Масла в огонь подлили идеи александрийских
неоплатоников об очищении духа воздержанием от телесных наслаждений.
Позже
неоплатоники попытались соединить эти две системы в единое целое, это же стремление к синтезу проявилось и в средневековой философии.
Подобно поздним
неоплатоникам, он выстраивает рядом с философией целый параллельный мир мифологических образов, в которых, по его мнению, уже в своё время отразились главные тайны бытия.
Что же касается обострённого интереса к цвету и свету, то он, напротив, предстаёт как спонтанная, характерная для средневекового человека реакция, которая лишь впоследствии оформится в научный интерес и станет предметом метафизических рассуждений (даже если с самого начала в текстах мистиков и вообще
неоплатоников свет предстаёт как метафора духовной реальности).
Делая то, что мы снова стараемся делать сейчас,
неоплатоники составляли большую группу и принадлежали к различным религиозным философиям; так же и наши теософы.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: репешок — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Как говорили
неоплатоники, наша душа является одновременно и богатой, и бедной.
В то же время он не перестаёт быть
неоплатоником, и сочетание в нём этих двух сторон свидетельствует о взаимном проникновении античной философии и восточной мистики в период господства христианства.
Определённый небесный чин ведает государствами и королями, архангелы ведают священнодействиями, ангелы ведают частными делами – схоласт и
неоплатоник объясняют эти соответствия.
Взять, к примеру, школу
неоплатоников (Плотин, Порфирий, Ямвлих, Прокл).
Однако влияние философии
неоплатоников сказалось на всей истории средневековой философии.
Завершающим для формирования целостного учения
неоплатоников стало использование ими взглядов стоиков, представлявших философскую школу с семисотлетней историей.
Основным законом и отмычкой практической теургии в её главном применении к серьёзному изучению космических и сидеральных, психических и духовных тайн было, и всё ещё является то, что греческие
неоплатоники называли «теофанией».
Пользуюсь понятием флорентийских
неоплатоников XV века, синонимичным понятию «ренессансная личность», предполагающим того, кто наделён самыми разнообразными способностями, объём которых бесконечно растёт по мере удаления от последнего универсального предка в направлении к антропологической универсалии.
Круг
неоплатоников стал последним обобщающим символом античности.
Сразу приведу наиболее яркий и существенный пример того, как кембриджские
неоплатоники сочетали разум и благость в своей философии человеческой природы.
Пытаясь осмыслить природные явления, он пользуется аргументами из аристотелевской «Физики» и комментариями
неоплатоников.
Точно так же термины фалсафаи файласуф,будучи арабской транскрипцией греческих слов и относясь к перипатетикам и
неоплатоникам первых веков ислама, не являются точным эквивалентом наших понятий «философия» и «философ».
Даже спиритуалистическая теория учит, что человек – тройственен, и состоит из: (1) высшего духа или, как его называли древние философы, «духовной души»; (2) его оболочки – эфирной формы или тени человеческого тела, которую
неоплатоники называли «животной душой»; и (3) физического тела.
Повторим: греческое, редко употребляемое слово «теофания» у
неоплатоников имело большее значение, чем у современных составителей словарей.
Мои замечания вовсе не имеют целью поддержать гипотезу кембриджских
неоплатоников о «пластичной» природе.
Современное значение слова «эманация» дали
неоплатоники.
Таким образом мироздание
неоплатоников представляет собой строго иерархическую систему (от высшего к низшему), в которой гармонично сочетаются покой и движение, вещественное и смысловое (материальное и идеальное).
Но той виртуозной новизны мышления, которая для него специфична, мы не можем найти среди античных
неоплатоников или можем найти только в зачаточной форме.
Христианство заимствовало свои глубочайшие идеи из мироизолирующего стремления
неоплатоников.
Несмотря на эту унылую картину, в системе
неоплатоников не всё так безнадёжно.
