У вдовицы зарябило в глазах –
зырянские женщины одевались вовсе не так, как русские.
Было ли странное нападение волков вызвано колдовством
зырянского туна или просто совпадением?
Между тем такие обобщения немыслимы ввиду ясно выраженного различия между всеми частями
зырянского народа.
Жаль также и то, что в отделе поговорок попадаются несомненно русские, вошедшие в
зырянский язык <…>, что естественно подрывает доверие ко всему отделу и заставляет желать большей тщательности в проверке.
По поверьям, русские и
зырянские колдуны предсказывали будущее, наводили порчу на людей и скот, обращали людей в волков и лягушек и сами были оборотнями, совращали людей с истиной веры и грызли по ночам колокола.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: растормошиться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Живого колдуна они называли русским словом еретник, а мёртвого –
зырянским словом чакöдысь морт‘человек, напускающий порчу’.
Другие
зырянские деревни, стоявшие на торговых путях и имевшие прочные связи с русским населением, развились в большие культурные поселения с церквями и сотнями дворов.
Кроме констатации фактов находок его дневник не содержит никаких подробностей по поводу этой малоизученной в то время стороны
зырянской культуры.
Анализируя материалы своих бесед с зырянами, он старался выявить особенности их религиозных верований, сравнивая их с русскими народными поверьями, как он сделал, анализируя образ
зырянского домового.
Русские и
зырянские охотники строили в лесу срубы на опорах для хранения продовольствия, шкур и дичи, а для временного жилья использовали лесные избушки в один сруб, стоящий прямо на земле.
Русская изба и
зырянская керкасходны по строительным приёмам, типам, архитектурным формам, планировке, наружному и внутреннему убранству.
Подобно вöрсаимена других
зырянских духов тоже были лишь переводами с русского, и по своим характерам и образам они совпадали с русскими духами.
Верование в орта несомненно чисто
зырянское и кроме того местное.
До революции многие современники отмечали, что украшения
зырянских храмов отличались таким богатством, с которым не сравнилось бы убранство ни одного храма в северорусских городах.
Но тяжело было на душе благодетельницы
зырянского края.
Тем не менее его дневник и статья о
зырянских верованиях не содержат ни единого намёка на попытку обнаружить истоки современных религиозных представлений зырян в «Калевале».
Кто были её родители она не знала, потому что с того момента своего детства, когда стала помнить себя, она не видала ни отца, ни матери, ни родных, которые бы заботились о ней и жила в крошечном
зырянском селении, стоявшем на безымянной речке, среди глухого непроглядного леса, причём, селение это даже не имело названия.
– А жизнь людей
зырянского племени…
Великое дело начал он, дело спасения бедного
зырянского народа!
Первый шёл на восток, в
зырянскую область рр.
Типичные севернорусские и
зырянские амбары имели архаичную простую форму: квадратный сруб, приподнятый над землёй четырьмя опорами для защиты зёрна от влаги и грызунов.
Этот выпуск посвящён корельским (карельским)и
зырянским лайкам.
Участь
зырянского народа, действительно, была очень горькая.
А оттуда – из своего
зырянского мира.
Фантазия на
зырянскую тему.
Его дневник содержит две записи о
зырянских игрищах.
– Это ты у нас, правитель
зырянский, как снег чист, с поучением да наставлением…
Она умела говорить по-русски, а это было очень важно:
зырянская страна находилась под властью русских князей, наложивших на неё тяжёлую дань; московские и новгородские сборщики податей взыскивали эту дань очень строго, действуя подчас не совсем беспристрастно.
Зыряне же не умели говорить по-русски, сборщики не понимали их объяснений, а переводчики не заботились о
зырянских интересах, хотя сами они происходили из тех же зырян, но получали жалованье от русских.
Уж не княгиня ли здешняя
зырянская?
Но существовали в
зырянских лесах такие обширные болота, топи и зыбуны, что ни один самый смелый охотник не решался проходить через них.
А если мы отступимся от неё, то быть нам во всяких бедах и напастях – и конец
зырянскому народу!
А теперь уж
зырянскую речь я хорошо знаю.
Голова его была занята мыслями о чудной
зырянской женщине, поразившей его своим видом и словами.
Проводник из зырян, взятый нами с последней станции, рассказывал, что в нескольких
зырянских и самоедских поселениях в этом крае туземцы просто вёдрами черпают это горючее масло и жгут его в своих светильнях в избах и юртах.
Остальных прибрала холодная
зырянская земля.
Шли, однако ж, не прытко, высматривая
зырянские кочевья да место, где можно схоронить на зиму корабли.
В этих диких местах всё обретало какой-то колдовской вид, будто
зырянские демоны смеялись над людьми.
– Куда ему против
зырянских чародеев! Как бы сам не пропал, бесов-то изгоняя.
Разве могли тягаться с ними разбросанные вдоль рек
зырянские деревеньки?
Грезилось ему, что разбогатеет он, накупит себе оружия и бронёй, наймёт мастеров и построит в родном павыле крепостцу, коя станет зародышем великого
зырянского княжества, страшного для врагов и доброго для друзей.
Ведь без
зырянских оленей русичи перемрут в снегах и некому будет отомстить югорцам за обиды пермяцкие.
Купец окинул свирепым взором колючее безбрежье
зырянской чащи и не спеша направился вдоль берега.
Малицу подпоясывали поясом («тасм»), к которому могли крепиться ножны с ножом, меховые сумочки, кожаные футляры: «Особенно красивы
зырянские парки, делаемые с большим вкусом».
Из шкуры взрослого оленя «самоедский гусь» стоил всего 3—5 рублей, а белый «
зырянский гусь» можно было приобрести за 15—30 рублей.
Особый способ приготовления рыбы – это «
зырянский засол».