Авторы раздела по этнической истории и культуре народов коми обобщают известные научные изыскания, довольно содержательно характеризуют духовую культуру
коми-зырян и коми-пермяков.
Опираясь на мифы, предания, былички, исследователь анализирует восприятие пространства, времени, окружающего мира
коми-зырян и коми-пермяков, реконструирует древние воззрения о мироустройстве.
Среди исследований финно-угорской традиции местных православных праздников следует отметить обширную библиографию по традициям
коми-зырян, вепсов, бесермян, карел.
Со второй половины XIX в. численность
коми-зырян стала увеличиваться быстрыми темпами.
Одним из основных занятий
коми-зырян являлось оленеводство, заимствованное у европейских ненцев.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: аспектуальный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Выявлял факторы, способствующие переселению
коми-зырян.
Каркас чума
коми-зыряне покрывали полотнищами, сшитые из оленьих шкур – едум.
– История колонизации русскими и
коми-зырянами территорий коренных народов………………………………………………………………
Освещены некоторые аспекты влияния
коми-зырян на хозяйство ненцев и хантов.
Когда
коми-зыряне начали осваивать зауральские территории, то общались с аборигенами, следовательно, перенимали у них местные названия земель.
Сами же коренные жители к
коми-зырянам относились плохо, которые «часто воруют у инородцев оленей и что придётся».
Начиная с XVIII в. оленеводством стали заниматься
коми-зыряне, которые, находясь в постоянных торговых связях с ненцами, понемногу обзаводились оленями, поручая выпасать их бедным пастухам.
Главной особенностью
коми-зырян была предприимчивость и способность к торговле.
Авторы раскрыли специфику этнокультурных связей
коми-зырян с каждым из них в отдельности, отмечая взаимозаимствования.
Большинство
коми-зырян были оседлыми и являлись государственными крестьянами, приписанными по месту своего рождения.
Пушнину, которую
коми-зыряне скупали у ненцев по самой низкой цене, потом на ярмарках они перепродавали русским купцам по рыночной.
Кочевавшие в тундре
коми-зыряне имели большое сходство в образе жизни, и это давало большее преимущество перед русскими.
Поселения
коми-зырян располагались, как и у русских, на возвышенном месте у реки.
Там, где русские и
коми-зыряне подселялись в селения хантов, происходило постепенное размывание чёрт, первоначально характерных для этих поселений: «деревни и села в большинстве случаев совсем не походят на обыкновенные русские поселения».
Типичное традиционное жилище
коми-зырян: «крестовик-сруб с двумя взаимно перпендикулярными внутренними стенами (крестом), которые рубились и связывались одновременно с внешними стенами».
Значительное влияние на строительство жилища хантов оказали
коми-зыряне.
Дворы
коми-зырян включали в себя огород, хозяйственные постройки: сруб для скота, амбар, погреб.
Почти у многих
коми-зырян стены были неоштукатуренные, которые иногда мылись.
Мебель у
коми-зырян состояла из столов, шкафа, лавки, кровати.
Переносные жилища хантов и
коми-зырян аналогичны ненецким.
Мужская и женская обувь
коми-зырян была схожа по покрою, но отличалась декором.
Благодаря совместному проживанию и ежедневным контактам с русскими и
коми-зырянами происходили небольшие изменения в одежде ненцев и хантов.
Любимым блюдом русских и
коми-зырян пельмени(«пельнянь» звучит как «хлебное ушко»).
Разве что
коми-зыряне кочуют туда-сюда со стадами оленей.
Коми-зырянин выглядел на редкость спокойным, наблюдая, как все присутствующие возмущены дерзким нападением.
– А как же! – отозвался
коми-зырянин и возмущённо зацокал языком.
Коми-зырянин закачал головой, будто возмущаясь таким отношением к себе.
– Не люблю лазить по пещерам, – отмахнулся
коми-зырянин. – Зря встали здесь, надо дальше ехать.
– Не откажусь, – мигом ожил
коми-зырянин и направился к первому вездеходу, где мужчины вовсю ковырялись в мешках с едой.
Важнейшим этническим поведенческим стереотипом
коми-зырян являлась межэтническая коммуникабельность, подкреплённая знанием языков соседей: «Почти все они говорят и по-зырянски, и по-самоедски, и по-остяцки, и по-русски».
Наличие этой особенности народного характера позволяло
коми-зырянам мирно сосуществовать с этносами – хозяевами территории освоения.
При особо ценной добыче у
коми-зырян собаке полагалось устроить «званый ужин», где для неё отводилось почётное место и подчёркивалось, что это угощение устроено в её честь.
Своё уважительное отношение к свёкру и свекрови у русских и
коми-зырян молодая невестка показывала в работе по дому.
Народный земледельческий календарь русских и
коми-зырян представлял по своей сути весьма сложный комплекс или сплав дохристианских представлений с христианским воззрением, который, сложившись исторически, оформился в бытовой жизни.
Народные и церковные праздники у русских и
коми-зырян выполняли функцию указателя рубежей, связанных с хозяйственной деятельностью людей, а также регламентировали время отдыха и развлечений.
– Ну, вот у
коми-зырян домовых олысями называют.
– Ты вон у
коми-зырян спроси, кто у них шаманом может быть?
Он объездил чумы
коми-зырян, ненцев, хантов, изучал их быт и жизнь.
– История колонизации русскими и
коми-зырянами территории коренных народов
Влияние
коми-зырян на ненцев, хантов прослеживается на многих сторонах их жизни.
Так как оленей у
коми-зырян становилось всё больше, то росла и нагрузка на пастбища.
Наиболее консервативным элементов культуры
коми-зырян является женская нательная одежда, которая до сих пор сохраняет традиционный вид и имеет северорусские черты.