Вершиной этого учения становится гегелевский
панлогизм, в котором всё должно быть выведено из категорий, но категории должны быть выведены исключительно из логического.
Приверженцами интеллектуализма считал он и посткантовских философов, усматривая в гегелевском
панлогизме одного из основных своих противников: лучше всего об этом свидетельствует, пожалуй (помимо самой бергсоновской концепции), сказанная им однажды фраза: «Нужно философствовать о конкретных фактах, а не об идеях».
Второй путь преодоления диалектики романтизма заключался, казалось бы, совсем в обратном: вместо гегелевского
панлогизма, подчинившего себе весь мир, постулировался прежде всего реальный мир, подчиняющий себе человека.
Гегелевский идеалистический
панлогизм сменился идеалистическим же позитивизмом.
И, может быть, никогда это не обнаруживалось с такой очевидностью, как в новейшее время, когда, при оглушительных аплодисментах всего цивилизованного мира, провозгласил своё право на господство
панлогизм или даже – sit venia verbo – панэпистемизм.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: анона — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Надо сказать, что это в значительной степени снимает проблемы, свойственные гегелевскому
панлогизму, но порождает новые.
Каков иррациональный принцип, которым должен быть дополнен рациональный принцип
панлогизма?
Абсолютная субстанция или абсолютный субъект, который имеет два принципа, нелогический реальный принцип воли и логический идеальный принцип, как вечные имманентные атрибуты, и который в конечном итоге разворачивается в абсолютный дух, представляет собой спекулятивный синтез одностороннего
панлогизма и пантеизма и поднимает концепцию философии тождества на более высокий уровень.
Начинающаяся здесь критически подготовленная спекуляция завершается в
панлогизме гегелевской метафизики.
Таким образом, последовательно реализуемый чистый рационализм или
панлогизм заставляет диалектику противоречия действовать в трёх направлениях.
Такое начало и открывает дорогу
панлогизму: реальный процесс не может происходить иначе, как в виде логического процесса, причём начало последнего – это абсолютное начало, порвавшее свои связи с конкретным.
Но его фундаментальный
панлогизм, для которого реальное совпадает с действенным или деятельностью, а последняя – с мыслью или логическим, снова и снова мешает ему по-настоящему понять идею алогического мирового принципа; а его высказывания об интеллигибельной материи не оставляют сомнений в том, что для него это одно и то же с миром идей, как материальной возможностью мысли, и в этом смысле с миром-душой (ср., например, Il4,3, и 5,3).
Позиция, занятая этой философией, имеет глубокие теоретические и общекультурные основания: она обусловлена кризисом рационалистического миропонимания (в той его форме, которая достигла предельного развития в гегелевском
панлогизме), осознанием недостаточности как сугубо рационалистических, так и позитивистских, механистических способов философского исследования.
Гегелевский
панлогизм есть вместе с тем и самый радикальный имманентизм, какой только знает история мысли, ибо в нём человеческое мышление, пройдя очистительный «феноменологический» путь, становится уже не человеческим, а божественным, даже самим божеством.