
западничества.
Она всегда сильно тяготела к славянофильству, но не выставляла резких положений и законченных общественных теорий и потому никогда не успевала добиться такого внимания публики, каким пользовались
западничество и славянофильство.
Она, эта партия, уклонялась от подражательности
западничества и всегда видела в современной русской жизни больше внутреннего содержания, чем его находило исключительное славянофильство, а также всегда менее славянофильства чуждалась жизни иных народов.