Мы считаем, что, несмотря на всю ценность такой техники, она скорее должна быть отнесена исключительно к области математики, развиваемой как
органон науки в целом, а не к вводной книге по логике.
Полное применение такого
органона дало бы систему чистого разума.
Она есть только чистилище обыденного рассудка, но не канон рассудка вообще и не
органон частных наук.
В сочинении «Новый
органон» он говорит о четырёх «идолах» человечества: «идолы племени», «идолы пещеры», «идолы рынка», «идолы театра».
– Из вопросов, встающих здесь, легче всего объясняется неприятие идеи «творческого воображения»: эта идея действительно не входит в
органон научного познания (а входит лишь в более широкую картину, объемлющую процессы рождения новых идей и теорий).
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: анальгетический — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Тем не менее есть что-то соблазнительное в обладании таким мнимым искусством придавать всем нашим знаниям рассудочную форму, хотя по содержанию они могут быть ещё и пустыми, и бедными; поэтому общая логика, которая есть лишь канон для оценки, нередко применяется как бы в качестве
органона для действительного создания по крайней мере видимости объективных утверждений и таким образом на деле употребляется во зло.
Вторая важная задача нашей трансцендентальной эстетики состоит в том, чтобы не только как правдоподобная гипотеза приобрести некоторую благосклонность, но быть настолько достоверной и несомненной, как этого следует требовать от всякой теории, которая должна служить
органоном.
Следовательно, так как трансцендентальная аналитика должна быть, собственно, только каноном оценки эмпирического применения [рассудка], то ею злоупотребляют, когда считают её
органоном всеобщего и неограниченного применения [рассудка] и отваживаются с помощью одного лишь чистого рассудка синтетически судить, утверждать и выносить решения о предметах вообще.
При этом всю совокупность методов, ориентированных на изучение текстов и знаков, можно назвать семиотическим
органоном обществоведения.
Три
органона познания связаны с тремя типами когнитивных способностей.
Основатель философии эмпиризма сетовал за создание «нового
органона познания» на основе индуктивного метода и научных экспериментов.
Поэтому подлинным смыслом, с которым следует понимать такого рода философию, является эстетический смысл, и именно поэтому философия искусства является подлинным
органоном философии.
Ф. Шеллинг в связи с этим говорил: «Искусство – вот подлинный
органон философии» – то есть в искусстве он видел искомый образец для совершенствования логики философствующего разума.
Таким образом, они приняли, но подчинили себе исторический метод в качестве
органона философского исследования.
Логика, таким образом, есть нечто большее, чем простая критика; она есть канон, который впоследствии служит для критики, т. е. для принципа суждения о всяком применении рассудка вообще, хотя только о его правильности с точки зрения простой формы, так как она не является
органоном, не более чем общая грамматика.
Здесь предлагается «распредметить» и «отрефлексировать» сложившиеся в истории формы знания, подходы, теории с целью построения нового «
органона знания и мышления» уже в рамках методологических дисциплин (теорий).
Органон духовной практики исполняет специфическое и уникальное задание: он должен обеспечить возможность надёжной ориентации и продвижения на пути к телосу, который отсутствует в горизонте сознания и опыта и поэтому представляет собой для человека не цель в собственном смысле, но трансцендентную цель, транс-цель.
Задача аналитического моделирования всех возможных вариаций
органонов может быть поставлена – при всей своей масштабности и небывалой трудоёмкости решения.
Всё множество модусов существования каждого из методологических интеграторов может быть упорядочено представлено в пространстве между двумя полюсами, которые соответствуют насыщенному и очищенному вариантам
органонов.
Тремя методологическими
органонами – интеграторами познания.
Философия обеспечивает мышление
органоном познания – средствами постижения истины.
Логика, таким образом, не является ни всеобщим искусством изобретения, ни
органоном истины, ни алгеброй, с помощью которой можно было бы обнаружить скрытые истины.
Это – не список правил, а внутренно связанный
органон, служащий не лицам, а научному предмету в его изначальных и принципиальных основаниях.