Классическая рациональность не возносит взор к небу в поисках совершенства, как это делали
неоплатоники в XVI веке, отныне для определения принципов прекрасного обращаются не к миру идей, а к материальной реальности.
Вот
неоплатоники и нашли способ одновременно убить нескольких зайцев: и постигать истину, и мистически восходить к богу, и не напрягаться насчёт сложности и многообразия сущего.
За всем стоит вера людей в повторное пробуждение, трактуемое
неоплатониками нового поколения и иными мыслителями, ушедших в тень философских школ.
Между тем язычество подготовляло последний удар христианству:
неоплатоники выступили с полным запасом изучения древних писателей, они свели философское учение на теософию и мистицизм и, усвоив метод христианского вероучения, пытались обнаружить связь его с древнейшими мифическими воззрениями.
Таким образом, можно зафиксировать отчётливо проведённую
неоплатониками концептуализацию различных уровней единого.
Прежде всего
неоплатоник должен уметь созерцать внутренний свет, чувствовать себя в этом мире как во тьме, которая вдруг неожиданно озаряется светом познания и правильной жизни.
Однако, если теоретик рассматривает вещи в свете, уже так или иначе, естественно или сверхъестественно раскрытого мира, в свете его мудрости, то внимание философа обращено вспять, оно эпистрофично (если воспользоваться термином
неоплатоников).
На создание этих гравюр большое влияние оказывали
неоплатоники и герметические течения, в них описывалось архетипическое устройство мира – от внешнего космоса до внутреннего мира человека.
Так вот,
неоплатоники являются мастерами систематизации платоновского дискурса.
Наряду с гностиками на весьма почётном месте стоят
неоплатоники, сходным образом сочетавшие в своих системах арийский и семитический гений.
Конечно, к
неоплатоникам много вопросов. Ответы даются, и весьма обстоятельные, что, правда, приводит ко всё новым вопросам…
Даже приняв сан епископа, Синезий остался
неоплатоником, с верой в гадания и толкования снов.
Порой
неоплатоники разрабатывали целую программу для сюжета того или иного создаваемого художниками произведения искусства.
Именно, этот сокровенный пифагорейский смысл «Тимея», «Кратила», и «Парменида», и нескольких других трилогов и диалогов представляет то, что
неоплатоники отважились излагать, поскольку это им позволял их теургический обет соблюдения тайны.
В целом, кембриджские
неоплатоники использовали многое из новой научной рациональности.
Аль-Газали, прозванный «доказателем ислама», дал анализ арабских
неоплатоников и их опровержение.
Поэтому и тема достоинства человека, в решении которой ясно видны особенности гуманизма
неоплатоников, получает иное выражение.
По утверждению
неоплатоников, посвящённый достигает экстаза путём долгой подготовки, производимой умело и благоговейно; экстаз наступает по воле богов, в час, избранный ими для общения с верующими.
Сама четырехслойная модель реальности
неоплатоников, таким образом, – есть результат непосредственного анализа строения собственной души (этот анализ уже на уровне ума выводил за рамки индивидуального сознания – раскрывал строение внеположной эмпирическому субъекту реальности).
Вполне очевидно, что трактат перерабатывает теорию
неоплатоников, используя христианские символы.
При всей противоположности методов диалектического и мифологического мышления
неоплатоников, они умело вскрывали диалектическую сущность древних мифов.
Однако, ввиду того, что
неоплатоники одновременно с этим заимствуют и усваивают аристотелевское понятие развития, им удаётся смягчить диалектическое напряжение противоположных начал, что было невозможно в рамках платоновской системы.
Всё это было позже разработано
неоплатониками и затем схоластами (см. 3.2) и в их интерпретации вошло в понятийный аппарат систематики.
Соответственно этому мнение
неоплатоников и ранних схоластов о фундаментальности вида он переносит на роды, полагая, что «если перепутать роды, неизбежно перепутается всё» (цит. по: Stevens, 2002, р. 14).