Это звено обозначается как орфографическое и возникает, как правило, при усвоении
орфограмм традиционного, в отдельных случаях морфологического, принципа написания и правил графики.
После распространения характерных признаков данной группы
орфограмм на ту, которую требуется написать, осуществляется её верное написание.
Такое написание в слове, которое соответствует определённому орфографическому правилу, называется
орфограммой.
При этом учащиеся не усваивают написания слов из словаря, а также буквосочетаний чн, чк, стн, жи, ши, ча, ща, чу, щу, не умеют дифференцировать
орфограммы.
Для самостоятельной работы ученика издана вторая книга комплекта, где в тех же самых диктантах он должен выбирать из нескольких приведённых
орфограмм правильный вариант написания.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: саечный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Неверное воспроизведение
орфограмм более чем в 40% случаев свидетельствует о тяжёлой степени выраженности дизорфографии.
На втором этапевырабатываются сокращённые приёмы определения
орфограмм.
Проработайте с детьми не только слова с известными и проверяемыми
орфограммами, но и обязательно слова, которые даны в словах для справок после каждого изложения.
Диктанты содержат большое количество
орфограмм, поэтому давать их как контрольные работы лучше в сильных классах.
Словарные диктанты – это отдельные слова, подобранные специально для отработки
орфограммы.
Проверочные и тренировочные диктанты – это адаптированные тексты из художественной литературы, в которых присутствуют слова или конструкции с отрабатываемыми
орфограммами и пунктограммами.
Однако учебная терминология, содержание
орфограмм, правил и таблиц носят абстрактный характер и предполагают переход мышления от наглядных форм мыслительной деятельности к словесно-понятийным.
Ученик не воспроизводит точной формулировки
орфограмм, не обосновывает частные действия и некоторые другие операции.
На первом этапеучащиеся через систему суждений и умозаключений овладевают развёрнутым рассуждением, усваивают грамматические признаки
орфограммы, способы её определения в конкретных языковых формах.
Предпосылками освоения такого типа
орфограмм являются правильная артикуляция, кинестетический контроль, достаточно развитый уровень языкового анализа и синтеза (анализ структуры предложения, составление из слов предложения, умение делить слова на слоги, количественный, порядковый и позиционный звуковой анализ и т.д.).
На данном этапе учащиеся выполняют орфографические и грамматические упражнения письменно и выделяют условными обозначениями встретившиеся в словах
орфограммы на основе рассуждения «в уме».
Автоматизация орфографических действий происходит медленно, зависит от типа
орфограммы и «готовности» учащегося к усвоению правил правописания.
Например, работа над навыками связной речи включает в себя отработку умений высказываться на тему, собирать материал для высказываний, составлять план и т. д., работа над навыками орфографии – отработку умений находить
орфограммы, дифференцировать их, соотносить с действием по правилу и т. п.
К каждой
орфограмме подобраны специальные диктанты.
Когда текст записан целиком, его необходимо прочитать ещё раз медленно (но не проговаривая слова по слогам), не указывая
орфограммы и пунктограммы, но подчёркивая их наличие голосом.
Сформированность сенсорно-перцептивного уровня речевого восприятия является важнейшей предпосылкой усвоения языковых обобщений, необходимых для овладения
орфограммами (проверка написания безударных гласных в корне также предполагает одновременное сопоставление корневых морфем проверочного и проверяемого слов).
На третьем этапеформирования орфографического навыка у детей отпадает необходимость в наглядных «подкреплениях» действия по определению нужной
орфограммы.
Её актуальность растёт с ростом удачных образцов и грамотности, письменно узаконивающей правильность, описывая её в форме
орфограмм.
Отобранный материал оставлен без изменения, за исключением редких исправлений
орфограмм, пунктуации и внесения пропущенных слов.
Таким образом, с помощью правил письма и с учётом графических
орфограмм мы получаем искомую однозначность системы письма, что, согласитесь, встречается не часто.
Особенно важно понимать разницу между графическими и фонетическими
орфограммами.
Тренер читает предложение, затем диктует по словам или словосочетаниям, а ученик объясняет
орфограмму в слове, потом произносит его орфографически, потом пишет.
Глава 2. Способы, методы и приёмы изучения
орфограмм. Всего их 12 и каждый уж точно найдёт интересный, лёгкий и индивидуальный подход.
Щ гласный звук может быть обозначен любой из парных гласных букв, что и является причиной
орфограммы.
Если нет уверенности, следует добавить тренировочных заданий по конкретной
орфограмме или навыку.
– Какая ещё достаточно сложная
орфограмма в причастиях не нашла отражения в
Где-то, с точки зрения
орфограмм современного русского языка, мои руки пишут заглавные буквы вместо прописных – значит, так надо.
Первая
орфограмма в списке – «Безударные гласные в корнях слов. Корни с чередованиями».
Чаще всего, в российской школе эта
орфограмма изучается так: корни, проверяемые суффиксом —а-, изучаются в 5 классе и (некоторые другие, всего таких корней в школе изучается 12, хотя на самом деле их больше) в 6 классе.
Лучше каждую
орфограмму повторять отдельно: тогда это вас не очень утомит.
Знать
орфограммы недостаточно. Их нужно уметь применять. Для этого здесь есть тренировочные задания с ключами. Писать там ничего не нужно.
– Упражнение проверяем «по цепочке!» – объявляю я. – Читаем предложение, объясняем написание
орфограмм, потом знаки препинания.
Если
орфограммы нет в программе, снижать оценку ребёнку нельзя.
Эти
орфограммы следует объяснять отдельно.
До остальных
орфограмм доберётесь в своё время.
Буквенные
орфограммы, в свою очередь, делятся на три группы.
Общее решение
орфограммы состоит в следующем.
Каждая дырка – непременно какая-нибудь
орфограмма.
Жизнь «Проработки» началась с десяти
орфограмм на одном-единственном листочке, предназначавшемся каждому первокласснику.
Каждая новая
орфограмма обживалась и торжественно набиралась на компьютере.
Принцип перечисления
орфограмм был один – житейский, домашний.
Цифра без кружочка соответствует какой-либо
орфограмме, цифра в кружочке – пунктограмме.
Просто у них в обиходе всего с десяток
орфограмм, и их дырявый текст не будет таким дырявым, как изрешечённый «пулемётной очередью» текст старшеклассников.
Впрочем, плаванья не тематические (по морю-окияну), а – по окрошке, приготовленной из различных
орфограмм, у нас по-прежнему в чести.
Кончалось всегда одинаково: мать сажала меня за стол и диктовала ответ, методично выделяя знаки препинания и трудные
орфограммы.