Необходим
органон подинамичнее, формула, а не повесть.
Вследствие этого, как создание, так и применение, функционирование этого
органона требует выхода далеко за пределы индивидуального существования и носит кардинально межличностный, трансиндивидуальный, интерсубъективный характер.
Пример исихастского
органона, детально описанного нами, показывает наглядно, что опыт духовной практики добывается, проверяется, толкуется посредством сложного и тонкого обустройства, множества антропологических, психологических, герменевтических процедур, методик, приёмов, доброю долей ещё и поныне не вошедших в орбиту научного знания.
Что то же, это среда, где хранится и воспроизводится, передаётся во времени
органон данного рода опыта, полный канон его условий, правил, критериев.
Нет ли у нас примера такого стихийно возникшего
органона?
Для того чтобы такая интеграция в полной мере состоялась, необходимо отрефлексировать и проработать связь между насыщенными версиями
органонов и их очищенными вариантами.
Круглый стол «Математика и семиотика: две отдельные познавательные способности или два полюса единого
органона научного знания?» // МЕТОД: Московский ежегодник трудов из обществоведческих дисциплин.
Помимо всех перечисленных возможностей семиотики политология, сама будучи семиотическим продуктом, может задействовать ещё и потенциал семиотики как метадисциплинарного
органона для рефлексии своего собственного концептуального аппарата [см. напр.: Сергеев, Сергеев, 2001; Ильин, 1997; Фомин, 2016].
Ключевые слова: трансдисциплинарные
органоны; математика; морфология; семиотика; семиотические методы; общая семиотика; чистая семиотика; социальная семиотика; семиотика политики; политическая семиотика; политический дискурс; речевые акты.
Это три фундаментальных
органона – математика, семиотика и морфология, – которым подыгрывают также выходящие за пределы отдельных дисциплин когнитивистика, компаративистика, синергетика, а также системные и трансдисциплинарные исследования.
Теперь, когда у нас в руках своего рода
органон, позволяющий анализировать реальность без отрыва от связки «возможность – действительность», попытаемся дать краткий анализ некоторых юридических вопросов с точки зрения людологии.
Органон включал в себя тривиум и квадривиум – всего семь свободных искусств.
Язык – «система значений» – суть
органон разумения (неспроста греческое слово λόγος («логос») означает вместе и речь и разум).
Мой
органон обладает значительной интеллектуальной потенцией, гарантированной физической выносливостью и на генном уровне заряженной дисциплиной, но кроме всего этого я зверски молода, и молодость моя продлится беспрецедентно долго, и содержит она в свёрнутом виде такие высоты, такие инсайты, что им об этом всегда лучше не говорить.
Мышлению необходимо тело как априорное условие себя, как орган настройки, чувственный
органон, погружённый в обращение телесных форм, и исходная пространственно-временная система не точек и координат, а фокусов и координаций.
Поэтому
органон науки – это не просто логика, поскольку он предполагает точное знание наук, их объектов и источников.
Математика, например, является прекрасным
органоном как наука, содержащая причину расширения нашего знания в связи с определённым использованием разума.
Логика же, поскольку она, будучи общей пропедевтикой всякого использования понимания и разума вообще, не может входить в науки и предвосхищать их материю, является лишь общим искусством разума (canonica epicuri), чтобы делать знание вообще в соответствии с формой понимания, и поэтому может быть названа
органоном только в этом отношении, который, конечно, служит не для расширения, а лишь для суждения и исправления нашего знания.
Общая логика, рассматриваемая как практическая, может быть, следовательно, не чем иным, как техникой учёности вообще; –
органоном школьного метода.
Ни простой эмпиризм, ни старый
органон науки, обычная логика, не дают ответа на этот вопрос.
Для меня логика – это не произвольно используемый
органон; скорее, факты человеческого мышления должны исследоваться ради них самих, и это знание должно служить основой для более высоких прозрений.
Необходим новый метод, новый
органон структурирования.
Точнее
органон личности философа.