Музыка и спорт существовали в своеобразной связке: преуспевание в обеих дисциплинах отвечало идеалу
калокагатии, где kalos – телесное совершенство, достигнутое атлетическими упражнениями, и agathos – натренированное совершенство души, внутреннего мира.
Средневековая чувствительность реанимирует – в контексте христианской духовности – греческое понятие
калокагатии, двуединства (прекрасного и благого), указывающего на гармоническое сопряжение физической красоты и добродетели.
Первое известное упоминание о
калокагатии содержится в материалах, относящихся к временам семи мудрецов.
Таким образом,
калокагатия является одновременно признаком этичности и эстетичности.
Солон рекомендует хранить
калокагатию «нрава вернее клятвы», отечественный аналог – «береги честь смолоду».
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: дискование — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
У греков
калокагатия была исключительно этико-эстетическим термином, однако смертные искажают семантику, превращая калокагалию в социально-этическое понятие, ибо калокагатос должен был, по мнению смертных, предоставить себя в распоряжение общества, продать себя государству.
Древнегреческая концепция
калокагатии связывала физическую красоту с внутренней добродетелью, подразумевая, что идеальное телесное воплощение означает совершенство духа.
Он напоминает древнеэллинскую
калокагатию, но здесь избегается бессистемное смешение доброго и прекрасного и бессознательная наивность углубляется нравственным сознанием.
Калокагатос – человек, воспитанный в духе
калокагатии.
Калокагатия тесно связана, вплоть до смешения, с другими терминами трансцендентной личности – счастье, мудрость, разумность, здоровье, достоинство, свободная убеждённость, которая не нуждается во внешних законах и заключается в естественном умении правильно жить.
В нашем же университете принцип
калокагатии всегда являлся центральным: выпускники должны быть максимально эрудированными, нравственными и физически развитыми.
Пифагорейцы понимали
калокагатию как внешнее поведение человека, определяемое его внутренними качествами.
Позднее термин
калокагатия стали применять для обозначения хороших, практичных и расчётливых хозяев.
Однако трактовать
калокагатию в сугубо бестелесном смысле было бы неверно.
Биант же подразумевает под
калокагатией внешний вид человека в зеркале, который должен указывать ему на его моральные качества.
И в самом деле, через несколько секунд после ощущения
калокагатии, перед нашим взором предстал кот в монокле и с гордым видом уставился на нас.
В античной культуре под
калокагатией подразумевалась гармония телесного и духовного в целостной человеческой личности.
Отбрасывание
калокагатии как принципа и идеала искусства, художественного творчества – это путь к деградации, дегуманизации общества.
И это т.с. (так сказать) специфика жанра, как и то, что совсем непонятую
калокагатию «объяснить», видимо, нет никакой возможности, как невозможно «объяснить» стихотворение (можно, пожалуй, только съориентировать, уточнить).
Тем самым не реализуется один из основных идеалов гуманистической педагогики – идеал разносторонне и гармоничной развитой личности, восходящий к древнегреческому идеалу
калокагатии: гармонии физических и духовных способностей человека, его внешних и внутренних качеств [подробнее см. Столяров, 1990–1997; Столяров, Самусенкова, 1996].
Человек раскалывается на множество ипостасей: homo digitalis (человек цифровой), homo oeconomicus (человек экономический), homo politicus (человек политический), homo ludens (человек играющий), homo faber (человек ремесленник) и т. д. – как будто никогда не существовало идеалов
калокагатии, «цельного человека», «прекрасной души», истинной учёности.
Первое упоминание о
калокагатии содержится в материалах, относящихся к так называемым семи мудрецам.
Солон рекомендует хранить
калокагатию – „права вернее клятвы“.
Калокагатия является одним из центральных понятий античной эстетики на всех главнейших социально-исторических ступенях её развития.