Рационалисты – так называемые
мутазилиты – образовали особое направление в исламе и имели стойкие политические убеждения.
Свободную волю и моральную ответственность
мутазилиты отстаивали ради того, чтобы уберечь этические идеалы человеческой жизни.
По сути дела,
мутазилиты перестали быть мусульманами.
В построении своего учения
мутазилиты исходили из принципа справедливости и завершили его принципом монотеизма (монизма).
И оппонент мутазилитов сказал: «Как вы видите, неизменность природы одолевает изменяемость, вопреки тому, что говорят
мутазилиты».
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: флоризм — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Первоначально её развивали
мутазилиты (IX–X вв.), а затем (с XI в.) ашаритские и матуридитские мыслители, разрабатывавшие ортодоксальную теологию суннитского ислама.
К примеру,
мутазилиты обосновывали своё учение пятью принципами: справедливость, монотеизм, посмертное воздаяние, промежуточное состояние, необходимость добрых деяний и сопротивление деяниям злым.
Мутазилиты впервые в истории халифата создали последовательную систему представлений о справедливости, превратив её в универсальный (теоретический и практический) принцип своей метафизики, онтологии и этики.
Мутазилиты стремились объединить физическое и историческое измерение ислама путём отождествления монотеизма со справедливостью и наоборот.
Мутазилиты пытались ввести своё учение о наличии свободной воли у человека, но потерпели поражение в борьбе с поборниками мусульманского правоверия.
Это деление установили
мутазилиты, а от них переняли его аль-Джуайни, аль-Газали, аль-Амиди и их последователи.
Мутазилиты сузили сферу действия божественной воли, выведя из неё уничтожение мира, нарушение природных закономерностей, творение чудес и т.д.
Мутазилиты сходились на том, что человек способен на самостоятельные действия, всё его хорошие и плохие поступки – это его собственные деяния, и в соответствии с тем, что он делает, он получит наказания или воздаяния в загробном мире.
Концепцию свободы воли также пропагандировали и поддерживали
мутазилиты.
Некоторые авторы считают, что
мутазилиты являются последователями кадаритов.
Однако, несмотря на схожие взгляды,
мутазилиты опровергают это мнение.
Этим
мутазилиты хотели очистить своё имя от такого клейма, как «кадариты» и «адлиты», так как в те времена кадариты подвергались упрёкам и порицаниям общества.
Мутазилиты предлагали свою точку зрения в решении многих спорных социальных и религиозных вопросов.
Однако
мутазилиты понимали единобожие гораздо глубже и шире многих ортодоксов.
– Да будет известно халифу,
мутазилиты ставят нас перед трудным выбором, перед дилеммой, – продолжал он.
Жители города в своём большинстве
мутазилиты.